Выездная налоговая проверка план на.

План проверок на 2018 - 2019 годы представляет собой список надзорных мероприятий, которые будут проведены в отношении предприятия со стороны государственных органов. О том, что представляет собой реестр проверок, а также где можно узнать о планируемых проверках, расскажем в этой статье.

Понятие и виды проверок ИП и юридических лиц в 2018 - 2019 годах

Порядок и все детали проведения проверок содержатся в законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294).

Проверка представляет собой действия, совершаемые госорганами, призванные контролировать предприятие или предпринимателя с целью оценки осуществляемых им деяний, а также качества оказываемых услуг, выполняемых работ на соответствие требованиям, установленным правовыми актами в соответствующей сфере (ст. 2 закона № 294).

Проверки бывают нескольких видов (ст. 9, 10, 11, 12 закона № 294).

Первая классификация подразделяет их в зависимости от основания проведения:

  1. На плановые (проводится ревизия на соответствие требованиям к осуществлению предпринимательства, сведениям, содержащимся в уведомлении о начале деятельности).
  2. Внеплановые — по жалобам граждан, информации о нарушениях в СМИ и т. п. В ходе проведения данного вида проверок проводится контроль за соблюдением обязательных требований и выданных предписаний, проведением мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью людей, животных, растениям, предупреждению возникновения аварийных ситуаций, ликвидации их последствий.

Вторая классификация проверок подразделяет их по такому критерию, как место деятельности контролера:

  1. Документарная, в ходе которой проверяются документы организации или ее контрагентов.
  2. Выездная, осуществляемая по месту расположения юрлица или ИП, их производственных мощностей.

Реестр плановых проверок на 2018 - 2019 годы по органам надзора

В соответствии с нормами, изложенными в п. 6 ст. 9 закона № 294-ФЗ, а также постановлении Правительства РФ от 30.06.2010 № 489, орган надзора план проверок обязан ежегодно согласовывать с органами прокуратуры.

Проекты планов проверок контролирующих ведомств направляются в прокуратуру не позднее 1 сентября, в свою очередь, последняя обязана рассмотреть их до 1 октября и внести соответствующие предложения и корректировки.

Впоследствии уже утвержденные планы проверок к концу декабря должны быть размещены на сайтах контролирующих органов, как того требуют чч. 3, 5 ст. 9 закона № 294-ФЗ.

Обратите внимание! План составляется по всем субъектам предпринимательства, он един для ИП и юрлиц.

Сводный план проверок на 2018 - 2019 годы

Порядок создания единого реестра, а также сведения, которые должны найти свое отражение в нем, регламентированы ст. 13.3 закона № 294-ФЗ, Правилах формирования и ведения единого реестра проверок, утв. постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Указанный реестр представляет собой единую информационную систему, оператором которой назначена Генеральная прокуратура РФ.

На сайте Генпрокуратуры РФ можно найти сводный план проверок юридических лиц на 2018 - 2019 годы. Для этого необходимо перейти по ссылке Сводный план проверок , заполнив соответствующую форму, а именно:

  1. ОГРН предприятия.
  2. Наименование предприятия.
  3. Выбрать из поисковика месяц проверки.
  4. Название контролирующего органа.
  5. Адрес.

Указанная поисковая форма позволяет получить сведения относительно того, есть ли указанное предприятие в планах проверок на 2018 - 2019 годы, кто и когда будет его проверять или уже проверил:

  1. Номер проводимой проверки.
  2. Информацию о распоряжении руководителя контролирующего органа.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты контроля.
  5. Меры, принятые при обнаружении нарушений, а именно: выданные предприятию предписания, привлеченные к ответственности лица, приостановленные или аннулированные ранее выданные разрешения, лицензии и пр.

Как ИП избежать проверок

Согласно ст. 26.2 закона № 294 субъекты малого предпринимательства, включенные в соответствующий реестр, имеют определенное преимущество: с 01.01.2019 по 31.12.2020 они не включаются в план проверок ИП.

Обратите внимание! Подобное правило действовало и ранее. Отличием действующих норм является больший список исключений.

Исключением из этого правила являются:

  • организации, которые подпадают под категории риска, установленные постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 806;
  • юрлица и предприниматели, работающие в социальной сфере, вид деятельности которых подпадает под перечень, установленный постановлением Правительства РФ от 23.11.2009 № 944;
  • предприниматели и должностные лица организаций, которые были наказаны за грубое нарушение закона, понесли наказание в виде дисквалификации или приостановки деятельности и если с момента проведения проверки прошло менее 3 лет;
  • юрлица и предприниматели, работающие по лицензии;
  • организации, работающие в сфере радиационной безопасности, обеспечения гостайны, аудита, использования атомной энергии, работы с драгкамнями.

Сводный план проверок на 2018 - 2019 годы представляет собой определенный перечень информации, из которой можно получить сведения о том, когда, кем и какие виды проверок будут проведены в отношении юридического лица или предпринимателя. Ведение указанного реестра возложено на Генеральную прокуратуру РФ. Заполнив определенную форму, на ее сайте можно получить всю необходимую информацию.

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной прокуратуры? Ответим на эти вопросы.

Сводный план проверок

Плановые проверки министерства и ведомства проводят на основании ежегодно утверждаемых планов. Такие проверки называют плановыми. Свои планы ведомства размещают на своих сайтах. Этого требуют в части 3 и 5 статьи 9 главы 2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Сводный план проверок по всем ведомствам на 2018 год размещен на сайте Генеральной прокуратуры. Именно там можно проверить, планируются ли проверки организации и ИП в 2018 году.

Чтобы выяснить, ждать ли фирме или ИП в 2018 году проверяющих из контролирующих органов, потребуется ввести в специальную форму поиска следующие данные (все сразу или некоторые из них):

  • ОГРН;
  • наименование организации;
  • месяц проверки;
  • наименование органа госконтроля;
  • адрес.

Планы на сайтах министерств и ведомств

Также поискать себя в планах проверок можно на сайта конкретных министерств и ведомств. Далее в таблице мы приводим ссылка на сайты с планами проверок на 2018 год.

Проверяющий орган Ссылка на план проверок
Минфин /ФНС Организации и предприниматели (сводный)
Минфин России/Федеральное казначейство Контроль аудиторских организаций*
ФСС/ ПФР Плановые выездные проверки ФСС России и ПФР проводят совместно. План-график таких проверок можно найти на сайте своего регионального отделения ФСС России
Минтруд России/Роструд Организации и предприниматели
Прокуратура Организации и предприниматели
Минэкономразвития России/ Федеральное агентство по управлению государственным имуществом Имущество в федеральной собственности
Минэкономразвития России/ Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Земельный надзорЗемельный надзор
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по аккредитации Аккредитованные лица
Минэкономразвития России/ Федеральная служба по интеллектуальной собственности Организации
Минздрав России/Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения Организации и предприниматели
Минздрав России/Федеральное медико-биологическое агентство Организации и предприниматели
Минпромторг России/Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии Организации и предприниматели
Минприроды России/Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Организации
Минприроды России/Федеральное агентство лесного хозяйства

Юридические лица и индивидуальные предприниматели находятся под государственным (муниципальным) надзором соответствующих органов, которые имеют право проводить проверки на предприятиях. И чтобы быть готовыми к визитам надзорных органов, организации и бизнесмены должны знать самое главное про план проверок на 2017 год. Об этом – в нашем обзоре.

Определение и разновидности

Проверка – это ряд мер, которые обеспечивают контроль работы ИП и юридических лиц. По общему правилу ее главной задачей выступает выяснение следующих моментов:

  • соответствие осуществляемой деятельности закону, а также имеющимся правилам и стандартам в данной сфере;
  • соответствие товаров (произведенных или реализуемых), работ и услуг требованиям закона и стандартам.

Существует несколько разновидностей проверок. Следует знать их особенности, прежде чем рассматривать сводный план проверок на 2017 год.

Критерий Разновидность Что проверяют Кого проверяют
Место проведения

Объем проверки

Документарная (камеральная –одна из ее разновидностей) Сведения о статусе, правах и обязанностях, их исполнении Проводятся в отношении ИП и юрлиц
Выездная Сведения о работниках, зданиях, помещениях, оборудовании, товарах, работах или услугах и т. д.
Способ организации Плановая Соблюдение обязательных требований и соответствие данных о юрлице, внесенных в госреестры
Внеплановая Соблюдение требований по отношению к осуществляемой деятельности, выполнение имеющихся предписаний надзорных органов по предотвращению негативных последствий жизни и здоровью, окружающей среде и т. д.

Каждая проверка имеет свои особенности. Они отличаются местами и способами проведения, предметами и субъектами.

Заметим, что для внеплановых проверок работы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нужны особые основания. В то же время такие ревизии, разумеется, не включают в план (например, вывешиваемый на сайт Генпрокуратуры РФ).

А вот плановые проверки проводят в соответствии с заранее составленными планами по каждому региону России. Причём предварительно составляют проект. После его согласовывают и при необходимости корректируют. А затем – далее утверждают.

Зато вступил в силу Закон № 272-ФЗ от 03 июля 2016 года. Он внёс изменения в Трудовой кодекс РФ. А именно – в статью 360. Теперь проводить внеплановую проверку относительно нарушений трудового законодательства и других актов, затрагивающих трудовое положение населения, можно после получения Государственной инспекцией труда любым путем сведений о них. Даже если информация поступила из СМИ.

Такая проверка может быть инициирована, например, в случае сигналов о следующих нарушениях:

  • сотрудники получают зарплату ниже установленного МРОТ;
  • работникам задерживают зарплату;
  • несоблюдение правил безопасности на предприятии, работник получил травму и т. п.

Более того: этот закон позволяет проводить внеплановую ревиззию даже без поступления жалобы со стороны сотрудника предприятия.

Когда организацию включают в план будущих проверок

Закон № 294-ФЗ План проведения проверок организаций и ИП в 2017 году».

Региональные надзорные органы отправляют в прокуратуру своего субъекта РФ проекты будущих проверок в отношении представителей бизнеса. Срок – до 1 сентября текущего года. После этого их рассматривают и могут вносить коррективы. Далее планы возвращают опять в надзорные органы. Только после этого их утверждают, а потом отправляют не позднее 1 ноября в прокуратуру.

Проведение проверки на общих основаниях допустимо, если уже минуло 3 года с момента:

  • регистрации субъекта;
  • окончания предыдущей плановой ревизии;
  • начала работы фирмы, ИП.

При этом новая проверка возможна раньше чем через 3 года после окончания предыдущей, если речь идет о:

  • внеплановой ревизии;
  • плановой проверке, но с другими основаниями проведения.

А вот относительно предприятий и ИП, работающих в образовательной, социальной и здравоохранительной сферах, это правило не действует. Проверок за 3 года может быть и больше.

Как должны проводить проверку

Для всех разновидностей проверок порядок их проведения и оформления при этом необходимой документации изложен в Законе № 294-ФЗ.

Основанием проведения проверки может быть приказ или распоряжение от имени руководителя или его заместителя органа муниципального или государственного контроля. В таком документе обязательно указывают разновидность и форму проверки.

По общему правилу о проведении плановой ревизии контролёры должны поставить в известность за 3 дня до её начала. При этом обязательно высылают копию документального основания проведения проверки.

По окончании всех контрольных мероприятий заполняют акт по установленному образцу. Один его экземпляр остается на предприятии.

Проверки, не включенные в план

Учтите, что законодательство о плановых проверках в ряде случаев не действует. Например, в перечне нет валютного и налогового контроля.

Проверка относительно несчастных случаев, повлекших смерть или инвалидность работников, в план ежегодных проверок тоже не попадает. Но это уже по объективным причинам.

Ознакомиться с ним можно на официальном сайте Генеральной прокуратуры РФ (http://plan.genproc.gov.ru/plan2017/). Чтобы узнать, запланированы ли проверки в отношении конкретной компании или ИП, нужно ввести в форму поиска следующие данные (можно ограничиться чем-то одним или несколькими пунктами):

  • наименование организации или ФИО ИП;
  • месяц проверки;
  • наименование органа государственного контроля или надзора;
  • адрес проверяемого объекта.

Если хозяйствующему субъекту действительно предстоит проверка, в результатах поиска будут отражены в том числе ее продолжительность в рабочих днях или часах, а также предмет проверки (например, обеспечение прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор, пожарный надзор, надзор в области промышленной безопасности, соблюдение лицензионных требований и т. д.).

Что нужно учитывать при составлении ответа на запрос контролирующего органа в ходе проверки? Как оценить соответствие закону действий проверяющих? Пользователи системы ГАРАНТ могут получить оперативную помощь экспертов по телефону, подключив новый продукт "Советы экспертов. Проверки, налоги, право" .

Напомним, Генеральная прокуратура РФ размещает сводный план проверок хозяйствующих субъектов ежегодно на основании данных, представленных контролирующими органами ( , Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"; далее – Закон № 294-ФЗ). При этом налоговые проверки в план не включаются.

Начиная с 1 января 2017 года появилась еще одна форма проверок – контрольная закупка. Но такие закупки будут проводиться без предварительного уведомления компании или ИП и по основаниям, предусмотренным для внеплановых проверок (). Поэтому в сводном плане проверок сведений о них нет.

Субъекты малого предпринимательства по-прежнему пользуются надзорными каникулами, которые продлятся до 31 декабря 2018 года. Это означает, что плановые проверки в отношении них не проводятся, если в течение трех последних лет они не допускали грубых нарушений. Если же представитель малого бизнеса все же обнаружит на сайте Генпрокуратуры РФ запись о предстоящей проверке, он может .

Налоговые проверки в 2018 году - список организаций , которые должны быть проверены, закрыт для публичного доступа. Это мероприятия, в которые могут быть вовлечены любые юрлица и ИП. В каких случаях их деятельность может обратить на себя особое внимание налоговиков? Ответ узнайте из нашего материала.

Какие виды проверок налоговой инспекции на 2018 год предусмотрены законом?

Ст. 87 Налогового кодекса РФ устанавливает 2 вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Проверки первого типа осуществляются специалистами ФНС непосредственно на их рабочем месте. Каких-либо разрешений на проведение не требуется. Камеральные проверки подлежат проведению в течение 3 месяцев (по общему правилу) с момента представления декларации налогоплательщиком (п.2 ст. 88 НК РФ).

Выездные проверки проводятся налоговиками, как правило, на территории налогоплательщика, но если фирма не может предоставить помещение, то все процедуры проходят в самой ИФНС.

Осуществление выездных мероприятий, в свою очередь, требует вынесения руководителем налоговой инспекции отдельного решения. Выездные проверки назначаются, исходя из комплексного анализа специалистами ИФНС различных показателей деятельности предприятия, оценки налоговых рисков, качества предоставления налоговой и бухгалтерской отчетности.

Дата проведения проверки совпадает с моментом подписания руководителем местного органа ФНС решения, о котором мы сказали выше (п. 8 ст. 89 НК РФ). Законодательно ФНС не обязана предупреждать налогоплательщика о том, что специалисты ведомства придут с проверкой, но на практике территориальные структуры налоговой инспекции во многих городах предварительно сообщают организациям и ИП о вынесении решения о проверке по телефону либо по почте.

Случаются визиты инспекторов ведомства и без предупреждения. Однако подобные прецеденты достаточно редки. Дело в том, что сама ФНС рекомендует своим сотрудникам вручать налогоплательщику копию решения о проведении проверки. В ведомстве при этом остается другая копия — с отметкой «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен», которая заполняется соответствующим субъектом. Если вручение данного документа невозможно, он направляется налогоплательщику по почте (письмо ФНС от 25.07.2013 № АС-4-2/13622).

Есть еще один нюанс — в соответствии с положениями п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить доступ инспекторов ФНС к документам, имеющим отношение к уплате налогов. Фирме объективно может потребоваться время на подготовку соответствующих источников, а также на организацию доступа к таковым. На многих современных предприятиях система получения соответствующего доступа организуется в достаточной мере строго, в частности, может потребоваться оформление особых электронных или биометрических пропусков на те или иные территории.

Таким образом, ФНС с целью обеспечения конструктивного взаимодействия с плательщиком в части получения доступа к документам может быть весьма полезно предупреждать его о визите инспекторов.

О сроках проведения выездных ревизий читайте в статье .

Есть ли у ФНС планы налоговых проверок на 2018 год?

Порядок проведения выездных налоговых проверок организаций ФНС в аспекте формирования планов достаточно поверхностно регламентирован на уровне положений НК РФ, и это дает повод некоторым налогоплательщикам засомневаться — быть может, ведомство и вовсе не осуществляет планирование соответствующих мероприятий?

Есть версия, что основным фактором проверок становится межведомственное взаимодействие ФНС, например, с МВД, прокуратурой, банками, трудовой инспекцией (Соглашение ФНС РФ и Роструда от 25.11.2016 № ММВ-23-2/24@) а также задействование различных «неофициальных каналов». Использование подобных методов может предопределить отсутствие потребности ФНС в планировании — все проверки носят случайный характер и не основаны на следовании этим ведомством каким-либо системным принципам.

Однако данная точка зрения ошибочна. Тот факт, что выездные проверки ФНС все же систематизируются и включаются в отдельный план, подтверждается содержанием ряда правовых актов.

Так, в п. 3 письма ФНС от 23.01.2009 № ШС-21-3/40 прямо сказано о том, что все выездные проверки проводятся в соответствии с утвержденными планами. В документе также отмечено, что механизм реализации соответствующих мероприятий, установленный в ФНС, не предусматривает внеплановых проверок.

График налоговых проверок на 2018 год

Вместе с тем ФНС не обязана формировать публичные планы налоговых проверок. Более того, внутренние регламенты ведомства предписывают сотрудникам рассматривать соответствующие планы как конфиденциальные документы, не подлежащие разглашению. Собственно, даже не все сотрудники ФНС имеют доступ к подобным сведениям (письмо ФНС РФ от 04.04.2008 № ШТ-6-2/255).

Порядок доступа каких-либо лиц к конфиденциальным сведениям регулируется положениями приказа МНС от 03.03.2003 № БГ-3-28/96. Он предусматривает, что основанием для предоставления информации, содержащейся в планах налоговых проверок ФНС, должны быть положения федерального законодательства. В частности, те, что наделяют тех или иных лиц особыми полномочиями в части получения доступа к сведениям в реестрах ФНС — например, привилегии в этой части могут получать правоохранительные органы.

Некоторая «либерализация» норм, устанавливающих запрет на разглашение содержания планов налоговых проверок, может применяться в отношении института полномочного представительства Президента РФ. Например, в 2008 году сотрудники аппаратов полпредств были вправе в ряде случаев запрашивать в ФНС сведения об общем количестве проверок и ИП (письмо ФНС № ШТ-6-2/255).

Можно отметить, что в положениях приказа ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 утверждены концептуальные принципы планирования налоговых проверок, а также критерии самостоятельной оценки плательщиком вероятности выездного визита ФНС. Несмотря на давность данного правового акта, его положения применимы также и в отношении анализа ситуации с налоговыми проверками организаций в 2018 году.

Правда, никаких однозначных ориентиров по срокам соответствующих проверок указанный нормативный акт, как и другие источники права, принятые на федеральном уровне, не дает. Однако изучить подробнее ключевые положения приказа № ММ-3-06/333 в части оценки вероятности налоговой проверки плательщиком будет полезно — мы сделаем это чуть позже.

Примечательно, что объектами как выездных, так и камеральных налоговых проверок могут быть любые категории налогоплательщиков.

Кто может быть включен в плановую налоговую проверку?

В положениях ст. 89 НК РФ не конкретизировано, какие именно лица — юридические либо физические — могут становиться объектами налоговых проверок того или иного типа. Отсюда вывод: проверкам подлежат абсолютно все субъекты уплаты налогов: граждане, ИП, коммерческие фирмы, НКО, государственные и муниципальные структуры.

Отчасти это объясняет тот факт, что ФНС с чисто технической точки зрения тяжело составить план проверок, даже если бы это требовалось. В соответствующий план, исходя из положений законодательства, подлежали бы включению не только юрлица, но и все граждане РФ. Крайне маловероятно, что у ФНС будет достаточно кадровых и технических ресурсов для того, чтобы оценить налоговую историю каждого россиянина, исследовать персональные налоговые профили граждан, в частности, на предмет всех тех рисков, что отражены в положениях приказа № ММ-3-06/333.

Как оценить вероятность включения фирмы в план проверок ИФНС на 2018 год?

Какие у налогоплательщика могут быть способы оценки вероятности встречи с инспекторами ФНС в рамках налоговой проверки? Прежде всего, в его силах — ознакомиться с ключевыми положениями приказа № ММ-3-06/333.

Несмотря на то что законодательство не разрешает плательщикам иметь доступ к планам проверок налоговой инспекции на 2018 год, исследование ключевых критериев оценки деятельности субъектов уплаты налогов, которые разработаны в ФНС, в принципе может дать некоторые ориентиры и по срокам, и по вероятности визита налоговых инспекторов.

Так, ведомство может обратить внимание на организацию или ИП, если:

  • налоговая нагрузка на компанию ниже среднего показателя по отрасли (п. 1 приказа № ММ-3-06/333);
  • фирма в течение нескольких налоговых периодов отражает убытки в отчетности (п. 2);
  • в отчетных документах фигурируют слишком большие суммы вычетов за тот или иной период (п. 3);
  • зафиксирована опережающая динамика роста издержек в сравнении с темпами увеличения выручки (п. 4);
  • фирма платит сотрудникам меньшую зарплату, чем та, что сформировалась в среднем по отрасли (п. 5);
  • показатели компании, дающие право работать при специальных налоговых режимах, приближены к предельно допустимым (п. 6);
  • ИП показывает в отчетности расходы, максимально близкие к величине доходов (п. 7);
  • фирма формирует неоправданно длинную цепочку контрагентов, состоящую из посредников и перекупщиков (п. 8);
  • организация не предоставляет в ФНС пояснений в ответ на полученные уведомления о несоответствии тех или иных показателей деятельности установленным критериям, не передает запрашиваемые документы (п. 9);
  • владельцы фирмы осуществляют частую перерегистрацию бизнеса в разных территориальных структурах ФНС (п. 10);
  • фирма имеет ощутимые отклонения по рентабельности от показателей, наблюдаемых в среднем по отрасли (п. 11);
  • по оценке специалистов ФНС, компания ведет деятельность с высоким налоговым риском (п.12).

Получатся, чем больше совпадений по указанным пунктам фиксирует ФНС в отношении деятельности той или иной фирмы, тем выше вероятность проверки, и тем более оперативно она может быть проведена.

Следует ли доверять неофициальным данным по планам проверок ФНС?

В экспертной среде распространены многочисленные «неофициальные» показатели, предопределяющие вероятность привлечения внимания со стороны налоговиков. Однако следование таковым само по себе может быть дополнительным налоговым риском, так как никто не гарантирует, насколько те или иные тезисы близки к действительности. Тем более что некоторые из подобных точек зрения, как в случае с тезисом об отсутствии в ФНС планов, могут формироваться в силу незнания законодательства лицами, распространяющими эту информацию.

Подробнее о содержании налоговых проверок всех типов, а также о наиболее примечательных особенностях данной процедуры читайте в статье .

Итоги

План выездных проверок ФНС — закрытая информация для налогоплательщиков. Как правило, сведения о грядущем визите проверяющих они узнают за несколько дней до начала проведения проверки. Официальный список проверок публикуется лишь для компаний, занятых регулируемыми государством видами деятельности. С данным перечнем можно ознакомиться на официальном сайте ФНС.