Возмещение фсс проводки. Что делать, если фсс не принял пособия к зачету Учет не принятых зачету расходов фсс

Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности

Расходы по больничным листам, на выплату детских пособий и пособий в связи с материнством несет работодатель. Эти траты ему компенсирует Соцстрах двумя способами: засчитывает в уплату страховых взносов на временную нетрудоспособность и материнство либо возмещает на расчетный счет работодателя-страхователя.

Для того, чтобы принять издержки к зачету или возмещению ФСС проводит их проверку. На основании положений подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ Фонд может не засчитать данные затраты, если:

  • документы были неправильно составлены или выданы с нарушением законодательства;
  • имели место нарушения законодательных положений о соцстраховании;
  • подтверждающие расходы бумаги были вовсе не представлены страхователем.

Например, Соцстрах может отказать компании в возмещении или зачете расходов, если посчитает, что страхователь создал искусственные условия для получения выгоды, а также, если обнаружит поддельные листы нетрудоспособности.

Если работодатель считает, что чиновники Фонда неправы, оспорить решение можно в судебном порядке. Если же издержки возместить так и не получилось, придется вносить корректировки в отчетность и учет. Как это сделать расскажем в двух следующих статьях.

Что сделать в учете, чтобы отразить не зачтенные ФСС пособия?

Алгоритм действий бухгалтера при отказе ФСС в зачете и возмещении расходов на социальные выплаты таков:

  • Провести не зачтенные суммы расходов на пособия в бухучете методом красного сторно.
  • Удержать с сотрудника не зачтенные суммы либо списать их в расходы.
  • Удержать с не зачтенной суммы взносы на страхование. Кстати, в Минтруде, считают этот путь самым безопасным для страхователя.
  • За периоды до 2017 года - доплатить взносы в Соцстрах, после 2017 года - в Налоговую. Сделать это нужно, если страхователь уменьшает ежемесячные взносы на выплату по больничным и в связи с материнством. Доплата составляет размер не зачтенной суммы.
  • Начислить и удержать НДФЛ с сотрудника. Это не касается только пособий по больничным листам, с которых и так удерживается подоходный налог. С остальными социальными пособиями дела обстоят иначе. Если Соцстрах отказал в зачете выплаченного пособия, то данное пособие уже не является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию. Следовательно, оно исключается из выплат, необлагаемых НДФЛ. Получается, что при отказе сотрудника вернуть выплаченную ему сумму пособия, которая не была зачтена Соцстрахом, она становятся его доходом. А все доходы, как известно, облагаются НДФЛ. В законодательных положениях нет прямых указаний на то, что с не зачтенных Соцстрахом сумм нужно удерживать подоходный налог. Однако, не сделав это и начислив страховые взносы, страхователь вызовет немало вопросов у налоговых контролеров, поскольку возникнет разница между базой по взносам на страхование и базой по НДФЛ.
  • Выяснить возникла ли переплата по НДФЛ. Такое обстоятельство будет иметь место, если сотрудник все же вернул выплаченное ему пособие, которое ранее было обложено НДФЛ. О переплате нужно сообщить работнику (п. 1 ст. 231 НК РФ), а после ее можно зачесть в счет предстоящих платежей по НДФЛ или вернуть на банковский счет сотрудника на основании его письменного заявления.
  • Перечислить страховые взносы и НДФЛ в госбюджет. Налог перечисляется, если ранее не был удержан, но работодатель все же решил его удержать.
  • Произвести расчет пени по взносам и НДФЛ, после также перечислить их в бюджет. При признании выплат на социальное обеспечение невозмещаемыми у компании возникает недоимка по взносам и подоходному налогу. Начисление пени производится со дня, наступающего после даты перечисления взносов в месяце выплаты не зачтенного пособия, до дня, предшествующего дате погашения долга по взносам или НДФЛ.
  • Провести корректировку обязательной отчетности страхователя: формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ корректируется, если компания решила удержать НДФЛ с ранее необлагаемых налогом сумм, а также 4-ФСС, РСВ-1 (за периоды до 2017 года) и РСВ 2017 (за периоды с 2017 года).

Какие именно правки нужно внести в отчетность, расскажем в следующей статье.

Фонд социального страхования осуществляет контроль за правильностью произведенных расходов, а также проводит камеральные и выездные проверки правильности расходования средств социального страхования на выплату страхового обеспечения в соответствии с частью 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее – Закон № 255-ФЗ).

При рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, в том числе выездную проверку, в порядке, установленном статьей 4.7 Закона № 255-ФЗ, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки. Территориальный орган страховщика выделяет (возмещает) средства на осуществление расходов, которые произведены страхователем на выплату страхового обеспечения в соответствие с требованиями действующего законодательства, и которые по результатам проверки приняты к зачету (ст.ст.4.6, 4.7 Закона № 255-ФЗ).

В случае выявления расходов на выплату страхового обеспечения, произведенных страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденных документами, произведенных на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, территориальный орган страховщика, проводивший проверку, отказывает в возмещении средств страхователю (ст.4.2 Закона № 255-ФЗ), а также выносит решение о непринятии таких расходов к зачету.

Расходы на цели обязательного социального страхования, не принятые к зачету в счет уплаты страховых взносов, не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем, они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов. Не принятые к зачету расходы являются неуплаченными страховыми взносами, так как сумма произведенных расходов в нарушение действующего законодательства была зачтена в счет предстоящих платежей.

До 01.01.2017 непринятые к зачету расходы отражались в Расчете по начисленным и уплаченным страховым взносам, увеличивая задолженность страхователя по уплате страховых взносов, чем и обеспечивался возврат суммы непринятых к зачету расходов в бюджет Фонда социального страхования.

В Расчете по страховым взносам, представляемом в налоговые органы, непринятые к зачету расходы не отражаются.

Решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения является основанием для взыскания со страхователя недоимки по страховым взносам, образовавшейся в результате осуществления таких расходов. Взыскание недоимки по страховым взносам осуществляется налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Копия решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения направляется Фондом социального страхования в налоговый орган в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу указанного решения (Порядок представления решений определен Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации от 30.11.2016).

С 01.01.2017 полномочия по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством переданы налоговым органам. Разъяснения по вопросам информирования плательщиков страховых взносов о порядке исчисления и уплаты страховых взносов с 01.01.2017 возлагаются на налоговые органы (Федеральные законы от 03.07.2016 № 243-ФЗ, № 250-ФЗ).


Территориальное отделение ФСС России отказало нашей организации в возмещении пособий по временной нетрудоспособности. Причина - несколько больничных были оформлены с ошибками. Нужно ли на эти суммы теперь начислять страховые взносы?

Мы считаем, что на суммы пособий по временной нетрудоспособности, которые территориальное отделение ФСС России не приняло к зачету, страховые взносы начислять не надо. Ведь данные выплаты хоть и произведены в рамках трудовых отношений, но не являются вознаграждением за труд. Однако чиновники считают иначе. Расскажем подробнее.

Фискальная точка зрения

Свой взгляд на рассматриваемую проблему Минфин России изложил в письме от 01.09.2017 № 03-15-07/56382 . По мнению финансового ведомства, суммы начисленных работнику выплат, которые не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами. Аргументируется такая позиция следующим образом.

Объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, в частности, в рамках трудовых отношений (подп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ). При этом база по страховым взносам определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма облагаемых выплат и иных вознаграждений, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом (п. 1 ст. 421 НК РФ).

Перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен в ст. 422 НК РФ. В него включены пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). То есть в общем случае больничные не облагаются страховыми взносами.

В части 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» указано, когда территориальный орган ФСС России может вынести решение о непринятии расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности. Это произойдет, если организация выплатила работникам пособие:

С нарушением законодательства РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

При отсутствии документов;

На основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.

Если продолжить логическую цепочку рассуждений финансистов, то получается, что не принятое к зачету пособие перестает быть страховым обеспечением по социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Следовательно, на такие выплаты положения подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ не распространяются. А значит, данные суммы включаются в базу по страховым взносам, так как выплаты произведены при наличии трудовых отношений между организацией и работниками.

Вышеназванное письмо финансового ведомства специалисты ФНС России направили нижестоящим налоговым органам для использования в работе (письмо от 22.09.2017 № ЕД-4-15/19093).

В марте этого года налоговая служба выпустила письмо, в котором указала, что в случае непринятия территориальным органом ФСС России к зачету расходов на выплату страхового обеспечении, компания должна представить в налоговые органы уточненный расчет по страховым взносам (письмо от 05.03.2018 № ГД-4-11/4193@). Напомним, что форма расчета и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (далее - Порядок).

Налоговики отметили, что согласно Порядку при расчете сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством организации в соответствующих строках и графах приложения № 2 к разделу 1 расчета отражают суммы выплат и иных вознаграждений, которые признаются объектом обложения страховыми взносами. По мнению специалистов ФНС России, в случае получения организацией решения территориального органа ФСС России о непринятии к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности, компания должна уточнить данные о суммах выплаченных пособий на сумму неподтвержденных расходов. Одновременно суммы начисленных работнику выплат, которые не являются пособиями по причине непринятия к зачету территориальным органом ФСС России, подлежат обложению страховыми взносами в общем порядке.

Согласно п. 1.2 раздела I Порядка при обнаружении организацией в сданном в налоговый орган расчете факта неотражения или неполноты отражения, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в налоговый орган уточненный расчет в порядке, установленном ст. 81 НК РФ.

Будем спорить!

С фискальным подходом чиновников категорически не согласны суды, причем на высшем уровне. Правда, благоприятные для компаний решения были вынесены по спорам, которые возникли в период действия Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ). Но, на наш взгляд, приведенными аргументами можно воспользоваться и сейчас, так как положения Закона № 212-ФЗ и главы 34 «Страховые взносы» НК РФ практически идентичны.

Арбитры указывают, что согласно п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона № 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию (сейчас аналогичная норма содержится в подп. 1 п. 1 ст. 422 НК РФ). Отказ территориального органа ФСС России в принятии к зачету расходов по выплате пособий не может изменить статус выплаченных средств. Они по-прежнему являются страховым обеспечением, так как выплата пособия обусловлена наступлением страхового случая (болезни работника). Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций.

Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые к зачету суммы выплаченного пособия. Поэтому данные выплаты не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

К такому выводу пришел Верховный суд РФ в определениях от 04.08.2017 № 308-КГ17-680 и от 11.08.2017 № 310-КГ17-10343.

Нижестоящие суды также на стороне компаний (см., например, постановления АС Западно-Сибирского округа от 28.09.2017 по делу № А27-5175/2017, от 19.09.2017 по делу № А27-516/2017, Уральского округа от 01.09.2017 по делу № А76-23412/2016, Северо-Западного округа от 15.08.2016 по делу № А13-10649/2015). Арбитры отмечают, что суммы не принятых к зачету расходов не могут быть автоматически признаны выплатами в пользу работников в рамках трудовых отношений, на которые начисляются страховые взносы. Кроме того, выявленные территориальным органом ФСС России ошибки и (или) нарушения не могут являться безусловной причиной для непризнания наступившей нетрудоспособности работника страховым случаем.

Как видите, в случае возникновения спора у компаний есть хороший шанс выиграть судебное разбирательство.

Подали на возмещение больничного листа в Фонд Социального Страхования документы во 2-м квартале 2018г. Проверка закончилась в конце третьего квартала 2018г. Фонд не принял часть больничного листа.
1. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в зарплату?

2. Сумму которую не принял фонд необходимо отразить в отчетности за 3-й квартал или подать уточненку за 2-ой квартал?

3. В какой срок необходимо доплатить налоги по не принятой сумме?

4. Как не принятую сумму отразить в бухгалтерском учете?

Сообщаю Вам следующее:

Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты.
  3. Сдайте в ИФНС по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях. В Документе 3 отражен порядок представления уточненного расчета.
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и . Рекомендуется уплатить недоимку и пени в кратчайшие сроки, так как за каждый день просрочки начисляются пени (в Документе 4 представлен материал, где указан порядок взыскания задолженности налоговым органом).

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

Подборка документов из Систем КонсультантПлюс:

Документ 1

Как учесть расходы, не принятые к зачету ФСС

ФСС может не принять расходы к зачету, если документы на выплату пособий неправильно оформлены, фальшивые либо их совсем нет ( Закона N 255-ФЗ). Получив из ФСС решение о непринятии расходов, действуйте так.

  1. Сторнируйте незачтенное пособие. Если это больничный, сторнируйте и исключите из налоговых расходов пособие за первые три дня болезни, выплаченное за счет фирмы.
  2. Начислите работнику выплату, равную ранее исчисленному пособию по дебету счета 91. Она не учитывается в налоговых расходах, облагается страховыми взносами и НДФЛ. Если это было пособие по болезни, НДФЛ с него вы уже удержали. Если другое пособие, удержите налог с ближайшей выплаты ( ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  3. Сдайте в ИФНС по взносам за квартал, в котором были начислены незачтенные пособия. Исправьте в нем данные о необлагаемых выплатах, базе, взносах и пособиях ( ФНС от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).
  4. Доплатите взносы по уточненному расчету и .

Проводки по пособиям, не принятым к зачету ФСС

Документ 3

Порядок представления уточненного расчета следующий:

— в уточненный расчет подлежат включению те разделы расчета и приложения к ним, которые ранее были представлены плательщиком в налоговый орган (за исключением «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах»), с учетом внесенных в них изменений, а также иные разделы расчета и приложения к ним, в случае внесения в них изменений (дополнений);

— в уточненный расчет подлежит включению «Персонифицированные сведения о застрахованных лицах» в отношении тех физических лиц, в отношении которых производятся изменения (дополнения);

— при перерасчете сумм страховых взносов в периоде совершения ошибки (искажения) уточненные расчеты представляются по форме, действовавшей в том расчетном (отчетном) периоде, за который производится перерасчет сумм страховых взносов.

И, конечно, уточненный расчет представляется за тот период, в котором непринятые расходы были первоначально отражены.

Если в уточненном расчете меняется только сумма расходов на выплату страхового обеспечения, то из него надо исключить не принятые ФСС расходы на выплату пособий:

— корректировки вносятся в расчета;

— соответствующие изменения вносятся в Приложение 2 к разд. 1 расчета ( — );

На основании приведенных норм финансисты делают следующие выводы:

— во-первых, непринятые суммы пособий не являются выплатами страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию;

— во-вторых, выплаченные работнику суммы облагаются страховыми взносами в общеустановленном порядке.

Данный подход к рассматриваемому вопросу представлен и в более поздних письмах ФНС России ( от 05.03.2018 N ГД-4-11/4193@).

Если территориальный орган ФСС не принял к зачету расходы на выплату пособий на обязательное социальное страхование, то плательщик обязан представить уточненный расчет по страховым взносам, скорректировав сумму расходов.

Что касается вопроса об обложении страховыми взносами сумм не принятых к зачету расходов, он сегодня является спорным. Плательщик должен принять самостоятельное решение, следовать ему разъяснениям контролирующих органов, которые настаивают на обложении указанных выплат, или руководствоваться судебными решениями, признающими спорные суммы страховым обеспечением, которые не могут квалифицироваться как объекты обложения страховыми взносами.

Документ 4

1.1. Действия плательщика после выявления им недоимки по страховым взносам

Если в расчете отражена неправильная сумма взноса, нужно подать уточненный расчет ( , НК РФ).

Срок, в течение которого возможно взыскание недоимки, включает:

  1. Требование об уплате страховых взносов

Требование может направлять инспекция, в которой страхователь состоит на учете. Также его может направить налоговый орган, который вынес решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения по НК РФ ( , НК РФ).

  • сумму задолженности (на момент направления требования);
  • размер пеней, начисленных на момент направления требования;
  • срок исполнения требования (если дата исполнения не указана, то его нужно исполнить в течение восьми дней с даты его получения; меньший срок не может быть установлен, срок можно продлить);
  • меры по взысканию и обеспечению, которые применяются в случае неисполнения требования;
  • основания взимания сбора со ссылками на законодательство;
  • предупреждение об обязанности налогового органа направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела, если размер недоимки содержит признаки преступления, совершенного в крупных и особо крупных размерах ( УК РФ).

На основании решения о привлечении налогоплательщика к ответственности налоговый орган обязан передать материалы в следственные органы, если в течение двух месяцев после окончания срока исполнения требования задолженность не погашена в полном объеме ( НК РФ).

Если обязанность по погашению недоимки не исполнена, можно использовать средства банковского вклада (в том числе в драгоценных металлах), но только по истечении договора банковского вклада. Тогда на основании поручения банк проводит перечисление средств на расчетный (текущий) счет страхователя в размере, необходимом для погашения недоимки.

При продлении договора вклада банк сначала исполняет поручение налогового органа ( Минфина России от 26.05.2017 N 03-02-07/1/32431).

Обеспечительные меры в виде приостановления операций по счетам в банках и переводов электронных денег

Услуга оказывается в соответствии с регламентом услуги . Рекомендуем заранее с ним ознакомиться.

Услуга «Линия Консультаций» включает в себя подбор, анализ и предоставление информации, а также нормативных и консультационных материалов Справочно-правовых Систем КонсультантПлюс по вопросу

Ни одна компания не застрахована от того, что ФСС откажется принимать к зачету расходы на выплату пособий. Как учесть такие суммы и отчитаться об исправлении нарушения, читайте в статье, которую подготовили наши коллеги из журнала «Зарплата».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 4.2 и части 4 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) органы ФСС РФ имеют право не принимать к зачету расходы на выплату пособий по государственному социальному страхованию, если они произведены:

На основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов;

С нарушением законодательства РФ о социальном страховании;

Без подтверждающих документов.

Разберемся, что в этом случае делать работодателю.

Можно ли с работника взыскать не принятое фондом пособие

По общему правилу, установленному частью 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ, излишне выплаченные работнику суммы социальных пособий с него не могут быть взысканы.

Из этого правила есть два исключения:

Счетная ошибка;

Недобросовестность со стороны работника, например представление документов с заведомо неверными сведениями, влияющими на получение пособия и его размер.

В этих случаях излишне выплаченное пособие можно удержать в соответствии с нормами части 4 статьи 137 Трудового кодекса и части 4 статьи 15 Закона № 255-ФЗ. Удержание производится при каждой выплате в размере, не превышающем 20% причитающихся работнику сумм (ч. 1 ст. 138 ТК РФ). При прекращении выплат оставшаяся задолженность может быть взыскана в судебном порядке (ч. 4 ст. 15 Закона № 255-ФЗ).

Таким образом, в иных случаях для возврата суммы не принятого фондом пособия необходима добрая воля получателя. Однако добровольное внесение на практике встречается редко. Как правило, эти суммы приходится списывать за счет собственных средств организации, производить исправления в бухгалтерском и налоговом учете, корректировать уже представленные отчетные формы.

Исправительные записи в бухгалтерском учете

Факт отказа фонда возместить выплаченные суммы пособия отражается в Решении о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по форме 28-ФСС, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 № 1014н.

Сторно начисленных пособий. На основании этого документа страхователь сторнирует записи по начислению сумм не принятых к зачету расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности и всвязи с материнством на дату вынесения решения (п. 2 и 4 ПБУ 22/2010).

Бывшее пособие - за счет собственных средств. Суммы, восстановленные по дебету счета 69, не могут быть списаны на затраты, как, например, зарплата. Их следует отнести в уменьшение собственных средств страхователя.

Поскольку они не признаются при расчете налога на прибыль, в бухгалтерском учете возникает постоянная разница и соответствующее ей постоянное налоговое обязательство.

НДФЛ. Заметим, что пособие по временной нетрудоспособности облагается НДФЛ в силу прямого указания в пункте 1 статьи 217 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 22.02.2008 № 03-04-05-01/42). Поскольку мы говорим о случае, когда работник добровольно не вернул сумму пособия, не принятого фондом (он получил доход), сторнировать сумму удержанного с него НДФЛ нет необходимости.

Если фонд не принял к зачету не облагаемое налогом пособие, эту сумму следует включить в облагаемую базу по НДФЛ.

Рассмотрим на примере бухгалтерские записи по исправлению допущенного нарушения.

Пример 1

В ЗАО «Амурские куры» в феврале 2012 года работникам были выплачены:

- пособие по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве в размере 26 827,33 руб.;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, в размере 465,2 руб. (ст. 3 Федерального закона от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»).

Однако по результатам камеральной проверки, проведенной фондом в августе, расходы на выплату пособий из-за неправильного оформления представленных документов приняты не были.

Необходимо составить исправительные проводки.

Решение. В августе 2012 года бухгалтер ЗАО «Амурские куры» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма» КРЕДИТ 70

26 827,33 руб. - сторнирована сумма пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» КРЕДИТ 70

465,2 руб. - сторнирована сумма единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 76 КРЕДИТ 70

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - выплаченные работникам суммы не принятых к зачету пособий отражены по счету расчетов с разными дебиторами и кредиторами;

ДЕБЕТ 69 субсчетов расчетов с ФСС РФ по двум видам социального страхования КРЕДИТ 51

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - перечислены в ФСС РФ суммы задолженности страхователя перед фондом, возникшие в связи с отказом фонда принять суммы пособия к зачету;

ДЕБЕТ 84 КРЕДИТ 76

27 292,53 руб. (26 827,33 руб. + 465,2 руб.) - отнесены за счет собственных средств страхователя суммы выплаченных работникам пособий, не принятых фондом к зачету;

ДЕБЕТ 70 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по НДФЛ»

60 руб. (465,2 руб. × 13%) - удержан НДФЛ с суммы единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, не принятого к зачету;

ДЕБЕТ 99 КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты с бюджетом по налогу на прибыль»

5458,51 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 20%] - отражено постоянное налоговое обязательство.

Заметим, что если речь идет об обычном пособии по временной нетрудоспособности, то следует сторнировать и начисление пособия за первые три дня временной нетрудоспособности на счета затрат (20, 23, 25, 26, 29, 44).

Последствия неначисления страховых взносов с не принятых фондом пособий

В связи с отказом территориального отделения фонда принять пособие к зачету возникает вопрос о занижении суммы выплат, облагаемых страховыми взносами.

Доначисление страховых взносов

Пока выплата считалась пособием. В момент назначения пособия оно считается начисленным правомерно и не облагается страховыми взносами (п. 1 ч.1 ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, далее - Закон № 212-ФЗ, и подп. 1 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ, далее - Закон № 125-ФЗ).

Когда выявлено нарушение. В момент вынесения решения о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения выплаченные суммы утрачивают статус страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию. Таким образом, они должны быть исключены из перечня не облагаемых страховыми взносами выплат и на них следует начислить страховые взносы (письмо Минздравсоцразвития России от 30.08.2011 № 3035-19).

Нарушение допущено в текущем году. Если фонд не принял к зачету пособия, выплаченные в текущем году, доначисление страховых взносов производится в том отчетном периоде, когда выявлена ошибка (п. 5 ПБУ 22/2010).

Нарушение прошлых периодов. Если речь идет о результатах выездной проверки, глубина которой охватывает и прошлые периоды, порядок доначисления страховых взносов зависит от момента выявления ошибки, от того является ли она существенной, утверждена ли отчетность прошлого года и т. д.

Пример 2

Воспользуемся условиями примера 1, дополнив их. ЗАО «Амурские куры» не имеет права применять пониженные тарифы страховых взносов. Основной вид деятельности ЗАО «Амурские куры» относится к VII классу профессионального риска. Ему соответствует тариф страховых взносов на случай травматизма - 0,8%.

Получатели непринятых сумм пособий родились после 1967 года. Сумма их доходов, облагаемых страховыми взносами, в совокупности с суммами непринятых к зачету пособий в августе не превысила предельную величину облагаемой базы - 512 000 руб.

Как доначислить страховые взносы с непринятых сумм пособий?

Решение. В августе 2012 года бухгалтер ЗАО «Амурские куры» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии»

4366,8 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 16%] - доначислены страховые взносы в ПФР на страховую часть трудовой пенсии;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ПФР по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии»

1637,55 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 6%] - доначислены страховые взносы в ПФР на накопительную часть трудовой пенсии;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»

791,48 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 2,9%] - доначислены страховые взносы в ФСС РФ на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма»

218,34 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 0,8%] - доначислены страховые взносы в ФСС РФ на случай травматизма;

ДЕБЕТ 20 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФФОМС»

1391,92 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб.) × 5,1%] - доначислены страховые взносы в ФФОМС.

Ответственность за занижение облагаемой базы по страховым взносам

Если расходы на выплату пособий приняты не были, у организации возникает недоимка по страховым взносам. Недоимка взыскивается с начислением пеней и облагается штрафом за занижение облагаемой базы.

Пени за просрочку. Согласно части 5 статьи 25 Закона № 212-ФЗ пени рассчитываются в процентах от неуплаченной суммы страховых взносов за каждый календарный день просрочки уплаты страховых взносов. Заметим, что день погашения просроченной задолженности по страховым взносам в период просрочки не входит (п. 1 ч. 5 ст. 18 Закона № 212-ФЗ). Процентная ставка принимается равной 1/300 действующей ставки рефинансирования ЦБ РФ. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме. Это предусмотрено частями 5 , 6 и 7 ст. 25 Закона № 212-ФЗ.

В соответствии с пунктом 4 статьи 22 Закона № 125-ФЗ суммы страховых взносов на случай травматизма перечисляются ежемесячно в срок, установленный для получения средств на выплату заработной платы за истекший месяц.

Пени за просрочку уплаты страховых взносов на случай травматизма начисляются со дня, следующего за установленным днем уплаты страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно (п. 1 и 2 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ). Пени определяются в процентах от недоимки.

Процентная ставка также равна 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на момент образования недоимки. При ее изменении расчет производится исходя из новой ставки со дня, следующего за днем изменения (п. 4 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).

Штраф. За занижение облагаемой базы организацию могут оштрафовать в размере 20% неуплаченной суммы взносов, а в случае умышленных действий со стороны страхователя - в размере 40% (ч. 1 и 2 ст. 47 Закона № 212-ФЗ и ст. 19 Закона № 125-ФЗ).

Специалисты Минздравсоцразвития России в письме от 30.08.2011 № 3035-19 рекомендуют привлекать страхователя к ответственности избирательно. Компания будет оштрафована, если неполная уплата страховых взносов возникла в результате:

Неправильного определения страхового стажа работника;

Неверного исчисления размера пособий;

Отсутствия документов, подтверждающих право застрахованного лица на получение государственного пособия, и т. п.

Бухгалтерский и налоговый учет пеней и штрафов. В рассматриваемой ситуации сумма пеней и штрафов в бухгалтерском учете относится к прочим расходам (п. 11 ПБУ 10/99).

В налоговом учете суммы начисленных пеней и штрафов организация учесть не может (п. 2 ст. 270 НК РФ и письмо Минфина России от 12.03.2010 № 03-03-06/1/127), поэтому в учете образуется постоянное налоговое обязательство (п. 7 ПБУ 18/02).

Покажем на примере, как начислить пени и штрафы в случае, когда пособия не приняты к зачету.

Пример 3

Дополним условия примеров 1 и 2. Страхователь уплатил доначисленные суммы страховых взносов с сумм не принятых к зачету пособий, а также просроченную задолженность в сумме непринятых пособий 20.08.2012 года. Необходимо рассчитать и отразить в бухучете величину пеней, подлежащих уплате в ФСС РФ, ПФР, ФФОМС, сумму штрафов в размере 20% от неуплаченной суммы страховых взносов во внебюджетные фонды. Дата выдачи зарплаты - 15-е число.

Решение. По итогам проверки оказалось, что организация не перечислила за февраль страховые взносы в сумме не принятых к зачету пособий, а также в сумме недоначисленных3 страховых взносов с непринятых сумм.

Страховые взносы, установленные Законом № 212-ФЗ, следовало уплатить не позднее 15 марта 2012 года, с 16 марта началась просрочка уплаты.

Определим продолжительность периода просрочки - 157 календарных дней. Ставка рефинансирования ЦБ РФ с 26 декабря 2011 года составляет 8% годовых (Указание Банка России от 23.12.2011 № 2758-У).

Сумма пеней за просрочку уплаты страховых взносов, рассчитанная по правилам статьи 25 Закона № 212-ФЗ, составит 362,27 руб. [(465,2 руб. + + 4366,8 руб. + 1637,55 руб. + 791,48 руб. + 1391,92 руб.) × 1/300 × 8% × × 157 календ. дн.].

Просрочка уплаты страховых взносов на случай травматизма составила 158 календарных дней. Сумма пеней составила 1139,52 руб. [(26 827,33 руб. + + 218,34 руб.) × 1/300 × 8% × 158 календ. дн.].

В августе бухгалтер ЗАО «Амурские куры» сделал следующие проводки:

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ, ПФР, ФФОМС»

362,27 руб. - начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов, установленных Законом № 212-ФЗ;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69 субсчет «Расчеты с ФСС РФ по страховым взносам на случай травматизма»

1139,52 руб. - начислены пени за просрочку уплаты страховых взносов, установленных Законом № 125-ФЗ;

ДЕБЕТ 91-2 КРЕДИТ 69

7139,72 руб. [(26 827,33 руб. + 465,2 руб. + 4366,8 руб. + 1637,55 руб. + 791,48 руб. + 1391,92 руб. + 218,34 руб.) × 20%] - начислен штраф от суммы неуплаченных взносов за занижение облагаемой базы;

ДЕБЕТ 69 субсчет «Пени, штрафы» КРЕДИТ 51

8641,51 руб. (362,27 руб. + 1139,52 руб. + 7139,72 руб.) - уплачены пени и штраф;

ДЕБЕТ 99 субсчет «ПНО» КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»

1728,3 руб. (8641,51 руб. × 20%) - отражено постоянное налоговое обязательство.

Уточнение ранее сданных расчетов по страховым взносам

Если организация занизила облагаемую взносами базу, она согласно части 1 статьи 17 Закона № 212-ФЗ обязана представить уточненные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам (форму-4 ФСС и форму РСВ-1 ПФР).

Если база занижена в текущем году. Следует подать уточненный расчет за тот период отчетного года, в котором нарушение допущено. Например, если организация выплатила пособия в феврале 2012 года, а фонд не принял эти суммы в августе 2012 года, нужно представить уточненный расчет только за I квартал 2012 года.

Обратите внимание, сложившаяся практика показывает, что «уточненка», сданная после окончания приема отчетности, используется в справочных целях. Ее показатели не меняют картину «закрытого» отчетного периода. Исправление нарушения специалисты фонда учтут на основании расчета за период, когда нарушение было выявлено и фактически исправлено (за 9 месяцев).

База была занижена в прошлом году. Если выявлено нарушение, допущенное в предыдущем отчетном периоде, уточненный расчет (также для справки) нужно подать за тот год, а фактические исправления отразить в строках 4 и 5 таблиц 1 и 7 расчета за период, когда нарушение выявлено и исправлено. Сдать уточненный расчет нужно на старом бланке (ч. 5 с. 17 Закона № 212-ФЗ).

При сдаче «упрощенки» необходимо в поле «Номер корректировки» проставить 001, 002 и т. д.

Рассмотрим на примере, как отразить в форме-4 ФСС выявленные нарушения и исправить их.

Пример 4

Воспользуемся условиями и результатами решений примеров 1-3. Необходимо определить, какие показатели ранее сданного расчета за I квартал 2012 года подлежат корректировке в уточненном расчете и как изменятся показатели расчета за 9 месяцев 2012 года.

Решение. Нарушение допущено и исправлено в течение одного года. Определим перечень корректировок показателей расчета за I квартал 2012 года, которые бухгалтер должен произвести в уточненном расчете. Скажем сразу, уточненный расчет за I квартал 2012 года в конечном итоге должен отражать расчеты с фондом таким образом, как будто нарушения и не было. Для этого ряд показателей первичного расчета за I квартал 2012 года следует уменьшить (увеличить) на непринятые суммы пособий.

На сумму непринятого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (465,2 руб.), следует уменьшить (-):

- показатель строки 15 «Расходы на цели обязательного социального страхования» таблицы 1. Уменьшение должно отразиться в графе 1 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»), в графе 3 строки 15 таблицы 1;

- графы 3 строки 18 «Всего (сумма строк 12 + 15 + 16 + 17)» таблицы 1;

- графы 4 строки 5 «Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности» таблицы 2;

- графы 3 строки 12 «Итого (сумма строк 1 + 3 + 5 + 6 + 7 + 10 + 11)» таблицы 2.

Одновременно на сумму непринятого единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности (465,2 руб.), следует увеличить (+) показатель графы 3 строки 19 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 1.

На сумму не принятых к зачету пособий следует увеличить (+) показатели, отражающие величину облагаемой базы по обоим видам страхования:

- граф 5 и 3 строки 1 «Сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ» таблицы 3;

- граф 5 и 3 строки 4 «Итого база для начисления страховых взносов (стр. 1 – стр. 2 – стр. 3)» таблицы 3;

- графы 3 «Выплаты и иные вознаграждения в пользу работников, на которые начисляются страховые взносы» строк 4, 2 и 1 таблицы 6.

На сумму доначисленных страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (791,48 руб.) с сумм непринятых пособий следует увеличить (+) следующие показатели:

- строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 1. Увеличение должно отразиться в графах 1 и 3 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»);

- графы 3 строки 8 «Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)» таблицы 1;

- графы 3 строки 19 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 1.

На сумму непринятого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (26 827,33 руб.) нужно уменьшить (-) показатели:

- строки 11 «Расходы по обязательному социальному страхованию» таблицы 7. Уменьшение должно отразиться в графе 1 («2 месяц» и «за последние три месяца»), в графе 3 строки 11 таблицы 7;

- графы 3 строки 14 «Всего (сумма строк 10 + 11 + 12 + 13)» таблицы 7;

- графы 4 строки 1 «Пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве, всего» таблицы 8;

- графы 3 строки 10 «Всего расходов (сумма строк 1 + 4 + 7 + 9)» таблицы 8.

На сумму непринятого пособия по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве (26 827,33 руб.) следует увеличить (+) показатель графы 3 строки 15 «Задолженность за страхователем на конец отчетного периода» таблицы 7.

На сумму доначисленных взносов на случай травматизма (218,34 руб.) с сумм непринятых пособий следует увеличить (+) следующие показатели II раздела формы-4 ФСС, посвященного страховым взносам на случай травматизма:

- граф 1 и 3 строки 2 «Начислено к уплате страховых взносов» таблицы 7 («2 месяц» и «за последние три месяца отчетного периода»);

- графы 3 строки 8 «Всего (сумма строк 1 + 2 + 3 + 4 + 5 + 6 + 7)» таблицы 7;

- графы 3 строки 15 «Задолженность за страхователем на конец отчетного (расчетного) периода» таблицы 7.

Помимо корректировки стоимостных показателей, следует поправить натуральные показатели, отражающие количество выданных пособий (графа 3 строки 5 таблицы 2), дней временной нетрудоспособности (графа 3 строки 1 таблицы 8), численность пострадавших (графа 3 строки 1 таблицы 9).

Напомним, что поданная «уточненка» за I квартал используется лишь в справочных целях, поэтому реальное исправление нарушения нужно отразить при составлении расчета за 9 месяцев, а именно:

- увеличение облагаемой базы по обоим видам социального страхования (26 827,33 руб. + 465,2 руб.);

- фактически произведенное доначисление страховых взносов по двум видам социального страхования (791,48 руб. и 218,34 руб.) с суммы не принятых к зачету пособий, не взысканных с получателей;

- уплату сумм не принятых к зачету пособий и доначисленных страховых взносов по обоим видам социального страхования.

Корректировка персонифицированной отчетности

В связи с изменением облагаемой базы по страховым пенсионным взносам следует скорректировать индивидуальные сведения, поданные на получателей пособий за I квартал 2012 года.

СЗВ-6-1 (СЗВ-6-2). На получателей непринятых пособий следует подготовить корректирующие формы индивидуальных сведений по форме СЗВ-6-1 или СЗВ-6-2 за тот отчетный период, в котором были начислены не принятые фондом пособия. Корректирующие сведения представляются вместе с исходными сведениями персонифицированного учета за отчетный период, в котором выявлено нарушение.

АДВ-6-2. Также в форме АДВ-6-2, сопровождающей исходные индивидуальные сведения за отчетный период, в котором нарушение выявлено, следует отразить данные о корректирующих индивидуальных сведениях (раздел «Сведения о корректирующих (отменяющих) сведениях» формы АДВ-6-2). В ней необходимо указать сумму доначисленных страховых взносов. Она должна равняться сумме доначисленных страховых взносов, указанной в строке 120 РСВ-1 ПФР. Такие рекомендации даны в письме ПФР от 18.05.2011 № 08-26/5304 .