Н. А

Блажен незлобивый поэт,
В ком мало желчи, много чувства:
Ему так искренен привет
Друзей спокойного искусства;

Ему сочувствие в толпе,
Как ропот волн, ласкает ухо;
Он чужд сомнения в себе —
Сей пытки творческого духа;

Любя беспечность и покой,
Гнушаясь дерзкою сатирой,
Он прочно властвует толпой
С своей миролюбивой лирой.

Дивясь великому уму,
Его не гонят, не злословят,
И современники ему
При жизни памятник готовят…

Но нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.

Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.

Его преследуют хулы:
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.

И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедует любовь
Враждебным словом отрицанья,-

И каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.

Со всех сторон его клянут
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он — ненавидя!

Анализ стихотворения «Блажен незлобивый поэт» Некрасова

Некрасов неоднократно затрагивал в своих произведениях тему о месте и назначении творческого человека в обществе. Он полемизировал с представителями «чистого» искусства, которые призывали лишь к восхищенному созерцанию прекрасного. Сам поэт считал, что необходимо обращаться к самым острым вопросам действительности. Он глубоко уважал людей, разделяющих такие взгляды. Одним из них Некрасов считал Н. Гоголя. Откликом поэта на смерть великого писателя стало стихотворение «Блажен незлобивый поэт…» (1852 г.).

В произведении Некрасов не упоминает имени Гоголя и не делает никаких намеков на него. Изображенный им образ поэта является собирательным и включает в себя все положительные, по мнению автора, качества.

Стихотворение построено на антитезе. Оно начинается с похвалы «незлобивому поэту» с «миролюбивой лирой», который спокойно и уверенно занимается своим творчеством. Такой человек избегает резких суждений и оценок. Его удел – описывать красоту окружающего мира, не пытаясь искоренить несправедливость. Заслугой «незлобивого поэта» становится слава и почет в обществе. За покорное служение толпе в нем признают наличие несуществующего в действительности большого ума. Отсутствие собственного мнения становится признаком глубоких размышлений. Такой человек на протяжении всей жизни пользуется уважением и признанием современников.

«Незлобивому поэту» автор резко противопоставляет «обличителя толпы» с «карающей лирой». Вся его жизнь – постоянная борьба с пороками и заблуждениями общества. Он во всем стремится к правде и справедливости. Такие люди всегда воспринимаются в качестве бунтарей и нарушителей общественного спокойствия. Их пламенные призыву к добру остаются без ответа. Толпа осыпает их насмешками и оскорблениями. Но для настоящего поэта такая реакция служит только подтверждением своей правоты. Так как поэт проповедует любовь через отрицание, его никто не может понять при жизни. Только смерть искателя правды заставляет людей по-другому взглянуть на его жизненный путь.

Стихотворение «Блажен незлобивый поэт…» никогда не потеряет своей актуальности. В истории человечества не только литераторы, но и крупнейшие преобразователи чаще всего не находили поддержки в консервативном по своей сути обществе. Люди часто готовы ставить прижизненные памятники временным кумирам, но настоящие гении получают признание только после своей смерти.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.

В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.

Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах , у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” - понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:

“Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.

И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой , так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.

Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.

Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.

Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.

В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть единый луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет...

Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека , сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

  1. Каковы основные темы лирических произведений Н. А. Некрасова?
  2. Каким вы представляете себе лирического героя Некрасова?
  3. Это образованный, эмоциональный человек, тонко чувствующий, ранимый, демократ по убеждениям, искренне сочувствующий народу, мечтающий об изменении его судьбы. «Зрелище бедствий народных невыносимо, мой друг», — вот мысль, не дающая ему покоя, о чем бы он ни писал.

  4. В чем видел Некрасов роль поэта и назначение поэзии?
  5. Некрасов видел в поэзии средство борьбы за освобождение народа, считал гражданственность главным достоинством поэтов («Поэт и Гражданин»). Его «муза мести и печали» звала не к радостям, не к удовольствиям, а к борьбе.

  6. Чем интересны стихотворения Некрасова, посвященные соратникам, единомышленникам, друзьям, народным заступникам?
  7. Поэт восхищается этими людьми, их непреклонностью, бескорыстием, верностью своим идеалам, которые он полностью разделял. Отсюда особенный, задушевный тон, торжественность, выразительные оценочные эпитеты, метафоры, «высокий стиль» таких шедевров, как «Пророк», «Памяти Добролюбова», «Не рыдай так безумно над ним», «Белинский». В них Некрасов создает нерукотворный памятник лучшим людям России.

  8. Каким показан образ матери в лирике Некрасова? Почему тема святой материнской любви так важна для поэта?
  9. Как отразилась в лирике Некрасова тема народа и его судьбы?
  10. В чем вы видите новаторство Некрасова — автора стихотворений о любви? (Сравните, например, «Я помню чудное мгновенье» и «Ты всегда хороша несравненно»),
  11. Как вы думаете, почему молодые современники Некрасова ставили его выше Пушкина и Лермонтова? Согласны ли вы с ними?
  12. Ф. М. Достоевский отмечал, что «в поэзии Не-красов заключил собою ряд тех поэтов, которые приходили со своим «новым словом». В этом смыс-ле он должен прямо стоять вслед за Пушкиным и Лермонтовым». В чем, на ваш взгляд, заключа-лось «новое слово» Некрасова?
  13. Новое слово было сказано Некрасовым в поэзии, прежде всего, благодаря обра-щению к новым для лирики темам и про-блемам, выдвинутым самой жизнью рус-ского общества 40-70-х годов XIX века, введению в поэзию новых эстетических принципов, углублению реализма, укреп-лению связи с фольклором, широкому ис-пользованию народной речи в его произ-ведениях, своеобразному использованию стихотворных размеров, способствующе-му сближению поэтической и народной речи. Новое слово сказано Некрасовым и в развитии традиционных лирических жан-ров, например элегии. Стихотворением

    1874 года «Пускай нам говорит изменчи-вая мода…» поэт утвердил новую разно-видность элегии — гражданскую. Новым содержанием, новыми мыслями и чувст-вами наполнились и ставшие для литера-туры традиционными поэтические жанры и традиционные темы, как-то тема поэта и поэзии.

  14. Какие новые темы зазвучали в творчестве по-эта?
  15. Положение русского крестьянства в до-реформенной и пореформенной России, жизнь городской бедноты, сокровенные чувства людей обездоленных, положение женщины в крестьянской семье, ее мечты и повседневная суровая жизнь, тяготы ма-теринской доли русской крестьянки. В по-эзии Некрасова впервые разрабатывается образ народного заступника, отражавший появление в обществе демократов-разночинцев («Памяти Добролюбова»).

  16. Прочитайте стихотворения «Вчерашний день часу в шестом…», «Замолкни, Муза мести и печа-ли!..». Какой образ Музы возникает в лирике Некра-сова?
  17. Образ Музы, созданный Некрасовым, — это тоже новое слово в русской поэзии. Обычно поэты, в том числе и Пушкин, ви-дели музу своей поэзии либо в образе од-ной из девяти муз, дочерей Зевса и Мнемозины, которым покровительствовал Апол-лон, либо создавали свой образ, не менее изящный, воздушный, красивый, прино-сящий поэту вдохновение. На фоне такой музы, изображенной в античном облике, нарисован портрет Пушкина художником-романтиком Орестом Кипренским. В противоположность изящной музе Не-красов создает образ музы в виде страдаю-щей русской крестьянки. В стихотворе-нии «Вчерашний день часу в шестом…» поэт как бы наставляет свою музу (это то-же новое в поэзии), указывая на избитую кнутом крестьянку: «Гляди! Сестра твоя родная». Муза Некрасова — не только страдалица за тяжелое положение народа, но она и суровая муза, «муза мести и пе-чали», вдохновляющая поэта на создание суровой гражданской лирики в защиту страдающего обездоленного народа. Тра-диционно в лирике муза вдохновляет поэ-та на воспевание любви. Некрасовская муза тоже утверждает любовь к тем, кого она защищает, но утверждает через нена-висть и проклятия, обращенные к носите-лям социального зла.

    То сердце не научится любить, Которое устало ненавидеть.

  18. Какой теме посвящено стихотворение «Тройка»? С каким чувством поэт рассказывает о судьбе женщины?
  19. Стихотворение посвящено изображе-нию доли русской женщины из простого народа. Примечательно то, что по тексту трудно определить, к какому сословию принадлежит «чернобровая дикарка». Она может быть, судя по тому, какую судьбу ей предсказывает поэт, крестьян-кой, работницей или дочерью рабочих, из семьи городских ремесленников и т. д., но только не из обеспеченных слоев общест-ва. Она хороша собой, черноволоса, ру-мяна, смугла, словом, привлекательна; на нее, «подбоченясь красиво, Заглядел-ся проезжий корнет». Она чувствительна, и, в свою очередь, способна вдохновить на любовь и молодого, и старого. Таким об-разом, перед нами портрет типичной для некрасовской поэзии русской женщины, который он создает с чувством нежного любования. Но именно из-за уродливых социальных отношений счастливая судь-ба ей не суждена. Вот ее типичная доля, которая достается многим женщинам, об-разы которых запечатлены в лирике поэ-та. Она как бы четко сформулирована, за-программирована:

    Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть.

    Однако самое страшное, что предвидит поэт в судьбе этой яркой, красивой жен-щины, — не только физическое, но и ду-ховное умирание: в живом лице появится «выраженье тупого терпенья и бессмыс-ленный вечный испуг». Некрасов скор-бит, что ее уделом станет «бесполезно угасшая сила и ничем не согретая грудь».

  20. Почему стихотворение названо «Трой-ка»?
  21. На тройке лихо мчится проезжий корнет, на которого загляделась прекрас-ная девушка. Тройка здесь символ несбы-точной мечты, тем более что и тройка, и корнет из другого, недоступного ей ми-ра. Об этом говорит и завершающая стро-ка стихотворения «…и к другой / Мчится вихрем корнет молодой…».

    Сочувствуя будущей судьбе «чернобро-вой дикарки», поэт, используя прием об-рамляющей композиции, в двух первых (вопросом) и двух последних (прямым призывом) строфах стихотворения закли-нает ее не мечтать понапрасну: «Что ты жадно глядишь на дорогу…», «и зачем ты бежишь торопливо…», «Не гляди же с то-ской на дорогу…», «И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши!», «Не нагнать тебе бешеной тройки…». В перечитываемых нами строках мы по-нимаем, что автор очень сильно пережи-вает о судьбе героини. Его сквозной мо-тив — не стоит мечтать о несбыточном, тем труднее расставаться будет с ним. Диалог с героиней воспринимается нами как серьезное обвинение обществу, осно-ванному на социальной несправедливости.

  22. Почему стихотворение «Тройка» называется «песней-романсом»?
  23. Благодаря своей мелодичности и повы-шенной эмоциональности «Тройка» была положена на музыку и стала песней-ро-мансом. В ней есть все черты, свойствен-ные романсу, — передача внутренних переживаний, драматизм, даже трагич-ность, несбывшиеся любовные мечтания, любование красотой. И вместе с тем при-сутствует характерная для народной пес-ни эпичность повествования, сюжетность.

  24. Какие новые герои введены в литературу Не-красовым?
  25. О них уже было частично сказано в от-вете на второй вопрос.

    Добавим: «деревенские русские люди» («Размышления у парадного подъезда», «Кому на Руси жить хорошо» и т. д.), строители железой дороги, отрицатель-ные персонажи — барин, вельможа, управляющий. Материал с сайта

  26. К. Чуковский писал: «Природа никогда не существовала для Некрасова сама по себе, безотно-сительно к человеческим скорбям или радостям. …Пейзаж, как всегда у Некрасова, дан в сочетании с людьми». Покажите это на примере стихотворений Некрасова.
  27. Эта особенность некрасовской поэзии ярко проявилась в стихотворении «Роди-на», посвященном детским годам жиз-ни поэта в родном имении, где он и его близкие многое перетерпели от тирана-отца.

    Так, воспоминания о матери связыва-ются с темным садом, аллеей дальней, и совершенно невероятно для стихов-воспоминаний (например, «Вновь я посетил…» Пушкина или «Как часто пестрою толпою окружен…» Лермонтова), в которых ав-тор радуется увиденному близкому по дет-ским годам пейзажу, у Некрасова мы на-ходим чувство отрады, что уничтожены те картины, которые связаны с горестными воспоминаниями, когда он научился «тер-петь и ненавидеть».

    И с отвращением кругом кидая взор, С отрадой вижу я, что срублен темный бор - В томящий летний зной защита и прохлада, - И нива выжжена, и праздно дремлет стадо… И набок валится пустой и мрачный дом…

  28. «После Пушкина и Лермонтова, — отмечал Бунин, — Некрасов не пошел за ними, а создал соб-ственную поэзию, свои ритмы, свои созвучия, свой тон…» Подтвердите это высказывание примерами из текстов стихотворений.
  29. Все предшествующие рассуждения о поэзии Некрасова подтверждают верность слов Бунина. Каждый процитирует строки из полюбившихся ему стихотворе-ний Некрасова.

    Праздник жизни, молодости годы Я убил под тяжестью труда. И поэтом, баловнем свободы, Другом лени не был никогда.

    Таких строк мы не найдем ни у Пушки-на, ни у Лермонтова. Или:

    И только труп его увидя, Как много сделал он, поймут, И как любил он, ненавидя.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • какая тема стихов некрасова
  • почему стихотворение называется тройка
  • почему темой некрасова является народ
  • прочитайте и ответьте на вопросы:почему некрасов отвергает изменчиву моду в поэзии?на каких позициях он намерен оставаться?
  • каков образ музы в поэзии н. а некрасова

Сочинение Некрасов Н.А. - Разное

Тема: - Н. А. Некрасов о назначении поэта и поэзии

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое внимание теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, долг. И долг в первую очередь гражданский. Эта мысль является главной в стихотворении “Поэт и Гражданин”. Именно отсюда известные строки:

Поэтом можешь ты не быть,
Но Гражданином быть обязан.

Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,
За убежденья, за любовь.
Иди и гибни безупречно.
Умрешь недаром: дело прочно,
Когда под ним струится кровь.

Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится “поплатиться головой”. Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давно уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто выражать свои воззрения.
В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.
Некрасов известен как певец простого народа. Он всегда готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - “Кому на Руси жить хорошо”, “Мороз, Красный нос”, “Железная дорога”, “Размышления у парадного подъезда” - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. “Мужицкое счастье” - понятие исключительно умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:

“Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал”.

И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно говорить об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень высоко оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.
Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это вовсе не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это “Муза мести и печали”. Ее голова украшена “терновым венцом”. Она печальна и в то же время беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается именно к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.
Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт вновь и вновь обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ярко он запечатлен в поэме “Мороз, Красный нос”. Дарья, простая русская женщина, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и внешне, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот истинный “тип величавой славянки”, который так дорог Некрасову.
Это тоже в какой-то мере долг поэта - не дать потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.
Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что цель творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? “Муза мести и печали”.
В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:

Я призван был воспеть твои страданья,
Терпеньем изумляющий народ!
И бросить хоть единый луч сознанья
На путь, которым Бог тебя ведет...

Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна (“Жаль только - жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе”). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов искренне болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.

Н. А. Некрасова можно заслуженно назвать поэтом-революционером. Он был одним из родоначальников социальной поэзии, для которой нет запретных тем. В своем творчестве Некрасов уделяет большое чуткость теме предназначения поэта. Он считает, что быть поэтом - это священный жребий, задолженность. И задолженность в первую очередь штатский. Эта мысль является главной в стихотворении "Поэт и Гражданин". Именно отсюда известные строки:

Поэтом можешь ты не быть,

Но Гражданином быть обязан.

Гражданин яростно убеждает Поэта в том, что нужно посвятить свой гений служению отечеству:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь.

Иди и гибни безупречно.

Умрешь недаром: дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Это прямой призыв к революции, к бунту во что бы то ни стало. Но Поэт не приемлет этой позиции, он боится "поплатиться головой". Муза является ему все реже, бледная и печальная. И давнехонько уже не рождаются из-под некогда острого пера пламенные речи. Нельзя, конечно, отождествлять автора с Поэтом. Некрасов никогда не боялся открыто показывать свои воззрения.

В этом стихотворении высказано стремление Некрасова поставить поэзию на службу народу. Впрочем, это чувствуется во всех его творениях.

Некрасов известен как певец простого народа. Он вечно готов заступиться за угнетенного, униженного, страдающего русского мужика. Все самые известные его произведения - "Кому на Руси существовать хорошо", "Мороз, Красный нос", "Железная дорога", "Размышления у парадного подъезда" - посвящены нелегкой доле русского народа, который стонет на рудниках, на стройках, в тюрьмах, у парадных подъездов и в собственных разваливающихся домах. "Мужицкое счастье" - понятие только умозрительное, в реальной жизни не существующее. Некрасов просит родную землю:

"Назови мне такую обитель, где бы русский мужик ни стонал".

И сам же отвечает, что нет на земле ни единого уголка, где не был бы угнетен простой народ. Прекрасно осознавая это, Некрасов считает, что его единственное и самое верное предназначение - неустанно изрекать об этом и призывать к разрушению старых устоев, построению светлого будущего. За эти крамольные идеи цензура часто запрещала издавать произведения Некрасова. Тем не менее рано или поздно они все равно публиковались и прекрасно воспринимались как критикой, так и широкой публикой. Белинский очень приподнято оценивал творчество Некрасова и называл его истинным поэтом.

Много Н. А. Некрасов размышляет о собственной Музе. Для него это совсем не прекрасная фея с крыльями за спиной и арфой, порхающая и настраивающая на лирический лад. Нет, у Некрасова это "Муза мести и печали". Ее башка украшена "терновым венцом". Она печальна и в то же пора беспощадна. Лишь она является заступницей слабых, обездоленных и обличительницей угнетателей. Предчувствуя близость смерти, поэт обращается аккурат к своей Музе, истерзанной и бледной. Он говорит, что был честен перед собой и другими и никогда не предавал свою вдохновительницу.

Образ Музы в поэзии Некрасова неизменно переплетается с образом русской крестьянки. Поэт снова и снова обращался к этому дорогому его сердцу образу. Особенно ослепительно он запечатлен в поэме "Мороз, Красный нос". Дарья, простая русская леди, безупречно красива во всех отношениях. Она терпелива, вынослива, трудолюбива, сильна духом. Ей нет равных ни в работе, ни в веселье. Она горда, но не заносчива. Умна, но при этом молчалива. Хороша она и снаружи, привлекает немало взоров, но при этом остается верной и преданной женой. Вот настоящий "тип величавой славянки", который так дорог Некрасову.

Это тоже в какой-то мере задолженность поэта - не вручить потускнеть этому яркому образу, воскресить его на страницах книг.

Некрасов, таким образом, размышляя над предназначением поэта, выражает в своих стихах любовь к народу, заявляя, что поставленная проблема творчества - борьба за будущее, когда русский народ больше не будет страдать под непосильным игом. Как может бороться поэт? Только силой своего гения, своего слова. Кто вдохновляет его на борьбу? "Муза мести и печали".

В одном из последних стихотворений Некрасов очень ясно говорит о назначении своего творчества, которому он и посвятил всю жизнь:

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ!

И бросить хоть цельный луч сознанья

На путь, которым Бог тебя ведет...

Поэт мечтал посеять, пусть редкие, семена просвещения на народную почву. Недаром в нескольких его стихотворениях предстает перед нами образ сеятеля. Для Некрасова это символ просветителя, человека, сеющего знания. Увы, поэт прекрасно осознает, что не сумеет увидеть, прорастут ли эти зерна ("Жаль только - существовать в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе"). Но надежда на то, что эта прекрасная пора все же настанет рано или поздно, не покидает автора и помогает ему творить. Некрасов от души болеет душой за русский народ. И самое лучшее, что он может сделать, - неустанно писать о нем, выражая свой протест против притеснителей. В понимании Некрасова в этом и есть высшее предназначение поэта и поэзии.