Графическая культура обучающихся через развитие олимпиадного движения. Развитие олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети»

Это первая часть главы "Мой взгляд на олимпиадное движение, методы работы " научного руководителя сайт, учителя физики и астрономии высшей категории г. Бобруйска Владимира Грабцевича из его Методического пособия для подготовки к олимпиаде по физике .

  1. Актуальность проблемы.
  2. Олимпиадное движение в системе образования.
  3. Олимпиадное движение в школе.
  4. Вовлечение в олимпиадное движение.
  5. Практические рекомендации.

1. Актуальность проблемы

Выбор профессии для молодого человека одна из важнейших задач, которую он решает с переменным успехом. Интерес к будущей профессии зарождается в школьные годы. В этот период проявляются и активно развиваются склонности, способности, таланты.

Воспитание и обучение одаренной личности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности . Неопределенность современной окружающей среды требует не только высокую активность человека, но и его умения, способности нестандартного поведения.

Современный этап развития общества резко обострил проблему выявления одаренных школьников, создания условий для их развития и наиболее целесообразного использования их способностей. Благоприятные возможности для успешного ее решения создала дифференциация образования . В школах нового типа (лицеях, гимназиях), в классах с углубленным изучением отдельных учебных предметов, да и в обычных школах образуются устойчивые группы по интересам, склонностям, достигнутым успехам, а также по способностям школьников.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования . Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребенок пришел ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одаренных детей такой стиль не приемлем. «Мы — две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир ». А для этого педагог должен реально осознавать себя субъектом. Еще А.А. Ухтомский сказал, что природа наша делаемая, поэтому совершенствовать себя, работать над своим личностным ростом можно и нужно в любое время. Прежде всего, у педагога должно быть такое качество как гибкость в поведении, мышлении, эмоциональном реагировании. Он должен мочь легко отказываться от не соответствующих ситуации или задаче средств деятельности, приемов мышления, способов поведения и уметь вырабатывать или принимать новые, оригинальные подходы к разрешению различных ситуаций при неизменных целях и идейно-нравственных основаниях.

2. Олимпиадное движение в системе образования

Олимпиады — одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками. Они организуются во всех районах и городах страны. В настоящее время в Беларуси проводятся школьные, городские (районные), областные и, наконец, республиканские олимпиады по физике. Уровень республиканских олимпиад достаточно высок. Высокий уровень республиканской олимпиады требует, чтобы и олимпиады менее высокого ранга содержали достаточно сложные и оригинальные задания. Иначе не возможно будет сформировать команду способную успешно конкурировать на различных этапах олимпиад. Сложность и оригинальность задач требует продуманного подхода при подготовке участника олимпиады на всех этапах.

Почему возникает необходимость участия в олимпиадном движении и введение его в систему обучения и воспитания одаренных учащихся?

  • у нашей молодежи ощущается нехватка патриотизма, гордости за свою школу, город, страну, ответственности перед собой и обществом.
  • выпускной экзамен по физике не является обязательным, это приводит к значительному снижению знаний по этому предмету у выпускников школ. Физика — предмет по выбору. Например, в США физика обязательный предмет.
  • участие в олимпиадном движении играет большую роль в деле воспитания молодых людей. Ответственность за начатое дело, целеустремленность, трудолюбие, патриотизм. Учащиеся являются первыми помощниками учителя во всех делах. Это опора учителя, проводники его идей.

3. Олимпиадное движение в школе

Физика в школе изучается с 7 класса , а серьезное участие в олимпиаде (городской, районный тур) начинается с 9 класса . Следовательно, возникший разрыв необходимо устранить на школьном уровне. Заинтересовать учащегося, вовлечь в олимпиадное движение, не потерять уникальность мышления, развить и привить определенные навыки, это задача учителя.

Олимпиадные задания отличаются от «обычных» задач по многим параметрам. Условия задач оригинальны и требуют нестандартного мышления и высокого уровня эрудиции.

1-й тип задач использует условный мир идеализированных моделей : материальных точек, невесомых и нерастяжимых нитей, идеальных индуктивностей и емкостей и т. д. Кроме хорошего знания законов физики, нужно еще знать маленькие хитрости, проявлять изобретательность и смекалку, умение выбрать нетривиальный способ рассуждения, отказавшись от решения «в лоб», которое или нерационально, или вообще невозможно при использовании школьного математического аппарата.

2-й тип — это задачи, приближенные к практике , родившиеся под влиянием физического эксперимента, при наблюдении явлений природы и т. п. В таких задачах рассматриваются реальные физические объекты. Зачастую такие задачи носят оценочный характер. По существу, они являются небольшими физическими исследованиями, прообразом научного поиска. Для решения таких задач необходимо хорошо ориентироваться в исследуемом явлении.

Для решения задач предлагавшихся на наших олимпиадах не требуются сложных математических выкладок. Иначе обстоит дело на международных олимпиадах.

3-й тип — экспериментальные задания . Экспериментальные задания включаются на этапе областных олимпиад. К сожалению, бедность наших физических кабинетов, которые не обновлялись десятки лет, не позволяет качественно повысить знание при решении этого типа задач.

По объективным причинам происходит селекция экспериментальных задач, выполнение задания на простейшем оборудовании (что под рукой). Вместе с тем простота задания и применяемых экспериментальных средств часто оказывается достоинством, а не недостатком. Экспериментальное задание предполагает несколько способов его выполнения , необходимо провести анализ каждого их них, оценить точность полученных результатов и выбрать оптимальный способ. Тем не менее, экспериментальные задачи международных олимпиад — это, как правило, обширные экспериментальные исследования, выполняемые на современном оборудовании с использованием современных экспериментальных методик.

Проблема раннего выявления одаренных детей – одна из самых важных в сфере образования. От её решения в немалой степени зависит интеллектуальный и экономический потенциал нашего будущего. Поэтому проблема создания в школе систематизированной и качественной работы с мотивированными и способными учащимися является приоритетной.

Олимпиадное движение является одним из направлений выявления одаренных детей. Цели проведения олимпиад - это и выявление одаренных детей в определенной отрасли знаний, развитие их познавательных интересов, потребностей и познавательной активности, проверка знаний и умений, приобретение опыта творческой деятельности.

При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде происходит формирование устойчивой положительной мотивации учебной деятельности, ученик чувствуется себя субъектом учебно – познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован длянего, что цели и задачи этого процесса - его личные цели, что именно он играет не подчиненную, а главенствующую роль.

Участие учащихся в олимпиадах, их победы сегодня рассматривается одним из критериев оценки деятельности образовательных учреждений, деятельности педагога при прохождении им аттестации. Но не стоит забывать, что главными участниками олимпиадного движения все-таки являются дети и что подготовка к участию в олимпиадах для них существенная дополнительная учебная нагрузка. В тоже время участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии.

Исходя из выше изложенного, встает вопрос каким образом привлечь и подготовить ребят к успешному выступлению на предметных олимпиадах. При анализе литературных источники мною сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов.

1. Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий. Привлечение по возможности для начального разговора тех, кто на личном примере поделится ощущениями от участия в олимпиадном движении.

2. Высокая мотивация обучения. На примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах и, наконец, поступление в престижное учебное заведение является достаточной мотивацией для занятий. Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.

3. Продуманность и систематичность занятий

В заключении выступления хочу сделать некоторые выводы о путях повышения эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения для повышения рейтинга гимназии, в части результативности выступления обучающихся в предметных олимпиадах:

ü Организовать подготовку к учебным олимпиадам в течении всего учебного года.

ü Скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебным предметам.

ü Ввестиклассный тур олимпиад для привлечение максимального количества гимназистов.

ü Обеспечить методическую поддержку учителям, проводящим подготовку к олимпиадам.

ü Стимулировать работу педагогов при подготовке к предметным олимпиадам.

Используя различные формы в работе с учащимися, вовлекая в олимпиадное движение, прививая и воспитывая определенные качества, мы делаем одно общее дело, растим патриота, гражданина, личность .

Закончить свой доклад хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева - «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев» .

    Наблюдения в ходе уроков;

    Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

    Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

    Работаем в Интернете

    Участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах

    Участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)

    1. внешнюю
    2. внутреннюю

    Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

    Целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Просмотр содержимого документа
«Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях»

«Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Д.И. Менделеев

Любому обществу нужны одарённые люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен развивать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.

Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача же школы – поддержать ребёнка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности.

Среди многочисленных приемов работы, ориентированных на интеллектуальное развитие школьников, особое место занимают предметные олимпиады.

Организация работы по подготовке одарённых учащихся к участию в олимпиадном движении различного уровня остаётся наиболее актуальной и значимой для школьного образования, так как именно олимпиады являются одним из показателей результативности творческой работы учителя и учащихся. Из года в год олимпиадные задания становятся все сложнее, возрастает значение межпредметных связей: химикам и биологам нужны азы генетики и биохимии; географам и астрономам не обойтись без знаний математики и физики, физикам необходимы технические знания и экспериментальные навыки и т.д. Сегодня, в современной школе, учителю необходимо умение учить детей учиться. Поэтому, при организации работы с одаренным школьником возникает необходимость создания индивидуального образовательного маршрута, в частности, модели подготовки учащегося к олимпиаде.

Когда мы слышим слово «олимпиада», то ассоциируем его с сильными учащимися, отличниками. Подобный подход оправдан, если речь идет о районных, краевых, Всероссийских и Международных очных олимпиадах. На таких уровнях сама цель олимпиад – выявление одаренных и нестандартно мыслящих учащихся, определение сильнейших из них.

В настоящее время создана сеть заочных предметных олимпиад по всем учебным предметам. Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Участие школьников в заочных олимпиадах краевого, Российского, Всероссийского и Международного уровня имеет целый ряд привлекательных моментов и для ученика, и для родителей и для учителей:

Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих :

а) ученика, б) учителя, в) родителей и г) взаимоотношений между учеником, учителем и родителем.

У ученика , способного к участию в олимпиаде, в наличии – превосходная память, максимальная концентрация внимания, психологическая готовность к состязанию, испытанию, стремление к самопознанию.

У учителя – огромная увлечённость (но не фанатизм) предметом, стремление к качеству работы, плюс широкий кругозор (в виде дополнительных увлечений, среди которых главнейшее – психология).

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и вес природно-обусловленных факторов или влияние целенаправленного обучения и воспитания (школы) на развитие личности и одаренности ребенка, во всех случаях значение семьи остается решающим.

На развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существуют такие типы отношений: отрицательное; игнорирующее; положительное; гиперсоциализация (когда родители видят в одаренности престижность, возможность самоутверждения через выдающиеся способности своих детей или реализации своих несбывшихся потенциальных возможностей).

Практика подсказывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования, развития ребенка, участия в его делах, успехах и неудачах. И примерами таких семей у нас являются семьи Силаковых, Семушкиных.

Взаимоотношения между учеником и учителем - это важнейший элемент, т.е. главная информационная магистраль.

Я начинаю работу по подготовке к олимпиадам с выявления учащихся, которые проявляют интерес к предмету. В сентябре организую анкетирование учащихся. Цель анкетирования заключается в выявлении школьников, которые стремятся к получению новой информации и хотели бы участвовать в предметной олимпиаде.

Вопросы могут быть иметь следующие формулировки :

    Интересно ли вам участвовать в интеллектуальном соревновании?

    Любите ли вы решать задания повышенной сложности?

    Хотели бы вы принять участие в олимпиаде по физике?

    Имеете ли вы опыт участия в олимпиадах?

После анализа ответов анкеты выявляю учеников, из которых формируется группа для подготовки к олимпиадам по предмету.

Кроме того, выявляю наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через:

Наблюдения в ходе уроков;

Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

1. Расширение кругозора учащихся:

Работаем в Интернете

Участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах

Участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)

2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.

В своей работе использую две формы подготовки к олимпиадам:

  1. внутреннюю

Первая форма построена на основе раздельного обучения учащихся (в виде их отбора в группы для подготовки к олимпиадам по физике во внеучебное время). Вторая форма подготовки основана на смешанном обучении будущих участников олимпиад в обычном классе общеобразовательной школы (в виде дифференцированного обучения, индивидуальных образовательных программ, консультирования, тьюторства и т. д.).

Таким образом, формируется траектория подготовки к олимпиадам - система подготовки участников олимпиад:

Базовая школьная подготовка по предмету;

Подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (кружки, факультативы, курсы по выбору);

Самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

Целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету (как правило, такая подготовка осуществляется под руководством педагога, имеющего опыт участия в олимпиадном движении).

Бесспорно, олимпиады являются важнейшим фактором поиска и выявления интеллектуальной одаренной молодежи, формированием интеллектуального потенциала будущей элиты для профессиональной научно-исследовательской, производственной, административной и предпринимательской деятельности.

Олимпиада по предмету - это не только проверка образовательных достижений учащихся, но и познавательное, эвристическое, интеллектуально-поисковое соревнование школьников в творческом применении знаний, умений, способностей, компетенций по решению нестандартных заданий и заданий повышенной сложности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №1»

Результативность олимпиадного движения как определяющая компонента развития одаренности обучающихся в предметных областях.

Учитель физики Бауманис С.М.

Щекино,2014

В разделе «Развитие системы поддержки талантливых детей» Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» говорится следующее: « В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.

Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе. Старшеклассникам нужно предоставить возможность обучения в заочных, очно-заочных и дистанционных школах, позволяющих им независимо от места проживания осваивать программы профильной подготовки. Требуется развивать систему олимпиад и конкурсов школьников, практику дополнительного образования, отработать механизмы учета индивидуальных достижений школьников при приеме в вузы.

Одновременно следует развивать систему поддержки сформировавшихся талантливых детей. Это, прежде всего, образовательные учреждения круглосуточного пребывания. Для ребят, проявивших свои таланты в различных областях деятельности, будут организованы слеты, летние и зимние школы, конференции, семинары и другие мероприятия, поддерживающие сформировавшуюся одаренность.

Работа с одаренными детьми должна быть экономически целесообразной. Норматив подушевого финансирования следует определять в соответствии с особенностями школьников, а не только образовательного учреждения. Учитель, благодаря которому школьник добился высоких результатов, должен получать значительные стимулирующие выплаты». Приказ №271от 04.02.2010 г


Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.

заочные

  • Сайт всероссийской олимпиады школьников http://rosolymp.ru/
  • Блог «Международные предметные олимпиады» www.world-olymp.livejournal.com
  • Блог «Всероссийская олимпиада школьников» www.ros-olymp.livejournal.com
  • Центр поддержки одаренных детей ХКИРО http://cpod.ippk.ru/

Заочные предметные олимпиады.

Цель олимпиад этого вида несколько иная – это ознакомление учащихся с задачами предметных уровней и предоставление возможности сравнить свои успехи в изучении областей науки с успехами своих ровесников.

Всероссийские предметные олимпиады "Белый ветер"

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ

МЫШЛЕНИЯ И ИНТЕЛЛЕКТА

ВСЕРОССИЙСКИЕ ДИСТАНЦИОННЫЕ

ОЛИМПИАДЫ И КОНКУРСЫ


  • дает возможность школьникам и их учителям защищать честь своей школы;
  • создает ситуацию успеха, поднимает интерес учащихся к изучению предмета;
  • привлекает учащихся уже с начальных классов к участию в Олимпиадах, через несколько лет, будучи старшеклассниками, они станут «ветеранами» интеллектуальных турниров, которых можно будет смело отправить на любое соревнование;
  • некоторые олимпиады («Кенгуру», КИТ, «Русский медвежонок») проходят в том же тестовом формате, что и ЕГЭ, предоставляя учащимся возможность за несколько лет освоить данную форму тестирования;
  • по итогам проведения олимпиады учителя, ученики и их родители могут ознакомиться с результатами всех участников по нескольким критериям: по классам, по регионам, по населенным пунктам, узнать свой результат и сравнить его с лучшим;
  • каждый участник имеет возможность получить диплом призера или участника, сертификат для школьного портфолио, которые могут послужить лишним «козырем» при поступлении в ВУЗ.

Опыт работы с одарёнными продуктивен при наличии четырех составляющих:

Взаимо-отношения


Выявление учащихся,

которые проявляют интерес

к предмету

  • анкетирование учащихся;
  • наблюдения в ходе уроков;
  • организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;
  • оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Формы и методы работы по подготовке к олимпиадам

1. Расширение кругозора учащихся:

работаем в Интернете

участвуем в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах

участвуем в олимпиадах, проводимых ВУЗами (Наследники Левши)

2. Решение олимпиадных задач прошлых лет.






Траектория подготовки к олимпиадам -

  • базовая школьная подготовка по предмету;
  • подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования;
  • самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);
  • целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по тому или иному предмету.


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 п/п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального образования от «11» августа 2015 года 2010-р (приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по развитию олимпиадного движения на территории на года Наименование мероприятия Краткое содержание мероприятия Сроки реализации Ответственный исполнитель 1. Совершенствование нормативно-правовой базы развития олимпиадного движения в 1 Подготовка проекта приказа «Об Подготовка проекта приказа в сентябрь 1 утверждении Порядка соответствии с приказом проведения регионального этапа Минобрнауки России от 18 ноября года 1252» 2 Подготовка проекта приказа «Об утверждении Порядка проведения региональных олимпиад» 3 Внесение изменений в нормативно-правовые документы, регулирующие проведение школьного и муниципального этапов 1 Организация и проведение учебно-тренировочных сборов по подготовке участников заключительного этапа Подготовка проекта приказа в целях совершенствования порядка проведения региональных олимпиад Приведение в соответствие муниципальных нормативных правовых актов в олимпиадного движения сентябрь до 1 сентября 3 4 Ожидаемый результат от реализации мероприятия Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение регионального этапа на территории Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение региональных олимпиад Создание нормативно-правового документа, регулирующего проведение школьного и муниципального этапов на территории 2. Организационно-методическое сопровождение развития олимпиадного движения в Дополнительная углубленная ежегодно в подготовка к участию в период олимпиаде. Привлечение к работе подготовки педагогов-наставников, имеющих сборной Повышение результативности участия обучающихся в заключительном этапе

2 2 Организация и проведение работы по подготовке обучающихся к олимпиадам через дистанционные формы обучения 3 Организация участия одаренных обучающихся Ленинградской в общероссийских летних школах, лагерях, сборах 4 Организация и проведение семинарских занятий с руководителями органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования 5 Организация и проведение совещаний со специалистами органов местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, работниками районных методических служб 6 Проведение совещаний с председателями предметных методических комиссий и членами жюри по вопросам организации и проведения и региональных олимпиад опыт подготовки к олимпиадам, педагогов образовательных организаций высшего образования. Организация и проведение видеоконференций, дистанционных олимпиад, дистанционных консультаций Организация отправки на данные мероприятия Проведение семинарских занятий по вопросам организации и проведения всероссийской олимпиады и региональных олимпиад, обмен опытом Информирование, анализ, подведение итогов проделанной работы, обсуждение вопросов, связанных с поиском эффективных механизмов взаимодействия всех участников олимпиадного движения Информирование, обсуждение вопросов, направленных на повышение качества методического обеспечения олимпиадного движения команды Ленинградской обалсти ежегодно октябрь декабрь март октябрь, май октябрь июнь 5 Дополнительная форма поиска одаренных, увеличение охвата дополнительным образованием; повышение результативности участия в олимпиадах Повышение эффективности участия обучающихся в олимпиадах различного уровня участия обучающихся в муниципальных олимпиадах олимпиадного движения на уровне муниципальных районов (городского округа) Повышение качества составления олимпиадных заданий

3 7 Организация и проведение консультаций для членов жюри и оргкомитетов соответствующих этапов олимпиады 1 Обеспечение психологопедагогического обучающихся - участников заключительного этапа 2 Организация и проведение вебинаров 1 Организация выборочного рецензирования олимпиадных заданий школьного, муниципального и регионального этапов 2 Организация выборочной проверки работ всероссийской олимпиады 3 Мониторинг выполнения требований к проведению школьного, муниципального и Проведение консультаций по вопросам выполнения требований к проведению конкретного этапа олимпиады сентябрь-май 3. Организация психолого-педагогического развития олимпиадного движения в Проведение психологических февраль - тренингов с участниками апрель предметных олимпиад Проведение вебинаров для руководителей и педагогических работников образовательных организаций по теме: «Организация психологопедагогического олимпиадных команд» Февраль 4. Информационно-аналитическое сопровождение развития олимпиадного движения в Организация проверки и контроля октябрь качества олимпиадных заданий Организация проверки и контроля оценки олимпиадных работ победителей и призеров муниципального этапа олимпиады Создание региональной экспертной группы декабрь ежегодно Соблюдение требований к проведению всероссийской олимпиады на территории Ленинградской Повышение психологической готовности обучающихся к участию в олимпиадах Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Повышение качества составления заданий, их соответствие требованиям альных предметно-методических комиссий Повышение объективности и качества оценки олимпиадных заданий и проведения всероссийской олимпиады на

4 регионального этапов 4 Организация выездов членов оргкомитета олимпиады и предметно-методических комиссий на олимпиады в муниципальные образования (школьный и муниципальный этапы) 5 Расширение информационноаналитического развития олимпиадного движения в Ленинградской 6 Создание ежегодного информационно-аналитического сборника по итогам участия обучающихся Ленинградской во всероссийской олимпиаде и региональных олимпиадах Выезды в муниципальные образования с целью проверки качества организации и проведения предметных олимпиад Модернизация базы данных одаренных, совершенствование информационного обеспечения участников олимпиады (наполнение сайта, более широкое использование возможностей системы электронной регистрации участников олимпиад); создание информационных стендов для участников олимпиад, стендов достижений победителей и призеров; подготовка электронной базы данных олимпиадных заданий; создание линии обратной связи по вопросам участия в олимпиаде Сбор информации по участию во всероссийской олимпиаде по общеобразовательным предметам и региональных олимпиадах сентябрьдекабрь до 1 января июль-август территории Ленинградской и проведения школьного и муниципального этапа Использование информационного, в том числе базы данных для выявления и поддержки наиболее одаренных, результативных участников олимпиад. Полное информирование участников олимпиад, улучшение качества организации олимпиадного движения; повышение престижа участия в олимпиадном движении Свободный и быстрый доступ к аналитической информации

5 7 Издание примерного пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней (по материалам предыдущих лет) и размещение их на сервере дистанционного обучения 8 Подготовка и публикация буклетов «Стратегии и поддержка участников олимпиадного движения» 1 Создание стажировочных площадок 2 Организация и проведение проблемных семинаров для учителей предметников по решению задач олимпиадного уровня Сбор и подготовка пакета материалов олимпиадных заданий муниципального, регионального и всероссийского уровней Представление рекомендаций педагогам до 1 января январь 5. Повышение квалификации организаторов олимпиады, руководителей образовательных организаций, педагогических работников Создание не менее 3-х до 1 января стажирвоочных площадок для обучения членов региональной экспертной группы по вопросам внутреннего мониторинга качества проведения Совместная работа с детьми и учителями на предметных сессиях, введение модуля «Одарённый ребёнок в образовательной системе» (2-6 часов) в программы курсов повышения квалификации школьных учителей. Организация мастер классов учителей предметников, обеспечивающих высокие достижения обучающихся на всероссийском уровне в рамках учебных сборов в е Повышение качества участия обучающихся в олимпиадах различного уровня Повышение профессиональной компетентности специалистов по организации психологопедагогического олимпиадных команд Внутренний мониторинг качества проведения всероссийской олимпиады Повышение уровня подготовки педагогов, работающих с одаренными детьми

6 3 Организация и проведение круглых столов с участием председателей жюри, педагоговнаставников, сопровождающих участников олимпиады и членов оргкомитета на каждой предметной олимпиаде регионального этапа 4 Организация и проведение встреч с родителями как часть системы работы с одаренными школьниками и талантливыми детьми Информирование, обсуждение вопросов методического обеспечения и организации олимпиад Беседы с родителями одаренных, участие в семинарах и конференциях январь-февраль, методического обеспечения и результативности олимпиадного движения в Ленинградской Повышение результативности участия в олимпиадах, поддержка одаренных 5 Организация повышения квалификации педагогов по вопросам подготовки обучающихся к результативному участию в предметных олимпиадах 6 Повышение квалификации руководителей общеобразовательных организаций, учителей предметников по вопросам выявления и поддержки одаренных детей 8 Формирование командырегиональных тьюторов Все мероприятия этого раздела нацелены на подготовку педагогов и руководителей к работе с одарёнными детьми, способными выйти на высокие достижения на разных уровнях проведения Курсы повышения квалификации по теме «Одарённый ребёнок в образовательной системе: управление процессом» (72 часа, с дистанционной поддержкой) Привлечение к работе с одарёнными детьми на региональном уровне педагоговтьюторов, имеющих эффективный опыт подготовки учащихся к региональному, заключительному и международному этапам года года года Совершенствование профессиональных компетенций учителей предметников и руководителей школ по вопросам обеспечения эффективного участия обучающихся на всех уровнях Всероссийской олимпиады. Совершенствование профессиональных компетенций руководителей общеобразовательных организаций Повышение уровня подготовки учащихся, участвующих в олимпиадах регионального, Всероссийского и Международного уровней.

7 1 Расширение сотрудничества с муниципальными центрами по работе с одаренными детьми по вопросам развития олимпиадного движения на муниципальном уровне 2 Развитие сотрудничества с вузами и другими образовательными организациями Ленинградской и Санкт-Петербурга в части подготовки и проведения олимпиад олимпиады. Использование возможностей учителей - тьюторов для разработки заданий муниципального уровня. 5. Организация сотрудничества Координационная и информационно-методическая деятельность по выстраиванию системы работы с одаренными детьми, обмен опытом, проведение соответствующих семинаров Привлечение педагогов, имеющих опыт работы по подготовке детей к олимпиадам, для работы на учебно-тренировочных сборах, проведение занятий на вузовских площадках Выявление одаренных, повышение эффективности работы с одаренными школьниками, подготовка к олимпиадам Повышение качества обучения и подготовки к олимпиадам, профессиональная ориентация обучающихся 1 комитет общего и профессионального образования. 2 - государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Ленинградский областной центр развития творчества одаренных детей и юношества. 3 - органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования. 4 муниципальные центра по работе с одаренными детьми. 5 - государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Ленинградский областной институт развития образования».


Согласован на заседании МС протокол от Утверждѐн приказом директора от п/п План мероприятий по развитию ного движения МБОУ «Гатчинская СОШ 2» на 2015-2017 годы. Наименование мероприятия 1 Подготовка проектов

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ проведения Всероссийской школьников (ВсОШ) в 2017-2018 учебном году п/п Мероприятие Контрольный результат Срок Ответственные 1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНОГО, МУНИЦИПАЛЬНОГО

Методический сайт всероссийской олимпиады школьников www.olymp.apkpro.ru 2015-2016 г.г. ФГАОУ ДПО АПК и ППРО Цветкова М.С. [email protected] Часть 1. Задачи информационного обеспечения ВсОШ Формирование

РОССИЙСКАЯ ОЕДЕРАЦИ5Ч МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИКАЗ г. Калининград Об утверждении плана совместных действий в рамках организации и проведения всероссийской олимпиады школьников

П\п УТВЕРЖДЕН распоряжением комитета общего и профессионального от «02» сентября 2014 г. 1802-р (Приложение) ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического в на 2014-2020 Мероприятия

Комитет образования и науки Курской области ПОЛОЖЕНИЕ о школьном, муниципальном и региональном этапах всероссийской олимпиады школьников в Курской области Курск - 2010 Приложение 1 к приказу комитета образования

Отдел образования администрации Саракташского района Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Черноотрожская средняя общеобразовательная школа имени Черномырдина Виктора Степановича» ПРОЕКТ

Приложение 1 к письму Министерства Республики Башкортостан План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие

Всероссийский семинар-совещание организаторов всероссийской олимпиады школьников Организация и проведение всероссийской олимпиады школьников в 2014 году г. Москва 4-5 декабря 2013 г. Нормативное правовое

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования»

План Института развития Республики Башкортостан по реализации Концепции развития математического в Республике Башкортостан на 2016 год Мероприятие 1. Формирование банка данных «Одаренные дети Республики

Утверждено приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 02 декабря 2009 г. 695 и от 07 февраля 2011 г. 168 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ Администрация Ленинградской области КОМИТЕТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ «06» октября 2015 года 2517-р О проведении в 2015-2016 учебном

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Амурская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Муниципальные кластеры школьного

Приложение 1 к приказу Управления образования администрации города Прокопьевска от 30.12. 2016 г. 1166 КОМПЛЕКС МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ МОЛОДЫХ ТАЛАНТОВ

УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ школы 372 АВ Шепелев Приказ 403 от 31.08.2016г. План мероприятий «дорожная карта» по организации и проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Регион Башкортостан Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный этап. Организация опорных центров на

Администра: План работы Лужского по поддержке и развитию одаренных детей на 2017-2018 учебный год Цель работы с одаренными детьми: Создание благоприятных условий для выявления и развития талантливых детей

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 11.08.2017 373 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

Приложение Утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «2 декабря 2009 г. N 695 ПОЛОЖЕНИЕ О ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ШКОЛЬНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящее Положение

Приложение к приказу председателя а по образованию администрации муниципального образования «Город Саратов» от 29.08.2018 775 План-график (дорожная карта) по подготовке и проведению государственной итоговой

Приложение 1 к приказу управления образования администрации г. Тулы от 19.01.2015 11-а ПОЛОЖЕНИЕ о муниципальной олимпиаде младших школьников и учащихся 5-6 классов по общеобразовательным предметам 1.

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников Новосибирская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в Новосибирской области Школьный этап. В каждом муниципалитете

План научно-методической работы школы по введению и реализации ФГОС ООО и программы развития на 2015 2020 учебный год Методическая тема: Профессиональная компетентность педагога как ресурс реализации ФГОС

Всероссийская олимпиада школьников Модернизация системы проведения всероссийской предметной олимпиады школьников Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в

1 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка 3 Этапы реализации программы 5 Направления программы 5 Ожидаемые результаты 12 2 Пояснительная записка Концепция модернизации российского образования предполагает ориентацию

Приложение к приказу управления образования администрации Болотнинского района от _27.09.г 169 План мероприятий (дорожная карта) подготовки и проведения государственной итоговой аттестации по образовательным

ГБОУ Пушкинский лицей 1500 План работы службы комплекса на / учебный год Основные проблемы 1. Отсутствие единой Программы развития на весь комплекс ГБОУ Пушкинский лицей 1500. 2. Низкое качество обученности

Модели проведения всероссийской олимпиады школьников по математике, информатике и ИКТ Архангельская область Концепция «Олимпийский лифт» Принципы построения моделей проведения ВсОШ в регионе: Школьный

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области от 03.03. 90 РАСПОРЯЖЕНИЕ Об организации введения и реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в системе образования

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ "Дорожная карта" по исполнению поручений ЗСК от 23.05.2018 года 447-П "О практике работы органов местного самоуправления в Кореновском е по социально-экономическому развитию территорий

Приложение к приказу а от. 2012 г. План действий а по совершенствованию организации школьного питания обучающихся, воспитанников общеобразовательных на п/п Наименование мероприятий Срок Результат исполнения

Цель: создание системы организационно-управленческого и методического обеспечения по организации и введению ФГОС дошкольного образования в ДОУ Задачи: - создание условий для введения и реализации ФГОС

Приложение к приказу Министерства и науки РСО-Алания от 2014г. План мероприятий по обеспечению введения Федерального государственного стандарта () в Республике Северная Осетия - Алания Для обеспечения

Положение о всероссийской олимпиаде школьников Цели и задачи Олимпиады: выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности; создание необходимых

Раздел План мероприятий по методическому сопровождению учебно-воспитательного процесса на 2014-2015 учебный год Содержание деятельности Сроки Ответственные Основные направления деятельности Организация

П/п УТВЕРЖДЕН распоряжением района от 2014 г. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ по реализации Концепции развития математического образования в Лужском районе Ленинградской области Мероприятия Сроки реализации Организаторы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 13 РАССМОТРЕНО на заседании методического совета Протокол 1 от 01.09.2018 УТВЕРЖДАЮ / *) Директор / Л.М. Самигуллина

Документ предоставлен КонсультантПлюс ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 30 июля 2015 г. N 3692-р ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПЛАНА МЕРОПРИЯТИЙ "ДОРОЖНАЯ КТА" ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

Программа повышения качества образования обучающихся МОУ Николо-Поточинской НОШ Кесовогорского Трайона Тверской области на 2013-2015 гг. «Качество. Мастерство. Успех» 1.Паспорт программы. Наименование

ЗАСЕДАНИЕ РАБОЧЕЙ ЭКСПЕРТНОЙ ГРУППЫ ППМС-СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Дата и время проведения: 4 февраля 2019 года 1400 1600 Место проведения: АОУ ВО ДПО «Вологодский институт

1432020/ 2014-34348(2) ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА КОМ ИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ РАСПОРЯЖЕНИЕ ОКУД 02512218 О проведении этапов всероссийской олимпиады школьников в Санкт-Петербурге В целях выявления и поддержки

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Г.ВОЛГОДОНСКА ПРИКАЗ 15.08.2016 407 г.волгодонск Об утверждении дорожной карты подготовки к проведению государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного

План методической работы районного методического объединения учителей математики и информатики на 2016 2017 учебный год Руководитель: Околович В.А. с.бурла Методическая тема: Формирование ключевых компетенций

«Утверждаю» заведующая МБДОУ «Детский сад 4» А.И.Васютина приказ 30/2-Д от 30.05.2014 г. ПЛАН ПО ВВЕДЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ

Принято: педагогическим советом муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад «Капелька» Протокол 4 от «19» марта 2014г Утверждено: Приказом от

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ (Минобр) ПРИКАЗ г. Благовещенск Ш Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции развития математического образования в Амурской области на 2015

Муниципальное общеобразовательное учреждение Покровская средняя школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области План методической работы МОУ Покровской СШ на - учебный год Утверждаю:

1 УТВЕРЖДЕН Приказом Управления Администрации ЗАТО Северск ПЛАН по Концепции развития на 2016-2017 г.г. в ЗАТО Северск Мероприятия Ответственны е Сроки Организационно-управленческий блок Источники информации

Администрация Ленинского района муниципального образования «Город Саратов» Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 76» Ленинского района города Саратова ПРИКАЗ от

Единая методическая тема школы: «Создание педагогических и информационно-методических условий для раскрытия индивидуальных особенностей обучающихся, обеспечения возможности их самоопределения, самореализации

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Повышение результативности работы с одаренными и высокомотивированными обучающимися средствами индивидуализации обучения (отчет по результатам работы) Директор ГБОУ Школа Кадыкова

Актуальность Указ Президента России 204 Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Национальный проект "Образование" Создание региональных

Положение о проведении школьного, окружного и регионального этапов Всероссийской олимпиады школьников в городе Москве I. Общие положения 1. Настоящее Положение определяет порядок организации и проведения

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ТУЛЫ ПРИКАЗ от «13» января 2017 г. 12-а О проведении школьного этапа муниципальной олимпиады младших школьников по общеобразовательным предметам в 2016-2017

Моя сегодняшняя работа продиктована реалией времени, когда мы включились в реализацию проекта «Одаренные дети».

В апреле 2017 года мне посчастливилось со своей ученицей 11 класса стать участником Заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку, которая проходила в городе Смоленске.

В моей педагогической деятельности это был первый опыт участия в олимпиаде такого уровня. В ходе общения с руководителями делегаций, лекций и круглых столов, анализа олимпиадных заданий я приобрела некоторый опыт работы с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиаде.

И сейчас, когда проходит муниципальный этап предметных олимпиад, хочется еще раз поговорить о развитии олимпиадного движения в рамках реализации проекта «Одаренные дети».

Реальная педагогическая практика выделяет три типа одаренности, которые имеют прямое отношение к общеобразовательной школе. Академическая одаренность - ярко выраженная способность учиться. Интеллектуальная одаренность - способность выполнять сложную интеллектуальную работу, то есть уметь думать, анализировать, сопоставлять факты. Творческая одаренность - проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении.

Принимая во внимание, что не каждому одаренному ученику удается достичь успеха в предметных олимпиадах, очевидно, имеются особенности, отличающие ученика – "олимпиадника" от учащихся с творческой одаренностью.

Когда в сентябре начался школьный этап предметных олимпиад, многие учителя сетовали на то, что это очень рано после летних каникул, не принимая во внимание тот факт, что подготовка к олимпиаде- это не повторение изученного школьного материала, а кропотливая работа изо дня в день, начиная с начальной школы, над расширением знаний в области предмета, выходящих за рамки школьной программы.

Олимпиада – это серьезная пора и для учащихся, и для педагогов. Успешность выступления зависит от многих факторов: интеллектуальной, физической и психологической подготовки учащегося.

Участие в олимпиадном движении позволяет детям повысить уровень самооценки; способствует расширению и углублению знаний по учебным предметам, помогает определиться с выбором будущей профессии.

Олимпиады не только дают ценные материалы для суждения о степени подготовленности учащихся к олимпиадам, но и выявляют наиболее одаренных и подготовленных молодых людей в той или иной предметной области, стимулируют углубленное изучение предмета. В предметных олимпиадах основой успеха является не сумма конкретных знаний учащегося, а его способность логически мыслить, умение создать за короткий срок достаточно сложную и, главное, новую для него логическую конструкцию. Решая задачу выявления творческих способностей учащегося, т. е. умения «нестандартно мыслить», олимпиадные задания в значительной степени отошли от стандартных («школьных») заданий.

Как добиться успешного участия школьника в олимпиаде?

Для успеха нужно решать нестандартные задачи. Успех связан не только со способностями, но и со знанием классических олимпиадных заданий. Поэтому к олимпиаде надо серьёзно готовиться.

Олимпиада – это внеклассная форма обучения. Чтобы подготовить учащихся к участию в олимпиадах и проводить олимпиады, учителю необходимо вести кружки, факультативы, проводить большую подготовительную работу, подбирать и выполнять различные задачи и задания олимпиадного типа, детально знакомиться с различными вопросами, с новинками литературы. Для подготовки школьников к олимпиадам следует иметь индивидуальный подход к каждому ученику и основной упор делать на самостоятельную работу обучающегося.

Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку (любого уровня) должна начинаться на уроках, а также на занятиях, которые в учебном плане образовательной организации относятся к части, формируемой участниками образовательного процесса, в рамках факультатива и, конечно, в рамках профильного элективного курса.

В основе подготовки к Олимпиадам должен лежать принцип системности и непрерывности: подготовка к Олимпиадам должна быть непрерывным процессом, начинающимся еще в начальной школе.

Школьникам для успешного выступления в олимпиадах требуется отдельная от урочной деятельности, особая подготовка. Особая подготовка к олимпиаде требуется для учащихся, прежде всего, потому, что при их организации и проведении предпочтение отдается оригинальным идеям, решениям тех или иных проблем с четким их обоснованием, выбору оптимального метода выполнения задания, аргументированным выводам и т. д. К тому же участникам олимпиад часто предлагаются задания не только с использованием программных понятий и законов, но и такие задания, которые выходят за рамки учебных программ даже углубленного изучения предмета.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, курсы по выбору целесообразнее использовать не для обсуждения вопросов теории, а для развития творческих способностей детей;

Уделить внимание совершенствованию и развитию у детей экспериментальных навыков, умений применять знания в нестандартной ситуации, самостоятельно моделировать свою поисковую деятельность при решении экспериментальных задач;

Выявлять наиболее одаренных и заинтересованных школьников и их родителей необходимо через:

Наблюдения в ходе уроков;

Организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предметам;

Оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

Очень важным моментом в подготовке является создание творческой группы, команды школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет:

Реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников;

Уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания).

Как спланировать работу?

При планировании работы с группой школьников избегать формализма и излишней заорганизованности;

Оптимально выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого участника (свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий);

Предусмотреть возможность отдыха, релаксации;

Применять различные формы индивидуальной и парной работы.

Работать в Интернете

Общаться дистанционно

Участвовать в интенсивных школах и т.д.

    учитывать особенности работы по некоторым разделам русского языка.

Олимпиада для школьников рассчитана на проверку знаний всей системы языка, поэтому задания включают и проверку собственно знаний по словообразованию и морфологии и синтаксису и, естественно, лексики. С одной стороны, школьникам необходимо продемонстрировать знания, например, в области словообразования, с другой стороны, важно проявить умение видеть типичные формы и исторические изменения.

Характер заданий.

1. Знание современного и исторического морфемного членения слова. Участники должны продемонстрировать навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

2. Особенно интересными, но и непростыми являются задания «проблемного» характера: например, задания на проверку знаний в области исторической орфоэпии языка. Учащиеся должны сопоставить языковые факты (фрагменты стихотворений) с целью выявления территориальных особенностей произношения (например, петербургского и московского); по принадлежности автора к той или иной территории учащиеся должны сделать вывод о различии. Задания такого типа проверяют умение сопоставлять и анализировать языковые факты.

3. Задания на выявление исторических чередований являются обязательными в любом туре олимпиады, так как направлены на проверку орфографической зоркости школьника. Здесь, на мой взгляд, очень продуктивным при подготовке является прием «Лови ошибку».

4. Задания на знание семантики устаревших слов проверяют чутье школьника в области русской словесности. Прежде всего, задания данного типа опираются на тексты художественной литературы разных эпох и учащиеся должны показать знания не только в области языка, но и литературы. При этом участники должны показать знание и семантической системы современного русского литературного языка.

Участники должны продемонстрировать осведомленность в историческом развитии лексического значения слова. В качестве примеров подбираются фрагменты древнерусских или церковнославянских текстов, содержащих слова с устаревшим значением.

5. Задания по фразеологии. Они занимают особое место в олимпиаде и посвящены проверке общей эрудиции школьников. Участники должны показать знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте.

6. Задание на знание исторического написания слов являются одними из самых актуальных, поскольку указывают, помимо собственно лингвистических причин, на внелингвистические факторы изменения графики: это процессы, происходящие в обществе и влияющие на смену алфавита, в частности, участие властей в формировании русской графики и орфографии.

7. Участники олимпиады должны продемонстрировать знание современной орфографической нормы и уметь обосновать ее с исторической точки зрения , при этом они должны отметить, что некоторые буквы, включенные в алфавит в определенный исторический период, становятся отражением влияния культуры и языка другой страны.

8. Задания, связанные с сопоставлением лингвистических фактов в диахроническом аспекте, нацелены также и на знание межкультурной коммуникации.

Хочу вам продемонстрировать некоторые задания заключительного этапа олимпиады для учеников 9 класса. Фотография была сделана с экрана при анализе выполнения заданий соревновательных туров

Известный лингвист В.В. Виноградов говорил: «Слова, идеи и вещи должны изучаться как аналогические и взаимодействующие ряды явлений».

При анализе различных источников по развитию олимпиадного движения мною сделаны выводы о необходимости соблюдения следующих принципов.

    Ненавязчивость и добровольность. Личность учителя, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий.

2. Высокая мотивация обучения.

В п. 12. ФЗ «Об образовании» говорится: «Победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, предоставляются следующие особые права при приеме в образовательные организации высшего образования на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и (или) направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников

1) прием без вступительных испытаний на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета по специальностям и направлениям подготовки, соответствующим профилю олимпиады школьников.

2) быть приравненными к лицам, набравшим максимальное количество баллов единого государственного экзамена по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады школьников.

Поступление в престижное учебное заведение, на примере старших товарищей, удачное выступление на олимпиадах, конференциях, конкурсах является достаточной мотивацией для занятий.

Обратная связь с родителями ученика играет не последнюю роль. Ученик – учитель – родитель являются звеньями одной команды.

3. Продуманность и систематичность занятий

В заключении хочу сделать некоторые выводы о путях повышения эффективности работы с одаренными детьми в области олимпиадного движения для повышения рейтинга учебного заведения, в части результативности выступления обучающихся в предметных олимпиадах:

Организовывать подготовку к учебным олимпиадам в течение всего учебного года.

Скомплектовать банк данных одаренных и мотивированных детей по учебным предметам.

Обеспечить методическую поддержку учителям, проводящим подготовку к олимпиадам.

Привлечь преподавателей высшей школы к работе по подготовке к олимпиадам.

Важно понять, что педагог, который подготавливает учеников к олимпиадам, фактически встает в педагогическую позицию тьютера, сопровождающего: он выстраивает индивидуальный маршрут ребенка и сопровождает его во время этого пути.

Закончить хочу словами известного русского ученого Д.И. Менделеева: «Нет без явно усиленного трудолюбия ни талантов, ни гениев».

Творческих всем успехов, рождения новых талантов и гениев и высоких результатов!