Сочинение: Честь в произведении «Капитанская дочка» Пушкина. Честь в повести "капитанская дочка" Тема чести в капитанской дочке кратко

Понятия о чести, долге, совести были основополагающими в семье дворян Гриневых. Об этом читатель узнает с первых строк произведения. Отец Петра Гринева, Андрей Петрович Гринев, был сослан в далекую Симбирскую губернию, потому как предпочел заточение в Белогорской крепости предательству и лизоблюдству. Он служил еще при графе Минихе, был удачлив и смел. Об этом читатель узнает из записок Гринева-младшего. Однако граф Миних не захотел служить незаконной власти, захваченной в результате очередного дворцового переворота, и ушел в отставку. Вслед за графом Минихом покидает столицу Андрей Петрович Гринев, предпочитая остаться в ладу со своей честью и совестью.

Своего сына, Петра, Гринев воспитывал так, чтобы тот жил , открыто, и никогда не преклонял головы перед неправдой. Едва Петруша родился, как был записан в лейб-гвардии полк. Такова была традиция у дворян в 18 веке. Отец мечтал, чтобы сын послужил государству, как и он в молодости. И Петру действительно пришлось защищать свою честь и честь фамилии.

Безусловно, в семье Гриневых царят благородство, любовь. Читатель наблюдает, как трогательно Гринев-старший обращается со своей супругой, с которой они вместе уже много лет. Впоследствии так же и Петр относится к Маше Мироновой.

Кодекс чести Петра Гринева

Андрей Петрович отправляет сына служить не в Петербург, о котором тот грезит, а в глухой Оренбургский край. И неслучайно. Он знает, что в молодости так много соблазнов подстерегают на каждом шагу. В начале Петр Гринев предстает перед читателем неким молодым повесой, разочарованным и скучающим, который способен поставить на кон и проиграть все Зурину, он может прикрикнуть на своего дядьку Савельича. Хотя читатель , что Петр раскаивается в своих поступках, его мучает совесть. Это характеризует его как человека честного и достойного.

В Симбирской крепости на долю Петра выпадают испытания. Он внезапно оказывается на перепутье двух дорог, перед камнем с надписью «С честью пойдешь по жизни - умрешь. Против чести пойдешь - жив будешь». И не подвел Петруша фамильную честь Гриневых, оправдал чаяния отца.

Даже страх смерти не дает ему свернуть с дороги чести, когда Гринев оказывается перед Пугачевым. Как и его отец, Петр не мог присягать самозванцу, коим был Пугачев, хотя вокруг и раздавались возгласы: «Целуй руку, целуй руку!». Не поцеловал. Иначе был бы не Гринев. И Пугачев, будучи умным человеком, оценил моральные принципы Петра Гринева. И ради своей возлюбленной – Маши Мироновой – ради ее девичьей чести готов жертвовать Гринев своей жизнью.

Таким образом, на протяжении повести «Капитанская дочка» Пушкин рисует перед читателем некий кодекс чести рода Гриневых в целом и Петра в частности. Он остается до конца верен присяге, всегда готов встать на защиту чести и достоинства, неоднократно проявляет благородство души и готов жертвовать своей жизнью ради спасения чести любимой девушки. Таковы моральные принципы Петра Андреевича Гринева.

Честь — это одна из самых значимых человеческих ценностей. Поступать честно — значит прислушиваться к голосу совести, жить в согласии с собой. Такой человек всегда будет иметь преимущество над остальными, поскольку никакие обстоятельства не способны сбить его с истинного пути. Он ценит свои убеждения и остается верен им до конца. Бессовестный человек наоборот – рано или поздно терпит поражение хотя бы потому, что сам себя предал. Лжец теряет свое достоинство и переживает нравственный упадок, а потому у него нет духовной силы отстаивать свою позицию до конца. Как говорится в известной цитате из фильма «Брат»: «Сила в правде».

В повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» тема правды занимает центральное место. В качестве эпиграфа автор берет известную пословицу «Береги платье снову, а честь — смолоду» и на протяжении всего произведения развивает эту мысль. В повести мы видим «противостояние» двух героев — Гринева и Швабрина, один из которых выбрал идти дорогой чести, а другой свернул с этого пути. Петруша Гринев защищает не только честь девушки, оклеветанной Швабриным, он защищает честь своей Родины и своей императрицы, которой он давал присягу. Влюбленный в Машу Гринев вызывает на дуэль Швабрина, оскорбившего честь девушки, позволив себе недопустимые намеки в ее адрес. На самой дуэли Швабрин вновь поступает нечестно и ранит Гринева, когда тот отвлекается. Зато читатель видит, кого выбирает Маша.

Приход Пугачева в крепость — еще одно испытание для героев. Швабрин, преследуя свои интересы, переходит на сторону Пугачева и тем самым предает и себя, и Родину. А Гринев даже под страхом смерти остается верен своим убеждениям. И Пугачев, разбойник и революционер, оставляет Гринева в живых, потому что способен оценить такой поступок.

Война — это тоже испытание для чести. В повести В. Быкова «Сотников» мы снова наблюдаем двух противоположных персонажей — партизан Сотников и Рыбак. Сотников, несмотря на свою болезнь, добровольно вызывается идти на поиски продовольствия, «потому что другие отказались». Он в одиночку отстреливается от полицаев, в то время как Рыбак убегает и бросает своего товарища. Даже попав в плен, на допросе, под жестокими пытками, он не выдает местоположения своего отряда. Сотников погибает на виселице, но сохраняет и честь, и достоинство.

Благородное, казалось бы, возвращение Рыбака за отставшим товарищем имеет низкие мотивы: он боится осуждения окружающих и не знает, как объяснить в отряде свой предательский поступок. Потом, в плену, когда их ведут на казнь, Рыбак соглашается перейти на службу к немцам, чтобы спасти свою жизнь. Однако потеряв последнюю надежду сбежать, он приходит к выводу, что смерть — его единственный выход. Но ему не удается совершить самоубийство, и этот трусливый, слабый духом человек вынужден всю жизнь мучиться под ударами совести.

В заключение хочется сказать, что мы должны воспитывать в себе и беречь привычку поступать честно, по совести. Это одна из тех основ, на которых держится общество. Даже сейчас, когда времена рыцарей и дуэлей давно прошли, нельзя забывать истинное значение понятия «честь».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений 9.3 по сборнику тестов к ОГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - На форуме сайта начата работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ 2020 года под редакцией И.П.Цыбулько.

20.10.2019 - Друзья, многие материалы на нашем сайте заимствованы из книг самарского методиста Светланы Юрьевны Ивановой. С этого года все ее книги можно заказать и получить по почте. Она отправляет сборники во все концы страны. Вам стоит только позвонить по телефону 89198030991.

29.09.2019 - За все годы работы нашего сайта самым популярным стал материал с Форума, посвященный сочинениям по сборнику И.П.Цыбулько 2019 года. Его посмотрели более 183 тыс. человек. Ссылка >>

22.09.2019 - Друзья, обратите внимание на то, что тексты изложений на ОГЭ 2020 года останутся прежними

15.09.2019 - На форуме сайте начал работу мастер-класс по подготовке к Итоговому сочинению по направлению " Гордость и смирение"

10.03.2019 - На форуме сайта завершена работа по написанию сочинений по сборнику тестов к ЕГЭ И.П.Цыбулько.

07.01.2019 - Уважаемые посетители! В ВИП-разделе сайта мы открыли новый подраздел, который заинтересует тех из вас, кто спешит проверить (дописать, вычистить) свое сочинение. Мы постараемся проверять быстро (в течение 3-4 часов).

16.09.2017 - Сборник рассказов И.Курамшиной "Сыновний долг", в который вошли также и рассказы, представленные на книжной полке сайта Капканы ЕГЭ, можно приобрести как в электронном, так и в бумажном виде по ссылке >>

09.05.2017 - Сегодня Россия отмечает 72-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне! Лично у нас есть еще один повод для гордости: именно в День Победы, 5 лет назад, заработал наш сайт! И это наш первый юбилей!

16.04.2017 - В ВИП-разделе сайта опытный эксперт проверит и выправит ваши работы: 1.Все виды сочинений на ЕГЭ по литературе. 2.Сочинения на ЕГЭ по русскому языку. P.S.Самая выгодная подписка на месяц!

16.04.2017 - На сайте ЗАКОНЧИЛАСЬ работа по написанию нового блока сочинений по текстам ОБЗ.

25.02 2017 - На сайте началась работа по написанию сочинений по текстам ОБ З. Сочинения по теме «Что такое добро?» можно уже смотреть.

28.01.2017 - На сайте появились готовые сжатые изложения по текстам ОБЗ ФИПИ, написанные в двух вариантах >>

28.01.2017 - Друзья, на Книжной полке сайта появились интересные произведения Л.Улицкой и А.Масс.

22.01.2017 - Ребята, оформив подписку в ВИП-разделе в сего на 3 дня, вы можете написать с нашими консультантами три УНИКАЛЬНЫХ сочинений на ваш выбор по текстам Открытого банка. Спешите в ВИП-раздел ! Количество участников ограничено.

15.01.2017 - ВАЖНО!!! На сайте размещены

Одна из основных тем в повести Пушкина «Капитанская дочка» — тема чести и долга. Тема эта задается уже эпиграфом к произведению — русской пословицей «Береги честь смолоду». Такое же напутствие отец дает Петруше Гриневу, провожая сына на военную службу.

И уже сам поступок Андрея Петровича Гринева, который вместо Петербурга отправляет сына в «сторону глухую и отдаленную», чтобы Петруша стал настоящим офицером, характеризует его как человека чести и долга. Гриневы — старинный дворянский род. Пушкин подчеркивает строгость нравов Андрея Петровича, его мудрость, чувство собственного достоинства.

Характерно, что понятие «чести и долга» в повести многозначно. В истории знакомства Петруши Гринева с Зуриным, когда молодой человек проиграл своему новому знакомому сто рублей, речь идет о дворянской чести. Деньги Петруши хранились у Савельича, и молодому человеку пришлось поссориться со своим дядькой для того, чтобы получить нужную сумму. Изумленный величиной этой суммы, Савельич пытается отговорить Гринева от уплаты долга. «Свет ты мой! послушай меня, старика: напиши этому разбойнику, что ты пошутил, что у нас и денег-то таких не водится», — уговаривает он своего воспитанника. Однако Гринев не может не заплатить бильярдный долг — для него это вопрос дворянской чести.

Тема чести реализуется и в истории взаимоотношений Гринева с Машей Мироновой. Защищая честь любимой девушки, герой вызывает на дуэль своего соперника, Швабрина. Однако вмешательство коменданта помешало дуэли, и лишь потом она возобновилась. Здесь речь идет о чести дамы, о долге перед ней.

Полюбив дочь капитана Миронова, Гринев чувствует свою ответственность за ее судьбу. Свой долг он видит в том, чтобы защищать и оберегать любимую девушку. Когда Маша становится пленницей Швабрина, Гринев готов на все, лишь бы ее освободить. Не найдя поддержки у официальной власти, он обращается за помощью к Пугачеву. И Пугачев помогает молодым людям несмотря на то, что Маша — дочь коменданта Белогорской крепости, дочь офицера войск противника. Здесь, наряду с темой рыцарской чести, возникает мотив мужской чести. Спасая Машу, свою невесту, из плена Швабрина, Гринев одновременно защищает и свою мужскую честь.

После ареста над Гриневым состоялся суд. Однако, защищаясь, герой не мог открыть истинное положение вещей, так как боялся впутать в эту историю Машу Миронову. «Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку — эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался». Гринев предпочитает понести незаслуженное наказание, нежели оскорбить доброе имя Марьи Ивановны. Таким образом, по отношению к Маше герой ведет себя как истинный рыцарь, защищающий свою даму.

Другое значение понятия «чести и долга» в повести — воинская честь, верность присяге, верность долгу перед Отчизной. Тема эта воплощена также в истории взаимоотношений Гринева с Пугачевым. После захвата Белогорской крепости Пугачев спас героя от смертной казни, помиловал его. Однако Гринев не может признать в нем государя, так как понимает, кто он есть на самом деле. «Меня снова подвели к самозванцу и поставили перед ним на колени. Пугачев протянул мне жилистую свою руку. „Целуй руку, целуй руку!" — говорили около меня. Но я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению», — вспоминает Гринев. Однако на этот раз все обошлось: Пугачев лишь пошутил, что молодой человек «одурел от радости», и отпустил его.

Однако далее драматизм и напряжение в повести возрастают. Пугачев спрашивает Гринева, признает ли он своего «государя», обещает ли служить ему. Положение молодого человека Очень неоднозначно: он не может признать самозванца государем, и, вместе с тем, он не хочет подвергать себя бесполезному риску. Гринев колеблется, но вот чувство долга торжествует «над слабостию человеческою». Он преодолевает собственное малодушие и откровенно признается Пугачеву, что не может считать его государем. Не может молодой офицер и служить самозванцу: Гринев — природный дворянин, присягавший императрице.

Далее ситуация становится еще более драматичной. Пугачев пытается взять с Гринева обещание не выступать против мятежников. Но и этого не может обещать ему герой: он обязан подчиняться требованиям воинского долга, повиноваться приказу. Однако и на этот раз душа Пугачева смягчилась — он отпустил молодого человека.

Тема чести и долга воплощается и в других эпизодах повести. Вот Иван Кузьмич Миронов отказывается признать самозванца государем. Несмотря на ранение, он до конца выполняет свой долг коменданта крепости. Он предпочитает погибнуть, нежели изменить своему воинскому долгу. Геройски погибает и Иван Игнатьич, гарнизонный поручик, отказавшийся присягнуть Пугачеву.

Таким образом, тема чести и долга получает самое разнообразное воплощение в пушкинской повести. Это и дворянская честь, рыцарская честь и честь дамы, мужская честь, воинская честь, человеческий долг. Все эти мотивы, сливаясь воедино, образуют в сюжете повести смысловую полифонию.

Русская литература во все века и времена поражала читателей глубиной анализа поставленных нравственных проблем. Не одно поколение решало для себя вопросы морального выбора, противостояния добра и зла, верности долгу и предательства, любви и ненависти, чести, достоинства, опираясь на лучшие произведения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и так далее.
А. С. Пушкин определил сквозную идею своего творчества следующим образом: «...чувства добрые я лирой пробуждал...»
Поэтому на его произведениях современные люди учатся постигать любовь, дружбу, свободу и сострадание. Одно из самых насыщенных нравственными проблемами произведений - повесть «Капитанская дочка». Ее герои проходят трудный путь, в ходе которого и формируются их представления о чести и долге.
Самый первый урок нравственности заключен уже в эпиграфе к произведению: «Береги честь смолоду». Герой повести - Петр Гринев - во всех ситуациях поступает как человек чести. То есть, совершая свой выбор, он беспокоится о том, чтобы поддержать кодекс дворянской чести, унаследованный от отца, который не хотел, чтобы сын служил в Петербурге и был «шаматон», а не солдат, и, кроме того, Гринев внимает голосу своей совести, которая заставляет его отличать хорошее от дурного.
Для Петруши Гринева, который «жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками», наступает пора принятия самостоятельных решений. И оказывается, что этот человек, не очень еще подготовленный к жизни, этот мальчик, которого Савельич называет «дитя», не колеблясь, поступает в соответствии с законами нравственности, независимо от серьезности возникших в его жизни проблем. Так, Гринев заставляет своего дядьку отдать сто рублей, которые он проиграл ротмистру гусарского полка Зурину, и хотя юношу мучили «неспокойная совесть и безмолвное раскаяние», а также жалость к «бедному старику», чувство чести оказывается сильнее.
Петр Гринев своим поведением учит читателя быть честным и в любви. Герой не терпит бесстыдные речи своего противника - Швабрина - о Маше Мироновой, капитанской дочке, и вызывает его на дуэль, хотя об их разговоре никому не было известно и Гринев пошел бы на компромисс только со своей совестью. Однако честь и достоинство любимой девушки становятся честью и достоинством его самого. О том, как по-разному воспринимают понятие чести Гринев и Швабрин, можно судить из высказывания Маши: «Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнью, но и совестью, и благополучием тех, которые...»
Гринев воспринимается уже не как «недоросль», а как взрослый мужчина, который может взять на себя ответственность за любимую женщину и ее судьбу. Неудивительно, что, когда доходит дело до ситуации, в которой надо выбирать между верностью и предательством, а следовательно, между смертью и жизнью, герой, не сомневаясь, идет на смерть, потому что он присягал императрице, а Пугачев - «вор и самозванец». Но здесь проявляется не только честь Гринева как офицера; его нравственное чувство настолько органично, что даже после помилования он отказывается целовать руку «государя»: «Я предпочел бы самую лютую казнь такому подлому унижению». Молодой человек учит своим примером вести себя достойно во всех ситуациях: ведь поцелуй руки «злодея» ничего бы не изменил, Гринев не нарушил бы присягу и не предал бы государыню, зато не рисковал бы жизнью (Савельич говорит ему: «Не упрямься! Что тебе стоит? Плюнь да поцелуй... у него ручку»), но он изменил бы себе, а это для Гринева не менее страшно.
Герой рискует жизнью еще два раза. Первый раз, когда возвращается в Белогорскую крепость за Машей, узнав, что «Швабрин принуждает ее выйти за него замуж», понимая, что его любовь и чувство ответственности за сироту глубже, чем страх за свою жизнь. И второй, когда не произносит имя капитанской дочки в суде, хотя может потерять при этом не только жизнь, но и свое честное имя. Но «мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную сними ставку - эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался».
Однако не только для Петра Гринева нравственность является природным свойством натуры, но и другие герои поступают в соответствии со своим нравственным идеалом и учат читателей различать добро и зло. Комендант Белогорской крепости Иван Кузьмич, который в обыденной
жизни во всем подчиняется своей жене, в экстремальной ситуации организует оборону крепости, не желает сдаться на милость Пугачева и готов к смерти: «Умирать так умирать: дело служивое!» На вопрос Пугачева: «Как ты смел противиться мне, своему государю?» - комендант, изнемогая от раны, собрал последние силы и отвечал твердым голосом: «Ты мне не государь, ты вор и самозванец, слышь ты!» После гибели мужа Василиса Егоровна называет Пугачева «беглым каторжником» и, погибая, остается верна чувству;\юбви и гордости за своего мужа.
Марья Ивановна, которая в начале повести кажется тихой, скромной, даже не очень привлекательной, трусливой, впоследствии проявляет лучшие свои качества. Оставшись сиротой, находясь в полной зависимости от Швабрина, больная она отказывается выйти за него замуж: «Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Любовь, верность, чувство собственного достоинства, гордость - вот чему учит эта сцена.
В конце произведения Маша Миронова, как многие другие героини русской литературы, вызволяет своего любимого из беды. Именно благодаря ее усилиям доказана невиновность жениха Марьи Ивановны, в этой ситуации, как и в сцене дуэли, честь и достоинство Петра Гринева становятся честью и достоинством капитанской дочки.
Нравственные законы, по которым живут герои повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», не приобретены ими в течение жизни. Они являются органичным, естественным свойством натуры рассматриваемых персонажей. Эти же нравственные категории являются частью народного сознания, которое ярче всего воплотилось в произведениях устного народного творчества. Как раз в сказках, песнях, пословицах и поговорках проявились мудрость народа, представление о добре и зле, мечты о счастье. Нравственные уроки и объединяют повесть Пушкина и творения фольклора; недаром в качестве эпиграфов и ко всему произведению, и к отдельным его главам автор выбирает, в частности, пословицы, фрагменты народных песен (свадебных, солдатских, исторических). Таким образом, можно говорить об истинной народности повести А. С. Пушкина.
Сама форма произведения - воспоминания - предполагает, что их автор делится своим жизненным опытом, хочет, чтобы читатель научился на его ошибках. Такое ощущение, что эти записки адресованы в будущее - в наш «жестокий век», с тем чтобы напомнить современным людям о тех нравственных законах, которые ежедневно нарушаются в наше время. Русская литература всегда отличалась своим учительным характером, и повесть А. С. Пушкина «Капитанская дочка» - яркое подтверждение тому.