Изменение глаголов по временам. Временные формы самых основных модальных глаголов Задания по теме изменение глаголов временам

Разработки уроков (конспекты уроков)

Начальное общее образование

Линия УМК Т. Г. Рамзаевой. Русский язык (1-4)

Внимание! Администрация сайта сайт не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.

УМК «Русский язык. 3 класс» Т. Г. Рамзаевой.

Тип урока: закрепление пройденного материала.

Цели: закреплять умения определять время глагола, изменять глаголы по временам.

Задачи:

  • образовательные : развивать умение различать временные формы глагола и правильно их употреблять; развивать внимание к слову как лексической единице речи;
  • воспитательные : воспитывать взаимопонимание, формирование позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
  • развивающие: совершенствовать навыки каллиграфии, развивать эмоциональную сферу детей, речь, мышление, воображение, умение делать выводы.

Использованные источники:

  • Рамзаева Т.Г. « Русский язык» 3 класс. Учебник в 2 частях. Дрофа, 2012.
  • Т. Г. Рамзаева, Г. С. Щеголева «Русский язык. 3 класс. Методическое пособие» Дрофа, 2012.
  • В. А. Лебедев, Г. И. Мишуринская «Поурочные разработки к учебнику Т. Г. Рамзаевой «Русский язык. 3 класс» , Дрофа, 2013.
  • В.Т. Голубь « Тематический контроль знаний учащихся. Русский язык.3 класс» Воронеж,2012.
  • http://pedsovet.su/load/238-1-0-25151 , http://festival.1september.ru/articles/551270/

Ход урока

1. Организационный момент

– Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся.

– Добрый день, добрый час
Как я рада видеть вас
Прозвенел уже звонок
Начинается урок
Подтянулись, улыбнулись.
Друг на друга посмотрели
И тихонько дружно сели.

2. Орфографическая минутка

– Открыли тетради. Записали число, классная работа.

Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

А) непроизносимый согласный в корне слова:

Над полями и лесами светит яркое солнце.

Б) согласный в середине слова:

От теплых лучей ожила первая травка.

В) парный согласный в конце слова:

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

Г) ь – показатель мягкости согласных:

Как хороша весенняя капель!

Д) удвоенная согласная в корне слова:

Группа ребят отправилась в лес.

Е) правописание гласных после шипящих:

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

3. Определение темы урока и постановка цели урока

– Отгадайте загадку:

Оно и бежит, оно и лечит, оно и быстротечно, оно и бесконечно.

– О чем я говорю?

Это время.

– Время-это слово, является ключевым в определении темы нашего урока.

– Кто может сформулировать тему нашего урока?

Изменение глаголов по временам.

– Определите цели нашего урока. Что мы будем на уроке, чему мы должны научиться?

Будем определять время глаголов, будем тренироваться изменять глаголы по временам, правильно употреблять глаголы в речи.

4. Актуализация знаний

– Сколько мы знаем времен у глагола?

– Назовите времена глаголов?

– Как можно определить время глагола?

По вопросу.

– Какие слова-помощники мы используем, чтобы было легче определить время глагола?

Вчера, сегодня, завтра.

– На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени? Приведите примеры.

– На какие вопросы отвечают глаголы будущего времени? Приведите примеры.

5. Игра «Почтальон»

– Будем играть в игру «Почтальон». На доске конверты.На них адрес: прошедшее время, настоящее время, будущее время. Берете карточку с глаголом, определяете время глагола и кладете в нужный конверт.

Таблички с глаголами: иду, играешь, строим, нарисовал, бегали, говорили, споем, буду читать, расцветут.

6. Изменение глаголов по временам. Работа с фразеологическими оборотами

На доске записаны фразеологические обороты:

Прочитайте. Вы слышали такие выражения? Знаете, что они обозначают? Как вы их понимаете?

Я вам прочитаю значение каждого фразеологизма из словаря. Вы должны догадаться о каком фразеологизме идет речь.

Клевать носом – сидя и погружаясь в дремоту, то засыпать, то просыпаться. Клевать носом над учебником.

Бить челом – отвешивать земные поклоны, почтительно кланяться. Просить кого-нибудь о чем-нибудь.

Надуть губы – обижаться.

Потерять голову – попав в затруднительное положение, приходить в растерянность и не знать что делать, зазнаваться, много мнить о себе о своих возможностях, обычно от успеха, от слав. Безрассудно влюбиться.

Сейчас читаем фразеологизм, называем глагол, ставим вопрос и изменяем этот глагол по временам.

У вас на партах карточки с табличкой. Такая же табличка на доске. Глаголы будем записывать в таблицу.

Неопределенная форма

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

что делать?

будет клевать

будет бить

что сделать?

потерять

потеряет

7. Физкульпауза

– Сейчас немного отдохнем.

Если встретится глагол в прошедшем времени, непременно вы присядьте.

Если в настоящем – встаньте, ну а если повстречаетесь с его величеством будущим – хлопаем в ладоши.

Думали, трещит, запищала, будет петь, рассказывать, побелела, замолчит.

8. Работа с текстом. Творческая работа

На доске написан рассказ про одного мальчика. Как видите, вместо многих глаголов стоят вопросы. Я вам прочитаю.

– Надо вставить подходящие по смыслу глаголы нужного времени.

Шел по улице мальчик и мечтал. Вот (что сделает?) … он большой (что сделает?) … на Луну, (что сделает?) … какой-нибудь подвиг.

Вдруг слышит мальчик: кто-то (что делает?) … Это маленький котенок (что сделал?) … в яму и (что делает?) … там. Мальчик (что сделал?) … котенка и (что сделал?) … дальше.

Он опять (что делал?) … о полетах на Луну, о подвигах.

– Совместная работа. Читаем предложения, вставляем подходящие по смыслу глаголы.

– Прочитайте, что у вас получилось. Как вы думаете, будет ли этот мальчик космонавтом?

Дифференцированный подход:

Сильным ученикам выдается карточка с текстом с пропущенными глаголами. Более слабые ученик просто выписывают глаголы и определяют время.

– Выпишите глаголы в тетрадь и укажите их время.

– Проверяем. Читайте выписанные глаголы и называйте время глагола. Проверяем по цепочке.

9. Окончание урока. Итоги урока

– Что мы делали на уроке?

– Как изменяются глаголы?

По числам и по временам

Анкета каждому ребенку.

1) Мне было на уроке

А) интересно
Б) неинтересно

2) Своей работой на уроке

А) я доволен (льна)
Б) не совсем доволен (льна)
В) не доволен (льна)

Конспект урока русского языка, проводимого студенткой – практиканткой Стёпиной Валентиной Владимировной, в школе №… г. .

Дата проведения урока:

Учебник: «Русский язык», 3 класс, 2 часть.

Тема урока: «Изменение глаголов по временам».

Цели урока:

    Образовательные:

*Начать работу по формированию умения определять время у глаголов, на основе учета существенных признаков.

*Организовать учебно – поисковую деятельность обучающихся по добыванию новых знаний об изменении глаголов по временам.

*Формирование умения изменять глаголы по временам с учетом вида.

2.Воспитательные:

Формирование УУД – смыслообразования на этапе постановки проблемы;

Формирование личностного УУД – самоопределения, при постановке проблемы.

3. Развивающие:

*развитие регулятивных УУД : целеполагания (при постановке проблемы), самоконтроля (при проверке заданий, проверке правильности определения времени глагола), взаимоконтроля (при разборе ловушки), планирования (на этапе составления памятки), коррекции (при выполнении заданий и разборе ловушки), рефлексивного осознания границы своего знания и незнания (при проверке домашнего задания и постановке учебной проблемы), рефлексивного осознания способа действия (при составлении памятки и выполнении упражнений);

*познавательных УУД: подведение под понятие (при определении времени галгола);

*логических УУД: анализа (при формулировании правила определения времени глагола); на этапе чистописания: (при выделении элементов буквы), сравнения (при сравнении правила, которое сформулировали дети и учитель и правила в учебнике).

Лингвометодический анализ.

Что детям известно?

1.Что такое глагол.

2.Глагол изменяется по числам.

Что нового узнают при усвоении новой темы?

1.Глагол изменяется по временам.

Какие трудности возникнут при усвоении новой темы?

1.Дети смешивают настоящее и будущее простое время.

2.Неправильно называют форму сложного будущего времени.

3.Неправильно изменяют глаголы по временам, нарушая вид.

Схема урока:

1.Организация класса:

а) приветствие;

б) проверка готовности к уроку;

в) создание положительного эмоционального настроя на урок;

2. Чистописание:

2.1. предъявление новой буквы путем отгадывания загадки;

2.2. создание положительной мотивации для овладения написанием этой буквы;

2.3. восстановление способа написания новой буквы;

2.4 написание этой буквы или буквосочетания в тетради.

3. Словарно – орфографическая работа:

а) закрепление написания ранее изученных словарных слов;

б) введение нового словарного слова и отработка его правописания.

4. Проверка домашнего задания:

4.1. Проверка теоритических знаний в форме: фронтального опроса; индивидуального опроса; уплотненного опроса (карточки).

4.2. Проверка письменного домашнего задания.

5. Организация учебно – поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний:

5.1. создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия;

5.2. решение учебной проблемы.

6.2. Почтение формулировки правила или определения вслух, для выявления темы текста (о чем говорится в правиле или определении).

6.4. Определение микротемы каждой структурной части.

6.5. Детальный анализ каждой части.

Оборудование:

Для учителя: учебник Т. Г. Рамзаевой, 3 класс,2 часть, презентация, демонстрационно – иллюстративный материал.

Для учеников: учебник, тетрадь, пенал.

Ход урока.

1.Организация класса (2 – 3 мин.):

а) Приветствие. Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок русского языка.

Б) проверка готовности к уроку. Сегодня на уроке вам понадобится: учебник (положите на него руку), тетрадь (положите на нее руку), пенал (положите на него руку).

В) Создание положительного настроя на урок.

Громко прозвенел звонок – начинается урок. Ваши ушки на макушке, глазки широко раскрыты. Слушайте, запоминайте, ни минуты не теряйте! Ребята, мы начнем с чистописания. На этом этапе урока мы вспомним написание одной из изученных уже вами буквы и напишем ее.

2.Чистописание (10 – 15 минут)

2.1. Предъявление новой буквы.

Чтобы узнать, какую же букву мы будем писать, отгадайте загадку.

(СЛАЙД 1)

Из земли растёт коса.

Потяни за волоса.

Трудно вынуть клин из грядки,

Даже с помощью лопатки.

Накопал пучок корней

Отнеси домой скорей.

Сок полезный приготовь,

Если вырастил... (Морковь)

По каким признакам вы догадались, что это морковь? (Александра: растет из земли; можно приготовить сок )

Правильно, молодцы.

Найдите в слове морковь согласный звук, непарный, глухой, твердый.

( Елена: это звук м) Какой буквой обозначается звук м? ( Наталья Кузнецова: звук м обозначается буквой м)

2.2. Создание положительной мотивации для овладения написанием этой буквы.

Ребята, я брала ваши тетради и обнаружила у многих такое написание этой буквы.

2.3. Восстановление способа написания новой буквы. (см. приложение) М: Начинаем ниже середины строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки, ведем плавную линию вверх, отклоняясь вправо, до середины нерабочей строки. Сверху вниз опускаем прямую, не доводя до нижней линейки, делаем закругление вправо, касаемся нижней линейки и ведем линию вверх, отклоняясь вправо, до середины нерабочей строки. Сверху вниз пишем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки. (Хожу, проверяю)

м: начинаем выше нижней линейки строки. Слева направо прописываем закругление, касаемся нижней линейки и ведем плавную линию до верхней линейки; вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки, линию продолжаем до верхней линейки, затем вновь вниз опускаем прямую, не дойдя немного до нижней линейки, делаем закругление вправо, коснувшись нижней линейки. (ФРОНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА)

2.4. Написание этой буквы в тетради. Напишите правильную букву М и м в тетради и подчеркните ту, которая полностью совпала с образцом. Посмотрите на образец. Те буквы, которые не совпали с образцом, обведите красным карандашом. В следующий раз вы постараетесь получше и все получится. Вы молодцы!

УУД: самоконтроль.

3. Приступим к словарно – орфографической работе. (10 -15 мин)

3.1. Закрепление написания ранее изученных слов .

(Учитель предъявляет рисунок, а ребенок записывает слова – картинный диктант).

(Сапог, овес, картина) Предъявляются рисунки (по одному) и учитель комментирует: Объясняем первое слово, записываем его в тетради, поставьте ударение в этих словах и подчеркните непроверяемую гласную букву, которую нужно запомнить. Выполняется проверка написанного с комментированием. Один ребенок диктует, как он написал, остальные проверяют и по необходимости исправляют.

УУД: контроль, самоконтроль.

3.2. Введение нового словарного слова и его отработка. (На доске слово пока без предъявления орфограмм!)

Ребята, что изображено на рис.? (Александра: на рис. Изображено яблоко) Правильно, молодец! (СЛАЙД 2)

Давайте выясним значение этого слова. Что обозначает слово яблоко? (Анастасия Петрова: …)

Орфографическая проработка словарного слова:

Давайте поставим ударение в этом слове. (Прием – «позвать» слово) . Найдите безударную гласную в этом слове. (Первая буква О) Давайте проверим эту гласную. Подберите однокоренные слова к слову яблоко (яблочный, яблоневый (сад) ) Мы можем проверить букву я? (нет ). Значит, это слово словарное и его нужно запомнить.

Ребята, запомните написание данного слова, оно добавляется к нашим словарным.

Давайте подберем слова, которые связаны по смыслу со словом яблоко? А какое может быть яблоко? (Ирина Лаврентьева: яблоко может быть вкусное, спелое, сочное, красное)

Давайте составим предложения, используя словосочетания, которые привела в пример Ирина. Ребята, а я составила такое предложение: Мама купила в магазине вкусное, спелое яблоко.

Выбираются более интересные словосочетания или предложение и записывается с комментированием одного из ребят.

4. Проверка домашнего задания.

Индивидуальный устный опрос.

Приступим к проверке вашего домашнего задания. В это время несколько учеников выполняют задания по карточкам. Сегодня мы будем отвечать на следующие вопросы (СЛАЙД 3)

Посмотрите на слайд.

УУД: *планирование (на этапе показа плана проведения опроса через мультимедийную аппаратуру).

    Как могут изменяться глаголы? (Глаголы могут изменяться по числам)

    Что обозначают глаголы в единственном числе? (Глаголы в единственном числе обозначают действие одного предмета.)

    Как вы определите, что глагол употреблен в единственном числе? (По окончанию)

    Что обозначают глаголы во множественном числе? (Глаголы во множественном числе обозначают действие двух и более предметов)

    Как отличить глагол единственного числа от глагола множественного числа? (По окончанию и по значению)

    Приведите примеры глаголов в единственном числе. ((Ветер) воет, (машина) едет)

    Приведите примеры глаголов во множественном числе. ((Сороки) стрекочут, (листья) падают)

    Я утверждаю, что глагол веселый в словосочетании веселый мальчик употреблен во множественном числе. Согласны ли вы со мной? Докажите свою точку зрения. (Глагол веселый употреблен в единственном числе, т.к. это показывает окончание этого слова)

Уплотненный опрос (карточки, смотри приложены к конспекту).

5. Организация учебно – поисковой деятельности ребенка по добыванию новых знаний.

5.1. Создание положительной мотивации к получению новых знаний и способов действия.

Я задумала слово, это слово обозначает действие предмета, находится в форме единственного числа. Я утверждаю, что это слово – глагол. Согласны ли вы со мной? Докажите свою точку зрения.

(Не согласны, данное слово может быть и именем существительным, например, слово –веселье-)

Какой вы мне хотите задать вопрос? (Есть ли признак, по которому глагол сразу можно отлить от других частей речи?)

(ВОПРОС НА ДОСКЕ)

5.2. Решение учебной проблемы с помощью организации учебно-поисковой деятельности детей по добыванию новых знаний.

Прочитайте предложения.

(СЛАЙД 4)

Кони бегут по полю.

Кони бежали по полю вчера.

Кони будут бежать по полю вечером.

Назовите глаголы из этих предложений (Бегут, бежали, будут бежать)

Эти слова являются разными частями речи или изменениями одного и того же слова? (Эти слова являются изменениями одного и того же слова)

Начертите таблицу.

(СЛАЙД 5)

Запишем в нее названные нами глаголы.

Настоящее время

Что делают?

Действие в момент речи

бегут

Прошедшее время

Что делали?

Действие до момента речи

бежали

Будущее время

Что будут делать?

Действие после момента речи

будут бежать

Поставим вопросы к этим глаголам.

Кони (что делают?) бегут

Кони (что делали?) бежали

Кони (что будут делать?) будут бежать

Запишем эти вопросы в таблицу.

Кони бегут. (Обозначает действие в момент речи). Запишем в таблицу.

Ребята, если глагол отвечает на вопрос что делают? и обозначает действие в момент речи, то этот глагол стоит в настоящем времени.

Запишем в нашу таблицу.

Кони бежали. Обозначает действие в момент речи, до момента речи или после момента речи? (Обозначает действие до момента речи). Запишем в таблицу.

Ребята, если глагол отвечает на вопрос что делали? и обозначает действие до момента речи, то этот глагол стоит в прошедшем времени. Запишем в таблицу.

Кони будут бежать. Обозначает действие в момент речи, до момента речи или после момента речи? (Обозначает действие после момента речи). Запишем в таблицу.

Ребята, если глагол отвечает на вопрос что будут делать? и обозначает действие после момента речи, то этот глагол стоит в будущем времени. Запишем в таблицу.

Теперь давайте озаглавим столбцы таблицы:

Время глагола

На какие вопросы отвечают

Что обозначают

Примеры

Ребята, это глаголы несовершенного вида.

Сколько времени у глагола несовершенного вида? (Три)

Назовите их. (Настоящее, будущее, прошедшее)

Прочитайте следующие предложения.

(СЛАЙД 6)

Я написал письмо.

Я напишу письмо в четверг.

Назовите глаголы. (Написал, напишу)

Это глаголы совершенного вида.

В какую колонку мы запишем глагол написал? (Запишем в колонку с прошедшим временем).

Почему? (Обозначает действие, которое совершилось до момента речи)

Какой вопрос мы зададим? (Что сделал?)

В какую колонку мы запишем глагол напишу? (Запишем в колонку с будущим временем).

Почему? (Обозначает действие, которое совершится после момента речи)

Какой вопрос мы зададим? (Что сделаю?)

Давайте с вами попробуем поставить наш глагол написал в настоящее время.

Какое затруднение у вас возникло? (Нельзя поставить глагол совершенного вида в настоящее время)

Сколько времени у глагола совершенного вида? (Два)

Назовите. (Будущее, прошедшее)

Смогли ли мы ответить на поставленный вопрос? Какой существует признак, по которому можно отличить глагол от других частей речи? (Ответили, этот признак – время глагола)

6. Организация работы над содержанием формулировки правила и определения в учебнике.

УУД: учебно – информационные (умение работать с текстом, понимать его, извлекать из текста информацию, преобразовывать ее, операционализировать), логические (установление причинно – следственных связей, обобщение, анализ, при выделении существенных признаков), коммуникативные.

6.1. Прочтение формулировки правила или определения «про себя», с целью самоконтроля, проверки, совпал ли вывод учеников и учителя с выводом автора учебника.

Ребята, а сейчас мы проверим, совпал ли наш вывод с выводом автора учебника, для этого прочитаем правило в учебнике «про себя». Совпал ли наш вывод с выводом автора учебника? (Наш вывод совпал с выводом автора ). Молодцы, ребята!

УУД: самоконтроль.

6.2. Прочтение формулировки правила или определения вслух, для выявления темы текста (о чем говорится в правиле или определении).

А теперь давайте прочитаем правило вслух. (Один ребенок читает ).

О чем говорится в правиле? (В правиле говорится о изменении глаголов по временам ) Правильно!

УУД: информационные (умение преобразовывать информацию, выделять главное).

6.3. Выделение структурных частей в правиле или определении.

Ребята, скажите, сколько частей можно выделить в данном правиле ( В этом правиле выделяется 3 части ). Хорошо, правильно. Выясним, какие же это части? О чем говорится в первой части правила об определении спряжения у глаголов с безударными личными окончаниями? (В первой части говориться о глаголах в настоящем времени) О чем говорится во второй части определения? (Во второй части говорится о глаголах в прошедшем времени)

А о чем говорится в третьей части правила? (В третий части говорится о глаголах в будущем времени)

УУД: информационные.

Детальный анализ каждой части.

На какие вопросы отвечают глаголы в настоящем времени? (что делаю?, что делаешь?, что делает?, что делаем?, что делаете?, что делают?)

На какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем времени? (что делал?, что сделал?, что делали?, что сделали?)

На какие вопросы отвечают глаголы в будущем времени? (что сделает?, что будет делать?, что сделают?, что будут делать?)

Что обозначают глаголы в настоящем времени? (Обозначают действие в момент речи)

Что обозначают глаголы в прошедшем времени? (Обозначают действие до момента речи)

Что обозначают глаголы в будущем времени? (Обозначают действие, которое будет совершаться после момента речи)

УУД: логическое – анализ.

Я утверждаю, что у глагола поскакал (заяц) 3 времени: настоящее, будущее и прошедшее. Согласны ли вы со мной? Докажите свою точку зрения. (Не согласны, т.к. этот глагол совершенного вида, у него нет настоящего времени)

Физкультминутка:

Руки кверху поднимаем,

А потом их отпускаем.

А потом их развернем

И к себе скорей прижмем.

А потом быстрей, быстрей

Хлопай, хлопай веселей.

7. Развертывание способа действия.

УУД: регулятивные: рефлексивное осознание способа действия, планирование, создание базы для процессуального контроля.

Ребята, как же мы рассуждаем, чтобы определить время у глаголов?

Памятка: изменение глаголов по временам

Время

Вид

Вопросы

Настоящее

Несовершенный

что делаю?

что делаешь?

что делает?

что делаем?

что делаете?

что делают?

Прошедшее

Совершенный

Несовершенный

что делал?

что делали?

что сделал?

что сделали?

Будущее

Совершенный

Несовершенный

что будет делать?

что будут делать?

что сделают?

что сделает?

Прочитаем всю памятку.

8. Овладение способа формируемого действия при выполнении упражнений.

А сейчас мы продолжим учиться определять спряжение у глаголов с безударными личными окончаниями.

УУД: рефлексивное осознание способа действия; самоконтроль; подведение под понятие; анализ; синтез; взаимоконтроль; классификация; сравнение; самоопределение; рефлексивное разграничение знания и незнания; осознание трудностей и их причин.

8.1. Упражнения репродуктивного типа.

Выполним упражнение 557 на стр.84

Как определить время глагола? (По вопросу)

А как еще можно определить время глагола? (Что обозначает действие: в момент речи, до момента речи, после момента речи)

Выполняем упражнение устно.

Выполним упражнение 558 на стр.84.

Прочитайте текст.

Как можно озаглавить этот текст?

(Письменное выполнение)

8.2. Упражнения продуктивного типа.

Измени глаголы по временам: (группа) спела, (Маша) рисует, ветер дует.

Будьте очень внимательны. (Письменное выполнение)

9. Рефлексивно – оценочный этап.

9.1. Эмоциональная оценка своей деятельности на уроке.

Ребята, вам понравился наш урок? (Да )

Интересно вам было на уроке?

9.2. Рефлексивное осознание границы знания и незнания.

Что мы знали по нашей теме до этого урока? (До этого урока мы знали: что такое глагол, изменение глаголов по числам.)

Что нового узнали по этой теме? (Мы узнали, как глаголы изменяются по временам).

Что нам предстоит узнать?

На какие вопросы мы не получили ответа?

9.3. Рефлексивное осознание трудностей.

Что было трудно? (Трудно было определять время глагола и изменять глагол по временам)

Почему?

Как преодолеть эти трудности?

Ребята, вы хорошо поработали на уроке. Мне понравилась ваша работа! Урок окончен.

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет выстилать луга

Бархатом зелёным. (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени?

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

(я) что делаю ?

(ты) что делаешь ?

(он) что делает ?

(мы) что делаем ?

(вы) что делаете ?

(они) что делают ?

В будущем времени:

(я) что сделаю ?

(ты) что сделаешь ?

(он) что сделает ?

(мы) что сделаем ?

(вы) что сделаете ?

(они) что сделают ?

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

У, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает - что делает?, настоящее время,

покрылись - что сделали?, есть суффикс -Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются - что делают?, настоящее время,

выглянет - что сделает?, будущее время,

будет зеленеть - что будет делать?, будущее время,

будет гореть - что будет делать?, будущее время.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна - для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая - для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной , так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? - будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой , так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) - что сделает? выглянет.

Будем , ребята, беречь доброту.

Будем , ребята, беречь красоту.

Будем дерзать , будем творить ,

Будем дружбой своей дорожить . (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить - сложная форма будущего времени.

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать . Потом свернётся в колючий клубок и будет спать . (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать - что делать?, неопр.ф.,

найдёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то - всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь - настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь - будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Найдите глаголы в тексте и определите время.

Скрипач - кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл - что делал? - прошедшее время.

Пела - что делала? -прошедшее время.

Бегут - что делают? - настоящее время.

Взрослеем - что делаем? - настоящее время.

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Oldskola1.narod.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть) …………….. Балда в п.повом доме,

(Спать) ……………. себе на с.ломе,

(Есть) …………….. (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет (за) с.мерых;

(Пл.сать) Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…

Приветствую вас, друзья! Мы продолжаем изучение модальных глаголов и сегодня поговорим об их временных формах: прошедшей и будущей.

Все необходимые изменения во времени отражает модальный глагол, так как главный смысловой в предложении стоит в инфинитиве. Однако бывают редкие случаи, когда модальное слово не меняется, а смысловое, напротив, несет основную временную нагрузку. В предложении все необходимые изменения во времени, за редким исключением, отражает модальный глагол, а главный смысловой в предложении стоит в инфинитиве

Изменение модальных глаголов по временам

Настоящее время не является предметом нашего сегодняшнего исследования, так как оно предельно просто строится:

Модальный глагол (в его «стандартном виде») + инфинитив главного глагола

При этом, модальное слово не изменятся при спряжении с he, she, it, то есть окончание -s ни в коем случае не добавляется .

  • He plays football. — Он играет в футбол
  • He can play football. — Он может играть в футбол

А вот сейчас узнаем о том, как меняются модальные слова в прошедшем и будущем.

Модальный глагол-can

Прошедшее could
Будущее shall/will be able to

I cannot help him. — Я не могу помочь ему .

-Can является единственным модальным словом, который в отрицательной виде настоящего времени сливается с частицей -not

I could not help him. — Я не мог помочь ему .

В виду того, что can в будущем не применяется, при необходимости используется эквивалент —to be able to

I shall not be able to help him. — Я не смогу помочь ему .

Модальное слово-must


Модальные глаголы can, may, must изменяются в различных временных формах
  • He may send a letter, if he wants. — Он может послать письмо, если хочет
  • He might send a letter. — Ему было позволено послать письмо

Для построения будущего времени, используется эквивалент —to be allowed to .
He will be allowed to send a letter. - Ему будет дозволено послать письмо .

И модальные, и смысловые

-Need необычен тем, что употребляется и как смысловой глагол в значении «нужно », «необходимо », и как модальный

  1. В роли смыслового изменяется в каждом из времен, как обычный, то есть добавляются характерные окончания:
    • -s (в настоящем времени с he , she , it )
    • - ed (в прошедшем)
  2. В вопросительном и отрицательном типе предложении используется вспомогательное слово —to do .
    • He needs to be strong. — Ему нужно быть сильным
    • We needed more money to buy a car. — Нам нужно было больше денег, чтобы купить машину
    • Do you need to leave here? — Тебе нужно остаться здесь?
      No, I do not
  3. Как модальное слово — need теряет все эти характеристики, имея при этом всего одну форму — настоящего времени

dare

Прошедшее dared
Будущее -
  • How they dare talk about it? — Как они смеют говорить об этом?
  • We dared not answer them. — Мы не осмелились ответить им.

Как и —need , —dare может употребляться и как смысловой глагол

  • Имеет то же значение, что и «сметь », «осмелиться сделать что-либо «
  • Обладает всеми формами и характеристиками обычного глагола
  • Используется чаще всего в отрицательных предложениях и в прошедшем времени
  • В будущем практически не находит применения

She did not dare to ask me about my decision. — Она не осмелилась меня спросить о моем решении .

Неизменный -ought to

Является схожим по смыслу с -must , но более «мягким», заменяя «должен » на «следует »

  • Что касается его временных форм, он имеет всего одну из них — настоящее
  • Главный глагол, стоящий обычно в инфинитиве, в сочетании с —ought to может принимать некоторые из временных форм, таким образом влияя на хронологические особенности предложения

Это именно тот редкий случай, о котором мы говорили вначале.

Предлагаю сравнить следующие примеры.

  • You ought to help her. — Тебе следует помочь ей
  • You ought to have helped her. — Тебе следовало бы помочь ей

То есть Perfect Infinitive (перфектный инфинитив ), имеющий форму have + глагол+ed , стоящий после —ought to помогает отразить прошлое время:

  1. Действие, которое не было выполнено
    Frank ought to have said us about this news. - Френку следовало бы сказать об этой новости
  2. Действие, которое имело место в прошлом, но не было желательно
    John ought not to have phoned her. — Не следовало Джону звонить ей

Склонение -to be obliged (to)

to be obliged to

Прошедшее was/were obliged to
Будущее shall/will obliged to

To be obliged (to ) также является эквивалентом must , приобретя более формальный оттенок: «быть обязанным «

  • Students are obliged to attend classes. — Студенты обязаны приходить на занятия
  • Alice was obliged to say the truth in the courtroom. — Элис была обязана говорить правду в зале суда
  • Tom will be obliged to return this money. — Том будет обязан вернуть эти деньги

Многофункциональный —to be (to)

В предложении может быть:

  1. Смысловым глаголом в значении «быть» , «являться »
  2. Глаголом-связкой в значении «есть»: am
  3. Вспомогательным глаголом во всех временах группы Continuous и Perfect Continuous
    • Am, is, are, was, were, will be
    • Has/have been , had been , shall/will have been
  4. И наконец, модальным глаголом

    Являясь модальным словом, выражает долженствование и указывает, что какое-либо действие должно произойти в силу плана, расписания или договоренности

    .
    Склонение во временах to be (to):

    • В настоящем: —is
    • В прошедшем: —was/wer e (to)
    • В будущем: will/shall be (to)
  • The bus is to arrive at 7 o’clock. — Автобус должен отправляться в 7 часов
  • The bus was to arrive at 7 o’clock. — Автобус должен был оправиться в 7 часов
  • The bus will be to arrive at 7 o’clock. - Автобус должен будет отправиться в 7 часов

Не все модальные глаголы в английском языке имеют формы прошедшего и будущего времени, более того не все находят эквиваленты, которые могут заменять их в каком-либо времени. Это случается в силу их смысловых характеристик, так как некоторые из них не имеет смысла изменять по временам

Тема: Изменение глаголов по временам. Класс: 3

Цель: познакомить учащихся с изменением глагола по временам.

Задачи: научить различать глаголы по временам, совершенствовать практические умения и навыки.

Развивать орфографическую зоркость, память, внимание, речь, мышление, обогащать словарный запас.

Воспитывать в учащихся интерес к предмету, самостоятельность, умения работать в парах.

Результаты обучения

Уметь находить в предложении слова, обозначающие действия предмета, знать правила по разделу «Глагол», уметь определять времена глаголов

Тип урока: следствие ведут знатоки

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический, самостоятельная работа.

Формы: фронтально – коллективные, индивидуальные, работа в парах.

Оборудование: запись на доске, таблицы, учебник.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас гости. Мы сказали им: «Здравствуйте!» Это значит, мы пожелали им здоровья, успехов, добра. Наши гости, ребята, тоже желают вам добра, ведь они понимают, что добро – это чудо, которое всем дарит прекрасное настроение.

А какое настроение у вас? (учащиеся показывают символы)

Я очень рада, что у вас у всех хорошее настроение.

II . Словарная работа

Океан, горох, мечтать, свобода, пшеница, рюкзак, считать, искусство, печаль, сочинять, завтракать. (взаимопроверка ) Слайд

Разделить слова на 2 группы(существительные, глагол)

Что вы знаете о глаголе, как части речи?

По какому признаку? Слайд 2

А что мы знаем о глаголах?

Вы сейчас назвали глаголы.

А почему их назвали глаголами?

Вам хотелось бы узнать, откуда взялось такое странное слово ГЛАГОЛ?

Слово глагол в старославянском языке означает слово, речь. Предки наши рассматривали его как СЛОВО из СЛОВ – важнейший вид слова. Ведь глагол – одна из двух частей речи, без которых не построишь предложения, не передашь собеседнику никаких сообщений. Слайд №3

Вывод! Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что делал? что сделает? и др.

III . Повторение

Блиц- опрос

Проведем небольшой экзамен. Вытягиваем билет и готовим на него ответ.

1. Что такое глагол?

2. Каким членом предложения может быть глагол?

3. Что можно передать с помощью глаголов?

4. Что такое неопределенная форма глагола?

5. Назовите суффиксы глаголов в неопределенной форме глагола?

6. Как определить число глаголов?

Словарная работа

Отгадайте загадки, под которыми спрятались словарные слова, а также тема нашего урока.

Неизвестно, где живёт.

Налетит - деревья гнёт.

Засвистит - по речке дрожь.

Озорник, а не уймёшь. Ветер

***

Все ворует что блестит,

Глаз её, за всем следит.

На хвосте, приносит вести,

Нрав болтливый, всем известен.

На ветвях сидит высОко,

А зовут её?

(Сорока)

***

Под землею с давних пор

Понарыто много нор,

И по ним туда-сюда

Быстро ездят поезда. Метро

***

Если кот решил прилечь,

Где теплее, там, где печь,

И хвостом укрыл свой нос –

Ожидает нас...

(Мороз)

***

С первым морозом её собирают,

Гроздья ножом осторожно срезают,

Пару лет, точно их можно хранить,

Если в духовке слегка просушить!

Ответ: Рябина

Стоит дерево в саду,

Без листочков всё в снегу,

А на ветках ягод красных,

Словно звёзд на небе нашем!

Ответ: Рябина

Ребята, какое слово у нас получилось в минутке чистописания? Как мы можем связать эти слова.

О чем мы будем говорить на уроке?

Тема нашего урока «Изменение глаголов по временам». Сегодня у нас необычный урок русского языка, т.к. вы сегодня на уроке не просто ученики, а знатоки. Урок «Следствие ведут знатоки». Работать вы будете в парах, оцениваться работа будет в фишках.

Новая тема

Что же такое время? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена, года, сутки)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.

Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Физминутка

Мы капусту режем, режем.

Мы капусту солим, солим, жмем, жмем.

Трем, трем и в бочку кладем.

Объяснение учителя

Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю)

Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем)

Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали)

Что вы будете делать завтра? (учиться)

Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.

Правило:

Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники.

Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше).

Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет)

Работа по сюжетной картинке

Рассмотрите картинке. Что вы видите на первой картинке?

Запишем предложение. Показ обозначения на письме времени глагола. (Пр. вр.)


Девочка улыбается. (что делают сейчас?) Н. вр

Б. вр – краткое обозначение.

Первичное закрепление

Игра "Исправь ошибку". (работа у доски)

На доске допущены ошибки, спишите текст, исправив их.

Наступил поздняя весна. Вышел мы из леса на поляну. Сколько цветов! Набежал легкий ветерок. С реки потянул прохладой.

Работа по учебнику

Откройте учебник

Поставь вопросы к глаголам. Выпишите глаголы в 3 столбика. Определи время. ( 3 учащихся работают у доски)

Туча закрыла (что сделала?; пр. в.) все небо, пошел (что сделал? Н. в) дождь.

Туча закрывает (что делает? Н. в) все небо, идет (что делает? Н. в) мелкий дождь.

Когда туча закроет (что сделает? Б.в) все небо, так и дождь пойдет (что сделает? Б. в).

Среди стебельков копошились (что делали? Пр. в) жучки.

Среди стебельков копошатся (что делают? Н. в) жучки.

Среди стебельков закопошатся (что сделают? Б.в) жучки.

Карточки для слабых учащихся

Укажи время выделенных глаголов.

Широко раскинулись колхозные поля. Их недавно вспахали. Прошел теплый дождь. Вылезли на свет зеленые травинки. Милые цветы мать-и-мачехи раньше всех появляются на голой земле. Журчат, звенят веселые ручейки. Скоро прилетят пернатые друзья.

Развитие речи

Посмотрите на картинки. Что вы видите на них? Составьте рассказ по картинкам используя глаголы трех времен.

Работа по вариантам

Спишите текст, употребляя глагол каждого предложения:

1-вариант – в форме настоящего времени

2-вариант в форме прошедшего времени.

(Дуть) весенний ветер. Дерево (оживать). Весело (бежать) ручей. (Прилететь) грач. Он (вить) гнездо.

Карточки для сильных уч-ся

Из глаголов неопределённой формы изменить слова по временам и распределить на три группы. Допишите по два глагола к каждой группе. Смотреть, пилить, рисовать.

Распределить слова в три столбика.

Вредил, летит, повстречаешь, похвалю, трещал, построим, зарядил, хлопочет, завяжу, плывёт.

Прием «Карусель»

Закрепление материала

Парам даю листочки, каждый участник записывает по одному предложению и передаёт другому. Второй круг подписываем время глагола. Третий круг проверка.

Кто может ответить на все вопросы? Лист оценивания.

Рефлексия

В начале урока у вас всех было хорошее настроение. А сейчас я хотела бы узнать, в каком настроении вы находились в течении урока? (Дети показывают символы)

Я очень рада, что настроение у вас не изменилось и очень приятно, что урок вам понравился. Теперь вы убедились, что иметь знания и применять знания - это действительно большое чудо!

- Я благодарю вас за работу.

Оценивание

Домашнее задание: