Министерство оборонной промышленности. Надо восстановить миноборонпром

Министерство промышленности России

Список министерств России, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного развития.

История

  • 14 июля 1990 года образовано Министерство промышленности РСФСР (Закон РСФСР от 14 июля 1990 года № 101-I).
  • 25 декабря 1991 года переименовано в
  • 30 сентября 1992 года Министерство промышленности Российской Федерации преобразовано в Государственный комитет Российской Федерации по промышленной политике . (Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 года № 1148).
  • 8 мая 1996 образовано на базе Государственного комитета Российской Федерации по оборонным отраслям промышленности (Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 года № 686).
  • 14 августа 1996 года на базе Государственного комитета РФ по промышленной политике вновь образовано Министерство промышленности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177).
  • 17 марта 1997 года Министерство промышленности Российской Федерации ликвидировано с передачей его функций , также ликвидировано Министерство оборонной промышленности Российской Федерации с передачей его функций Министерству экономики Российской Федерации и Государственному комитету Российской Федерации по связи и информатизации (Указ Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 года № 249).
  • 30 апреля 1998 года - образовано на базе Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. В его ведение передавались промышленные подразделения Министерства экономики Российской Федерации, упразднённый Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, а также часть функций упразднённых Министерства внешних экономических связей и торговли Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по сотрудничеству с государствами - участниками Содружества Независимых Государств.(Указ Президента Российской Федерации от 30 апреля 1998 года № 483).
  • 22 сентября 1998 года - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации упразднено (Указ Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 года № 1142).
  • 17 мая 2000 года - Образовано Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации с передачей ему функций упразднённого Министерства науки и технологий Российской Федерации , а также части функций упразднённых Министерства торговли Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 17 мая 2000 года № 867).
  • 9 марта 2004 года Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации упразднено. Образовано Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации на базе упразднённых Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации и Министерства энергетики Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 314).
  • 12 мая 2008 года Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации упразднено на его базе создано Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 года № 724).

Категории:

  • Промышленность России
  • Федеральные министерства России
  • Упразднённые органы исполнительной власти России
  • Министерства промышленности

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Министерство промышленности России" в других словарях:

    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязи России) федеральный орган исполнительной власти в ведении Правительства Российской Федерации c 12 мая 2008 г. Осуществляет функции по выработке государственной политики … Википедия

    Эмблема Минюста Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных … Википедия

    Флаг Министерства обороны Российской Федерации Эмблема Министерства обороны Российской Федерации Здание одного из ведомств Министерства Обороны в Москве … Википедия

    Эмблема Минтранса Флаг Минтранса, 2002 г. Министерство транспорта Российской Федерации (сокр. Минтранс России) федеральное министерство, осуществляющее функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере… … Википедия

    Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской… … Википедия

    Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) федеральный орган исполнительной власти, находившийся в ведении Правительства РФ, министерство. Образовано 12 мая 2008 года Указом Президента РФ (N№ 724). Осуществлет функции по… … Википедия

    - (Минпромторг России) Общая информация Страна Россия Дата создания 12 мая 2008 Предшествующее ведомство Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации Руководство деятельностью осуществляет Правительство Российской Федерации… … Википедия

    - (Минпромэнерго России) федеральный орган исполнительной власти, осуществлявший функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере промышленного, оборонно промышленного и топливно энергетического… … Википедия

    Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации (Минпромэнерго России) являлось федеральным органом исполнительной власти, осуществлявшим функции по выработке государственной политики и нормативно правовому регулированию в сфере… … Википедия

Жумагалиев Аскар Куанышевич

Министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

Выпускник Свердловского суворовского военного училища, Казахского национального технического университета по специальности «Радиосвязь, радиовещание и телевидение». Имеет второе высшее образование по специальности «юриспруденция» в Казахском гуманитарно-юридическом университете, а также ученую степень «Магистра в области электронного управления» при Федеральной политехнической школе Лозанны.

Владеет казахским, русским, английским языками.

Трудовую деятельность начал с 1996 года. До поступления на государственную службу, с 1996 по 1998 годы работал в ТОО «Жарык». В январе 1998 года начал работу в Министерстве транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Прошел путь от начальника Управления государственного надзора в области связи до заместителя председателя Комитета по связи и информатизации.

С момента образования в 2003 году Агентства Республики Казахстан по информатизации и связи работал заместителем председателя, 27 января 2006 года назначен председателем Агентства.

9 октября 2006 года советом директоров АО «Казахтелеком» избран председателем правления АО «Казахтелеком», а 12 марта 2010 года Указом Главы государства назначен министром связи и информации Республики Казахстан. Спустя два года, 21 января 2012 года Указом Президента РК назначен на пост министра транспорта и коммуникаций

В связи с реорганизацией министерства транспорта и коммуникаций, 7 марта 2014 года Указом Президента назначен на пост Председателя Агентства РК по связи и информации, а спустя 5 месяцев назначен вице-министром по инвестициям и развитию РК.

6 мая 2015 года назначен Председателем Правления АО НАК «Казатомпром», а 29 августа 2017 года назначен заместителем Премьер-министра Республики Казахстан, а 26 декабря 2018 года к его обязанностям добавилось руководство министерством оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

25 февраля 2019 года назначен министром цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

Жанжуменов Талгат Женисович

Первый вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК

Выпускник Вольского высшего военного училища тыла им. Ленинского комсомола, Военной академии тыла и транспорта Вооруженных сил РФ, Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ. Офицер с высшим военно-специальным, оперативно-стратегическим образованием.

Трудовую деятельность начал в 1989 году начальником продовольственной службы танкового полка. В разные годы работал в Военно-воздушных силах РК, Министерстве обороны РК, Республиканской гвардии РК, Совете Безопасности РК.

В период с 2001 по 2010 годы занимал должности заместителя командующего Республиканской гвардией РК, затем начальника Тыла Вооруженных Сил РК.

С 2010 по 2016 годы был заместителем Министра обороны РК, затем заместителем заведующего Секретариатом Совета Безопасности Администрации Президента РК, заведующим Отделом военной безопасности и обороны Совета Безопасности РК.

С октября 2016 года по апрель 2019 года занимал должность заместителя министра обороны РК.

В апреле 2019 года назначен на должность первого вице-министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

Награжден орденами «Айбын» II степени и «Данқ» II степени.

Ахметжанов Ануар Муратович

Ответственный секретарь Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

Выпускник Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова, Университета Джонс Хопкинс (по международной стипендии «Болашак», США).

Трудовой путь начал в 1996 преподавателем Карагандинского государственного университета имени Е.А. Букетова.

С 2000 по 2004 годы был главным аналитиком, главным менеджером ЗАО «ННК «Казахойл», менеджером ЗАО «ННК «КазМунайГаз», заместителем директора, директором департамента АО «ННК «КазМунайТениз».

В 2004 году был назначен заместителем директора, директором департамента АО НК «КазМунайГаз».

С 2006 по 2012 годы был главным экспертом АО «Холдинг «Самрук-Казына», исполнительным директором, генеральным менеджером АО НК «КазМунайГаз», первым заместителем генерального директора ТОО СП «КазГерМунай».

В 2012 был назначен заместителем акима Карагандинской области.

В 2016 году стал государственным инспектором Администрации Президента Республики Казахстан.

С 2016 по 2019 годы был Ответственным секретарем Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

С апреля 2019 года Ответственный секретарь Министерства цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

Получил образование в Московском высшем техническом училище им. Н.Э. Баумана, позже окончил аспирантуру в этом учебном заведении.

Трудовой путь начал в 1980 году младшим, старшим научным сотрудником Карагандинского политехнического института. Затем был ассистентом, старшим преподавателем, деканом факультета информационных технологий, проректором, первым проректором Института.

С 2004 по 2007 гг. был Директором департамента, руководителем аппарата, Председателем Аэрокосмического комитета Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В 2007 г. был назначен Заместителем Председателя Правления АО «Национальный научно-технологический холдинг «Самгау».

В период с 2008 по 2016 гг. занимал должности Первого вице-президента компании, Исполняющего обязанности президента, затем Президента АО «Национальная компания «Қазақстан ҒарышСапары».

С 2016 по 2019г. занимал должность Вице-министра оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

В апреле 2019г. назначен на должность Вице-министра цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

Награжден орденом «Құрмет»

Оспанов Аблайхан Есенович

Вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

Получил образование в Евразийском Национальном Университете им. Л.Н.Гумилева, в Кокшетауском государственном университете им.Ш.Уалиханова

В период с 2006 по 2011 гг. был менеджером ЧУ «Республиканский штаб молодежных трудовых отрядов «Жасыл Ел», менеджером проекта в ТОО «IT Research Center», руководителем отдела в ТОО «Arta Software», начальником отдела управления проектами в ТОО «Корпоративные решения», специалистом Департамента развития бизнеса АО «Национальные информационные технологии», старшим инженером департамента технической службы Министерства внутренних дел Республики Казахстан.

В 2011 г. стал заместителем директора Департамента государственной политики в области информационных технологий Министерства связи и информации Республики Казахстан.

В период с 2012 по 2015гг. занимал должности Заместителя председателя Комитета по контролю автоматизации государственных услуг и координации деятельности центров обслуживания населения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан, Директора департамента по развитию электронных услуг и Центров обслуживания населения Агентства Республики Казахстан по связи и информации, Руководителя управления по оптимизации государственных услуг Комитета связи, информатизации и информации Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан.

С 2015 по 2017 гг. был заведующим общественной приемной центрального аппарата партии «Нұр Отан», заместителем председателя Правления АО «Центр развития города Алматы».

С 2017 по 2019гг. был Председателем Правления некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан».

С апреля 2019г. – Вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

Туяков Дарын Шылбынович

Выпускник Ленинградского Высшего Военно-Политического училища ПВО им. Ю.В. Андропова, КазНУ им. Аль-Фараби, Международной Академии Бизнеса Магистр, РАНХиГС при Президенте РФ.

​​В 1990 назначен заместителем командира отдельной радиолокационной роты Радиотехнических войск ПВО. Затем стал ведущим консультантом Министерства Юстиции Республики Казахстан.

В период с 2002 по 2012 был начальником отдела службы АО «Казахтелеком»,

заместителем Генерального директора филиала, Управляющим директором

С 2012 по 2018 годы занимал должность Главного директора АО «Казахтелеком»

В 2018 году был назначен Вице-министром информации и коммуникаций Республики Казахстан.

С апреля 2019 года - Вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан.

Оразбек Асхат Елубайулы

Вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности Республики Казахстан

Выпускник Карагандинского государственного университета им. Е.А. Букетова по специальности Математик, инженер-программист

Трудовой путь начал в 1995 году инженером лаборатории Компьютерной математической физики Института прикладной математики МОиН РК

В период с 1999 по 2003 годы был главным специалистом отдела анализа и информации филиала Агентства по реорганизации и ликвидации предприятий, инженером-программистом, начальником отдела в ТОО «ВНПП «Кушпен-Телеком»

В 2003 году стал заведующим сектором информатизации и защиты информации Отдела по защите государственных секретов и информатизации АП РК

В 2006 году назначен Заместителем Председателя правления АО «Национальные информационные технологии»

В период с 2008 по 2012 годы занимал должности Директора РГП «Центр технического сопровождения и анализа в телекоммуникаций», Председателя Правления АО «Национальные информационные технологии», Заместителя Председателя правления АО «НУХ «Зерде»

С 2012 по 2017 был советником ТОО «Al.As.Ay», Директором Департамента информационных технологий АО «КазТрансОйл», Исполнительным директором по информационным технологиям АО «Транстелеком»

С 2017 года работал Советником по развитию бизнеса ТОО «Пинетворкс» и Вице-президентом НКО «Ассоциация развития блокчейн и криптотехнологий в РК»

С апреля 2019 года - Вице-министр цифрового развития, оборонной и аэрокосмической промышленности РК.

Перед тем как в 1980–1991 годах стать заместителем министра машиностроения, оборонной промышленности СССР, Николай Пузырев 14 лет проработал на Заводе имени Якова Свердлова в городе Дзержинске Горьковской (ныне Нижегородской) области. Роль этого завода в обеспечении обороноспособности страны была и остается высокой. Достаточно сказать, что предприятие во время Великой Отечественной войны производило 25 процентов всех боеприпасов, поставлявшихся в Красную армию. Здесь Пузырев прошел путь от мастера-технолога до заместителя главного инженера, так что об этих изделиях знает практически все.

– Какова роль боеприпасов в решении военных задач?

– Не будет преувеличением сказать, что все виды вооружений – пушки, танки, самолеты, корабли без боеприпасов остаются всего лишь красивыми мишенями для противника. Ведь цель поражает боеприпас, а остальное вооружение лишь средство его доставки. Ни в коем случае не принижаю роль вооружений, но даже сверхсовременные образцы могут выполнить поставленную задачу только с использованием средств поражения. Моя философия следующая: вооружение и боеприпас – это единое целое и отсутствие или недостаток одного сводит на нет значение другого.

“ Ни один частник никогда не сравнится с государственным руководителем, ведь он мотивирован лишь собственным интересом и выгодой ”

О неоценимой роли боеприпасов говорит весь ход Великой Отечественной войны. В 1941-м РККА имела все необходимое оружие, а боеприпасов не хватало – склады в первые дни войны разбомбили немцы, 40 процентов заводов попали в зону оккупации. Нам нечем было стрелять – ни патронов, ни снарядов. Например, на пушку полагалось всего три снаряда в день. Так мы начинали войну.

Каждый боеприпасный завод производил продукцию чуть не до самого прихода немцев, и только за три дня до ожидаемой оккупации оборудование полностью демонтировали, грузили в эшелоны и вместе с рабочими и их семьями отправляли на Урал или дальше. Все, что не могли погрузить и вывезти, взрывали на месте. И не было случая, чтобы немцы смогли использовать наши заводы по прямому назначению. Им доставались пустые производственные корпуса или вообще руины.

А вот в первой половине 1943-го отрасль уже обеспечивала армию необходимым количеством боеприпасов. Именно с этого момента начинается перелом в войне, а затем и путь к Победе. Кстати, чтобы понять роль боеприпасов, надо знать, что во время войны на их изготовление шло 50 процентов металла. К 1944–1945 годам мы не только полностью удовлетворили потребности действующей армии, но и смогли создать запасы на складах Дальнего Востока и Забайкалья для быстрого разгрома Японии.

– Как выглядела промышленность на пике советской власти?

– Этот период был самым значимым в развитии отрасли. Напряженная обстановка, вероятность военного конфликта вынуждали государственное руководство уделять ей особое внимание. А после войны оно внимательно изучило опыт боевых действий и, понимая всю значимость отрасли, приняло решение о ее модернизации. На базе заводов начали создаваться научно-исследовательские институты (НИИ). Их появилось 15, а до войны было лишь пять. Одновременно построили четыре полигона для проведения испытаний практически всех видов боеприпасов и вооружений. Полигоны сохранились и сегодня. Также советское правительство основало четыре проектных института, где велись работы в интересах НИИ и предприятий. Для проведения фундаментальных исследований в области высокоэнергетических материалов, физики взрыва, процессов горения порохов и твердых ракетных топлив привлекались институты Академии наук СССР. Сейчас эти институты практически не работают на «оборонку».

В результате целенаправленной политики партии и правительства уровень военной техники быстро вырос. Так, за послевоенный период до 1985 года нам удалось три-четыре раза обновить весь боекомплект армии и флота. Мы создали такой военный потенциал, что армии остального мира оказались в роли догоняющих. В это время у руля оборонного комплекса стоял Дмитрий Федорович Устинов.

К 90-м годам наша отрасль достигла впечатляющих результатов. Были созданы и освоены высокомеханизированные и автоматизированные линии по производству корпусов всех видов боеприпасов, взрывных устройств, снаряжения и сборки изделий. В особо опасных химических производствах, то есть взрывчатых веществ, пороха, твердого ракетного топлива, пиротехнических составов, появились цехи-автоматы с дистанционным управлением, технологическим процессом и полным выводом людей из опасных зон. У нас в НИИ Дзержинска для разработки и изготовления систем автоматического управления (АСУ) выделили отдел автоматизации и построили опытный завод по изготовлению АСУ.

Конечно, поиск модели управления отраслью шел непросто. После 1946 года предприятия много раз меняли ведомственную принадлежность по такой цепочке: Министерство сельскохозяйственного машиностроения – Министерство оборонной промышленности – вновь созданное Министерство общего машиностроения – Миноборонпром – совнархозы – снова Миноборонпром. В ноябре 1967-го возник специальный правительственный орган по производству боеприпасов – Министерство машиностроения СССР. Совет министров его созданием подчеркивал исключительную важность работ в области боеприпасов на современной научной основе.

Руководителем нового ведомства назначили Вячеслава Васильевича Бахирева. Он выпускник МГУ 1941 года, прошел путь от инженера-конструктора до директора Ковровского завода № 2 имени В. А. Дегтярева, а в 1965–1967-м работал первым заместителем министра оборонной промышленности СССР. Это благодаря его таланту, высокой ответственности за порученное дело и пониманию государственной важности боеприпасов для обороноспособности страны наша отрасль была признана одной из важнейших, определяющих могущество Родины.

Что касается меня, то я шесть лет был директором крупного завода в Чапаевске по производству взрывчатых веществ и снаряжению боеприпасов. Потом меня назначили начальником главного управления Министерства машиностроения по производству взрывчатых веществ, снаряжению и сборке боеприпасов. В этом качестве курировал 18 заводов и три НИИ. А когда стал заместителем министра, в моем ведении оказалось уже 30 заводов и пять НИИ.

– Сейчас нередко утверждают, что частный владелец эффективнее государственного директора. Вы согласны с этим утверждением?

– Ни один частник никогда не сравнится с государственным руководителем, ведь он мотивирован лишь собственным интересом и выгодой. А перед нами государство ставило задачу, которую мы просто не имели права не решить. На нас лежал огромный груз ответственности перед страной. Тем более в такой важной отрасли, как боеприпасная, от которой зависит обороноспособность государства. Ни один руководитель, будь он хоть семи пядей во лбу, не смог бы в одиночку решить огромные задачи. Но тогда действовала мощнейшая советская партийно-государственная система, все вопросы решались комплексно. Как директор завода я опирался на государственные и партийные органы. Все работало, как часы, четко и слаженно.

К тому же директор советского предприятия должен был отвечать за социальные вопросы ничуть не в меньшей, а даже в большей степени, нежели за производство. Мы переселяли людей в добротные дома из бараков, построенных во время войны при эвакуации оборонных заводов с запада на восток и строительстве новых оборонных предприятий, обеспечивали детскими садами. В 70-х годах проблема детсадов была полностью решена. За счет строительства новых школ сделали односменную учебу. Практически при всех заводах появились пионерские лагеря, санатории-профилактории, спортивные залы и стадионы. Вся социалка лежала на руководителе. Таким образом, объем обязанностей советского директора был неизмеримо больше, чем любого нынешнего топ-менеджера, и мы справлялись.

– Бытует мнение, что военно-промышленный комплекс лежал разорительным бременем на экономике страны. А вы как считаете?

– Не все знают, что предприятия ВПК занимались выпуском гражданской продукции в огромных объемах. Существовало железное правило – на один рубль зарплаты предприятием должно производиться товаров народного потребления (ТНП) как минимум на один рубль. То есть зарплата тружеников комплекса полностью покрывалась за счет гражданского производства. В нашей отрасли работали почти миллион человек. На один рубль зарплаты мы производили 1,6 рубля ТНП. С учетом того, что зарплата в ВПК была выше, чем в среднем по стране, можете себе представить, в каких огромных объемах мы создавали гражданскую продукцию, причем самого высокого, зачастую мирового класса.

– Как вы относитесь ко все увеличивающимся закупкам военной техники за рубежом?

– Другое железное правило советских оружейников гласило: запрещается закупать у иностранцев боеприпасы и оборудование для промышленности. На каждом заводе имелся цех нестандартного оборудования, в котором трудились около 500 человек. Там проектировали и создавали все необходимое технологическое оборудование. Считаю это мудрейшим решением. Ведь импорт технологий для оборонной промышленности ведет к зависимости, чреватой опасными последствиями. Российская продукция по калибрам не стыкуется с натовской, а значит, нам придется закупать все вооружение у наших заклятых друзей, которые в случае конфликта не замедлят прекратить поставки. К тому же экспорт может существенно увеличить доходную часть бюджета страны. Сегодня Россия поставляет много боеприпасов за рубеж. Порядка 50 стран мира закупают наши изделия, в частности арабские страны, Индия, Вьетнам, Корея и другие.

– Каково состояние отрасли сегодня?

– Критическое. Из 150 боеприпасных предприятий казенными остались только 19 заводов и один институт (Казанский), которые ныне входят в состав Минпромторга России. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) и наука переданы в Ростех. Это значит, что они будут акционированы, то есть могут попасть в частные руки, стать предметом купли-продажи или даже спекуляций. То есть произойдет практически ликвидация комплекса и уничтожение науки.

Часть предприятий, особенно «механики» (те, что производят корпуса снарядов, бомб), перешла в юридический статус ООО. Приведу один пример. После приватизации Высокогорского механического завода, где производились корпуса многих видов снарядов, образовалось 40 обществ с ограниченной ответственностью, которые теперь сдают производственные площади в аренду под складские помещения, а сами ничего не производят.

В итоге таких псевдопреобразований появился дефицит мощностей по производству корпусов боеприпасов. Осталось всего два казенных завода по выпуску взрывчатых веществ. Если в 1988–1989 годах мы производили два миллиона тонн взрывчатых веществ для гражданских отраслей промышленности, например горнорудной, то сегодня объем составляет лишь 230 тысяч тонн.

Мощь любой армии определяется не только новейшей боевой техникой, но и способностью производить современные боеприпасы. Руководство РФ должно быть озабочено не облачением нашей армии в новую форму, сшитую по эскизам известных модельеров, а состоянием оборонной отрасли, иначе армия пригодна лишь для парадов. В 1905 году мы проиграли Японии из-за отсутствия боеприпасов, в 1941-м в немалой степени по той же причине Гитлер подошел к Москве. К сожалению, история ничему не учит.

Опыт развития страны со времен Петра I показывает, что боеприпасные заводы должны быть только казенными, ибо госзаказы очень чутко реагируют на международную обстановку. Частный владелец не сможет сохранять мощности без значительных затрат, у него всегда проблемы кредитов, процентов, нормы прибыли, рынков сбыта и прочих вещей, далеких от оборонных задач. Кроме того, в силу сокращения госзаказа на военные изделия в мирное время правительство должно позаботиться о размещении на оборонных предприятиях производств гражданских видов продукции, оградить от возможного импорта, оказывать финансовую поддержку в их создании и совершенствовании.

Считаю, что в мирное время объем госзаказа на основную продукцию должен составлять не более 30–40 процентов, а остальную часть объема производства заполнять мирной продукцией. Мы, ветераны боеприпасной промышленности, в меру своих сил боремся за сохранение ее традиций. В этом смысл деятельности Региональной общественной организации ветеранов войны и труда отрасли боеприпасов.

– Какими вам видятся пути выхода из кризиса и возрождения ОПК?

– Необходимо объединить под одно крыло предприятия ОПК, ныне разнесенные по множеству ведомств, концернов, холдингов, ассоциаций без четко обозначенных и однозначных полномочий, а следовательно, и ответственности. Настала пора создать единый государственный орган руководства оборонными предприятиями. Им могло бы стать возрожденное Министерство оборонной промышленности (МОП), которое бы курировало два основных направления – разработку, освоение и производство, во-первых, обычных вооружений, во-вторых, всех видов боеприпасов, взрывчатых веществ, средств инициирования, пиротехники, порохов, твердого ракетного топлива.

В обязанности МОПа должны также входить проведение НИОКР по заданию Минобороны РФ, строительство производственных мощностей, организация производства и выполнение госзаказов военного ведомства и других силовых структур, возложить на него всю полноту ответственности за свои действия.

Что касается боеприпасной отрасли, то ее основой необходимо сделать федеральные казенные предприятия (ФКП), ныне входящие в Минпромторг. Другой частью фундамента МОПа должны быть ФГУП, отданные нынче Ростеху. Требуется также привлечь к участию в производстве боеприпасов предприятия, находящиеся в коммерческих структурах, всех этих бесконечных ОАО, ООО, ЗАО и т. д. Их основным назначением сделать создание и сохранение за счет бюджетных ассигнований мобилизационных мощностей для запуска в угрожаемый период.

Следующая задача – возвращение научно-исследовательских, научно-производственных и опытно-конструкторских организаций в подчинение Министерству оборонной промышленности, возобновление финансирования фундаментальных научных исследований по тематике ОПК в институтах Академии наук, вузах и других научно-образовательных учреждениях. Необходимо помнить, что без возрождения прикладной и фундаментальной науки невозможны по-настоящему прорывные решения.

Искоренить порочную практику назначения руководителями заводов и НИИ специалистов по финансовым потокам и других некомпетентных людей. Конечно, особое внимание уделить кадрам. Сегодня в результате почти 20-летнего перерыва в притоке молодежи ощущается острая нехватка специалистов. В этой связи для стабильного обеспечения высококвалифицированными инженерными и научными кадрами отрасли боеприпасов и спецхимии следует восстановить в полном объеме подготовку в таких вузах, как Санкт-Петербургский технологический институт, Балтийский государственный технический университет («Военмех») им. Устинова, Российский химико-технологический университет им. Менделеева, МГТУ им. Баумана, Московский государственный университет экологии, Казанский национальный исследовательский университет, Самарский государственный технологический университет, Томский и Красноярский политехнические институты и другие.

Обучение осуществлять за счет бюджетных средств. По окончании вуза выпускник должен направляться на работу на промышленные предприятия, в научно-производственные объединения, НИИ, ОКБ и другие структуры ОПК на срок три – пять лет. Для подготовки специалистов со среднетехническим образованием и профессиональных рабочих восстановить работу техникумов и ПТУ.

Сейчас, как никогда, актуален лозунг «Кадры решают все». Потеря и невосполнение высококвалифицированного персонала означают утрату бесценного практического опыта, накопленного десятилетиями, поскольку он сохраняется не в книгах или на жестком диске компьютера, а в человеческой памяти.

Правомерен вопрос: как СССР, начавший индустриализацию лишь в 30-е гг., к тому же разоренный во Второй мировой войне, смог совершить рывок в формировании и развитии ВПК вопреки ограниченности во времени и вторичных ресурсах (кадрах, технике, технологиях и т.д.)?

Олег Дмитриевич Бакланов, Олег Константинович Рогозин

В 1950-е годы руководство СССР пыталось разными способами решить проблему координации обширных работ по революционным направлениям развития вооружений, прежде всего ядерного оружия и ракетной техники. 16 марта 1953 года выходит Постановление Совета Министров СССР «О руководстве специальными работами», которым создается Специальный комитет для руководства работами по атомной промышленности и ракетной технике.

Однако уже 26 июня 1953 года Президиум ЦК КПСС на своем заседании принимает решение «Об образовании Министерства среднего машиностроения СССР», с включением в его состав 1-го и 3-го Главных управлений, в связи с чем ликвидируется созданный тремя месяцами ранее Специальный комитет при Совете Министров СССР. Это решение в тот же день оформляется Указом Президиума Верховного Совета СССР. Предприятия министерства занимались разработкой и изготовлением ядерного оружия, проектированием и строительством транспортных средств с атомными двигательными установками: ледоколов, подводных лодок, военных судов, космических ракет и самолетов, а также производством радиоизотопных приборов и аппаратуры, строительством атомных станций.

Между тем, задача координации работ по всей тематике военного производства так и не была решена, хотя новый этап научно-технической революции требовал существенного повышения эффективности управления разработками и производством техники и вооружения.

6 декабря 1957 года вышло постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР о создании Комиссии по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета министров СССР. В 1957 году, кроме Министерства Обороны СССР и Министерства оборонной промышленности СССР, непосредственно выполняющими «оборонные» функции считались: Министерство авиационной промышленности СССР, Министерство судостроительной промышленности СССР, Министерство радиотехнической промышленности СССР, Министерство среднего машиностроения СССР, КГБ при СМ СССР, Государственный комитет по использованию атомной энергии, Главное управление государственных материальных резервов, Главное инженерное управление Государственного комитета по внешнеэкономическим связям, Главспецстрой при Госмонтажспецстрое, организация п/я № 10, -ДОСААФ, ЦК «Динамо» и Всеармейское военно-охотничье общество.

Во многом благодаря деятельности Военно-промышленной комиссии Советский Союз после Второй мировой войны сумел создать ряд передовых образцов вооружения и военной техники в самых высокотехнологичных сферах систем вооружения.

Постановление СМ СССР № 697-355сс/оп
«О руководстве специальными работами»

г. Москва, Кремль

Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:

I. О Специальном комитете

1. Образовать при Совете Министров СССР Специальный комитет в составе тт.:

  1. Берия Л.П. — председатель
  2. Ванников Б.Л. — первый заместитель председателя
  3. Клочков И.М. — заместитель председателя
  4. Владимирский С.М. — - " -
  5. Булганин Н.А. — член комитета
  6. Завенягин А.П. — - " -
  7. Рябиков В.М. — - " -
  8. Махнев В.А. — - " -

2. Возложить на Специальный комитет при Совете Министров СССР руководство всеми специальными работами (по атомной промышленности, системам «Беркут» и «Комета», ракетам дальнего действия (...)), осуществляемыми Первым и Третьим главными управлениями при Совете Министров СССР и другими министерствами и ведомствами.

Установить, что Специальный комитет:

— определяет планы развития специальных работ, размеры потребных для выполнения этих планов денежных ассигнований и материально-технических ресурсов и вносит их на утверждение Правительства;

— осуществляет контроль за ходом специальных работ и принимает меры по обеспечению выполнения установленных планов;

— принимает оперативные решения, касающиеся специальных работ, обязательные для министерств и ведомств, а в случаях, требующих утверждения Правительства, вносит свои предложения в Совет Министров СССР.

Для выполнения возложенных на него заданий Специальный комитет имеет свой аппарат.

II. О Первом и Втором главных управлениях при Совете Министров СССР

1. Объединить Первое и Второе главные управления при Совете Министров СССР в одно Главное управление — Первое главное управление при Совете Министров СССР.

2. Освободить т. Ванникова Б.Л. от обязанностей начальника Первого главного управления при Совете Министров СССР в связи с переходом его на работу в Специальный комитет.

3. Назначить т. Завенягина А.П. начальником Первого главного управления при Совете Министров СССР.

4. Назначить:

т. Славского Е.П. — первым заместителем начальника Главка

т. Павлова Н.И. — заместителем начальника Главка

т. Антропова П.Я. — - " - - " -

т. Емельянова В.С. — членом коллегии Главка

т. Кандарицкого В.С. — - " - - " -

т. Комаровского А.Н. — - " - - " -

т. Полякова В.П. — - " - - " -

т. Петросьянца А.М. — - " - - " -

Председатель Совета Министров Союза ССР Г.Маленков
Управляющий делами Совета Министров СССР М.Помазнев

АП РФ. Ф. 93, коллекция постановлений и распоряжений СМ СССР за 1953 г. Заверенная копия.

Предыстория органов управления военной промышленностью

Российские исторические традиции управления военной промышленностью из единого центра восходят к началу ХХ века, когда в условиях Первой мировой войны для руководства военной экономикой создавались специальные органы — особые совещания. Главное из них — «Особое совещание для обсуждения мероприятий по обороне государства» — возглавлял военный министр, в нем участвовали представители государственных органов (Госдумы, Госсовета и т.д.), промышленники и предприниматели. В задачи Особого совещания входило распределение военных заказов и контроль за их выполнением на предприятиях, производивших военную продукцию, вопросы снабжения армии. Своего рода посредником между государством и частной промышленностью по распределению военных заказов и выдаче авансов стали органы общественного контроля — военно-промышленные комитеты. В конце мая 1915 г. на 9-м Всероссийском съезде представителей торговли и промышленности был избран Центральный военно-промышленный комитет во главе с лидером партии октябристов А. Гучковым и прогрессистом А. Коноваловым.

После тотальной мобилизации военных ресурсов страны в годы Первой мировой войны, революции 1917 г. и Гражданской войны, в условиях НЭПа произошло резкое, почти обвальное сокращение военных расходов, численности вооруженных сил и оборонного потенциала страны в целом.

В результате на рубеже 20-30-х годов ХХ века СССР имел ограниченную систему «кадровых» военных предприятий, собранных в тресты и объединения под общим руководством Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ).

После ликвидации ВСНХ с января 1932 г. оборонные предприятия перешли в систему Наркомата тяжелой промышленности (НКТП). С конца 1936 года начался период создания специализированной оборонной промышленности в рамках Наркомата оборонной промышленности (НКОП). В связи с началом Второй мировой войны 1 сентября 1939 года в условиях прямой военной угрозы в СССР началась форсированная подготовка к войне, рост вооруженных сил и наращивание производства вооружения. Знамением нового периода стали такие факты, как принятие чрезвычайного плана мобилизации — МП-1 на «особый» IV квартал 1939 г., проведенная в том же году реорганизация управления — разделение НКОП на специализированные наркоматы: авиационной промышленности, вооружения, боеприпасов, судостроительной промышленности.

ВПК как орган мобилизации промышленности

Мобилизационная работа, связанная с подготовкой к войне, была «узким местом» в системе советского оборонного строительства в 1930-е годы. Руководители военного и промышленного ведомств ратовали за создание единого «мобилизационного» органа, который сосредоточил бы функции по подготовке промышленности и экономики в целом к войне. Таким органом управления стала Постоянная мобилизационная комиссия при Комитете Обороны Совета Народных Комиссаров. На первом ее заседании, 4 мая 1938 г., присутствовали К. Е. Ворошилов, Н. И. Ежов, Л. М. Каганович, П. И. Смирнов, Н. А. Вознесенский (председатель Госплана), Б. М. Шапошников, М. И. Кулик, И. Ф. Тевосян и др. Таким образом, в состав комиссии вошли представители военного руководства, руководители промышленности, органов безопасности.

14 июня 1938 г. состоялось заседание комиссии под ее новым названием — Военно-промышленная комиссия. На заседании в числе прочих вопросов было решено принять предложенный Л. М. Кагановичем проект «О задачах Военно-промышленной комиссии при СНК СССР и о построении ее аппарата».

Постройка артиллирийского железнодорожного транспортера ТМ-1-14 с 356-мм орудием на Ленинградской Металлическом заводе(1932 год)

Согласно этому документу Военно-промышленная комиссия являлась рабочим органом Комитета обороны при СНК СССР. ВПК имела главной задачей «мобилизацию и подготовку промышленности как оборонной, так и необоронной для полного обеспечения выполнения планов и заданий Комитета обороны по производству и поставке РККА и Военно-морскому флоту средств вооружения».

В число функций ВПК входили:

  • рассмотрение мобилизационных заявок;
  • проверка расчетов потребностей и нор-мы потребления по мобзаявкам;
  • распределение мобилизационных заданий между наркоматами Союза и союзных республик и проверка правильности распределения заказов между предприятиями;
  • составление сводного мобилизационного плана промышленности по всем его разделам;
  • согласование мобилизационно-промышленного плана с народно-хозяйственным планом (совместно с Мобсектором Госплана СССР);
  • обследование производственных мощностей предприятий, определение их мобилизационного предназначения, разработка мер по наращиванию новых производственных мощностей, ассимиляции гражданских производств и их правильной реализации;
  • проверка исполнения мобилизационного плана и программы текущих военных заказов предприятиями и наркоматами;
  • разработка планов материально-технического обеспечения, мобилизационных заданий по всем основным видам снабжения (оборудование, сырье, инструменты, полуфабрикаты и т.д.);
  • установление системы районирования производства для сокращения перевозок и достижения комплектности производства;
  • разработка мероприятий по повышению выпуска продукции основными предприятиями путем их кооперирования с предприятиями-смежниками;
  • разработка плана и мероприятий, обеспечивающих в военное время мобилизуемую промышленность рабочей силой и инженерно-техническими кадрами;
  • разработка норм накопления промышленных мобзапасов, проверка их наличия и качества, установление правил хранения и освежения мобзапасов;
  • проведение, по особому решению КО, опытных мобилизаций отдельных промышленных предприятий или целых промышленных отраслей;
  • разработка вопросов применения в военной промышленности всяких технических изобретений, в особенности замены остродефицитных материалов в производстве предметов вооружения;
  • разработка инструкций о военно-мобилизационной работе в наркоматах, главных управлениях, трестах и предприятиях; контроль за работой военных отделов в вышеперечисленных органах, постановка дела подбора и подготовки кадров моборганов и сохранения военно-промышленной тайны.

ВПК состояла из председателя комиссии в ранге заместителя председателя СНК СССР (председателем стал Л. М. Каганович), двух его заместителей и секретаря, а также семнадцати постоянных членов комиссии. В число последних входили представители Вооруженных Сил СССР и НКВД (как главные заказчики военной продукции) — нарком обороны, нарком ВМФ, нарком внутренних дел, начальники: Генерального штаба РККА, Главного морского штаба, ВВС РККА, Артиллерийского управления РККА, Автобронетанкового управления РККА; руководители оборонной и тяжелой промышленности: наркомы авиационной промышленности, судостроения, боеприпасов, вооружения, химической промышленности, тяжелого машиностроения, среднего машиностроения, общего машиностроения; а также председатель Госплана СССР.

Решения Военно-промышленной комиссии нуждались в утверждении председателя Комитета обороны и лишь после этого были обязательны к выполнению. Для выполнения повседневной работы внутри ВПК выделялся секретариат, состоявший из организационно-планового сектора, отраслевых секторов и общей части секретариата.

Организационно-плановый сектор ВПК отвечал за «изучение исторического и современного зарубежного опыта промышленной мобилизации и изыскание на этой основе наиболее рациональных организационных форм мобилизационной подготовки промышленности, разработку инструкций и положений по мобработе, разработку структуры и штатов моборганов, обеспечение сохранения военно-промышленной тайны, заключение по мобзаявкам военных наркоматов, распределение мобзаявок по отраслевым секторам, обобщение сводных данных по мобилизационному плану, выдачу мобзаданий наркоматам и другим организациям и заявок на сырье и полуфабрикаты, выявление производственных мощностей, снабжение «рабтехсилой» и т.д.

В состав секретариата ВПК входили также отраслевые секторы, отвечавшие за мобилизационную подготовку соответствующих отраслей: 1) вооружений, с группами стрелкового оружия, материальной части артиллерии, военных приборов; 2) боеприпасов, в составе групп корпусов, трубок, взрывателей, гильз, порохов, ВВ, снаряжения и укупорки; 3) авиации; 4) автобронетанковый; 5) военно-химический; 6) судостроения; 7) инженерного имущества и связи.

В функции отраслевых секторов входила разработка всего комплекса вопросов, связанных с мобилизационной подготовкой данной отрасли производства, и в частности:

  • учет и выявление существующих производственных мощностей соответствующей отрасли производства и сопоставление их с объемом мобзаявки по данному виду вооружений;
  • подготовка заключений по мобзаявке на данный вид вооружений;
  • изыскание дополнительных производственных мощностей и разработка мероприятий по наращению новых мощностей;
  • разработка вопросов производственного кооперирования предприятий;
  • размещение мобзаявки и проверка мобготовности предприятий;
  • обобщение сводной потребности в оборудовании, сырье, инструменте, рабочей силе и т.п.;
  • внедрение в производство новых технических усовершенствований и высокорентабельных технологических процессов, а также разработка вопросов, связанных с заменой остродефицитных и импортных материалов;
  • определение норм накопления мобзапасов и контроль за их созданием и освежением;
  • подготовка решений по данной отрасли производства и контроль за своевременностью и качеством их исполнения;
  • контроль и обеспечение выполнения программы текущих военных заказов в данной отрасли производства;
  • наблюдение за разработкой вопросов разгрузки и эвакуации промышленных предприятий, дислоцированных в угрожаемых зонах.

Был также установлен порядок разработки мобилизационного плана. В установленные Комитетом обороны сроки военные наркоматы (НКО, НКВМФ, НКВД) должны были представить в ВПК мобзаявки на военный год на «средства вооружений и боевой техники». Сводный мобилизационный план промышленности поэтапно разрабатывался ВПК в одном экземпляре и состоял из следующих разделов: плана подачи, плана производственной кооперации, плана материально-технического обеспечения, плана наращения мощностей, плана обеспечения рабсилой и ИТР, плана накопления мобзапасов, финансового плана, плана перевозок.

Секторы ВПК были обязаны осуществлять контроль за мобготовностью предприятий и наркоматов и в соответствии с происходящими изменениями вносить в мобплан необходимые коррективы.

Помимо этого, ВПК в целом должна была выступать в роли «арбитра» при решении спорных вопросов между ведомствами. В решении ВПК от 27 сентября по вопросу «О комплектации артвыстрела», в частности, указывалось: «При наличии разногласий по вопросам поставки между наркомом оборонной промышленности и наркомами других наркоматов-поставщиков спорные вопросы разрешаются ВПК».

Таким образом, ВПК проделала большую работу по подготовке народного хозяйства к будущей войне. Все вопросы принятия на вооружение новых образцов вооружений и боевой техники, их освоения в серийном производстве находились под личным контролем И.В.Сталина, возглавлявшего два последних предвоенных года Комитет Обороны СССР. По воспоминаниям Наркома вооружения СССР Б.Л.Ванникова, «Сталин изучал ежедневно сводки о выпуске самолетов и авиационных двигателей, требуя объяснений и принятия мер в каждом случае отклонения от графика...То же самое можно сказать о его участии в рассмотрении вопросов танковой промышленности и военного судостроения».

Повседневного внимания к вопросам развития оборонной промышленности Сталин требовал и от своего ближайшего окружения. Согласно постановлению ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 10 сентября 1939 г., Экономсовет (председатель А. И. Микоян, заместитель Н. А. Булганин, члены: С. М. Буденный, Е. А. Щаденко, Л. З. Мехлис) и Комитет Обороны (председатель И. В. Сталин, первые заместители В. М. Молотов и Н. А. Вознесенский, члены: Н. Г. Кузнецов, А. А. Жданов, А. И. Микоян, Л. П. Берия, Б. М. Шапошников, Г. И. Кулик, Ф. И. Голиков) обязывались «заседать ежедневно».

Вместе с тем, по мнению экспертов Первого Отдела Госплана СССР, занимавшихся в конце 1950-х годов обобщением опыта развертывания военно-промышленной базы СССР накануне Великой Отечественной войны: «...мы слишком поздно начали проводить военно-мобилизационную подготовку нашей промышленности. Наша страна по существу не имела комплексного мобилизационного плана подготовки всего народного хозяйства к нуждам войны, что явилось, безусловно, крупным недостатком и объяснялось во многом несвоевременной организацией мобилизационного планирования».

В годы войны все функции управления оборонной промышленностью перешли в Государственный комитет обороны (ГКО), образованный 30 июня 1941 года совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, Совета Народных Комиссаров СССР и Центрального Комитета ВКП(б). Необходимость создания ГКО как высшего органа руководства мотивировалась тяжелым положением на фронте, требовавшим, чтобы руководство страной было централизовано в максимальной степени. В упомянутом постановлении говорится, что все распоряжения ГКО должны беспрекословно выполняться гражданами и любыми органами власти.

8 декабря 1942 г. при Государственном Комитете Обороны создается Оперативное Бюро в составе: В. М. Молотов, Л. П. Берия, Г. М. Маленков и А. И. Микоян, — для контроля и наблюдения за работой наркоматов военной промышленности, разработки и внесения на рассмотрение Председателя ГКО проектов решений по отдельным вопросам развития промышленности и транспорта. На основе заявок НКО, НКВМФ, НКВД и НКГБ Оперативное Бюро ГКО составляло, при участии отделов Госплана СССР, месячные и квартальные планы производства «военной» и «гражданской» промышленной продукции и материально-технического снабжения важнейших отраслей народного хозяйства. 18 мая 1944 г. Оперативное Бюро было утверждено в новом составе: Л. П. Берия (председатель), Г. М. Маленков, А. И. Микоян, Н. А. Вознесенский и К. Е. Ворошилов.

За 50 месяцев своего существования ГКО принял 9971 постановление, из которых примерно две трети касались проблем военной экономики и организации производства военно-промышленной продукции. На местах ответственными за выполнение постановлений ГКО являлись местные партийные и советские органы. Особо ответственные задания находились на контроле уполномоченных ГКО.

Центр координации военной промышленности

В первые послевоенные годы единого органа управления военно-промышленными делами не существовало. Постановлением ЦК ВКП(б) и Совета Министров СССР в феврале 1947 г. при Совете Министров СССР создавались отраслевые бюро по промышленности и сельскому хозяйству. Девять отраслевых бюро, в том числе по машиностроению и судостроению во главе с В. А. Малышевым, занимались оборонными отраслями. Наблюдение за Министерством Вооруженных Сил осуществлялось непосредственно председателем Совета Министров СССР, а с апреля 1949 г. эта работа была поручена Н. А. Булганину, в том числе — ответственность за работу министерств авиационной промышленности и вооружения, выведенных из ведения Бюро по машиностроению и судостроению.

В мае 1948 г. руководители оборонной промышленности Д. Ф. Устинов и М. З. Сабуров выступили с инициативой о создании в правительстве единого центра по военным и военно-промышленным делам. В ведение этого органа должны были войти текущие вопросы военной промышленности, разработка и обеспечение мобилизационных планов, создание новых образцов вооружения, координация работы отраслей оборонной промышленности. По мнению лидеров «оборонки», необходимость создания такого органа давно назрела.

Эти действия явились признаком формирования общности интересов руководителей военно-промышленного комплекса. На практике это вылилось в создание в 1951 г. при Президиуме Совета Министров СССР Бюро по военным и военно-промышленным вопросам под председательством Н. А. Булганина, которое действовало с февраля 1951 г. по октябрь 1952 г. Членами бюро являлись А. М. Василевский — министр Вооруженных Сил СССР, Д. Ф. Устинов — министр вооружения СССР, М. В. Хруничев — министр авиационной промышленности СССР, И.С. Юмашев — военно-морской министр СССР.

Сборка танков Т-34 на Челябинском Кировском заводе, 1943 год

Бюро занималось рассмотрением планов военных заказов, научно-исследовательских работ по военной технике, принятием на вооружение новых образцов и снятием с вооружения устаревших и другими вопросами, связанными с обеспечением армии и флота вооружением и военно-техническим имуществом. Принципиальные вопросы по военной технике рассматривались и утверждались ЦК ВКП(б) и Советом Министров СССР. Бюро не имело специального аппарата (за исключением небольшого секретариата), функции аппарата выполняли отраслевые группы Управления делами Совмина СССР.

В 1953 г. отраслевые бюро при Совете Министров СССР были упразднены. В 1953-56 гг. вопросами координации деятельности оборонных отраслей промышленности занимались заместители председателя Совета Министров СССР — Н. А. Булганин, В. А. Малышев, М. З. Сабуров, М. В. Хруничев. Общее наблюдение и решение принципиальных и межотраслевых вопросов оборонных отраслей промышленности и Министерства обороны осуществляло Бюро Совмина СССР.

В декабре 1956 г. функции руководства оборонными отраслями промышленности были переданы Госэкономкомиссии. Она готовила предложения по вопросам военной техники, осуществляла оперативное руководство оборонными отраслями. Комиссии было предоставлено право издавать распоряжения и постановления в области промышленности, обязательные к исполнению. В декабре 1957 г. Госэкономкомиссия была ликвидирована. 6 декабря 1957 г. создана Комиссия по военно-промышленным вопросам при Президиуме Совета Министров СССР. Роль комиссии как координатора была особенно высока в условиях реформы Н. С. Хрущева 1957-1958 гг. по децентрализации управления экономикой через систему «совнархозов». Однако и после восстановления министерств в 1965 г. комиссия сохранила свои функции и стала наиболее устойчивой организационной формой координации многоплановой деятельности военно-промышленного комплекса страны, вплоть до конца советского периода.

Основными задачами Военно-промышленной комиссии являлись:

  • организация и координация работ по созданию современных видов вооружения и военной техники;
  • координация работы оборонных отраслей промышленности, других министерств и ведомств СССР, привлеченных к созданию и производству вооружения и военной техники;
  • обеспечение совместно с Госпланом СССР комплексного развития оборонных отраслей промышленности;
  • повышение технического уровня производства, качества и надежности вооружения и военной техники;
  • оперативное руководство и контроль за деятельностью оборонных отраслей промышленности, в том числе в части создания, производства и поставок вооружения и военной техники, выпуска товаров народного потребления и другой гражданской продукции в объемах, равных по стоимости фонду зарплаты предприятий в отрасли, а также контроль за деятельностью других отраслей промышленности по указанным вопросам;
  • подготовка совместно с Госпланом СССР и Министерством обороны СССР программ вооружения, пятилетних и годовых планов создания, производства и выпуска вооружения и военной техники и внесение их на рассмотрение и утверждение;
  • подготовка и внесение совместно с Госпланом СССР, министерствами обороны и финансов на рассмотрение Совета обороны СССР и Верховного Совета СССР предложений по контрольным цифрам расходов страны на создание и производство вооружения, военной и другой специальной техники оборонного значения в соответствующие плановые периоды;
  • координация внешнеэкономических связей оборонных отраслей промышленности по военно-техническому сотрудничеству.

В связи с сокращением расходов на вооружение в 1980-х гг. на ВПК была возложена задача по координации и осуществлению работ в области конверсии военного производства. В этой связи на ВПК был возложен ряд важных оперативных задач по развитию гражданского сектора народного хозяйства:

  • организация разработки и производства оборудования для перерабатывающих отраслей агропромышленного комплекса, легкой промышленности и торговли;
  • организация разработки и производства непродовольственных товаров народного потребления; организация технических средств и работ в области связи; координация работ по созданию объектов атомной энергетики;
  • руководство выполнением программ электронизации народного хозяйства; координация работ в области воздушных, грузовых и пассажирских перевозок и другие задачи.

В разные периоды работы ВПК в ее состав, как правило, входили заместитель председателя Совета Министров СССР — председатель ВПК, первый заместитель председателя ВПК — в ранге министра СССР, заместители председателя ВПК, первый заместитель председателя Госплана СССР, ведающий вопросами оборонной промышленности, министры оборонных отраслей промышленности, первый заместитель министра обороны СССР — начальник Генерального штаба ВС СССР, заместитель министра обороны СССР по вооружению, а также известные и авторитетные ученые и организаторы промышленности.

Устинов Д.Ф. - первый председатель Военно-промышленной комиссии при Совете Министров СССР

Со времени образования Военно-промышленной комисии в 1957 году в советский период ее последовательно возглавляли Дмитрий Федорович Устинов (1957-1963 гг.), Леонид Васильевич Смирнов (1963-1985 гг.), Юрий Дмитриевич Маслюков (1985-1988 гг.), Игорь Сергеевич Белоусов (1988-1991 гг.).

К середине 1980-х гг. в ВПК насчитывалось 15 отделов, занимавшихся созданием вооружения и военной техники, анализом производственной деятельности министерств и экономической эффективности оборонно-промышленного комплекса, внедрением в производство достижений научно-технического прогресса, передовых технологий, военно-техническим сотрудничеством с зарубежными государствами.

В составе работников аппарата ВПК были представители основных ветвей комплекса: 50% пришли из министерств с руководящих должностей, 10% — из Госплана СССР, 6% — из Минобороны СССР, 34% — из научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и заводов. Наиболее многочисленными были руководители оборонной промышленности и научно-технической элиты, наименьший процент приходился на выходцев из военного ведомства. Научно-технические кадры, включая видных ученых, участвовали в работе Научно-технического совета, действовавшего при ВПК.

Порядок принятия решений по военно-промышленным вопросам, в основном установившийся с 60-х годов, демонстрировал единство и совместную работу всех главных подразделений советского ВПК. Окончательные решения обычно выходили в форме совместных постановлений ЦК КПСС и Совета Министров СССР, которые несли на себе различные грифы секретности и в закрытом порядке рассылались заинтересованным ведомствам. Такими же специальными решениями высших органов власти оформлялись и любые изменения в политике, связанные с деятельностью ВПК. Однако этому предшествовала длительная работа целого ряда ведомств.

Проекты решений вырабатывались на начальной стадии теми научно-производственными подразделениями, которые занимались разработкой той или иной системы вооружения (некоторые технические заказы разрабатывались также научно-техническими организациями военного ведомства). Затем все заинтересованные министерства представляли свои предложения по проекту в Военно-промышленную комиссию, которая являлась главным координирующим органом всего комплекса. Комиссия прилагала немало усилий, стараясь согласовать положения документа с интересами и возможностями всех заинтересованных ведомств, научно-технических и научно-производственных организаций. Подготовленный комиссией окончательный вариант проекта затем направлялся в Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС, где он подвергался дополнениям и корректировке и выпускался в форме совместной директивы главных органов партийно-государственного руководства. Такова была общая схема принятия решений в данной области в период «развитого ВПК», когда последний занимал лидирующее место в экономике СССР.

Многоразовая ракетно-космическая система «Энергия-Буран» на космодроме Байконур (1988г.)

ЦК КПСС и СМ СССР было принято очень важное для работы решение о наделении ВПК с момента ее образования полномочиями органа государственного управления. Полномочные функции ВПК проявлялись в случаях разногласий между министерствами оборонных отраслей промышленности (МООП) и Госпланом СССР; МООП и Министерством обороны СССР, Госпланом СССР и Министерством обороны СССР при рассмотрении ВПК текущих годовых планов производства и поставок вооружения и военной техники, планов и программ вооружения, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по вооружению и военной технике, создания мобилизационных мощностей, а также при отработке этих планов с учетом их исполнения. Решение ВПК в случае возникновения разногласий было, как правило, окончательным. Иногда по принципиальным вопросам финансового и материально-ресурсного характера окончательное решение принимало Политбюро ЦК КПСС.

Много крупных и важных государственных событий свершилось при участии и под контролем Военно-промышленной комиссии за долгие годы ее существования.

Так, образована сеть институтов, конструкторских бюро и заводов, охватывающая все направления ракетостроения (КБ и институты: Б. В. Гидаспова, В. П. Глушко, Б. П. Жукова, С. П. Королева, В. П. Макеева, А. Д. Надирадзе, М. Ф. Решетнева, В. Н. Челомея, М. К. Янгеля и другие), крупнейшие предприятия и производственные объединения: завод им. Хруничева, Южмашзавод, Красноярский машзавод, Ленинец, Омский авиазавод, Фазотрон, Златоустовский машзавод, Воткинский машзавод, Оренбургский авиазавод, Бийский химкомбинат и многие другие.

Созданы пилотируемые и непилотируемые космические системы различного назначения. Развернуты боевые ракетные комплексы РВСН — основы ракетно-ядерного щита страны. Созданы и стали грозной силой подводный ракетоносный флот и оснащенная крылатыми ракетами дальняя авиация.

В этот же период достигнут стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, обеспечивающий длительную стратегическую стабильность, а попросту мир без ядерных войн. Этот мир завоеван огромным трудом работников оборонной промышленности, создавшей стратегические ядерные силы.

Сегодня всем стало ясно, что только достигнутый усилиями всей нашей страны стратегический ракетно-ядерный паритет сделал возможным переход к политике сокращения и ограничения ядерных вооружений, только этот паритет посадил мировых политиков за стол переговоров.

К этому же периоду относится и становление системной организации развития вооружений. Чтобы подчеркнуть всю широту и ответственность задач, решавшихся под эгидой и с участием ВПК, достаточно напомнить о созданных на базе глубоких научных исследований комплексных программах важнейших видов ракетно-космических, авиационных, противоракетных и других систем оружия.

ВПК и министерства оборонных отраслей промышленности выполнили основную задачу, поставленную государством, по обеспечению высокого научно-технического уровня вооружений и военной техники — чтобы вооружение армии и флота по своим тактико-техническим параметрам не уступало или превосходило уровень военной техники зарубежных стран. При постоянном контроле Военно-промышленной комиссии армия и флот своевременно оснащались новейшим вооружением в кратчайшие сроки и в необходимом количестве.

Работники ВПК всегда высоко ценили вклад командования и личного состава Министерства обороны СССР в отработку новой техники, поступающей на вооружение Советской армии и Военно-морского флота.

После распада Советского Союза в декабре 1991 г. централизованное управление промышленностью, в том числе ее военно-промышленным комплексом, было упразднено, Государственная комиссия Совета Министров СССР по военно-промышленным вопросам и министерства оборонных отраслей промышленности СССР ликвидированы, предприятия оборонных отраслей промышленности вошли в фазу глубокого кризиса, военная мощь страны и ее обороноспособность из года в год снижались.

Сегодня всем российским гражданам следует вспомнить, что благодаря централизованному управлению оборонными и другими отраслями народного хозяйства, позволившему сконцентрировать производственные, ма-те-ри-альные и интеллектуальные ресурсы на обеспечение фронта всем необходимым, Советский Союз одержал победу в Великой Отечественной войне, а в период 1957-1991 гг. создал стратегический ракетно-ядерный паритет с США и странами НАТО, предотвративший новую войну с глобальными разрушениями, обеспечивший 60-летний мир на нашей земле.

Воссоздание в 2006 году Военно-промышленной комиссии в Российской Федерации, наряду с другими шагами в области обеспечения военной безопасности страны, свидетельствует о возрождении внимания российского государства и общества к военно-промышленным вопросам и служит необходимой предпосылкой развития отечественного оборонно-промышленного комплекса.

Вопрос, какое именно событие следует считать символом появления центрального органа государственного управления, координирующего задачи строительства вооруженных сил и работу военной промышленности, пока остается открытым и требует дальнейших исторических исследований. Исторический процесс развития российской государственности на самом деле не детерминирован и потому в равной мере символическими для рассматриваемого вопроса могут служить события и 1938, и 1953, и 1957 годов.

Отдел оборонной промышленности ЦК КПСС – создан в 1954 году, в разгар «холодной войны», занимал одно из ведущих мест в системе партийно-государственных органов управления оборонно-промышленного комплекса страны.

Отдел в структуре аппарата ЦК КПСС был рабочим органом Политбюро и Секретариата ЦК и Совета обороны СССР по вопросам деятельности оборонных отраслей промышленности, создания, производства и выпуска вооружений и военной техники .для Вооружённых СССР.

Основными функциями Отдела были: подготовка, организация и контроль выполнения партийных решений по оснащению Вооружённых Сил страны современными системами вооружений и военной техники . На Отдел также возлагались задачи по осуществлению кадровой политики ЦК КПСС в оборонных отраслях промышленности.

В разные годы вопросы работы Отдела вели секретари ЦК КПСС: Ф.Р.Козлов (1960-1963 гг.), Л.И.Брежнев (1956-1960 и 1963-1965 гг.), Д.Ф.Устинов (1965-1976 гг.), Я.П.Рябов (1976-1979 гг.), Г.В.Романов (1983-1985 гг.), Л.Н. Зайков (1985-1988 гг.), О.Д. Бакланов (1988-1991 гг.).

С 1954 года до 1981 года Отдел возглавлял опытный руководитель и крупный организатор системы управления оборонно-промышленным комплексом И.Д.Сербин. С 1981 года по 1985 год заведующим Отделом был И.Ф.Дмитриев, а с 1985 года по 1990 год – О.С.Беляков.

Задача Отдела состояла и в осуществлении кадровой политики в ВПК . Работа в этом направлении носила системный характер. Суть системного подхода в кадровой политике заключалась в том, что он одновременно охватывал подбор, подготовку и расстановку кадров в партийных и государственных органах управления, что в совокупности обеспечивало должный уровень эффективности научной и производственной деятельности научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и промышленных предприятий.

Одним из звеньев системы стала разработанная в ЦК КПСС номенклатура руководящих должностей, построенная по иерархическому принципу:

  • номенклатура Политбюро ЦК КПСС;
  • номенклатура Секретариата ЦК КПСС;
  • учётно-контрольная номенклатура Отдела.
  • Назначение на должность утверждалась соответственно решениями Политбюро или Секретариата ЦК КПСС, по учётно-контрольным должностям согласие на назначение давал Отдел.

    В состав номенклатуры входили:

  • Председатель, заместители Председателя, заведующие отделами ВПК;
  • первый заместитель Председателя, начальники отделов по военно-промышленному комплексу Госплана СССР;
  • Министры, заместители Министров, члены коллегий и начальники главных управлений министерств оборонных отраслей промышленности;
  • заместитель Министра обороны СССР – Начальник вооружения, начальники управлений по направлениям работы в аппарате Начальника вооружений, заместители Главкомов видов Вооружённых сил, начальники управлений по направлениям работы в видах Вооружённых сил;
  • генеральные директора и директора, секретари парткомов и главные инженеры крупных промышленных предприятий, научно-исследовательских институтов и проектно-конструкторских бюро;
  • генеральные и главные конструкторы важнейших систем вооружений и