Молитва о наречении еще одного. Молитва наречения имени

Одно из важнейших событий в жизни христианской семьи - выбор имени младенцу - по Уставу Православной Церкви положено совершать родителям к восьмому дню по его рождении. А в самый день священник молитвенно нарекает младенцу имя. Родителям следует помнить слова святителя Иоанна Златоуста, что имя святого, данное младенцу, «считается украшением родства, и утверждением дома, и спасением для называющихся им, и утешением в любви... Имя святого, как свет, каждый вносит в свой дом», возжигая им в себе духовный светильник.

Родители могут попросить священника избрать имя младенцу, как это было, например, при наречении имени преподобному Феодосию Печерскому.

«В наречении имени, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - виден знак владычества» родителей над потомством. Пользуясь им, «жены не просто, как случится, дают имена рожденным от них, а заключают в имени дитяти предзнаменование», что ожидает его в будущем.

Давая ребенку христианское имя, родители призваны иметь в виду, что только через имя, освященное молитвой и благословением пастыря Церкви, их ребенок может быть допущен к участию в Церковных Таинствах. Древнерусская традиция запрещала наречение имен «от притчей или от вещей». Имя новорожденному младенцу родители обычно избирают в честь святого, чтимого Церковью, память которого приходится на восьмой день по рождении ребенка. Наши предки давали имена своим детям также по имени святого, память которого приходилась на день рождения или на день его крестин. Иногда имя ребенку избирали в честь святого, особо почитаемого всей семьей, хотя бы день его памяти по времени был весьма удален от дня рождения младенца. Крещение новорожденного в таком случае могло быть совершено в день памяти святого.

Имя, нарекавшееся младенцу в храме во время молитвенного последования, совершаемого священником, становилось для него святым, таинственным. И сам младенец, по слову блаженного Августина, в этот день принимался «в лоно Матери Церкви», а наречение имени тесно связывалось с духовным рождением младенца в Таинстве Крещения».

В день наречения имени младенцу участники этого события: священник, родители, будущие восприемники от купели Крешения, принесшие младенца в храм, а также святой, именем которого нарекается младенец, становятся непосредственными свидетелями начала благодатного союза человека с Богом.

«Господи Боже наш, Тебе молимся, - читает священник в последовании, - и Тебе просим, да знаменается свет Лица Твоего на рабе Твоем сем (и впервые называет имя, нарекаемое младенцу), и да знаменается Крест Единородного Сына Твоего в сердце и помышлениях его... да по заповедям Твоим жительствовав и сохранив печать нерушиму, получит блаженство избранных во Царствии Твоем».

Тропарь праздника Сретения Господня, который поется в завершение молитвы о наречении имени младенцу, еще раз напоминает родителям, что младенец по закону приносится в дом Господень. А пример им - Богоматерь, принесшая Богомладенца Христа в храм «по обычаю законному».

Вы собираетесь окрестить ребенка, и хотите всё сделать «по правилам». В этом случае одним из главных вопросов, стоящих перед вами, окажется выбор крестного имени. Процесс выбора крестного имени (или иначе - церковного имени, имени для крещения, крестильного имени) окружен множеством фантазий, домыслов и слухов, поэтому предлагаем вашему вниманию информацию из авторитетного источника.

Все мы знаем по телепередачам митрополита Волоколамского Илариона. Владыка Иларион (Григорий Валериевич Алфеев ) - доктор богословия, человек много знающий, эрудированный, к тому же он - член Высшего Церковного Совета, председатель Синодальной Библейско-богословской комиссии Московского Патриархата, председатель редакционного совета «Журнала Московской Патриархии», а значит, лицо, уполномоченное выражать официальную позицию Церкви. И с приходской практикой он знаком не понаслышке - является настоятелем московского храма на Большой Ордынке.

Предлагаем выдержки из его книг «Как прийти в Церковь» и «Православие» ,

см. Обряды, предшествующие Крещению. Наречение имени.

Митрополит Иларион пишет:

В соответствии с Требником таинству крещения предшествуют несколько обрядов: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Изначально (когда крестили только взрослых людей) эти обряды не входили в состав таинства крещения. Они появились тогда, когда нормой стало крещение младенцев. // Требник - это богослужебная книга Русской Православной Церкви, которая устанавливает порядок совершения церковных таинств: крещения, венчания, покаяния и др.; слово «треба» старину означало «жертва», «молитва», «исполнение священного обряда». //

В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а младенца - сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопротивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».

В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

«Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет лица Твоего на рабе Твоем сем (имя ), и да знаменается крест Единороднаго Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего.

И даруй, Господи, чтобы святое имя Твое пребывало неотступно на нем, который в благопотребное время присоединится к Святой Твоей Церкви и причастится Святых Твоих Тайн, вызывающих трепет.

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя ), и да знаменуется крест Единородного Сына Твоего в сердце и в помышлениях его… И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего…»

В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение.

Светские специалисты по антропонимике рекомендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени // см., например: Суслова, Суперанская. «О русских именах», стр. 189-190, «Сопоставлять значение имен при выборе имени ребенку - занятие пустое и бесперспективное… Знание перевода того или иного имени с языка-источника представляет интерес только в том смысле, что позволяет уяснить исторический путь имени от одного народа к другому… Для практического же именования в наши дни оно не имеет никакого значения» //. Обратите внимание, что эту цитату из книги Сусловой и Суперанской приводит митрополит Иларион (!)

В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу «каково имя его, таков и он» . Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя // Неофит (Осипов). Мысли об имени, стр. 51-58 //. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя // Буйе. О Библии и Евангелии, стр. 23; Thomson. Yahweh, page 101 2 //. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя . < … >

Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя своим избранникам - тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. < … >

В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника - первая ступень на пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при крещении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир - Василием, Борис и Глеб - Романом и Давидом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления, и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед Крещением. < … >

Крещение младенца, по традиции, совершается около сорокового дня после его рождения. Однако четко установленного срока для крещения нет: оно может быть совершено и до, и после сорокового дня. Взрослый человек может креститься в любом возрасте.

------

Других правил и требований к выбору крестного имени в РПЦ не существует!

Литература:

«Как прийти в Церковь» (пособие по катехизации), автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство «Эксмо», Москва, 2011 г., 224 стр., ISBN: 978-5-699-45658-1

«Православие», в двух томах, автор митрополит Иларион (Алфеев), издательство Сретенского монастыря, Москва, 2012 г., 1840 стр., ISBN: 978-5-7533-0702-6, 978-5-7533-0701-9; впервые книга опубликована в 2007 году; см. том 2, глава V. Крещение и миропомазание

в котором п одробно рассказывается о таинстве крещения.

(об имянаречении говорится с 3 мин. 45 сек. по 7 мин. 20 сек.)

И другие материалы, заслуживающие внимания родителей

(размещены на портале "Православие и мир" http://www.pravmir.ru/):

1) Крещение ребенка: правила, советы и практические вопросы

2) Крестить ли ребенка или ждать, пока он вырастет

Ваша помощь сайту и приходу

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (подборка материалов на сайте)

Календарь — архив записей

Поиск по сайту

Рубрики сайта

Выберите рубрику 3D-экскурсии и панорамы (6) Без рубрики (10) В помощь прихожанам (4 054) Аудиозаписи, аудиолекции и беседы (326) Буклеты, памятки и листовки (137) Видеофильмы, видеолекции и беседы (1 042) Вопросы священнику (474) Изображения (260) Иконы (563) Иконы Божией Матери (117) Проповеди (1 195) Статьи (1 958) Требы (31) Исповедь (15) Таинство Венчания (11) Таинство Крещения (18) Георгиевские чтения (17) Крещение Руси (22) Литургия (179) Любовь, брак, семья (79) Материалы для воскресной школы (419) Аудио (24) Видео (112) Викторины, вопросы и загадки (48) Дидактические материалы (78) Игры (33) Изображения (48) Кроссворды (29) Методические материалы (49) Поделки (26) Раскраски (14) Сценарии (11) Тексты (103) Повести и рассказы (31) Сказки (13) Статьи (20) Стихи (33) Учебники (17) Молитва (538) Мудрые мысли, цитаты, афоризмы (393) Новости (285) Новости Кинельской епархии (108) Новости прихода (55) Новости Самарской митрополии (13) Общецерковные новости (82) Основы православия (4 152) Библия (977) Закон Божий (960) Миссионерство и катехизация (1 655) Секты (7) Православная библиотека (496) Словари, справочники (55) Святые и Подвижники благочестия (1 914) Блаженная Матрона Московская (5) Иоанн Кронштадтский (3) Символ Веры (100) Храм (172) Устройство храма (1) Церковное пение (35) Церковные записки (11) Церковные свечи (10) Церковный этикет (13) Церковный календарь (2 741) Антипасха (15) Неделя 3-я по Пасхе, святых жен-мироносиц (19) Неделя 3-я по Пятидесятнице (1) Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном (10) Неделя 5-я по Пасхе о самаряныне (11) Неделя 6-я по Пасхе, о слепом (7) Пост (493) Радоница (10) Родительская суббота (35) Светлая Седмица (17) Страстная Седмица (69) Церковные праздники (754) Благовещение (17) Введение во храм Пресвятой Богородицы (11) Воздвижение Креста Господня (15) Вознесение Господне (21) Вход Господень в Иерусалим (20) День Святого Духа (17) День Святой Троицы (49) Икона Божией Матери »Всех скорбящих Радость» (1) Казанской иконы Божией Матери (20) Обрезание Господне (4) Пасха (139) Покров Пресвятой Богородицы (21) Праздник Крещения Господня (45) Праздник обновления храма Воскресения Иисуса Христа (1) Праздник Обрезания Господня (1) Преображение Господне (23) Происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня (1) Рождество (120) Рождество Иоанна Предтечи (12) Рождество Пресвятой Богородицы (24) Сретение Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (3) Сретение Господне (18) Усекновение главы Крестителя Господня Иоанна (5) Успение Пресвятой Богородицы (29) Церковь и таинства (162) Елеосвящение (10) Исповедь (37) Миропомазание (5) Причащение (27) Священство (6) Таинство Венчания (15) Таинство Крещения (21) Основы православной культуры (35) Паломничество (258) Афон (1) Главные святыни Черногории (1) Рим (Вечный город) (3) Святая земля (5) Святыни России (16) Пословицы и поговорки (9) Православная газета (39) Православное радио (80) Православный журнал (40) Православный музыкальный архив (171) Колокольные звоны (12) Православный фильм (95) Притчи (103) Расписание богослужений (65) Рецепты православной кухни (15) Святые источники (5) Сказания о Русской земле (95) Слово Патриарха (123) СМИ о приходе (24) Суеверия (40) Телеканал (400) Тесты (2) Фото (25) Храмы России (247) Храмы Кинельской епархии (11) Храмы Северного Кинельского благочиния (7) Храмы Самарской области (70) Художественная литература проповедническо-огласительного содержания и значения (126) Проза (19) Стихи (42) Чудеса и знамения (60)

Православный календарь

Свт. Емилиана исп., еп. Кизического (815–820).

Прп. Григория, иконописца Печерского, в Ближних пещерах (XII). Перенесение мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566). Второе перенесение мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992). Свт. Мирона чудотворца, еп. Критского (ок. 350). Мчч. Елевферия и Леонида. Прп. Григория Синаита (XIV).

Прмч. Иосифа Баранова (1918); сщмч. Николая Шумкова пресвитера (1937); сщмч. Никодима, архиеп. Костромского (1938).

Толгской иконы Божией Матери (1314).

1 Кор., 165 зач., XVI, 4–12. Мф., 86 зач., XXI, 28–321.

Именинников мы поздравляем с днем Ангела!

Икона дня

Апостол Матфи́й

Свя­той апо­стол Мат­фий ро­дил­ся в Виф­ле­е­ме, про­ис­хо­дил из ко­ле­на Иуди­на; с ран­не­го дет­ства он изу­чал За­кон Бо­жий по свя­щен­ным кни­гам под ру­ко­вод­ством свя­то­го Си­мео­на Бо­го­при­им­ца.

Ко­гда Гос­подь Иисус Хри­стос явил Се­бя ми­ру, свя­той Мат­фий уве­ро­вал в Него как в Мес­сию, неот­ступ­но сле­до­вал за Ним и был из­бран в чис­ло 70 уче­ни­ков, ко­то­рых Гос­подь «по­сы­лал по два пред ли­цем Сво­им» (Лк.10,1).

По Воз­не­се­нии Спа­си­те­ля апо­стол Мат­фий был из­бран по жре­бию в чис­ло 12 апо­сто­лов вме­сто от­пад­ше­го Иуды Ис­ка­ри­от­ско­го (Деян.1,15-26).

По­сле Со­ше­ствия Свя­то­го Ду­ха апо­стол Мат­фий про­по­ве­до­вал Еван­ге­лие в Иеру­са­ли­ме и в Иудее вме­сте с про­чи­ми апо­сто­ла­ми (Деян.6:2, 8:14). Из Иеру­са­ли­ма с апо­сто­ла­ми Пет­ром и Ан­дре­ем хо­дил в Ан­тио­хию Си­рий­скую, был в кап­па­до­кий­ском го­ро­де Ти­ане и в Си­но­пе. Здесь апо­сто­ла Мат­фия за­клю­чи­ли в тем­ни­цу, из ко­то­рой он был чу­дес­но осво­бож­ден апо­сто­лом Ан­дре­ем Пер­во­зван­ным. По­сле это­го апо­стол Мат­фий пу­те­ше­ство­вал в Ама­сию, го­род на бе­ре­гу Пон­та. Во вре­мя 3-го пу­те­ше­ствия апо­сто­ла Ан­дрея свя­той Мат­фий был с ним в Едес­се и Се­ва­стии.

По цер­ков­но­му пре­да­нию, он был с про­по­ве­дью в Эфи­о­пии Пон­тий­ской (ны­неш­няя За­пад­ная Гру­зия), Ма­ке­до­нии, мно­го­крат­но под­вер­га­ясь смер­тель­ной опас­но­сти, но Гос­подь со­хра­нял его жи­вым для даль­ней­шей про­по­ве­ди Еван­ге­лия.

Од­на­жды языч­ни­ки за­ста­ви­ли апо­сто­ла вы­пить отрав­лен­ное пи­тье. Апо­стол вы­пил его и не толь­ко сам остал­ся невре­ди­мым, но ис­це­лил и дру­гих уз­ни­ков, ослеп­ших от это­го пи­тья. Ко­гда свя­той Мат­фий вы­шел из тем­ни­цы, языч­ни­ки тщет­но ис­ка­ли его, так как он сде­лал­ся для них неви­ди­мым. В дру­гой раз, ко­гда языч­ни­ки в яро­сти бро­си­лись, чтобы убить апо­сто­ла, зем­ля раз­верз­лась и по­гло­ти­ла их.

Апо­стол Мат­фий вер­нул­ся в Иудею и не пе­ре­ста­вал про­све­щать сво­их со­оте­че­ствен­ни­ков све­том уче­ния Хри­сто­ва. Он тво­рил ве­ли­кие чу­де­са Име­нем Гос­по­да Иису­са и об­ра­тил очень мно­гих к ве­ре во Хри­ста.

Иудей­ский пер­во­свя­щен­ник Анан, нена­ви­дев­ший Хри­ста, дав­ший ра­нее по­ве­ле­ние сбро­сить с вы­со­ты хра­ма апо­сто­ла Иа­ко­ва, бра­та Гос­под­ня, при­ка­зал взять апо­сто­ла Мат­фия и пред­ста­вить на суд си­нед­ри­о­на в Иеру­са­ли­ме. Нече­сти­вый Анан про­из­нес речь, в ко­то­рой ко­щун­ствен­но ху­лил Гос­по­да. В от­вет апо­стол Мат­фий по­ка­зал на про­ро­че­ствах Вет­хо­го За­ве­та, что Иисус Хри­стос – Ис­тин­ный Бог, Мес­сия, обе­щан­ный Бо­гом Из­ра­и­лю, Сын Бо­жий, Еди­но­сущ­ный и Со­веч­ный Бо­гу От­цу. По­сле этих слов апо­стол Мат­фий был осуж­ден си­нед­ри­о­ном на смерть и по­бит кам­ня­ми. Ко­гда свя­той Мат­фий был уже мертв, иудеи, скры­вая пре­ступ­ле­ние, от­сек­ли ему го­ло­ву как про­тив­ни­ку ке­са­ря. (По неко­то­рым ис­точ­ни­кам, апо­сто­ла Мат­фия рас­пя­ли на кре­сте. Неко­то­рые ука­зы­ва­ют, что он скон­чал­ся в Кол­хи­де). Смерть за Хри­ста и ве­нец му­че­ни­ка апо­стол Мат­фий вос­при­нял око­ло 63 го­да.

Тропарь апостолу Матфию

Апо́столе святы́й Матфи́е,/ моли́ Ми́лостиваго Бо́га,/ да прегреше́ний оставле́ние// пода́ст душа́м на́шим.

Перевод: Апостол святой Матфий, умоли милостивого Бога, да согрешений прощение подаст Он душам нашим.

Кондак апостолу Матфию

Светоза́рное, я́ко со́лнце, во весь мир изше́дшее веща́ние твое́/ просвеща́ет язы́ческую Це́рковь благода́тию,// чудоно́сче Матфи́е апо́столе.

Перевод: Светозарная, как солнце, по всему миру прошедшая проповедь твоя Церковь, призванную из язычников, просвещает благодатью, чудотворец Матфий Апостол.

Читаем Евангелие вместе с Церковью

Читаем Евангелие вместе с Церковью. Евангелие от Матфея. Глава 21, ст. 43–46.

43 Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.

45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.

(Мф. 21, 43–46.)

Мульткалендарь

Православные просветительские курсы

СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ: Слово в день памяти благоверных князей Петра и Февронии

В этот воскресный день мы вспоминаем не только Воскресение Христово, но и в Отечестве нашем празднуется замечательный праздник – Всероссийский День семьи, любви и верности, – так он называется. Очень отрадно, что подобные праздники, посвященные семье, этой величайшей ценности, этому величайшему проявлению любви, утверждаются в нашей стране. И еще отрадней то, что они утверждаются на основе воспоминания святых. В этот день празднуют память святых Петра и Февронии, которых по праву считают покровителями семейной жизни.

Скачать
(MP3 файл. Продолжительность 12:27 мин. Размер 11.40 Mb)

Иеромонах Никон (Париманчук)

Подготовка к таинству святого Крещения

В разделе "Подготовка ко Крещению " сайта "Воскресная школа: on-line курсы " протоиерея Андрея Федосова , руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии собрана информация, которая будет полезна тем кто сам собирается принять Крещение, либо хочет окрестить своего ребенка или стать крестным родителем.

Р аздел состоит из пяти огласительных бесед, в которых раскрывается содержание православного вероучения в рамках Символа Веры, объясняется последовательность и смысл обрядов, совершаемых при Крещении и даются ответы на распространенные вопросы связанные с этим Таинством. Каждая беседа сопровождается дополнительными материалами, ссылками на источники, рекомендованную литературу и интернет-ресурсы.

О гласительные беседы курса представлены в виде текстов, аудиофайлов и видео.

Темы курса:

    • Беседа №1 Предварительные понятия
    • Беседа №2 Священная Библейская история
    • Беседа №3 Церковь Христова
    • Беседа №4 Христианская нравственность
    • Беседа №5 Таинство святого Крещения

Приложения:

    • Часто задаваемые вопросы
    • Православные святцы

Чтение житий святых Дмитрия Ростовского на каждый день

Свежие записи

Радио "Вера"


Радио «ВЕРА» – это новая радиостанция, которая рассказывает о вечных истинах Православной веры.

Телеканал Царьград: Православие

«Православная газета» г.Екатеринбург

Православие.Ru - Встреча с Православием

  • Нужно ли христианину знать догматическое богословие?

    Должен ли обычный христианин погружаться в исследование догматов, и если да, то в каких пределах?

  • Воскресший

    Что делать, если больше всего я люблю Бога, и мне нет места в миру?

  • Духовное восстание

    Сегодня первый день Успенского поста, благодатного, спасительного, утешительного, укрепляющего времени для христиан. Это очень радостный и важный день, в который мы празднуем память святых мучеников Маккавеев и чтим Крест Господень.

  • Грозный знак

    Святотатцы не банк ограбили, не разбогатевшего земляка, а подняли кощунственную руку на Ту, Кто является духовным стражем града Углича.

  • Святитель Самсон, епископ Дольский

    Уроженец Уэльса, посвященный в епископа в монастыре Лланиллтуд Ваур, святитель Самсон отправился в Бретань, чтобы нести в эту землю свет Истины. Такое решение он принял, когда, молясь один в церкви, увидел ангела Божия.

В современном Требнике Православной Церкви Таинству креще-ния предшествует несколько обрядов, совершаемых, как правило, отдельно от крещения: молитвы первого дня, наречение имени в восьмой день, молитвы сорокового дня. Все эти обряды не были изначально частью Таинства крещения и не входят в его состав. Они появились, когда нормой стало крещение младенцев.

В первый день после рождения младенца священник читает над его матерью три молитвы. В этих молитвах он просит Бога исцелить мать младенца и восставить ее от одра болезни, сохранить ее «от всякаго диавольскаго мучительства» и очистить от скверны, а мланца — сохранить «от всякия лютости, от всякия бури сопро- тивнаго, от духов лукавых, дневных же и нощных».

В восьмой день, по обычаю, совершается наречение имени младенцу. При этом священник читает следующую молитву:

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебе просим, да знаменается свет липа Твоего на рабе Твоем сем (имя), и да знаменается Крест Единороднаго Сына Твоего в сердие и в помышлениях его... И даждь Господи, не отречену пребыти имени Твоему святому на нем, совокупляемем во время благопотребно Святей Твоей Церкви, и совершаемем страшными Тайнами Христа Твоего...

Господи Боже наш, Тебе молимся и Тебя просим, да воссияет свет лица Твоего на раба Твоего сего (имя), и да знаменуется Крест Единородного Сына Твоего в сердие и в помышлениях его.. И сделай, Господи, чтобы имя Твое святое никогда не отходило от него и чтобы в нужное время он присоединился к Твоей Святой Церкви и причастился страшных Тайн Христа Твоего...

В наши дни имя является не более чем опознавательным знаком, необходимым для того, чтобы отличить одного человека от другого. Каждый человек имеет имя, однако изначальный смысл этого имени, как правило, не связан с личностью человека: нередко люди даже не знают, что означает их имя. Называя ребенка тем или иным именем, родители обычно выбирают из весьма ограниченного круга имен, более или менее употребительных в их культуре, причем обращают больше внимания на благозвучность имени, чем на его значение. Светские специалисты по «антропонимике» реко-мендуют при выборе имени ребенку вообще не учитывать значение имени.

В древности дело обстояло иначе. К имени относились не просто как к опознавательному знаку или кличке, но как к таинственному символу, указывающему на основополагающие характеристики его носителя и находящемуся с ним в прямой связи. Человек в Ветхом Завете воспринимался по принципу каково имя его, таков и он (1 Цар 25, 25). Имя в Библии практически отождествляется с личностью его носителя: слава имени означает славу его носителя, бесчестие имени означает утрату его носителем своего достоинства, гибель имени означает гибель его носителя. Имени придавали почти магический смысл: кто владеет именем, обладает личностью его носителя. Отсюда та важная роль, которую в Библии играет изменение имени. Оно означает утрату человеком самостоятельности, подчинение его тому, кто изменяет имя (см.: 4 Цар 23, 34; 24,17). В то же время изменение имени может означать вступление в более тесную связь с тем, кто меняет имя. Так, например, Моисей назвал Осию, сына Навина, Иисусом, прежде чем послать его в землю Ханаанскую во главе отряда «соглядатаев» (см.: Чис 13,17): с этим именем сын Навин не только поступает в подчинение к Моисею, но и становится его ближайшим помощником, а впоследствии и преемником.

Когда Сам Бог меняет человеку имя, это является знаком того, что человек утрачивает свою самостоятельность и становится рабом Бога, одновременно вступая в новые, более тесные отношения с Богом. Бог изменяет имя Своим избранникам — тем, кому Он оказал доверие, кому поручил какую-либо миссию, с кем заключил завет. После того как Бог заключил с Аврамом завет о рождении от него множества народов, Аврам становится Авраамом (см.: Быт 17, 1-5), а его жена Сара становится Саррой (см.: Быт 17, 15). Иаков получает имя Израиль («богоборец», или, по другому толкованию, «боговидец») после того, как боролся с Богом и Бог благословил его (см.: Быт 32, 27-28).

Если получить от Бога имя означает подчиниться Богу, вступить на спасительный путь, ведущий к небу, то «сделать себе имя» (см.: Быт 11,4), напротив, значит воспротивиться Богу: это выражение указывает на греховное стремление людей выйти из подчинения Богу, достичь неба без помощи Божией.

В свете этого богословия имени становится понятно, почему в православной традиции наречение имени является церковным обрядом, предшествующим крещению. Получение имени от священника — первая ступень пути послушания Богу и Церкви, на который вступает христианин. На практике имя дается родителями, и священник лишь повторяет его на восьмой день по рождении младенца. Однако священник может с согласия родителей и изменить данное родителями имя, особенно если оно нехристианское.

В Русской Православной Церкви существует обычай нарекать имена крещаемым в честь святых. Обычай этот существовал на Руси со времени принятия Русью христианства, и заимствован он был из Византии. Русские князья, потомки викингов, при кре-щении получали имена греческих святых: Ольга была наречена Еленой, Владимир — Василием, Борис и Глеб — Романом и Дави-дом. В результате этого значительное число традиционных имен славянского происхождения вышло из употребления и русские стали называть своих детей преимущественно греческими именами. Лишь некоторые славянские имена, принадлежавшие русским святым (которые сами были крещены с другими именами), вошли в реестр имен, нарекаемых в Русской Церкви перед крещением.

В Греческой Церкви обычаю нарекать имя в честь святого не всегда следовали строго, и в современной Греции есть христиане, носящие такие имена, как Панайотис, Христос. В Сербской Церкви распространены различные имена славянского происхождения, не связанные со святыми (Радослав, Радомир, Милка): небесным покровителем человека считается не святой, чье имя он носит, а тот святой, которого избирает своим покровителем семья человека. Таким образом, один святой считается небесным покровителем целой семьи; день его памяти называется днем «славы» и празднуется в семье с особой торжественностью.

В сороковой день по рождении младенца заканчивается период очищения матери после родов. Представление о послеродовой нечистоте перешло в христианскую Церковь из Ветхого Завета (см.: Лев 12,1-5; Лк 2, 22). В Библии понятие рождения неразрывно связано с понятием греха: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс 50,7). Речь здесь идет вовсе не о греховности акта зачатия и рождения, как думают некоторые. Никакого антисексуального подтекста в Библии нет: напротив, в Ветхом Завете зачатие и рождение имели сакральный смысл, и наивысшим проявлением благословения Божия было дарование «семени», то есть потомства. В словах псалма о зачатии в беззаконии и грехе речь идет о наследственной передаче греховности, то есть о передаче греха Адама из поколения в поколение (см.: Рим 5,12,19). Через своих родителей каждый человек наследует не только все доброе, что было накоплено предшествующими поколениями, но и наклонность к греху и ответственность за грех. Именно поэтому, помимо рождения «от плоти», необходимо рождение от воды и Духа (Ин з, 5-6), каковым является Таинство крещения.

Что делать, если имени, с которым тебя крестили, никто не помнит? Можно или нет креститься с нехристианским именем, например, назвать своего ребенка Руслан, Марат, Леда?.. Можно ли назвать ребенка двухсоставным именем, как модно в Европе, например Анна-Мария? Если не складывается жизнь, не виновато ли здесь имя?..
Давайте, в рамках нашей большой темы, сегодня поговорим обо всем, что связано с традицией имянаречения.

Имя человека, «отличая его от всех других людей, идентифицирует его личность и утверждает его неповторимость. Воплотившийся Сын Божий имеет человеческое имя, потому что Он есть совершенная личность, а не... абстрактный и безличный носитель абстрактной человеческой природы», — пишет отец Александр Шмеман.
В Библии имя совсем не было неким условным обозначением; имя определяло место, которое должен занимать в мире его носитель .
Бог завершает творение, нарекая имена его элементам: дню, ночи, небу, земле, морю (Быт. 1, 2-10) , называя каждое светило его именем (Ис. 40, 26) , и этим определяет местоположение во вселенной этих элементов мироздания.
Или же, Бог предоставляет Адаму наречь имена всем животным (Быт. 2, 20) — и определить их место и роль в мире Адама .
Так же и с человеком: имя, данное при рождении, обозначало его судьбу или род занятий. Например, Иаков — занимающий место другого (Быт. 27, 36) ; Навал — безумец (1 Цар. 25, 25) и прочее.
Иногда имя указывало на особенность рождения (Моисей — вынутый из воды ), иногда — на предназначение человека (Исаия — Да спасет Бог ). Имя считалось как бы самой личностью человека, и воздействовать на имя значило воздействовать на него самого.
«Человеческая природа не существует вне личностей, каждая из которых представляет собой поистине единственный и вполне личностный тип воплощения и реализации этой природы. Поэтому обряд наречения имени есть признание Церковью единственности этого конкретного ребенка, наличия у него божественного дара “личности”».
Получить имя, и имя освященное , которое носил до тебя подвижник Церкви, значит вступить в таинственную связь и со Христом — Абсолютной Личностью, и с личностью прежде жившего ревнителя Христовой веры.
Именно поэтому люди духовно зоркие постоянно чувствуют связь со своим святым соименником как со своим святым небесным покровителем и празднуют день его церковного почитания.

Как, каким основаниям следуя, дается христианское имя младенцу и вообще всякому новокрещенному? Как оно нарекалось в Древней Церкви?
Можно достаточно уверенно утверждать, что примерно до III века все воспринимающие Крещение оставляли те имена, которые им давали родители-язычники.
Это несложно проверить, взяв в руки любой богослужебный календарь с месяцесловом. Там дается перевод каждому помещенному имени, например:
Анастасия — Воскресение (греч .)
Виктор — Победитель (лат. )
Константин — Постоянный (греч .)
Мы и сегодня встречаем имена, произошедшие от названий птиц, растений, цветов: Рубин (красный — лат .), названий городов: Роман (римлянин — лат .), названий месяцев и античных богов и проч. Все это языческие имена.
Однако известно, что уже в III веке некоторые получали при Крещении новые имена, имена христианские, вернее, те, что до них носили подвижники веры. Нередко у христианина оказывалось два имени: языческое (данное при рождении) и христианское (данное при Крещении).
Так, в 311 году мученик Вальсам на вопрос мучителя: «Каково твое имя?» ответил: «По рождению моему Вальсамом называюсь, духовное имя, полученное в Крещении: Петр».
Однако с IV века, когда христианство уже можно было принимать открыто, установился обычай нарекать детям христианские имена. Свт. Иоанн Златоуст писал:
«[Христиане] должны всячески стараться давать детям такие имена, которые бы не только возбуждали к добродетели самих получающих эти имена, но и для всех других и для последующих родов служили наставлением во всяком любомудрии».
Традиция давать крещаемым христианские имена закрепляется прочно и основательно с IV-V веков.
И взрослые, и дети стали изменять при Крещении свои имена на новые, христианские. Причем особенную популярность получают имена апостолов Христовых, и прежде всего — Петр, Павел, Иоанн.

А теперь — несколько правил, принятых сегодня в Русской Православной Церкви.

А) При Крещении в Русской Церкви установился обычай не давать имена неправославные, хотя мирское неправославное имя оставлять не возбраняется. В Греции, Сербии и многих других Поместных Церквах разрешается и при Крещении давать имена не православные, а народные или вновь придуманные.

Б) Согласно православному благочестивому обычаю, не следует давать крещаемым Имена Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери. Назвать Иисусом мальчика можно в честь св. Иисуса Навина, девочку назвать Марией можно в честь св. жен, прославленных с таким именем.
Для удобства наречения имени до 1917 года Св. Синодом выпускались особые Месяцесловы. Следует напомнить, что в последние годы 20-го века и в начале 21-го было канонизировано множество русских святых (на одном только Архиерейском Соборе в августе 2000 года было прославлено более тысячи святых), в память которых также можно давать имена новокрещаемым.
Имена и дни памяти святых помещаются в Православном Церковном календаре, который выходит ежегодно в Издательстве Московской Патриархии. Также имена святых можно найти в Интернете.

В) Некоторые святые имеют по два имени, как, например: Владимир Креститель Руси называется еще Василием (15 июля ст. ст.); Равноапостольная княгиня Ольга — Еленою (11 июля ст. ст.) и т.д. Можно давать в честь этих святых любое из двух их имен .

Г) Приоритетом нарекать новорожденному имя обладают его родители. Священник не должен злоупотреблять своей властью и принуждать родителей к принятию того имени, которое ему кажется подходящим. Вспомним, что имена Спасителю и св. Иоанну Крестителю были наречены их родителями (см.: Мф. 1, 20-21; Лк. 1, 30-31, 59-63). У св. Симеона Солунского читаем: «Иерей... дает ему (младенцу) имя, какого пожелали бы родители; с которым он и крещается» (Св. Симеон Солунский , архиепископ Фессалоникский. Разговор о святых священнодействиях и таинствах церковных. § 28).
Однако если священник считает нужным, он может напомнить родителям, что есть древний благочестивый обычай давать младенцу имя того святого, память которого пришлась на день наречения имени (8-й день по рождении).

Д) Еще раз акцентируем внимание: не только миряне, но и сами священники часто не знают, что если кто-то хочет наречь имя «по святцам», то младенцу нарекается имя не того святого, в день памяти которого он родился, а того святого, память которого пришлась на 8-й день от рождения младенца. В этот день положено нарекать имя новорожденному младенцу.

Удостовериться, что именно такова традиция Церкви, можно в любом дореволюционном пособии по Церковному Уставу.

Е) Хотя существует правило, согласно которому женщины получают имена святых-женщин, а мужчины — святых-мужчин, всегда были отклонения от этой практики. Так, например, при монашеском постриге возможно именовать женщин именами святых-мужчин, с изменением окончания слова: например, мать Михаила, мать Серафима.
Кроме того, стало общепринятой практикой нарекать девочек мужскими именами, такими, как Зина, Римма, Пина, Инна, Мина и др. Правда, проф. С. В. Булгаков считает, что девочек следует «переименовать», заменив им имена на женские, однако нам не видится ничего плохого в том, чтобы оставлять и даже продолжать давать эти имена женщинам-христианкам.

Ж) В Западной Церкви младенцу нередко нарекают сразу несколько имен. В Православии это не принято. Наречение имени — не просто красивый обряд, но таинственное действие вручения младенца (или взрослого человека, имеющего нехристианское имя) под духовное руководство какого-либо святого. Стремление заручиться поддержкой как можно большего количества святых через присвоение крещаемому имен нескольких святых не соответствует Православному Преданию .

З) Что делать, если человек не знает, с каким именем его крестили (например, его крестили в детстве и все свидетели этого умерли, а мирское имя у него неправославное)? Ответ очень прост. Нужно прийти в храм и сказать об этом священнику. Священник прочитает специальную молитву из Чина наречения имени и даст человеку имя, какое тот выберет. Таким образом, человек получит новое христианское имя.

И) Согласно Православному Преданию, люди, угодившие Богу, после смерти переселяются в райские обители и находятся в общении с Господом. Мы не знаем обо всех Богу угодивших людях, потому что подвиг многих скрыт от посторонних глаз, но все же подвиг некоторых людей оказывается известен и другим. Таких людей мы прославляем в лике святых, то есть канонизируем. Таким людям мы молимся, им подражаем, не сомневаемся, что между теми, кто святых почитает, и самими святыми, пребывающими во блаженном успении , устанавливается незримая мистическая связь. Когда мы выбираем для своего новорожденного ребенка имя, мы должны помнить, что это имя носил какой-то подвижник веры и теперь этот святой будет небесным покровителем вашего ребенка.

Любое христианское имя освящено прежде носившим его святым человеком; можно сказать, что любое христианское имя - святое имя. И никогда не может такого быть, что имя виновато в том, что у человека не складывается жизнь. В своих проблемах человек может быть виноват сам, может быть жертвой каких-то непредвиденных обстоятельств, но важно помнить: как-то негативно влиять на нашу жизнь наше святое имя не может. Напротив, если человек ведет церковную жизнь, старается жить по-христиански и доверяет Богу, то Господь и небесный покровитель этого человека помогут ему преодолеть все испытания и приведут его к спасению.

Еще несколько полезных советов на эту тему и список редких, но замечательных имен, которые можно дать своим малышам, можно найти здесь.