Циферблат часов на внимание тест. Q Не могли бы вы рассказать о специальном тесте рисования часов? Повторение цифр в прямом и обратном порядке

Пациенту дают карандаш и чистый лист бумаги и предлагают изобразить круглые часы, циферблат с правильно расположенными цифрами и нарисовать стрелки таким образом, чтобы часы по­казывали определенное психологом время (например, без пятнадцати два). Оценка проводится по 10-балльной формализо­ванной шкале:

10 баллов – норма (варианты нормы). Нарисованы круг­лые часы, цифры в правильных местах, стрелки показывают заданное время;

9 баллов - незначительные неточ­ности в расположении стрелок;

8 баллов - более заметные ошибки в расположении стрелок;

7 баллов - стрелки показывают со­вершенно неправильное время;

6 баллов - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное вре­мя обведено кружком или обозначено другими знаками);

5 баллов - неправильное расположе­ние чисел на циферблате: они следуют в обратном порядке или расстояние меж­ду числами неодинаковое;

4 балла - утрачена целостность ча­сов, часть чисел отсутствует или распо­ложена вне круга;

3 балла - числа и циферблат более не связаны друг с другом;

2 балла - деятельность больного показывает, что он пытается выполнить инструкцию, но безуспешно;

1 балл - больной не делает попыток выполнить инструкцию.

Результат теста менее 10 баллов сви­детельствует о возможном наличии ког­нитивных расстройств.

При неправильно выполненном са­мостоятельном рисунке психолог дает зада­ние дорисовать стрелки на уже нарисо­ванном циферблате с числами. При деменциях лобного и подкоркового типа страдает преимущественно самостоя­тельное рисование, а при деменции альц-геймеровского типа нарушается как самостоятельное рисование, так и спо­собность расположить стрелки на ци­ферблате (зрительно-пространственные нарушения).

Тест 5 слов

Пациенту предлагается прочитать и запомнить 5 слов (кинотеатр, лимо­над, кузнечик, блюдце, грузовик), напи­санных крупным шрифтом в столбик на листе формата А4. После четырех­кратного чтения слов пациенту пред­лагают найти в этом списке название здания, название напитка и др.

Затем исследуют непосредственное воспро­изведение. Если пациент затрудняется вспомнить слово, дается категориаль­ная подсказка (например, «А какой был напиток?»). После интерферирующего задания (обычно тест рисования ча­сов) исследуют отсроченное воспро­изведение. Результат складывается из суммы самостоятельных ответов и ответов после категориальных подска­зок. Максимальный результат: 5+5=10 баллов. Данная методика является высокоспецифичной при дифферен­циальной диагностике болезни Альцгеймера и сосудистых когнитивных расстройств. Если пациент после кате­гориальной подсказки так и не вспо­минает слово - это признак дефекта первичного запоминания, то есть болезни Альцгеймера.

Повторение цифр в прямом и обратном порядке

Пациента просят повторять за психологом цифровой ряд, начиная с двух цифр: 25, 582, 6439, 75 831, 586 924. Оцениваются внима­ние и кратковременная память. После этого исследуется воспроизведение в об­ратном порядке (т. е. необходимо повто­рять цифры с конца ряда): 25 - пациент повторяет «52», 397 - повторяет «793» и так далее.

Нарушение повторения цифр в об­ратном порядке свидетельствует о дис­функции лобных долей, что характерно для сосудистых когнитивных нарушений.

Использование методов нейропсихологического тестирования с целью оцен­ки состояния когнитивных функций, наряду с оценкой двигатель­ной, координаторной, чувствительной, вегетативной и других функций должно в обязательном порядке входить в алго­ритм обследования пациентов с пораже­нием головного мозга различной этио­логии, в первую очередь сосудистой. Хотя в большинстве случаев результаты тес­тов отражают ту или иную стадию ког­нитивного дефицита, это не является аб­солютной закономерностью, и получен­ные цифровые показатели следует оце­нивать в комплексе с другими вышеиз­ложенными критериями.

Таким образом, своевременное выяв­ление и анализ когнитивных нарушений при цереброваскулярной патологии пред­ставляют собой важнейшую задачу как на амбулаторно-поликлиническом, так и на стационарном уровне. В связи с отно­сительной простотой и доступностью скрининговых методов нейропсихологической диагностики они должны быть обязательными при

обследовании больных не только с признаками сосудистого поражения го­ловного мозга, но и имеющих факторы риска развития когнитивных нарушений, особенно у лиц старого и пожилого возраста.

Тест Вейдлиха

ТМТ-тест (Trail-Making test) Рейтана

Методика была предложена Reitanв 1956 году и предназначена для оценкиконцентрации и переключаемости внимания, а также темпа сенсомоторных реакций.

Тест представляет собой модифицированный вариант классических «Таблиц Шульте» и состоит из двух отдельных субтестов (А и В).

Субтест А включает бланк, на котором в случайном порядке расположены числа от 1 до 25. Испытуемый должен как можно быстрее отыскивать числа по порядку и соединять их линиями.

На бланке субтеста Вв случайном порядке расположены числа от 1 до 13 и буквы от А до М. Задача испытуемого состоит в отыскивании и попеременном соединении линий цифр и буквв определенном порядке.

В ходе тестирования регистрируется время выполнения каждого субтеста.

Первичные оценки переводятся в стандартизованные с учетом возраста испытуемого.

Снижение по сравнению с возрастной «нормой» оценки в субтесте А отражает замедление темпа психической деятельности, затруднения концентра­ции и удержания внимания, а снижение показателя в субтесте В показывает затруднения переключаемости активного внимания и инертность познавательных процессов.

Методика Вейдлихабыла предложена в 1972 году и направлена на исследование памяти.

Принцип тестирования состоит в проведении многократных обучающих проб. Тест включает 9 карточек-образцов, на каждом из которых изображенагеометрическая фигура, составленная из 5 линий одинаковой дли­ны.

Карточки предъявляются испытуемому в строгой последователь­ности в течение определенного времени (время экспозиции при первом предъявлении - 10 сек., при втором и третьем - 5 сек.). Испытуемый должен воспроизвести изображенные на карточках фигуры, отмечая при этом порядок предъявления. Проведение эксперимента прекращается после трех повторений.

Оценка результатов основана на качественном и количественном анализе ошибок воспроизведе­ния. При интерпретации результатов учи­тывается показатель кратковременной памяти обследуемого и пока­затель обучаемости, отражающий особенности заучивания фигур при трехкратном повторении опыта. Оба показателя вычисляются с уче­том возраста испытуемого.

Данная методика определяет состоятельность когнитивных функций и является тестом экспресс-диагностики деменции.

Тест рисования часов был предложен в 1900-х годах как методика диагностики конструктивной апраксии. Сначала по результатам изучения черепно-мозговых травм первой мировой войны было установлено, что нарушения рисования часов связаны с повреждениями затылочных и теменных областей головного мозга. Позже расстройства визуально-пространственной ориентации, проявляющиеся в неспособности правильного рисования часов, стали расцениваться как ранние признаки деменции.



Диагностика с помощью теста рисования часов включает три формы проведения исследования:

· рисование часов;

· установка времени;

· определение времени.

Процедура рисования часов включает задание нарисовать циферблат и правильно указать на нем числовые отметки времени.

Процедура установки времени включает рисование минутной и часовой стрелок с указанием какого-либо определенного времени.

Определение времени испытуемым подразумевает демонстрацию ему циферблата без цифр, но с отметками в местах расположения цифр и расставленными стрелками. Испытуемый должен определить время на циферблате.

В процессе развития методики разработано несколько систем оценки полученных результатов, включающих такие критерии как пропуски цифр, ошибки в расположении, повторы, неравные промежутки между цифрами.

Методика оценки рисования часов обладает высокой сенситивностью и специфичностью в диагностике деменции, правополушарных поражений и нарушений контроля за исполнительными функциями в лобных отделах головного мозга.

Наручные и настольные, настенные и песочные, карманные и каминные, башенные и «с кукушкой»…Часы делают нашу жизнь более упорядоченной . В то же время, они напоминают нам, что время не стоит на месте, а значит нужно спешить, иначе все самое интересное пройдет мимо. А еще с помощью часов можно определить уровень нашей жизненной энергии. Это утверждают разработчики графического экспресс — теста, который так и называется «Часы». Попробуем?

Перед вами схематично изображенный будильник. Ваша задача – перерисовать картинку на листок бумаги и придать ей законченный вид. Вы можете нарисовать тольконеобходимые отсутствующие детали, а можете также выделить фон, добавить какие-то предметы интерьера… Как вашей душе угодно!

Работа завершена? Начинаем обсуждение.

Стрелки

Итак, стрелки, неотъемлемый атрибут любых часов… Если на вашем рисунке они направлены вверх – нет никаких поводов для беспокойства: с вашей жизненной энергией все в порядке: вы бодры, полны сил и вас, несомненно, ждут великие свершения.

Если же стрелки «смотрят» вниз , вероятно ваши силы на исходе, а значит,есть смысл подумать о «подзарядке».

Дела обстоят совсем неважно, если ваш будильник показывает половину шестого. Это говорит о серьезном энергетическом спаде. И тут уже не до раздумий: как бы ни складывались сейчас ваши жизненные обстоятельства, здоровье – прежде всего. Поэтому тайм-аут взять определенно стоит.

Цифры

Если вы изобразили, в первую очередь, цифры, сделали акцент именно на них, или — прорисовали циферблат с особой тщательностью, не забыв и про секундные деления, значит, на сегодняшний день вы ведете довольно суматошную жизнь. Вероятно, вам не хватает размеренности и упорядоченности. Попробуйте, по возможности, навести порядок в повседневных делах. Став для самой себя эффективным тайм – менеджером,вы с удивлением обнаружите, что, разумно планируя свое время, можно сэкономить силы и успеть намного больше.

Кнопка звонка

Если вы заштриховали этот элемент, похоже, то, чем вы сейчас профессионально занимаетесь – отнюдь не работа вашей мечты. Возможно, вам стоит поискать дело по душе. И тогда жизнь засияет новыми красками, а утренняя трель будильника будет вызывать не привычное раздражение, а радость оттого, что начинается новый, интересный день.

Если вы уделили повышенное внимание фону, интерьеру, окружающему часы – нарисовали стол, «подложили» под будильник салфеточку, «поставили» рядом с ним вазу с цветами, «рассыпали» по столешнице карандаши – вы, скорее всего, «подзаряжаетесь», общаясь с другими людьми.Блистая в обществе, ловя на себе восхищенные взгляды, привлекая к себе повышенное внимание окружающих- вы черпаете энергию и жизненные силы. Кстати, а давно ли вы выходили «в свет» последний раз?Возможно,это именно то, что вам сейчас нужно?

Охотно, тем более что сегодня он довольно часто применя­ется при психологическом тестировании когнитивной сферы, например, при клинических испытаниях лекарственных препа­ратов или при диагностике деменций. Однако следует иметь в виду, что вопрос об использовании этой методики в контексте нейропсихологической диагностики представляется дискусси­онным. Тест рисования часов (CDT) разработан западными пси­хологами (Lovenstone, Gauthier, 2001).

Испытуемому дается чистый лист нелинованной бумаги и карандаш. Инструкция звучит так: «Нарисуйте, пожалуйста, круглые часы с цифрами на циферблате. Теперь нарисуйте на часах стрелки так, чтобы они показывали без пятнадцати два». Выполнение этого теста предполагает количественную оценку по 10-балльной шкале: 10 баллов - нормальное выпол­нение; 9 - незначительные неточности расположения стрелок; 8 - более заметные ошибки в расположении стрелок; 7 - стрел­ки показывают совершенно неправильное время; 6 - стрелки не выполняют свою функцию (например, нужное время обведено кружком); 5 - числа на циферблате следуют в обратном порядке или расстояние между числами неодинаковое; 4 - утрачена це­лостность часов, часть чисел отсутствует или расположена вне круга; 3 - числа и циферблат более не связаны друг с другом; 2 - больной безуспешно пытается выполнить инструкцию; 1 - боль­ной не делает попыток выполнить инструкцию.

Теперь, когда вы подробно познакомились с данной мето­дикой, становится понятным то утверждение, которым мы пред­варили ее описание. Методика направлена только на оценку со­стояния конкретного оптико-пространственного навыка; выде­ленные в ней типы ошибок никак не соотносятся с поражениями определенных зон мозга. Следовательно, она едва ли может применяться в целях топической нейропсихологической диагно­стики.

q В комплекс луриевских методик исследования оптико-простран­ственного восприятия включена географическая карта. Как ис­пытуемый должен работать с ней?

Действительно, такая методика существует, причем в двух вариантах (Лурия, 1962; Нейропсихологическая диагностика. Классические стимульные материалы, 2010). Первый - это са­мостоятельный рисунок географической карты. Психолог дает испытуемому чистый лист бумаги формата А4 или А5, просит поставить в центр листа небольшой кружочек и написать рядом слово «Москва». Затем испытуемому предлагается представить, что перед ним географическая карта. Он должен расставить по краям листа буквы, обозначающие стороны света (север, юг, запад, восток), а затем указать расположение нескольких гео­графических объектов (например, Санкт-Петербурга, Минска, Уральских гор, Черного моря).



Второй вариант - это выбор правильной географической карты. Испытуемому предъявляются два изображения контур­ной карты европейской части СССР. Все детали обоих изобра­жений идентичны, но одно из них верно ориентировано отно­сительно сторон света, другое выполнено зеркально (на нем перепутаны местами восток и запад). Испытуемый должен осу­ществить выбор и обосновать его, объяснив, почему одна карта правильная, а другая - нет (Рис. 5).

q При каких поражениях мозга будут наблюдаться наиболее от­четливые нарушения выполнения этих заданий?

При поражениях теменно-затылочных отделов правого или левого полушарий мозга. Больные с такими нарушениями оши­баются в указании сторон света, не могут правильно располо­жить определенные географические объекты или выбрать пра­вильную карту. Многочисленные примеры таких ошибок при­ведены в работах А.Р. Лурии (1962, 1971).

Рис. 5. Географическая карта

q А как выполняют рисунок географической карты здоровые ис­пытуемые?

Этот вопрос интересовал и нас. Мы обследовали 120 психи­чески здоровых испытуемых в возрасте от 18 до 66 лет. Среди них было 86% женщин и 14% мужчин; 98% испытуемых с неокон­ченным высшим или высшим образованием; 7% леворуких и ам-бидекстров, остальные испытуемые считали себя праворукими. Успешно (без ошибок) справился с заданием 21% испытуемых. Оказалось, что далеко не все части задания выполнялись одина­ково успешно. Так, если стороны света указывали верно все, то расположение отдельных географических пунктов в ряде случа­ев указывалось ошибочно. Например, расположение Санкт-Пе­тербурга по отношению к Москве верно указывали 81% испыту­емых, 18% расположили его на севере или на северо-востоке, а один из испытуемых - на юго-западе. Черное море правильно расположили на импровизированной карте 67% испытуемых, остальные допустили те или иные ошибки: 18% испытуемых на­рисовали его на юго-востоке, 13% очень сильно сместили его на запад, 2% поместили его на северо-востоке или на северо-запа­де. Таким образом, можно заключить, что в норме практически отсутствуют ошибки при указании сторон света, однако доста­точно часто встречаются более или менее значимые неточности в расположении отдельных географических объектов. Лучше все­го справились с рисунком карты испытуемые 60 лет и старше. Более подробные данные можно найти в наших статьях (Бала­шова, Ковязина, 2006с, б).