Проходит ли невроз в 16 лет. Невроз симптомы и лечение у подростков

26.02.2018

Неврозы у подростков. Что это такое, почему возникают и что делать?

Порой детям на уроках становится вовсе не до учебы, а на улице ⎯ вовсе не до прогулки. Они могут выглядеть диковатыми, напряженными, недовольными, крайне медлительными, неспособными связать и двух слов в простых ситуациях.
Дополнительный колорит картине под названием «Несостоятельность в расцвете» могут добавлять обкусанные ногти, расцарапанные руки и прочие следы снятия скопившегося напряжения. Порой даже у интеллигентного родителя через какое-то количество по-доброму проведенных разговоров сдают нервы и вырывается: «Что ты за человек такой? Сколько можно? Все люди как люди, а ты…».
Но хотим предостеречь вас от несправедливых порицаний. Дети попали в сложную ситуацию! 50 % людей в разные периоды жизни страдают неврозами и часто эти неврозы дебютируют в подростковом возрасте.

Невроз ⎯ это заболевание, которое возникает на фоне психоэмоционального напряжения и проявляется в виде:

  1. «Неадекватного» поведения
  2. в какой-то из представленных форм:
  • выраженное избегание внимания со стороны окружающих и страх перед таким вниманием из-за боязни «сказать глупость» или выглядеть странно из-за проявления признаков волнения;
  • избегание посещения мест, которые сложно быстро покинуть (классная комната, театр, транспорт, кресло стоматолога и т.п), и напряженность в таких ситуациях;
  • навязчивые действия и ритуалы ⎯ обкусывание ногтей, вырывание волос, многочисленные перепроверки и совершение однообразных действий четное или нечетное количество раз или «пока не покажется, что всё хорошо» и т.п.;
  • озабоченность своим здоровьем и чрезмерное оберегание себя.
  • Телесных симптомов:
    • вегетососудистая дистония ⎯ сердцебиение, ощущение нехватки воздуха, головокружение, потливость и т.п.;
    • усталость, утомляемость, раздражительная слабость и т.п.

  • Существуют разные формы неврозов . Развитие той или иной формы невроза зависит от личностных особенностей подростка и значимости для него имеющихся психотравмирующих событий.

    Так чувствуют себя дети, страдающие неврозами:

    • Алина, 15 лет (социофобия): «Ходить в школу для меня пытка. На уроках я чувствую, что напряжена так, что дрожат руки и немеет шея. Я боюсь, что меня спросят и весь класс увидит, что я какая-то странная, психически больная. Я боюсь, что у меня начнет дрожать голова от напряжения, что я перестану контролировать себя. Еще я краснею, потею, мне всё время надо изворачиваться, чтобы никто не заметил моих красных, мокрых рук. Я ненавижу себя в таких состояниях! Приходя из школы, я всё время плачу».

    • Марина, 14 лет (панические атаки): «Я боюсь ездить в метро, боюсь сидеть на уроках, боюсь ситуаций, из которых сложно сразу выйти. У меня начинает сильно биться сердце, немеют руки, я задыхаюсь. Я боюсь, что со мной что-то случится, что я упаду, потеряю сознание, еще и странно при этом буду выглядеть. Я боюсь потерять контроль над собой».

    • Павел, 14 лет (обсессивно-компульсивное расстройство, ОКР): «Я ненавижу свою жизнь, я ненавижу делать уроки. Я боюсь, что я пропущу что-то важное, делая уроки или проживая свой день, и поэтому я должен в голове многократно повторять информацию, пока не почувствую, что всё уже точно понял. На это уходит много времени, я устаю от этого и раздражаюсь на себя. Открывая учебник, я должен быть уверен, что не помял страницу, иначе мне нужно её несколько раз погладить после этого. Иногда я не замечаю, как при этом всём вырываю у себя волосы. И это не всё…».

    • Лариса, 13 лет (социофобия): «Мне стыдно, и я не знаю, что мне может помочь. Я боюсь ситуаций, из которых нельзя быстро выйти. В классе, в транспорте я начинаю хотеть в туалет, боюсь, что не выдержу, потеряю контроль и у меня всё произойдет при всех. Я всё время напряжена, я потею от напряжения, мне неудобно ходить с кругами под мышками. Подкладываю туда салфетки, чтобы их не было не заметно. Я сижу на уроках и отсчитываю минуты. Чем ближе к концу, тем легче. Перед школой я много раз хожу в туалет, чтобы надеяться, что в школе не захочу, но это не помогает. Родители, видя это, раздражаются на меня. Я чувствую себя ненормальной. Я никому не могу об этом рассказать».

    Предпосылки для возникновения психоэмоционального напряжения и формирования неврозов у подростков в современном обществе:

    1. Подростковый возраст отличается мощными гормональными изменениями, которые в психологической сфере проявляются в виде повышенной тревожности, раздражительности или склонности к тоскливому настроению, а в физической сфере ⎯ симптомами вегетососудистой дистонии (ВСД).

    2. В подростковом возрасте формируется набор личных ценностей и целей, которые призваны стать опорой в будущей жизни. Но, к сожалению, в современном обществе становление личности вынуждено происходить в условиях противоречивости, двойственности и непоследовательности представленной ценностной идеологии. Шуточный пример тому: «Конечно же у тебя должно быть своё мнение, и сейчас я тебе его расскажу!» Это приводит к внутренним и внешним конфликтам и, соответственно, к эмоциональным расстройствам и часто к симптомам ВСД.

    3. Современное общество отличается высоким уровнем нетерпимости. Встречается большой процент людей с тревогой, раздражительностью, депрессивностью вследствие несбалансированности, неустроенности своей жизни или нелеченых эмоциональных болезней, что и приводит к состоянию нетерпимости. Подростки, соответственно, легко награждаются от взрослых уничижительными определениями, что способствует возникновению межличностных конфликтов и формированию у детей уязвимой самооценки. Кроме того, в такой атмосфере, глядя на недовольных и тревожных взрослых, подростки считывают подспудную информацию, что мир опасен. И снова результат ⎯ эмоциональные расстройства и симптомы ВСД.

    4. Дети всё чаще и больше проводят время за гаджетами, меньше гуляют и общаются. Это с одной стороны является предпосылкой ВСД (эмоции не реализуются в достаточной двигательной активности, возникает дисбаланс вегетативной нервной системы), а с другой ⎯ приводит к недостаточной практике общения, в результате чего обычная коммуникация со сверстниками в реальной жизни начинает вызывать тревогу.

    Три часто встречающихся пути формирования неврозов у подростков на фоне психоэмоционального напряжения и симптомов ВСД:

    1. Психоэмоциональное напряжение может проявиться симптомами ВСД ⎯ напряженностью в мышцах, дрожью в теле, головокружением, комом в горле, сбивчивым дыханием, потливостью, частым стулом, позывами на мочеиспускание и другими симптомами . Если на этом фоне ребенок станет бояться за своё здоровье, то у него сформируются ПАНИЧЕСКИЕ АТАКИ или ИПОХОНДРИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ. Если ребенок начнет беспокоится о том, как он при этом выглядит, то у него сформируется СОЦИОФОБИЯ.

    2. Жизнь в условиях хронических межличностных или внутриличностных конфликтов, для которых у подростков нет решения, может привести к тому, что психика найдет выход успокаиваться, совершая понятные для неё действия. Это называется смещенной активностью: в безвыходной ситуации человек может начинать совершать понятное для него действие, но не имеющее отношение к текущей ситуации. Так образуются навязчивости и разнообразные ритуалы, то есть ОБСЕССИВНО-КОМПУЛЬСИВНОЕ РАССТРОЙСТВО или ОКР.

    3. Истощение нервной системы на фоне психоэмоционального напряжения проявляется симптомами ВСД и раздражительной слабостью, усталостью, головными болями, нарушением сна. Появляется повышенная чувствительность к яркому свету и громким звукам. Так формируется НЕВРАСТЕНИЧЕСКИЙ НЕВРОЗ.

      Как помочь подростку?

      • Повлиять на предпосылки формирования невроза. Важно, чтобы соблюдалась гигиена жизни ребенка: чтобы после напряжения ребенок имел возможность восстанавливаться, чтобы достаточно спал и питался, чтобы было достаточно двигательной активности, чтобы время, проведенное за гаджетами, было ограничено. Важно, чтобы ребенок рос в миролюбивой обстановке хотя бы в семье. Важно быть последовательными в предложении и демонстрации добрых ценностных ориентиров, быть терпимыми. Никуда не деться, но родителям будет очень полезно сбалансировать свою жизнь и решить свои вопросы, чтобы быть довольными своей жизнью. Надеемся, что здоровье вашего ребенка может стать достойным мотивом, чтобы выделить для себя время и прочие ресурсы, чтобы решить вопросы собственного настроения.

      • Обратиться к специалисту для решения возникшего у ребенка невроза. У нас вы сможете получить помощь в форме индивидуальных консультаций, а также специально для подростков у нас разработана

    Неврозы – это чаще всего неглубокие расстройства психики, которые возникают из-за воздействия на личность разного рода психологических травм. На сегодняшний день с неврозами столкнулось примерно 3-20% населения планеты. Чаще всего от неврозов в подростковом возрасте страдают девочки – примерно в трети случаев.

    Из-за невроза происходит расстройство системы отношений, которое больше всего сказывается на отношении к себе. Подросток может иметь или слишком заниженную самооценку или же противоречивую. Также большую роль в развитии проблемы играют конфликты личностного характера.

    В случае с подростками крайне отрицательно на психологическом здоровье сказываются конфликты в семье. У одних детей начинает развиваться невроз, другие страдают нарушениями в поведении и влечениях.

    Из-за чего происходит развитие заболевания

    Есть всего две причины, которые могут спровоцировать развитие невроза у подростков. К ним относят непосредственно причины психологического характера, а также физиологического – тип нервной системы.

    К особенностям нервной системы, из-за которых развивается невроз у подростков, можно отнести следующие пункты:

  • Подросток слишком чувствителен или эмоционален. Такие дети очень активно реагируют на самые разные события.
  • Они не могут отстоять свои интересы и чувствуют себя беззащитными.
  • Страдают постоянной тревожностью. Имеют некоторые страхи и склонность к беспокойству.
  • Обладают сильной впечатлительностью – могут на долгое время запоминать какие-то обиды или же неприятные ситуации.
  • Наблюдается интроверсия – ребенок держит все свои переживания, эмоциональные ощущения, противоречия в себе.
  • Имеют слишком высокую потребность в быстром самоутверждении.
  • Неврозы у подростков возникают из-за слабой нервной системы и слишком высокой психоэмоциональной нагрузки. Причины психологического характера чаще всего проявляют себя во время кризиса в возрасте. В случае с подростками это возраст от 12 до 16 лет. В этом случае, кроме возможных, полученных ранее психологических травм, начинают давать о себе знать постоянные перепады настроения, гормональная перестройка, слишком частые депрессии по пустякам.

    Симптомы невроза в пубертатном возрасте

    К основным признакам невроза можно отнести следующие моменты в поведении:

  • Постоянная раздражительность и резкие перепады настроения.
  • Подростки становятся очень уязвимыми, ранимыми, чувствительными. Если ребенок будет скрывать все это, как дополнение, появится более серьезный симптом – интроверсия.
  • Симптомами невроза у подростков в большинстве случаев является сильно угнетенное настроение и частые депрессии.
  • Возникают разнообразные фобии или страхи.
  • У подростка, больного неврозом, частыми будут истерики, которые могут проявляться самыми разными способами.
  • Виды невротического расстройства

    По симптомам неврозы у детей и подростков бывают нескольких видов. Правильно определив форму этого заболевания, можно назначить подходящее лечение. Поэтому в случае невротического расстройства необходимо обратиться за помощью к специалисту.

    Неврастения

    Заболевание проявляется очень сильной и быстрой утомляемостью. Подросток постоянно чувствует себя уставшим, снижается работоспособность, он очень раздражен, не может получить удовольствие от ранее любимого занятия, чувствует внутреннее напряжение, страдает головными болями, частым головокружением, со временем появляются проблемы со сном. При наличии неврастении в несколько раз усиливается умственное напряжение, ребенок не может сконцентрировать на чем-то определенном свое внимание, постоянно возникают ассоциации или воспоминания, которые отвлекают.

    Есть и другой тип проявления неврастении. Она проявляется в виде сильной физической слабости. При любой нагрузке возникает истощение, появляются боли в мышцах и подросток не может полноценно расслабиться. Основой данного вида невроза принято считать конфликт психологического характера. Возникает противоречие между тем, что может сделать на самом деле ребенок, и слишком высокими требованиями к самому себе.

    Невроз навязчивых состояний

    Заболевание характеризуется постоянным навязчивым состоянием. У подростка внезапно возникают самые разные мысли, воспоминания, сомнения, страхи, представления, которые совершенно не связаны с событиями и мыслями, присутствующими в данный момент. В связи с этим ребенок воспринимает их как эмоционально неприятные, но при этом подсознание выдает их за собственные. При этом больной начинает активно бороться с ними. Иногда подросток придумывает целые ритуалы, которые, по его мнению, помогают защититься от как бы неудач или неприятностей.

    Главным психологическим фактором в данной ситуации можно назвать, с одной стороны, противоречия между потребностями ребенка внутреннего характера, а с другой стороны, конфликты между нравственными принципами.

    Невроз истерического типа

    Истерический невроз может иметь самые разные признаки, которые будут отличаться между собой в зависимости от ситуации.

  • К психическим симптомам относят: страхи, потерю воспоминаний, проявления ипохондрического характера.
  • Моторные: нарушения в движении и походке, мутизм, паралич, парез, припадки судорог, гиперкинез.
  • Сенсорные: глухота, слепота, гиперестезия или гипостезия.
  • Вегетативно-соматические: нарушения в работе сердечной и дыхательной системы, расстройства сексуального характера, проблемы с желудочно-кишечным трактом.
  • Редко можно встретить ситуации, когда из-за конфликта возникает истерический припадок, который происходит непосредственно в присутствии «обидчика». Во время припадка подросток может совершать движения, напоминающие судороги, также плакать или громко кричать. Чаще всего подобное встречается у личностей истероидного типа.

    Депрессивный невроз

    В этом случае подросток хочет и делает все возможное, чтобы уединиться. При этом постоянно присутствует депрессия, подавленное настроение. В таком состоянии подросток способен на необдуманные действия.

    Невроз ипохондрического характера

    Возникает из-за сильного страха у подростка заболеть какой-либо болезнью. Лечить невроз в подростковом возрасте обязательно нужно комплексно. Также важно учитывать разные факторы: психологическое состояние, физиологические признаки заболевания.

    Лечение неврозов у подростков

    Лечить заболевание необходимо с помощью следующих специалистов:

  • Невролог. Он поможет вылечить именно нарушения неврологического характера. Если будет необходимость, назначит специальные успокаивающие препараты, проведет нужную диагностику.
  • Детский и семейный психолог. Поможет восстановить психологическое здоровье подростка и благоприятный климат в семье, выберет максимально подходящую в каждом индивидуальном случае модель воспитания ребенка.
  • Психотерапевт для психотерапии неврозов у подростков. Этот доктор лечит навязчивые состояния, может провести при необходимости несколько сеансов гипноза. В лечении подросткового невроза именно психотерапевт играет самую важную роль.
  • Иные специалисты узкого профиля. Возможно, понадобится проконсультироваться у психиатра или эндокринолога. Лечить невроз можно с помощью иглотерапевта, массажиста, рефлексотерапевта.
  • Если подойти к лечению подросткового невроза комплексно, то можно полностью избавиться от всех присутствующих симптомов. Но стоит всегда помнить, что уязвимость нервной системы – это свойство, которое будет преследовать ребенка на протяжении всей его жизни. Психотерапия неврозов у детей и подростков позволяет эффективно избавиться от этого недуга.

    Профилактика невроза

    Огромную роль играют профилактические меры по отношению к неврозам в юном возрасте. Чтобы симптомы и лечение невроза у подростка не стали частью его жизни, необходимо предотвратить появление этого недуга. Важную роль в этой ситуации должны выполнять родители. Чтобы сделать максимально крепким психическое здоровье вашего ребенка, необходимо всегда стараться соблюдать следующие, очень простые рекомендации.

  • У подростка должен быть максимально четко сформированный режим дня. Благодаря этому получится стабилизировать работу неуравновешенной нервной системы.
  • Стоит внимательно следить за нагрузкой на ребенка. Если вы только заметили первые симптомы неврологического расстройства, стоит немедленно обратиться за консультацией к неврологу. Он поможет подобрать специальный поддерживающий курс лечения. Также стоит обсудить вопрос с педагогами, чтобы немного уменьшить ежедневную нагрузку на подростка.
  • Обязательно следите за тем, чтобы ребенок занимался посильным видом спорта или выполнял простые упражнения. Это позволит быстро снять напряжение психологического характера.
  • Если в вашей семье есть психологические проблемы, то не стоит откладывать визит к семейному психологу.
  • Если есть возможность, пускай ребенок посещает детского психолога. Также подберите несколько вариантов борьбы со стрессом. Это может быть сказко-, арт- или игротерапия.
  • Желательно пользоваться в домашних условиях подручными средствами релаксации. С подростками можно заниматься йогой. Это позволит расслабиться и снять нервное напряжение.
  • Как в своей книге утверждает Александр Захаров, неврозы у детей и подростков гораздо проще предупредить, чем потом вылечить. Конечно, шансы на полное выздоровление есть, особенно если вовремя обратиться к специалистам за помощью.

    Неврозы у подростков

    Невроз у подростков – это неглубокое, полностью обратимое психогенное заболевание, основой которого являются нарушения высшей нервной деятельности, проявляющиеся аффективными расстройствами (переменами настроения, страхами, тревогой, депрессиями и др.).

    Распространенность неврозов среди подростков сложно определить, так как далеко не все родители обращаются за помощью к специалистам. Из числа подростков, находящихся под наблюдением в психоневрологических диспансерах, 15% страдают неврозами. Число детей с невротическими расстройствами ежегодно растет.

    Причины и особенности подростковых неврозов

    Формирование неврозов у подростков происходит при наличии определенных психологических и физиологических факторов (тип нервной системы). У многих детей неврозы возникают еще в раннем детстве в виде нарушения поведения (капризы, агрессия, гиперактивность, упрямство, страхи и др.).

    Для возникновения неврозов в современную эпоху есть все условия. Увеличилось число неполных семей, и подростки переживают стресс от развода родителей, жизни с отчимом или мачехой. Значительно выросла загруженность учебой, что также усугубляет психоэмоциональные нагрузки, чрезмерность которых способен перенести организм не каждого подростка.

    Невроз подросткового возраста (в 12-16 лет) провоцируется и поддерживается гормональной бурей в организме: депрессии и перемены настроения являются постоянными спутниками этого возраста.

    Неврозы подростков разделяют на общие и системные.

    К общим относят:

    • невроз навязчивых состояний;
    • астенический;
    • невроз страха;
    • депрессивный;
    • истерический и др. неврозы.
    • А основными системными, или моносимптомными, неврозами считают невротическое заикание, привычные действия, невротические тики и др.

      К факторам, провоцирующим развитие психоневрологических расстройств у детей, относятся:

    • генетические: личностные особенности подростка и черты характера (истеричность, эмоциональная лабильность);
    • церебрально-органические: минимальные мозговые дисфункции, вызванные патологией беременности и родов;
    • психосоциальные: напряженные взаимоотношения в семье, неправильное воспитание, стрессы, неполная семья, алкоголизм родителей и т.д.
    • неправильная система обучения: из амбициозных соображений родители нередко загружают детей непосильными дополнительными занятиями.
    • Взаимоотношения родителей с подростком имеют огромное значение. Надо быть внимательным к ребенку, любить его, но не «привязывать» к себе: у него должен быть свой круг общения, друзья. Всегда должно находиться время, чтобы выслушать ребенка и при необходимости поддержать его.

      Постоянная критика и сравнение с другими детьми (не в пользу ребенка) вызовет негативизм и протест со стороны подростка. Такая тактика воспитания обречена на провал. У каждого ребенка свой темперамент и особенности личности, задача родителей – помочь адаптироваться к жизненным требованиям.

      Подростковый кризис

      Психологический кризис в подростковом возрасте наиболее острый. Его не зря называют «негативной фазой полового созревания». Ему свойственно снижение успеваемости, дисгармония внутреннего мира личности, смена интересов, критицизм. Подросток активно занимается самоанализом, познанием собственных переживаний. Многие начинают вести дневник.

      Симптомом подросткового кризиса является также негативизм: появляется враждебность, склонность к нарушению дисциплины и ссорам, стремление к одиночеству. Гармония между правами и обязанностями формируется очень болезненно. Особенно ярко проявляется негативизм у юношей.

      Они стремятся к вседозволенности, называя ее свободой. Но директивный стиль в отношениях с подростком неприемлем. Нужно терпеливо общаться, договариваться о правилах поведения. Подростка нужно понимать, уважать как личность, а не унижать и «читать мораль».

      Более значимыми для подростков являются отношения со сверстниками, чем со взрослыми. Подросток обособляется от своей семьи. Нередко подростки образуют группы, компании с общими интересами, ценности которых отличаются от таковых у взрослых, оппозиционируют им. Этим они создают у себя чувство независимости.

      Разные ценности приводят к неизбежным разногласиям со взрослыми: по поводу прически, стиля одежды, школьных успехов, свободного времяпрепровождения. И все же от родителей наследуются главные ценности и аспекты социальной жизни, отношение к ним. А со сверстниками решаются сиюминутные вопросы.

      Свою «взрослость» подростки пытаются проявить в романтических отношениях с представителями противоположного пола: симпатии, свидания. В фантазиях они пытаются создать любовный идеал, пишут стихи. Проявлять интерес к симпатиям ребенка нужно без унижений и чрезмерной критики.

      Авторитарный контроль, запреты и манипулирование ребенком приведут к парадоксальному эффекту: либо к заниженной самооценке, либо к социально неприемлемой форме поведения. Но и невмешательство родителей, и ослабление контроля чревато опасностями, когда подросток предоставлен сам себе, принимая решения и выбирая компании.

      Подростковый возраст характеризуется эмоциональными взрывами, бурными переживаниями; почти каждому из них приходят мысли о самоубийстве. Преобладающими являются социальные фобии. Большое значение придается оценке своей внешности, недостаткам ее. Тревожность приводит иногда к самоизоляции, боязни замкнутых и открытых пространств.

      Страх перед насмешками, повышенная чувствительность, резкие перемены настроения – эмоциональные расстройства, более характерные для девушек.

      Виды подростковых неврозов и их симптомы

      Характер проявлений неврозов у подростков может быть физиологическим и психологическим.

    • головные боли и головокружения (на почве спазмов мозговых сосудов);
    • нарушения сна (бессонница, кошмарные сновидения, прерывистый сон);
    • изменения аппетита (вплоть до невротической анорексии или, напротив, булимии);
    • мышечная слабость, повышенная утомляемость;
    • судороги и нервные тики;
    • невротический кашель;
    • боли в сердце и в области желудка.
    • Психологические симптомы неврозов:

    • частая смена настроения, раздражительность;
    • легкая ранимость, повышенная уязвимость, выраженная чувствительность;
    • истерические реакции;
    • склонность к депрессии;
    • различные фобии (страхи).
    • В зависимости от клинических проявлений, комбинации симптомов, у подростков выделяют такие виды неврозов:

    • Истерический невроз, проявлением которого являются частые истерики с рыданиями. Могут наблюдаться истерические параличи конечностей, потеря голоса, рвота, обморок, псевдоалгические проявления (жалобы на боли при отсутствии органического поражения) и другие.
    • Астенический невроз, симптомами которого являются общая слабость, быстрая утомляемость, нарушения сна, проявления ВСД у подростка.
    • Депрессивный невроз со стремлением к уединению, подавленным настроением. Часто его развитие связано со стрессовой ситуацией: разводом родителей, смертью близкого человека, сиротством и ролью «Золушки». Возникать такой невроз может и при наличии у подростка физического недостатка. Бедная мимика, грустное выражение лица, тихая речь, плаксивость, плохой аппетит и сон, низкая самооценка, низкая школьная успеваемость – портрет подростка с депрессивным неврозом.
    • Невроз навязчивых состояний, проявляющийся тиками, спазмом мышц, судорогами. У некоторых подростков невроз может проявляться навязчивым желанием произносить неприличные слова. Невротическое навязчивое желание может представлять опасность (например, у ребенка может возникнуть желание совершить прыжок с балкона).
    • Фобический невроз, для которого характерны различные страхи (одиночества, смерти, темноты и другие). Страх может возникать в виде приступа, особенно перед сном, сопровождаться чувством тревоги, навязчивыми мыслями и представлениями. Это может быть также страх устного ответа на уроке или страх выступления перед аудиторией.
    • Ипохондрический невроз проявляется чрезмерными опасениями и необоснованными страхами заражения или возникновения всевозможных болезней.
    • Лечение или реабилитация подростковых неврозов

      Лечением неврозов у подростков занимаются:

    • детский невролог: проводит обследование подростка для уточнения диагноза, при необходимости назначает успокаивающие или другие лекарственные средства;
    • детский психолог: помогает подростку справиться с комплексами, а родителям найти правильную тактику и подход к подростку, создать необходимый психологический доброжелательный семейный климат;
    • психотерапевт: при неврозе навязчивых состояний проводит сеансы гипнозотерапии.
    • К лечению могут привлекаться также психиатры, рефлексотерапевты, эндокринологи. Правильно и индивидуально подобранное, вовремя проведенное комплексное лечение дает возможность полностью избавить подростка от невроза.

      Профилактика

      Главная роль в обеспечении психологического здоровья и предупреждении развития невроза у подростков принадлежит родителям.

      Важно соблюдать такие правила:

    • Четкое соблюдение режима дня поможет нормализовать функции неустойчивой нервной системы.
    • Необходимо следить за нагрузками ребенка и при появлении симптомов перегрузки снижать их.
    • Посильные физические нагрузки помогут снизить психологическое напряжение.
    • В случае психологических проблем в семье следует прибегнуть к помощи психолога.
    • При стрессовых ситуациях необходимо обеспечить ребенку консультацию детского психолога.
    • При возникновении у подростка психологического напряжения необходимо использовать доступные в домашних условиях средства релаксации (аромалампу с успокаивающими эфирными маслами по совету невролога, хвойные ванны, дыхательную гимнастику, прием отваров успокоительных трав и др.).
    • Резюме для родителей

      Подростковые неврозы легче предупредить, чем избавиться от них. Лечение невроза до полного выздоровления возможно при своевременном обращении за помощью к специалистам и терпеливом выполнении всех рекомендаций.

      Профилактика подростковых неврозов во многом зависит от правильного воспитания, внутрисемейных отношений. Важно научить детей преодолевать жизненные трудности, заниматься психическим закаливанием ребенка с тревожно-мнительным характером, интересоваться его проблемами и интересами.

      Государственная ТРК «Крым», программа «Азбука здоровья», выпуск на тему «Неврозы у подростков»:

      doctor-neurologist.ru

      Вероятность заболеть неврозом у подростков немного ниже, обычно невротическое состояние идет уже из детства. Подростковый невроз отличается взрослой симптоматикой, обычно различают неврастению, истерический невроз и невроз навязчивых состояний. На течение болезни сильное влияние оказывает семейная ситуация, к тому же подростки подвержены страхам – ведущему клиническому проявлению при невротизации. Как протекают подростковые неврозы, что входит в лечение?

      Истерические проявления в старшем школьном возрасте являются причиной психотравмирующей ситуации. Такие дети часто подвержены внутренним конфликтам, они недовольны положением в семье, школе, ущемлены как личности.

      Неврастения наиболее распространена среди детей, в том числе и подросткового возраста. Основные симптомы неврастении:

    • быстрая утомляемость;
    • мнительность;
    • головные боли;
    • У подростков на первый план выходит страх смерти, например, от остановки сердца или от какой-либо болезни. Юноши и девушки с фобическим неврозом имеют высокую тревожность, имеется боязнь выполнить задание и потерпеть неудачу. Например, девятиклассник боится отвечать у доски, несмотря на хорошие знания предмета. Симптомы невроза часто дополняют заикание, энурез, бессонница.

      Невроз страха у молодых людей может быть кратковременным, но иногда затягивается на несколько лет. В этом случае развивается мнительность, высокая тревожность, ипохондрия.

    1. Родители не принимают взросления, они относятся к чаду, как к слабому и беспомощному ребенку. Подростку не дают проявить самостоятельность, естественные желания запрещаются. Часто в таких семьях запрещено говорить о половых вопросах, секс и любовные отношения преподносятся как что-то грязное. Развивающееся половое взросление сталкивается с моральными ограничениями и запретами.
    2. Предэкзаменационный невроз

      Неврозоподобное состояние может возникнуть у подростка на почве подготовки к выпускным экзаменам в девятом или одиннадцатом классе. Основные признаки расстройства:

    3. Депрессия;
    4. Отказ от еды;
    5. Врач после обследования может назначить медикаментозную терапию, учитывается степень расстройства и общее состояние ребенка.

      lechenienevroza.ru

      В чем особенность протекания подросткового невроза

      Новости от спонсоров:

      Симптоматика

      Симптомы истерического невроза у подростков проявляются в стремлении всегда быть в центре внимания. При этом присутствуют резкие смены настроения, капризы, подросток может заплакать, а через некоторое время кардинально поменять эмоцию на положительную реакцию.

    6. раздражение на фоне усталости;
    7. нарушение сна.
    8. Невроз навязчивых состояний у подростков характеризуется двумя видами:

      Невроз страха

      В основе невротического страха у старших школьников лежит боязнь ожидания и общая робость, тревога. Страх у подростков связан с межличностным общением, ситуацией в семье. Симптомы усугубляют такие черты характера, как эмоциональная ранимость, неуверенность в себе.

      Отмечено, что подростковые страхи часто отражают тревоги родителей. Тревожная и мнительная мама передает свое беспокойство чаду, делая его беззащитным.

      Влияние семейной ситуации

      Симптомы невроза у подростков усугубляет семейная обстановка. Неспособность родителей справляться с воспитанием и учитывать возрастные особенности ребенка часто и провоцирует невротизацию. Психотерапевты не рассматривают лечение неврозов у подростков без анализа семейных отношений. Основные моменты неблагоприятного родительского сценария:

    9. Личностные особенности родителей. Принципиальные, нетерпимые, предъявляющие завышенные требования к подростку. Родители не принимают своего ребенка, в семье отсутствуют теплые отношения, присутствует формальный подход к переживаниям.
    10. В семье сложная ситуация, конфликты, ссоры, на взрослеющего ребенка никто не обращает внимания. Иногда чадо может использоваться как средство борьбы между ссорящимися родителями, что только усугубляет невротическое состояние.
    11. Паника;
    12. Нарушение сна;
    13. Плаксивость.
    14. Родителям на заметку. Если вы заметили подобные признаки у своего ребенка на почве подготовки к экзаменам, то не стоит откладывать посещение специалиста, в частности психотерапевта. Лечение длительное, но оно поможет подростку спокойно сдать экзамены. К тому же по результатам медико-педагогической комиссии можно провести для конкретного ученика экзамен в менее волнительной обстановке.

      Лечение подростковых неврозов

      Лечение невроза у старших школьников стоит начинать как можно раньше, чтобы симптоматика не закрепилась. Важно участие родителей, их помощь и желание помочь родному чаду.

      Параллельно необходима психотерапевтическая помощь и лечение. Специалист может порекомендовать как индивидуальные сеансы, так и групповые. Основная задача – работа с психотравмирующей ситуацией, которая привела к невротическому заболеванию.

    15. Почему при ВСД возникает страх езды в транспорте? ВСДшник, который совсем ничего не боится, – действительно, уникальное существо, настолько редкое, что заслуживает медали. Вегето-сосудистая дистония и страх – почти синонимы. Следует отметить, что страхи ВСДшников всегда имеют чёткое внутреннее обоснование и никогда […]
    16. Депрессия экзамены Очень не хотелось тревожить никого своими "глупостями", благо, что останусь анонимным. Мне всего 18 лет, но, как минимум с 16, меня практически всегда преследует постоянная депрессия. За два года она только усилилась. Утром, вечером, солнечным и прекрасным или пасмурным и прохладным днём - […]
    17. Заикание. Памятка для родителей Заикание. Памятка для родителей Если у ребенка появилось заикание, то соблюдение ниже изложенных правил поможет вам самостоятельно приостановить прогрессирование болезни. Помните о том, что заикание - тяжелый психо-речевой недуг, и в большинстве случаев оно прогрессирует из-за […]
    18. Лечение неврозов и депрессий в Минске Психологическое здоровье позволяет человеку радоваться жизни, наслаждаться приятными мелочами, смеяться, улыбаться. Если же возникают какие-либо проблемы, то жизнь теряет краски: становится серой, невнятной. Психологические неприятности негативно сказываются на личной жизни, […]
    19. Признаки аутизма у детей Аутизмом называется общее психоэмоциональное расстройство, при котором возникает дефицит в сфере общения. Больной собственную энергию направляет внутрь себя, он не пытается вступить в контакт с родителями и сверстниками. Если он вступает в «диалог» с окружающими, то только для удовлетворения […]
    20. Можно ли умереть от ВСД Неврозы, депрессия, вегетососудистая дистония – все это болезни нервной системы. Каждая из них способна доставить множество неприятностей и внести дискомфорт в вашу жизнь. Но обо всем по порядку. Непростая болезнь – депрессия Симптомами депрессии являются: плохое настроение, подавленность, […]

    Владимир Николаевич, как часто неврозы возникают у подростков?

    - Неврозы у детей и подростков - самый распространенный вид нервно-психической патологии. Как психогенные заболевания формирующейся личности, неврозы в аффективно-заостренной форме отражают многие проблемы человеческих отношений, прежде всего понимания и общения между людьми, поиска своего «я», оптимальных путей самовыражения, самоутверждения, признания и любви.

    Каковы же причины неврозов у подростков?

    - Первоначально неврозы представляют эмоциональное расстройство, возникающее преимущественно в условиях нарушенных отношений в семье, прежде всего с матерью, которая обычно является наиболее близким для ребенка лицом в первые годы его жизни. Не меньшую патогенную роль в последующие годы играют отношения с отцом, если он не способен своевременно разрешить личностные проблемы развития своих детей. Оба родителя испытывают много личных проблем, нередко сами больны неврозом и придерживаются догматически воспринятых или исходящих из прошлого травмирующего опыта взглядов на воспитание без учета индивидуального своеобразия и возрастных потребностей детей. Все это дает основание рассматривать невротическое, психогенное по своему происхождению заболевание ребенка как своего рода клинико-психологическое отражение личностных проблем родителей, начинающихся нередко еще в прародительской семье. Неврозы - это своеобразный клинико-психологический феномен, формирующийся на протяжении жизни трех поколений - прародителей, родителей и детей.

    Невроз является психогенным заболеванием формирующейся личности, поэтому на него оказывает влияние все то, что может осложнить процесс формирования личности у детей и способствовать общему нарастанию нервно-психического напряжения у родителей. К этим факторам относятся причины социально-психологического, социально-культурного и социально-экономического характера.

    Из социально-психологических факторов заслуживают внимание наличие единственного ребенка в семье или эмоциональная изоляция одного из детей, если их несколько, недостаточная психологическая совместимость родителей и детей; конфликты; одностороннее преобладание (доминирование) одного из взрослых (как правило, матери или бабушки по материнской линии, если она проживает в семье); перестановка или инверсия традиционных семейных ролей; низкая продуктивность совместной деятельности членов семьи и, наконец, известная изолированность семьи в сфере внешних контактов.

    К социально-культурным факторам относятся проблемы, связанные с проживанием в большом городе; ускорением темпа современной жизни; недостатком времени; скученностью; некоторой обезличенностью и все более сложным характером межличностных отношений; недостаточными условиями для полноценного отдыха и разрядки эмоционального напряжения.

    Социально-экономические факторы включают в себя неудовлетворительные жилищно-бытовые условия молодой семьи; занятость родителей; ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли или привлечение других лиц для ухода за ним.

    Следует подчеркнуть неблагоприятное влияние на воспитание детей тех матерей, которые стремятся освободиться от своих семейных обязанностей, считая их обременительными и не отвечающими, в их представлении, современному «эмансипированному» положению женщины. Эти чрезмерно категоричные, принципиальные и деловые женщины не придают значения нежным и теплым чувствам в отношениях с детьми, считают семью помехой для достижения честолюбивых замыслов и легко решаются на разрыв семейных отношений. В чем-то данный переходный этап оборачивается увеличением психопатических черт в характере таких женщин, часто бывших единственными детьми в семье. Вместе с тем нарастание нервно-психической нагрузки у работающих и занятых семьей женщин сопровождается их большей невротизацией, что также отрицательно влияет на воспитание детей и формирование их личности. Увеличение числа неврозов у взрослых, прежде всего у родителей, сказывается на увеличении числа неврозов у детей, порождая своеобразный замкнутый круг, разорвать который можно только одновременным оказанием эффективной и доступной психотерапевтической и психопрофилактической помощи всем его участникам.

    Какие же симптомы появляются у больного неврозом?

    - Чаще всего это расстройства сна, затруднения в выполнении привычной работы, утомляемость, слабость, раздражительность, плаксивость, сниженное настроение, тревога, страхи, навязчивые движения, колебания АД, потливость ладоней, похолодание рук и ног. Распространенной формой неврозов у детей и подростков является логоневроз или заикание. Необходимо отметить, что это обратимые расстройства.

    - Это значит, что невроз излечим?

    - В большинстве случаев невроз является полностью излечимым. Однако, избавление от невроза требует терпения и усилия.

    К кому же обращаться больному с неврозом?

    - Конечно, в первую очередь, необходимо посоветоваться с врачом-психотерапевтом. Неврозы называют «царством психотерапии», т.к. с помощью лекарств можно «сгладить» лишь симптомы болезни, но при этом как бы «загнать» проблему, приведшую к неврозу вглубь. У человека исчезнет головная боль, раздражительность, уменьшится слабость, утомляемость, улучшится настроение, нормализуется сон. Но если он вновь вернется в психотравмирующую ситуацию, то симптомы болезни возникнут с новой силой и невроз примет затяжное, хроническое течение.

    С помощью же психотерапии можно изменить отношение к психотравмирующей ситуации, т.е. к причине невроза, и тогда недуг проходит и человек выздоравливает. При наступлении болезни, пусть нетяжелой, лечиться все-таки следует под наблюдением врача-психотерапевта. Основным методом лечения неврозов является психотерапия. Другие методы лечения при неврозах могут иметь лишь дополнительное значение (массаж, физиотерапия, рефлексотерапия, психофармакотерапия). Однако, использование этих средств без применения психотерапии нередко лишь отвлекают внимание больных неврозами от истинных причин их расстройств и создают иллюзию излечения без приложения собственных усилий, которые требуются при проведении серьезной психотерапии. Поэтому улучшение не будет сохраняться долго, если невротические проблемы остаются нерешенными, а их нельзя решить только с помощью физических методов и лекарственных препаратов.

    Владимир Николаевич, что означает термин «психотерапия»?

    - Термин «психотерапия», в дословном переводе означает «лечение душой». Если говорить более подробно, то психотерапия - это комплексное воздействие психики врача на психику больного, а через нее и на весь его организм с целью устранения болезненных проявлений, изменения отношения к себе, к своей болезни и к окружающим.

    Сегодня психотерапия - это активно развивающаяся область теории и практики во всем мире, где медицинский психолог и психотерапевт становятся ключевыми фигурами в решении проблем человеческих взаимоотношений, семейных и внутриличностных конфликтов, бизнеса и здоровья.

    Какова же цель психотерапевтического лечения?

    - Главная цель всякого психотерапевтического лечения заключается в том, чтобы помочь пациентам внести необходимые изменения в свою жизнь. Успешность или эффективность психотерапии оценивается в зависимости от того, насколько стойкими и в широком смысле благотворными для пациента оказываются эти изменения.

    Где же в Пензе можно получить квалифицированную помощь подростку больному неврозом?

    - Данный вид специализированной психотерапевтической помощи подростки и их родители могут получить в научно-практическом центре «Психотерапия».

    Болезнь легче предупредить, чем лечить. Поэтому, если у вашего ребенка появились первые признаки невроза, необходимо обратиться к специалистам.

    Причины неврастении. Наиболее частой причиной бывает срыв при попытке выполнить непосильную задачу с субъективно тягостным отказом от заманчивой цели. Уход в болезнь служит оправданием для такого отказа для самого себя. Роль «переутомления», на которое обычно ссылаются, весьма условна - это скорее перенапряжение, чем переутомление,- обычный отдых не восстанавливает сил. Если же ценой невероятных усилий цель все же бывает достигнута (например, удалось пройти по конкурсу в престижное учебное заведение), то неврастения не развивается, несмотря на крайнее утомление. Зато она часто возникает, когда «поступили не туда, куда хотели».

    Наиболее частыми «поставщиками» неврастении бывают подростки с астеноневротической и лабильной акцентуациями характера. Но иногда неврастеническую реакцию можно увидеть при других акцентуациях, даже при гипертимной (например, при вынужденном ограничении активности и контактов). Неврастеническая реакция может развиваться даже у конформных подростков, когда они чувствуют себя не на высоте по сравнению с принятыми у сверстников стандартами.

    Причины обсессивно-фобического невроза. Здесь психогенез состоит в конфликте между чрезмерно высокими, невыполнимыми в обыденной жизни требованиями (прежде всего к самому себе) и невозможностью их претворить на деле. Невроз возникает при ударе по чувству долга, ответственности, морали. Наиболее предрасположенными являются психастеническая и сенситивная акцентуации характера.

    Как известно, психогенез обсессий и фобий со времен 3. Фрейда служит одной из излюбленных тем для психоаналитических толкований. Навязчивости рассматриваются как «субституция», т. е. замена символическими действиями реальных поступков или движений, которые больной не хочет, стыдится или боится совершить. За всем этим якобы стоит инфантильная сексуальность.

    Например, с такой точки зрения, навязчивое мытье рук - это символическое очищение от греха, которым чаще всего является онанизм.

    И. П. Павлов видел в навязчивости образование инертных, патологи­чески устойчивых, не поддающихся угашению условных рефлексов. Такие рефлексы, несомненно, являются тем элементарным физиологическим механиз­мом, по которому навязчивости формируются. Однако для психотерапии навязчивости нуждаются не только в физиологическом, но и в содержа­тельном, психогенетическом анализе [Мясищев В. Н., 1960]. Тот же пример с навязчивым мытьем рук и онанизмом у подростка может быть понят без психоаналитической «субституции». После мастурбации подросток опасается, что запах спермы может его выдать. Мытье рук вследствие этого падает на момент наибольшего обострения угрызений совести, самоукоров, т. е. на момент наивысшего напряжения отрицательной эмоции. Это напряженне постепенно спа­дает само по себе.

    Здесь может возникнуть условнорефлекторная связь - определенное действие и снятие тягостного напряжения. Навязчивое мытье рук может возникнуть, конечно, не только в связи с онанизмом, но и из опасения заражения. И наоборот, даже при тяжелой личностной реакции на онанизм далеко не всегда появляется навязчивое мытье рук.

    Таким образом, между навязчивостью как симптомом и психогенным фак­тором нет жесткой связи, как это следует из психоаналитической теории.

    Причины истерического невроза. Основой здесь является конфликт иного рода: столкновение высокого уровня притязаний и невозможности его достигнуть при отсутствии всякого намерения отказаться от престижной цели. При этом вина за неудачу всегда перекладывается на других, реальные трудности и свои возможности критически не оцениваются.

    В современной патопсихологической литературе распространялось иное суждение: якобы истерической личности присущ низкий уровень притязаний, а психастеникам, наоборот, высокий. Это заключение строится на основании результатов одного довольно примитивного теста, претендующего на определе­ние уровня притязаний. Возможно, что истероид при выполнении этого теста стремится облегчить себе работу, как он обычно и поступает в реальной жизни, а психастеник относится к его выполнению со свойственным ему высоким чувством ответственности. Клинический опыт, во всяком случае, полностью расходится с результатами этого теста.

    Как указывалось, истерический невроз развивается не только на почве истероидной акцентуации, но и в тех случаях, когда истероидные черты дополняют другие типы (лабильно-истероидная, эпилептоидно-истероидная, шизоидно-истероидная, гипертимно-истероидная акцентуации характера). Присоединение этих черт нередко бывает следствием неправильного воспитания по типу потворствующей гиперпротекции («кумир семьи»).

    Лечение и профилактика

    Главное средство лечения неврозов - психотерапия. Лекарства всегда имеют только вспомогательное значение. С их помощью можно снять эмоциональное напряжение, раздражительность, возбудимость.

    Транквилизаторы (тазепам, элениум, мепробамат и др.) могут быть использованы при неврастении, реже при обсессивно-фобическом неврозе и менее всего при истерии.

    Цель психотерапии - разрешить конфликтную ситуацию наиболее рациональным путем. Психотерапия у подростка всегда начинается с установления индивидуального контакта. Эта задача облегчается, если учитывается тип акцентуации характера [Лич­но А. Е., Богдановская Л. Б., Эйдемиллер Э. Г., 1973]. Далее необходимо выяснить сущность конфликта. После этого приступают к разрешению конфликтной ситуации, ис­пользуя для этого как индивидуальную, так и семейную, а иногда и групповую психотерапию. Разрешение конфликта может дости­гаться разными путями: обесцениванием недостижимой цели, созданием новых, заманчивых, но реальных перспектив, отыска­нием интересных форм деятельности, способных отвлечь от невы­полнимых задач и направить притязания по коллатеральному пути.

    Приемы, которыми решаются эти психотерапевтические задачи, и особенности использования разных психотерапевтических методов в подростковом возрасте изложены в первой части книги (гл. VII).

    Помимо психотерапии необходимо обратить внимание на оздо­ровление условий жизни - гигиенический режим, достаточный отдых, чередование физических и умственных занятий. Спорт особенно показан при обсессивно-фобическом неврозе, причем начинать надо с таких видов, которые не требуют ловкости, контакта с товарищами в игре, не «истязают» чувства от­ветственности, т. е. с бега, прыжков, лыж, велосипеда, гимнастики с постепенным переходом к спортивными играм.

    Лечение неврозов у подростков, как правило, должно осуществ­ляться амбулаторно или с использованием режима частичной госпитализации (ночной профилакторий, дневной стационар). Стационарное лечение, особенно длительное, нерационально - подросток, страдающий неврозом, должен продолжать учиться или работать.

    Создание специальных отделений санаторного типа для под­ростков [Драпкин Б. 3., 1976] оправдано, когда пребывание в них не ограничивается лечением, отдыхом и организованными развле­чениями, а сопряжено с продолжением учебы и необходимостью нести определенные трудовые обязанности (самообслуживание, работа в мастерских и т. п.).

    Профилактика неврозов у подростков, помимо общего оздоровления режима, состоит в том, чтобы научить подростка избегать действия тех психогенных факторов, в отноше­нии которых при его типе акцентуации характера уязвимость наиболее высока.

    Решающее значение имеет также ситуация в семье - в гармо­ничных семьях неврозов у подростков встречать практически не приходится.