Суд над сорными растениями. Тема занятия «Сорные растения и их внешний вид» Борьба с сорными растениями презентация

«Географическая характеристика Африки» - Исследователи. Физико-географическое положение. Письма. Река Нил. Африка. Исследования финикийцев. Мунго Парк. Пустыня Сахара. История исследования. Континент преобладания равнин. Снимки из космоса. Древнейший материк мира. Карфаген. Васко Да Гама. Положение материка. Бартоломеу Диаш. Крайние береговые точки.

«Некрасов Н.А.» - Бурлаки на Волге. С картины И. Крамского. Что за дело? Поля опустели, Только не сжата полоска одна… Сжалился. По стенам гуляющие мухи. С картины В. Перова. Служил ты хозяину много, В последний разок послужи!... Привал арестантов. «Школьник». Похороны крестьянина. «Несжатая полоса». А.Н. Некрасов, Автобиографические наброски.

«История Дня святого Валентина» - Наибольшей популярности "валентинки" достигли к восемнадцатому веку. Валентинки. Венера давала Психеи невыполнимые задания. Валентин стал не только молиться о здоровье своих пациентов. В этот день все поздравляют друг друга. Прекрасный праздник. Скоро День Святого Валентина. Что такое День Святого Валентина.

«Индийская культура» - Основные религии Древней Индии. Росписи в пещерах Аджанты. Индуизм охватывает широкое многообразие верований и обрядов. Пещерный храм Эллора. Индуизм. Основные практики и верования. Буддизм. Состоит из индуистских и буддистских павильонов. Кастовое строение общества. Назовите сходства и отличия: Пещерный монастырь Аджанта.

«Сложение и вычитание величин» - Пете и Вове нужно развесить скворечники. Сложение и вычитание величин. Сумма. Какую гирю поставил Петя. У Вовы и Пети есть гири. Слагаемое. Математика. На какие группы можно разбить эти равенства. На каждом дереве должен быть один скворечник. Помоги Кате решить задачу. Сложение и вычитание.

«Композиции из геометрических фигур» - Квадрат. Воздушный шарик из овала. Снеговик. Домик из квадрата и треугольника. Треугольник. Колпак из треугольника. Овал. Стол из овала и прямоугольников. Трапеция. Машина из прямоугольников. Смешная рожица. Окно из квадрата. Ёлочка из треугольников. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник, овал.

Всего в теме 23688 презентаций

Слайд 3

Однолетние

ОДНОЛЕТНИКИ, растения, проходящие свой жизненный цикл в течение одного вегетационного периода (обычно за 2-5 месяцев): лен, просо, гречиха, яровая пшеница и др. Особенно быстро развивающиеся однолетники называются эфемерами.

Меры борьбы: во время появления всходов их легко удалить обратной стороной граблей, слегка сдвигая почву, либо хорошо отточенной мотыгой, лезвие которой во время рыхления должно находиться у самой поверхности почвы. Работу эту лучше выполнять в сухой солнечный день: корни растений на солнце теряют свою силу и засыхают.

Слайд 4

Яровые

мокрица

Размножаются только семенами, всходят весной или летом и заканчивают свое развитие в течение одного вегетационного периода.

Слайд 5

МАРЬ, род трав, полукустарников, редко кустарников и деревьев, семейства маревых. Св. 200 видов, в умеренном поясе Северного полушария. Среди этих видов сорные, пищевые (напр., квиноа), декоративные. Некоторые виды мари ошибочно называют лебедой.

Слайд 6

Озимые

КОСТЕР, род однолетних трав семейства злаков. Около 25 видов, во внетропических поясах Евразии и Африки.

  • Некоторые выращивают как кормовые растения (до 50 ц сена с 1 га);
  • костер ржаной - сорняк.
  • Слайд 7

    Зимующие

    Эти сорняки могут прорастать как рано весной, так и поздно осенью.

    В последнем случае образуют сильно развитую прикорневую розетку листьев, а в следующем году после обсеменения растение заканчивает свою вегетацию.

    ПАСТУШЬЯ СУМКА, род трав семейства крестоцветных. 5-7 видов, в умеренных и субтропических поясах. Пастушья сумка обыкновенная - лекарственное растение (настой и жидкий экстракт из трав - маточное средство), сорняк; молодые листья пригодны в пищу, из семян изготовляют суррогат горчицы.

    Слайд 8

    РОМАШКА (настоящая ромашка), род однолетних трав семейства сложноцветных. Около 50 видов, в Евразии и Африке. Ромашка аптечная - лекарственное растение (потогонное, антисептическое и вяжущее средство). Ромашкой называют также виды пиретрума, пупавки, нивяника и другие растения, внешне сходные с ромашкой ромашка непахучая – сорняк.

    Слайд 9

    Двулетние

    ДВУЛЕТНИКИ, растения, живущие два года. В 1-й год развиваются лишь вегетативные органы, во 2-й, кроме того, - еще цветки и плоды, после чего растения погибают. Двулетники - капуста, репа, морковь, многие декоративные и другие растения.

    Слайд 10

    БЕЛЕНА, род одно- и двулетних трав семейства пасленовых. Около 20 видов, в Евразии, Африке и на Канарских островах. Белена черная ядовита; сорняк.Экстракт из листьев используют в медицине (противоспазматическое, болеутоляющее).

    Слайд 11

    ПАСЛЕН (Solanum), род трав, кустарников и полукустарников (редко деревьев) семейства пасленовых. Около 1700 видов, распространены широко, большинство - в Южной Америке. К роду паслен относятся картофель и баклажан. Некоторые паслены ядовиты. Есть лекарственные - паслен сладко-горький (Solanum dulcamara). Паслен черный - дикорастущий представитель семейства пасленовые. Часто встречается на огородах и по сорным местам. Цветет в июне, сентябре.

    Слайд 12

    Многолетние

    МНОГОЛЕТНИКИ, растения, живущие более 2 лет, иногда до 100, 500, 1000 и более лет. Достигнув определенного возраста, многолетники могут цвести и плодоносить каждый год. Многолетники - все древесные растения, большинство трав. после обсеменения отмирает только наземная часть, а в почве остаются жизнеспособные органы, которые образуют новые побеги.

    Слайд 13

    Корневищные

    Сорняки размножаются преимущественно видоизмененными стеблями – подземными побегами, на которых есть узлы и междоузия. Обладая высокой экологической пластичностью и жизнеспособностью, они создают трудности при их уничтожении.

    Борьба: используют метод истощения, который основан на глубокой подрезке корневищ. Уничтожение молодых розеток в самой ранней фазе их развития также дает хорошие результаты.

    Слайд 14

    ПЫРЕЙ, род многолетних трав семейства злаков. Около 30 видов, во внетропических областях обоих полушарий. Многие пыреи - кормовые растения; пырей ползучий - ценное кормовое растение, в посевах - злостный сорняк. Несколько видов скрещено с пшеницей (пшенично-пырейные гибриды).

    Слайд 15

    ХВОЩ, род многолетних травянистых растений с разветвленным корневищем. Листья мелкие, чешуевидные; функцию фотосинтеза осуществляют стебли и веточки. Размножаются главным образом корневищами, а также спорами.

    Около 30 видов, по всему земному шару (кроме Австралии); в России около 10 видов, в водоемах, лесах, на лугах, полях. Некоторые - пастбищные растения. Хвощ полевой - злостный сорняк.

    Слайд 16

    Корнеотпрысковые

    В течение всего вегетационного периода образуют отпрыски из почек, заложенных на корнях. В короткий срок из одного растения образуется большое количество новых.

    Борьба: трудность в том, что чем реже корни, тем больше они дают ростков. Поэтому засоренный участок лучше обрабатывать вилами, а не лопатой, с последующим тщательным прочесыванием граблями. В случае сильного засорения поле оставляют под паром или высевают многолетние сидератные растения (люпин), которые за несколько лет вытесняют все сорняки.

    Слайд 17

    ОСОТ, род многолетних трав и полукустарников семейства сложноцветных. Около 70 видов, в Евразии, Африке. Некоторые осоты - трудноискоренимые корнеотпрысковые сорняки; используются на корм скоту. Осотами называют также некоторые виды рода бодяк.

    Слайд 18

    БОДЯК (Cirsium), род дву- или многолетних трав с колючими листьями семейства сложноцветных. Св. 200 видов, в Северном полушарии. Многие виды - медоносы, бодяк полевой - злостный сорняк. Некоторые виды называют осотом.

    Слайд 19

    ВЬЮНОК полевой,(березка), род трав и кустарников семейства вьюнковых. Около 250 видов, главным образом в умеренных областях. Вьюнок полевой (березка) - злостный сорняк посевов. Вьюнками называют также виды повоя с вьющимися стеблями и гречишку вьюнковую - сорное растение семейства гречишных.

    Слайд 20

    Стержнекорневые

    Стержнекорневые характеризуются наличием главного стержневого корня, проникающего в глубь почвы до 1,5 -2 м. боковые ответвления, отходят от главного корня, могут дать начало новым растениям.

    Борьба: основной метод подрезка корневой системы на глубину 10-15см. Чем раньше, тем эффективнее.

    Слайд 21

    ОДУВАНЧИК, род многолетних травянистых растений семейства сложноцветных. Свыше 1000 видов, в холодных и умеренных поясах, преимущественно в горных районах Евразии. Широко распространен одуванчик лекарственный (растет вдоль дорог, у жилья, засоряет газоны, сады, огороды и т. п.). Отвар из его корней возбуждает аппетит, желчегонное и слабительное средство; молодые листья используют для салатов, супов, приправ, а поджаренные корни как заменитель кофе. Некоторые виды (кок-сагыз и др.) содержат каучук.

    Слайд 22

    Растения с мочковатой корневой системой

    Развивают мощную корневую систему, состоящую из большого количества боковых корешков и укороченного главного корня. размножаются преимущественно семенами.

    Борьба: подкашивание растений во время массового цветения на участке и вокруг него значительно уменьши образование семян.

    Слайд 23

    ПОДОРОЖНИК, род одно- и многолетних трав, реже полукустарников семейства подорожниковых. Около 250 видов, в умеренных и субтропических поясах (редко в тропиках). Встречаются вдоль дорог, на сорных местах, пустырях, в степях, на лугах, песках. Настой и сок из листьев некоторых подорожников применяются в медицине (отхаркивающее, улучшающее пищеварение средство). Молодые листья идут на супы, салаты.

    Слайд 24

    ЛЮТИК, род трав семейства лютиковых. Свыше 600 видов, распространены широко, но в умеренном поясе Северного полушария; обычны преимущественно на сырых лугах и в лесах. Ядовиты. Некоторые декоративны. Лютик саянский - охраняется, лютик едкий – сорняк.

    Слайд 25

    Ползучие сорняки

    Ползучие сорняки размножаются с помощью побегов(усов, плетей), стелющихся по поверхности почвы и укореняющихся в узлах.

    Борьбаосенью, после уборки овощей, проводят рыхление почвы на небольшую глубину. А через 1-2 недели участок с взошедшими сорняками перекапывают на штык лопаты (18-24 см).

    Слайд 26

    ЛАПЧАТКА, род трав, кустарничков и полукустарников семейства розоцветных. Св. 300 видов, главным образом в Сев. Америке и Евразии лапчатка гусиная, или гусиная лапка, пригодна в пищу, сорняк. Лекарственные (калган и др.) и декоративные растения; медоносы.

    Посмотреть все слайды

    Тема урока:

    «Сорные растения и меры борьбы с ними»

    Дидактическая цель: создать условия для осознания и осмысления учебной информации

    Цели:

      сформировать понятие сорные растения и растения засорители сельскохозяйст-венных посевов;

      ознакомить с классификацией сорных растений по способу питания, размножения и продолжительности жизни;

      сформировать представление о способах учета сорных растений в посевах культурных,

      сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

      продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетентности, выстраивать свою индивидуальную образовательную траекторию.

    Планируемые результаты: обучающиеся в ходе урока должны:

      давать определение сорные растения и растения засорители;

      уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

      делать выводы о том, почему трудно бороться с сорными растениями;

      иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и их классификации;

      описывать способ учета сорных растений;

      иметь представление о методах защиты культурных растений;

      пользоваться различными источниками информации;

      работать в парах.

    Основные термины и понятия: сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

    Межпредметные связи : биология – фазы развития растения, химия – правила безопасной работы с ядохимикатами.

    Материально-техническое оснащение :

      Презентация «Сорные растения»

      Электронная презентация по теме

      Мультимедийный проектор, компьютер

      Карточки-задания.

    Х ОД У Р О К А

      Организационный момент.

    1.1. Проверка присутствующих.

      Проверка готовности к уроку.

    УЭ

    Учебный материал с указанием задания

    Руководство по усвоению материала

    УЭ – 0

    Цель: вы должны сформировать знания о сорных растениях, способах их распространения, о разнообразном вреде, причиняемом сорными растениями культурным; о способах учета сорных растений и пороге их вредоносности в зависимости от классификации, о методах защиты культурных растений.

    Внимательно прочитайте цель урока.

    УЭ – 1

    Повторение изученного.

    Цель: проверить усвоение основных понятий по обработке почвы, связать приемы обработки почвы с защитой культурных растений от сорняков.

    Задание №1,2,3 - выполняется отдельными обучающимися на интерактивной доске.

    Г

    Коллективная работа группы по проверке правильности выполнения заданий.

    Задание 1,2,3-оцениваются отдельно преподавателем.

    Работа самостоятельно в тетради для контрольных работ – выполните тест.

    Проверка результатов работы.

    За каждый правильный ответ - 1 балл

    Устный ответ по тетради один обучающийся, остальные проверяют и выставляют баллы в оценочный лист.

    УЭ – 2

    Вред причиняемый сорняками

    Цель: сформировать понятие сорные растениях и растения

    засорители сельскохозяйственных посевов;

      доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред, выражающийся снижением урожайности и качества урожая;

    Задание: прочитайте текст учебного материала на стр. 1-2 и ответьте на вопросы.

      Почему одни и те же виды растений называют лечебными, пищевыми, сорными? (Приведите примеры)

      Какой прямой вред, причиняют сорные растения культурным?

      Объясните косвенный вред, причиняемый сорными растениями культурным.

    Работа самостоятельно с учебным материалом

    Проверка выполнения работы

    За каждый правильный ответ на вопрос - 1 балл выставить в оценочный лист.

    Биологические особенности сорных растений.

    Цель: раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

    Задание: пользуясь текстом учебника на стр. 67-68, ответьте на вопрос.

    1. Почему очень трудно бороться с сорными растениями?

    Критерии оценки: 3 балла за правильный ответ

    2- балла за 1 ошибку.

    1- балл за 2 ошибки.

    0- баллов за три и более.

    Работа самостоятельно в тетради

    Работа с группой, проверка выполнения задания.

    За правильный ответ на вопрос - 3 балла.

    УЭ-4

    Классификация сорных растений

    Цель: иметь представление о классификации сорных растений по способу питания, размножения, и продолжительности жизни;

    Задание: Заполните схему №1(на отдельном листочке)

    Критерии оценки: 3 балла за правильное составление схемы.

    2- балла за 1 ошибку.

    1- балл за 2 ошибки.

    0- баллов за три и более.

    Заполнить схему, используя учебный материал, сравните с эталонным ответом на доске.

    За правильное

    составление схемы - 3 балла выставить в оценочный лист.

    УЭ-5

    Экономический порог вредоносности и способ подсчета сорных растений

    Цель: иметь представление об экономических порогах вредоносности сорных растений и способе их подсчета;

    Задание: пользуясь таблицей вредоносности сорных растений на интерактивной доске и в учебнике стр 76 дайте ответ на следующий вопрос:

    1. От чего зависит порог вредоносности сорных растений?

    2. Решите задачу:

    Подсчет всех сорных растений проводился в посеве яровой пшеницы площадью 10 га, при этом получены следующие значения

    1. подсчет- 3 растения;

    2.подсчет -5 растений;

    3. подсчет -2 растения;

    4. подсчет- 1 растение;

    определите порог вредоносности сорных растений в посевах и дайте рекомендации по целесообразности проведения истребительных мероприятий (обработка гербицидами).

    Ответы написать в тетрадь.

    За правильный ответ на вопрос - 1 балл.

    При решении задачи пользуйтесь материалом учебника и таблицей на стр. 76. За правильное решение задачи 1 балл.

    Баллы выставить в оценочный лист.

    УЭ-6

    Классификация способов борьбы с сорняками

    Цель: иметь представление о способах борьбы с сорной растительностью в посевах культурных растений.

    Задание 1 согласно таблицы изучите способы борьбы с сорной растительностью по учебному материалу №

    таблица-Классификация способов борьбы с сорняками

    Виды

    1. Предупредительные

      очистка посевного материала;

      очистка тары;

      правильное хранение навоза;

      своевременная и правильная уборка урожая;

      подготовка кормов.

    2. Истребительные

      механические;

      химические;

      биологические.

    3.Специальные

      организационные;

      экологические;

      фитоценотические;

      комплексные.

    Задание № 2 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

    1.

    2.

    3.

    4.

    вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Ответ (да или нет)

    Самостоятельная работа с учебным материалом.

    После изучения материала выполнить задание №2.

    Работу выполнить в таблице.

    Работа с группой, проверка выполнения задания с места.

    Критерии оценки: 5 баллов-10-9 правильных ответов; 4 балла-8 правильных ответов; 3 балла-7 правильных ответов; 2 балла-6 ответов.

    УЭ –7

    Подведение итогов урока.

    Оценочный лист

    Критерии оценки: 20 баллов -5 оценка

    14 баллов -4 оценка

    8 баллов -3 оценка

    3 балла -2 оценка

    2. Домашнее задание стр. 140 – 146

    Заполнить на отдельном листке, сдать преподавателю.

    Задание №1 Установите соответствие

    Переместите приемы обработки почвы в соответствии с их характеристикой, (проверка правильности ответа проводится на слайде удаление невидимых прямоугольников).

    Задание №2 Установите соответствие приемов обработки почвы

    1.Приемы обработки почвы уничтожающие сорные растения

    2.Приемы обработки почвы не воздействующие на сорные растения.

    1.Чизелевание. Вспашка. Фрезерование. Безотвальная вспашка.

    2. Прикатывание. Выравнивание. Культивация. Боронование. Шлейфование. Лущение. Дискование.

    Задание на карточках по теме «Приемы обработки почвы»

    Задание №3 (индивидуальное)

    Установите соответствие приемов обработки почвы.

    Прием обработки почвы особенно необходим перед посевом, чтобы создать выровненное «плотное ложе» для семян культуры.

    Во время вегетации на пропашных культурах прием используют для борьбы с сорняками.

    Г

    ОТВЕТ на задание:

    Задание № 4 Дайте утвердительный или отрицательный ответ на следующие утверждения:

    1. Истощение –это многократное подрезание сорняков рабочими органами культиваторов.

    2. Удушение –это вытаскивание на поверхность корней сорняков рабочими органами культиваторов.

    3. Довсходовое боронование - это боронование по всходам.

    4. Очистка семенного материала, относится к физическим мерам борьбы с сорными растениями.

    5.Химические меры борьбы не безопасны для окружающей среды.

    6. Удобрения увеличивают конкурентоспособность культурных растений.

    7. Гербициды бывают только сплошного действия.

    8.Выжигание поля после уборки урожая- относится к экологическим мерам борьбы с сорной растительностью.

    9.Картирование- это создание карт с нанесенными на них сведениями о количестве сорных растений и их плотности.

    10. Приемы обработки почвы выравнивание, шлейфование дают хороший эффект в борьбе с сорняками.

    Ответ на задание:

    вопроса

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    Ответ (да или нет)

    да

    нет

    нет

    нет

    да

    да

    нет

    нет

    да

    нет

    Приложение № 5

    Фамилия, имя обучающегося______________________________________

    Оценочный лист заполняется систематически после проверки выполнения заданий, в конце урока все баллы по всем элементам складываются и выводится итоговый балл.

    Критерии оценки по итоговому баллу: ОЦЕНКА 5 - 20 баллов

    4 - 14 баллов

    3 - 8 баллов

    2- 3 балла

    Оценочный лист

    Зацветает мышинный горошек, И в метёлку выходит пырей, Нет, не даром о травах хороших Слышал я разговор косарей.

    А Комаров

    Особую и весьма своеобразную группу представляют собой сорные растения в ши­роком смысле слова. Этим термином, как из­вестно, обозначают растения, являющиеся обычным спутником человека. Где нет чело­веческих жилищ и человек является редким посетителем среди степей, лесов и т.п., там нет и этих растений. Но, как только человек поселяется в новой местности и обзаводится хозяйством, вслед за ним поселяются сорные растения, занимая место росших здесь ранее. Наоборот, стоит человеку оставить насижен­ное место, и его спутники - растения совер­шенно вытесняются другой растительностью. Сорняки можно встретить и на поле, и на пустырях, и в огороде, и у дороги. Принято считать, что сорные растения приносят толь­ко вред, но как оказалось, многие из них яв­ляются лекарственными, кормовыми, пище­выми, почвозащитными и т.д.

    Если вам приходилось полоть грядки с ово­щами, то вы, наверное, встречали маленькую травку с мелкими овальными листочками, всегда мокрую на ощупь, даже в сухую пого­ду. У этой травки название неприятное - «мок

    ­ рица» , однако, латинское название доволь­но поэтичное ( Stellaria media ), то есть звезд­чатка средняя относится к семейству гвоздич­ных.

    Действительно, её тонкие белые лепес­тки, разделённые надвое, имеют вид изящной звёздочки. По этим цветкам можно предска­зать погоду, если до 9 часов утра венчик не раскроется, то днём будет дождь. Этим баро­метром можно пользоваться всё лето, так как мокрица цветёт с апреля до поздней осени.

    Это своеобразное по своей биологии рас­тение является хорошей пищей для цыплят и комнатных птиц, от чего его иногда называют «птичьим салатом». Мокрица способствует увеличению молока у коров. Данное растение может употреблять в пищу и человек в сы­ром виде, как салат, варить из него щи и де­лать пюре.

    Спорыш птичий (Polygonum aviculare )

    или, как называют его в народе, «травка-му-равка», имеет тонкие, но крепкие стебли, ко­торые бывают распростёрты по дороге. Из па­зух листьев торчат три розоватых мелких цвет­ка. Семена этого растения вместе с грязью налипают на обувь прохожих, на колёса авто­транспорта и переносятся таким образом по дорогам на большие расстояния. Но, это не­заметная, удивительно выносливая трава, оказывается также может быть полезной. Мо­лодая зелень её нежна и питательна. В лис­тьях есть белки, сахар и витамин С. Из неё можно приготовить суп и пюре, а из корней добывают синюю краску.

    Известно очень интересное сорное расте ние, которое старые люди рекомендуют класть в постель от блох и клопов - это полынь или артемизия ( Artemisia ), названная так в честь греческой богини охоты Артемиды. Полынь относится к семейству сложноцветных. Её легко узнать по беловатым шелковисто-вой­лочным, перисторассечённым листьям, изда­ющим резкий запах. Цветёт она в июле, авгу­сте, мелкими, жёлтыми корзинками, собран­ными в крупные облистные кисти. Полынь ра­стёт на сухих почвах и переносит сильную за­суху. Это связано с тем, что обильное выде­ление эфирного масла так же как и войлок волосков на листьях, предохраняет полынь от испарения воды. Человек использует полынь как лекарственное растение при сыпи, золо­тухе и для улучшения пищеварения.

    Дикорастущий пырей (Elytrigia repens )

    также полезен. В его корневище содержится до сорока процентов сахара, 11% белка, 0,03% жира. Из размолотых корневищ пырея получается мука, по питательности не уступа­ющая муке из зёрен пшеницы. В Германии из корневищ пырея приготавливают особый вид пива. Содержащийся в корневищах углевод-тритици идёт на приготовление пилюль. В на­родной медицине пырей употребляют как кро­воочистительное средство. Сено из пырея -хороший корм для скота. Старые конюхи под­кармливают лошадей корневищами пырея, чтобы они были выносливы и шерсть их была гладкой и блестящей.

    Злостный сорняк, бич посевов - пырей, стал родоначальником замечательных высокоуро­жайных сортов многолетней пшеницы.

    Все перечисленные выше растения про­израстают у нас в Амурской области и яв­ляются одними из самых распространённых. Проходя мимо невзрачных на первый взгляд растений, мы порой даже не подозреваем о их лечебных. медоносных и других полезных свойствах.

    Урок Сорные растения 7 класс

    Пояснительная записка.

    Изучение сорных растений могут обеспечить выполнение многих образовательно - развивающих и воспитательных задач: выявление многообразных черт приспособленности к произрастанию в различных растительных сообществах, расширить и углубить знания об особенностях строения и жизнедеятельности растительных организмов. Ученики сельской школы должны быть вооружены знаниям о рациональной борьбе с сорной растительностью.

    * сформировать понятия о сорных растениях как обязательной части растительности и роли сорняков в растительном покрове и в с/х производстве;

    *доказать, что сорные растения наносят культурным растениям ощутимый вред;

    *раскрыть биологические особенности сорных растений, позволяющие им успешно конкурировать с культурными растениями;

    * ознакомить с классификацией сорных растений по месту произрастания;

    *сформировать представление о мерах защиты культурных растений от сорняков;

    *доказать, что сорные растения могут быть полезны для человека;

    *продолжить формирование коммуникативных способностей, информационной компетенции.

    Планируемые результаты :

    А) предметные :

    обучающиеся в ходе урока должны:

    *давать определение сорные растения;

    *уметь обосновывать разнообразный вред, причиняемый сорными растениями культурным;

    *делать выводы, почему трудно бороться с сорными растениями;

    *иметь представление о классификации сорных растений по месту произрастания, по биогруппам;

    *иметь представление о методах защиты культурных растений;

    Б) метапредметные :

    *развивать умение проводить наблюдения;

    *развивать память, кругозор, внимание, логическое мышление и умение работать с иллюстрациями;

    *пользоваться различными источниками информации;

    В) личностные :

    *формирование элементов коммуникативности в общении и сотрудничестве в общении и сотрудничестве с одноклассниками в процессе познавательной деятельности;

    *умение работать в парах.

    Основные термины и понятия ; сорные растения, прямой и косвенный вред сорных растений, классификация сорных растений, технологии защиты культурных растений от сорных трав.

    Деятельность учащихся: анализировать информацию, рисунки, презентации и гербарный материал; ставить вопросы; полно и точно выражать свои мысли; устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы.

    Межпредметные связи: биология - фазы развития растений, химия - правила безопасной работы с ядохимикатами.

    Материально-техническое оснащение:

    1.Литература

    2.Электронная презентация по теме в программе

    3.Мультимедийный проектор, компьютер.

    4.Программные средства: Word, Notebook.

    5. Карточки- задания

    6. Гербарии сорных растений.

    7. Рисунки сорняков.

    Ход урока.

    Я рада приветствовать вас на своем уроке.

    Мы с вами осваиваем науку о растениях, которые нас кормят, украшают нашу жизнь. Кое-что вы ухе знаете, но еще больше предстоит узнать.

    1.Каким общим словом называют растения, которые человек выращивает у себя на огородах, цветниках, в садах? (культурные )

    2.Какую еще можно выделить группу растений, которые растут без помощи человека? (дикорастущие )

    Я думаю, что мы с вами относимся к культурным созданиям, поэтому будем внимательны и активны на уроке. Итак, самое время приступить к теме. (шум за дверью )

    Ребята, вам не показалось, что кто-то стучит? (входит сорняк)

    Ах, не ждали? Как - же так?

    Представляюсь: я сорняк!

    Я зловредный, я ужасный,

    Воевать со мной напрасно! (уходит)

    Кто здесь был? Сорняк? А вы знаете, что такое сорняки?

    Почему они так называются?

    (Дикорастущие растения, которые рассеиваются по посадкам культурных растений и мешают им нормально расти)

    А почему сорняки так называются? (от слова сор, который разбросан где не нужно, создает неряшливый вид и мешает)

    Какие сорняки вы знаете? (называют) Как же их много! А где они растут?

    Действительно, сорных растений очень много. Сорная растительность - это группа растений, произрастающих на обрабатываемых почвах среди культурных растений, на обочинах дорог, на пустырях, то есть в таких местах, где они испытывают косвенное или прямое воздействие человека. Их называют спутниками человека, так как их появление и распространение связано с деятельностью человека.

    По месту произрастания их классифицируют на:

    1)Полевые (сегетальные). Они произрастают на обрабатываемых почвах - полях, огородах, садах. Они растут среди культурных растений или вблизи них. Размножаются семенами или вегетативно. Характерно, что их семена прорастают не одновременно, в течении нескольких лет не теряют всхожесть. Семена и плоды имеют разное приспособление к распространению (череда, одуванчик). Многие размножаются корневищами (мать-и-мачеха, пырей).

    2) Пустырные (рудеральные ) поселяются вблизи жилья человека, дворов, у заборов, на пустырях. Пустырные растения растут на необрабатываемых почвах.

    3)Придорожные Растения этих мест приспособились к вытаптыванию человеком и животными, к выщипыванию птицами и скотом. Поэтому они низкорослые, с упругими стеблями. У одних стебли укорочены и прикорневые розетки листьев (подорожник), у других длинные ползучие стебли с мелкими листьями (спорыш) или прямостоячие стебли с сильнорассеченными листьями (пастушья сумка).

    Сорные растения классифицируют по биогруппам следующим образом:

    а) стеблевые (повилики);

    б) )корневые (заразиха).

    а) однолетние, двухлетние

    (дикая редька, донник лекарственный)

    б) многолетние

    (пырей ползучий, свинорой пальчатый, цикорий обыкновенный).

    Много ли семян дают сорняки?

    Вы все видели одуванчик, подорожник, осот. Большинство сорных растений дает очень много семян. Пастушья сумка (1растение) - 73000семян, одно растение осота -40000 семян, одно растение донник - 17000 семян. На участке 4,5 м2 может вырасти такое количество семян осота, которого хватит для забурьянивания 50 га посева. В пахотном слое почвы на 1 га содержится 700-800млн. семян различных сорняков. Если на 1 га высевается 4-5 млн. семян пшеницы, то на каждое высеянное зерно приходится примерно 200 семян сорняков.

    Семена сорняков обладают такой всхожестью, что семена культурных растений могут им позавидовать. Сорняки имеют очень высокую плодовитость и всхожесть, не успеют упасть в землю, как тут же появляются всходы. А если семя глубоко и взойти нет сил. То оно может пролежать несколько десятков лет в земле. Представляете?

    -Кто помогает рассеивать семена сорных растений ? (ответы )

    Помощников много, да и устроены семена так, что легко переносятся ветром, цепляются за шерсть животных, а затем за почву, семена некоторых сорных растений похожи на семена культурных растений.

    Многие растения распространяются не только в соседние огороды, но и на другие континенты. Всем хорошо знаком ПОДОРОЖНИК БОЛЬШОЙ.

    Ранее это растение обитало только в Евразии. Однако вскоре после колонизации Америки индейцы стали на своих тропах обнаруживать необычную траву с широкими листьями, которые прозвали «след белого человека». Как же это получилось? Оказывается, растения тоже путешествуют. Перед отъездом в Новый свет переселенцы ходили по дорогам Европы, и к их обуви прилипли семена подорожника. Обувь мыть было некогда - предотъездная спешка. Так на сапогах переселенцев семена и доехали до Америки, попали на тропы индейцев. Нашли там благоприятные для себя условия, прижились. С тех пор подорожник большой - одно из самых обычных растений Америки.

    История обычной ромашки похожа на предыдущую. Родина этого растения Америка. Давным-давно как сорняк она попала вместе с зерном в трюм парохода, затем по железной дороге. В вагонах были щели, и мелкие семена ее рассеялись вдоль железнодорожного полотна. Вскоре насыпи покрылись мягкой и ароматной травкой. Так она попала в Россию.

    -Какой же вред приносят сорняки? (ответы)

    В сельском хозяйстве сорняки наносят большой вред. Они иссушают и обедняют почву, отнимают у культурных растений влагу и пищу, заглушают посевы, затрудняют уборку урожая.

    На них живут и размножаются многие вредные насекомые и возбудители болезней, которые зачастую переходят на культурные растения. Потери от сорняков нередко превышают убытки, причиненные вредителями и болезнями, вместе взятыми.

    Сорные растения снижают урожай культурных растений.

    Какой еще вред приносят? Они затеняют культурные растения от солнца, а солнечные лучи крайне необходимы для нормального роста и развития растений.

    Что будет происходить с растениями при недостатке солнечного света? (растения становятся бледными, так как не образуется хлорофилл, вытягиваются, плохо развиваются)

    Культурные и сорные растения конкурируют друг с другом за воду, свет, питательные вещества. Но есть еще один интересный аспект этой конкуренции. Оказывается, растения чувствуют друг друга, влияют друг на друга без физического контакта. Просто присутствуя рядом, один вид растений может угнетать другой, ощутимо влиять на его развитие. Насколько сильно такое влияние и как это происходит - пытались выяснить канадские ученые в лабораторных и полевых испытаниях Опубликовано 08.2011г.)

    Когда солнечные лучи попадают на листовую поверхность, часть инфракрасного излучения адсорбируется растением и используется в фотосинтезе, а часть отражается. Излучение, отраженное от сорных растений, попадает на культуру. Его можно сравнить с теннисным мячиком, который отскакивает от стены под разными углами. И, как оказалось, совершенно небольшие сорняки, которые выращивались в небольших горшочках вблизи культуры и напрямую не контактировали с ней, то есть между ними не было конкуренции за влагу и питание, влияли на процесс фотосинтеза в культурных растениях и даже останавливали его!

    Засорение культурных полей зарослями сорняков усложняет обработку почвы.

    Некоторые сорные растения вызывают отравление сельскохозяйственных животных

    Многие аллергические заболевания людей вызываются пыльцой сорных растений (амброзия полыннолистная и др.)

    -Подведем итоги (совместно формулируем вывод о отрицательной роли сорных растений)

    Сорные растения:

    *угнетают жизнедеятельность выращиваемых культурных растений;

    *снижают качество урожая;

    *происходит истощение почв;

    Заросли сорняков - первичные резерваты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений.

    Разминка.

    Знаете ли вы, что есть даже целая наука - сорняковедение .

    Подробнейшим образом учеными разработаны меры борьбы с сорными растениями: это и вспашка, и культивация, и боронование, и севооборот, и химическая прополка с помощью гербицидов.

    Как борются с сорняками ? (ответы)

    Борьба с сорными растениями проводится в случае превышения экономического порога вредности. Приемы борьбы с сорняками:

    А) Физические меры (выжигание и др.)

    Б) Механические (прополка, высушивание и вымораживание; измельчение дисками, потом запашка после прорастания кусочков).

    В) Химические (обработка химическими веществами, уничтожающими сорняки -ГЕРБИЦИДАМИ)

    Г) Организационные: очистка семенного материала, своевременная уборка урожая, (меньше семян сорняков попадет); подготовка кормов к скармливанию.

    Я ненавижу сорняки
    За тупость, наглость их природную.
    Они доводят до тоски,
    Убийцы времени свободного.

    Я уважаю сорняки
    За их упорство, не капризнанность,
    За то, что учат нас, враги,
    Презренью к смерти, воле к жизни!

    Сорные травы поистине являются головной болью всех огородников. Распространяясь с космической скоростью, дикие травы досаждают весь летний период. Чтобы избавиться от сорняков требуется много времени и сил. Но в тоже время эти надоедливые травки могут принести пользу и рассказать владельцу садового участка о свойствах почвы.

    Чтобы узнать о свойствах земли , взгляните пристально на сорняки, которые заселяют ваш огород. Каждая видовая принадлежность сорного растения рассказывает о качестве и плодородности почвы, выступая своеобразным биоиндикатором. Чем выше плодородие почвы, тем стремительнее заполняют огород сорняки: лебеда, мокрица, бодяк полевой, подорожник, и др. Эти сорняки предпочитают плодородные почвы. На кислых почвах (легких, песчаных) растет хвощ полевой и болотный, щавель курчавый, василек луговой, лютик ползучий, нивяник и др. На щелочных почвах (глинистые, содержат много солей кальция, насыщены известью) растут вьюнок полевой, мак-самосейка, мать-и-мачеха. Истощенная почва страдает от недостатка гумуса, она очень плотная, кислород в нее почти не поступает. Растут: ярутка, пастушья сумка. Горчица полевая, ромашка пахучая, лапчатка гусиная и др.

    Имея определенные знания о пристрастиях сорных трав, можно незамедлительно принять меры по улучшению характеристик почвы вашего огорода.

    Знаете ли вы, что нас везде окружает еда ? Куда бы вы ни направились: в лес, в поле или в собственный сад, она повсюду. Она в буквальном смысле растет у нас под ногами, и многое из этого люди обычно называют сорняками. Оказывается, всеми гонимые сорняки вовсе не бесполезны, а, напротив, вкусны и полны витаминов.
    Съедобных дикорастущих растений - более 1000 видов . Более того, в пищу годятся даже садовые цветы с клумб. И из всего этого можно приготовить изысканные и простые, низкокалорийные и питательные блюда: закуски, супы, вторые блюда, десерты, напитки. В голодные годы людей не раз выручали съедобные сорняки (крапива, лебеда и др.) Между тем во многих странах культивируют "дикарей", считая блюда из них деликатесами. Например, медуницу - в Англии; одуванчик - во Франции, Японии; стрелолист - в Китае; лебеду - в Индии. В Японии на многих крестьянских полях можно видеть заботливо ухоженные грядки лопуха или репейника.

    Полвека назад и в нашей стране интерес к "дикарям" был тоже не праздным. Достаточно перевернуть страницы истории, чтобы убедиться в этом.

    1942 г. принес страшную трагедию для города на Неве, когда он, будучи отрезанным от всей страны, получал продукты питания лишь по ледяной дороге, проложенной через Ладожское озеро и подвергавшейся бомбежкам. Люди умирали от истощения, авитаминоза. В июле того же года в Ленинграде (Санкт-Петербурге) вышла в свет книга авторского коллектива ботаников-специалистов "Главнейшие дикорастущие пищевые растения Ленинградской области", в которой подробно рассказывалось о 40 видах сорняков - "дикаре", пригодных к употреблению в пищу.

    "Дикари" по содержанию питательных, физиологически активных веществ, витаминов не только не уступают огородным культурам, но и часто их превосходит. Всего 25 г зелени пастушьей сумки достаточно для удовлетворения суточной потребности взрослого человека в витамине "С".

    В 100г листьев крапивы и лопуха содержится соответственно 270 и 350 мг этого витамина. Кроме того, семена пастушьей сумки содержат до 36, а осота - до 35% полезного растительного масла. На Кавказе, в Якутии, на Дальнем Востоке пекут лепешки и готовят растительные котлеты из семян подорожника, так как они питательны и богаты белком и крахмалом. Подобных примеров множество. Дикорастущие травы, богаты витаминами, - прекрасное дополнение к пище ранней весной и летом. Они могут быть использованы как самостоятельно, так и в смеси с привычными овощами: укропом, салатом, шпинатом, петрушкой, сельдереем, репчатым луком и т.д. в разнообразных сочетаниях. Приготовление салата из "дикарей" не вызывает затруднений, так как почти не отличается от изготовления его из обычных овощей. Включая в пищевой рацион дикорастущую зелень, следует хорошо усвоить секреты ее приготовления. Ведь многие растения могут показаться несъедобными только из-за горького, вяжущего, терпкого вкуса или неприятного запаха. Однако вкус можно исправить, подвергнув сырье соответствующей обработке, так, предварительное 30-минутное вымачивание в соленой воде приводит к тому, что горечь как рукой снимает. С той же целью и корни нужно отваривать в подсоленной воде в течение 6-8 минут.

    Некоторые растения являются лекарственными (как считают фармацевты, около 40% всех лекарств, применяемых сейчас имеют растительное происхождение).

    Экстракт корней лопуха улучшает состав крови, снижает в ней концентрацию сахара, алкалоиды этого растения угнетают рост опухолей. Корни используются для лечения подагры, ревматизма, ран.

    При выпадении волос, перхоти отвар корней лопуха втирают в корни волос или ополаскивают ими волосы 2-3 раза в неделю. Этот же отвар лечит экземы и другие кожные заболевания

    Традиции применения лекарственных трав имеются у всех народов. Но это такая вещь, которую можно обрести, а можно и утерять. Главная задача - вернуть эти традиции каждой семье, каждому человеку. Особенно это важно для сельской местности, где авитаминоз и анемия далеко не редкость, а травы доступны, не требуют особого ухода, но мало используются. Регулярное употребление этих полезных сорняков в пищу укрепит здоровье и даст устойчивость ко многим заболеваниям.

    Растения, о которых пойдет речь ниже, - это сорняки, "дикари", растущие, как правило, повсеместно. Ранней весной они могут порадовать своей витаминной зеленью, и первые из них, пожалуй, крапива..

    В седую глубь веков уходит знакомство людей и с лекарственными свойствами крапивы. Со времен Диоскорида и Гиппократа она зачислена в арсенал целебных средств.

    В знаменитом Cалернском «Кодексе здоровья» о крапиве сказано так: «Cон посылает больным, прекращает противную рвоту. Семя крапивное следом и колики лечит надежно. Примешься пить это средство - и кашель запущенный сдастся. Холод из легких оно изгоняет и язвы из чрева, верную помощь дает при различных болезнях суставов».

    Много внимания уделил крапиве Авиценна в своем «Каноне врачебной науки».

    Некоторые сорные растения являются хорошими медоносами (льнянка, клевер, донник и др.)

    А вот еще одно важное применение сорняков - использование как удобрения : прополотую траву складывают в компостные кучи и оставляют для перегнивания, а затем используют как перегной.

    Подведем итоги (совместно формулируем вывод о полезных свойствах сорных растений).

    Сорные растения:

    1.Могут рассказать о структуре почвы.

    2.Используют как корм для скота.

    3. Перепревшие сорняки используют как удобрения.

    4.Среди сорных растений есть медоносы, лекарственные растения

    5.Некоторые сорные растения используют в пищу, выращивают на огороде.

    Справедливости ради надо сказать, что культурные растения тоже могут быть сорняками. Как это понимать? (например, укроп в огороде или рожь не на своем месте в посевах овса. Так любое растение. Если оно растет не на своем месте, может стать сорняком)

    IV.Закрепление.

    Ну вот мы с вами сделали первый шаг в изучении сорных растений, с некоторыми познакомились, узнали об их особенностях. На самом деле сорняков великое множество. Мы с вами будем еще не раз говорить о способах борьбы с сорняками и об их полезных свойствах на уроках биологии в этом году и в старших классах.

    И в заключение немного повторим.

    1. На слайдах изображены сорняки, вам нужно определить какой из них лишний.

    2. Я буду называть названия культурных растений и сорняков. Если вы услышите название культурного растения, то хлопайте, а если сорняка. То топайте

    Перец мокрица

    Пырей петрушка

    Лебеда лопух

    Осот крапива

    Тыква томат

    Огурец вьюнок

    3.Мы с вами поняли, что некоторые сорняки размножаются только семенами, а некоторые еще и делением корневища или корня.

    Лебеда пырей

    Вьюнок осот

    Крапива одуванчик

    4. Ну и, наконец, мы просто вспомним названия некоторых сорняков (по цепочке).

    Осот, лебеда, вьюнок, одуванчик, крапива и др.

    V. Подведение итогов, выставление оценок.

    VI. Домашнее задание.

    Составить кроссворд по материалам урока (не менее 10 слов)

    Подготовить сообщение о сорном растении (по выбору кормовое, лекарственное, декоративное и др.)

    Литературно-историческое дополнение: подобрать материалы по данной теме (пословицы, поговорки, загадки, исторические факты)

    Художественное: нарисовать сорное растение

    VII. Рефлексия.

    1. По типу незаконченное предложение: (выбрать любое)

    сегодня я узнал(а)….

    было интересно…

    было трудно…

    я выполнял(а) задания….

    я поняла, что…

    теперь я могу…

    2.Заполнить анкету (нужное подчеркнуть):

    1) на уроке я работал активно / пассивно

    2) своей работой на уроке я доволен / не доволен

    3) урок для меня показался коротким / длинным полезным

    4) за урок я не устал / устал

    5) материал урока мне был понятен /не понятен / скучен

    6) домашнее задание мне кажется интересным / не интересным

    7) мое настроение стало лучше / стало хуже

    3.Рефлексия настроения.