Парламентская республика: примеры стран. Парламентские республики: список

Существует несколько основных форм правления в современном мире, которые сформировались исторически. В этой статье речь пойдет о такой политической системе, как парламентская республика. Примеры стран вы также сможете найти в данной статье.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры формы правления вы найдете ниже) - это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу - парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг - в Германии, Ландтаг - в Австрии, Сейм - в Польше и т. д.

Форма правления "парламентская республика" отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество "портфелей" в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран - "чистых" парламентских республик - можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года - африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

парламентская, смешанная

На сегодняшний день существует три вида республик. В зависимости от величины и широты полномочий - президента - выделяются республики президентские и парламентские. Классическим примером президентской республики всегда называют США, традиционные примеры парламентской республики - Германия, Италия, Чехия и другие.

Также выделяется и третий тип республики - так называемый смешанный. В таких государствах обе наделены примерно одинаковыми полномочиями и контролируют друг друга. Самые яркие примеры таких стран - Франция, Румыния.

Основные характеристики парламентской республики

Все государства парламентской республики имеют схожие черты, которые следует перечислить:

  • исполнительная власть целиком принадлежит главе правительства, это может быть премьер-министр либо канцлер;
  • президента избирает на должность не народ, а парламент (или специальная коллегия);
  • глава правительства назначается президентом, хотя кандидатура предлагается из числа лидеров сформированной коалиции большинством;
  • всю ответственность за деяния правительства несет на себе его руководитель;
  • все акты президента имеют силу только в том случае, если они будут подписаны премьер-министром или же соответствующим министром.

Парламентские республики: список стран

Распространенность в мире данной формы правления достаточно велика. На сегодня существует порядка тридцати парламентских республик, при этом стоит отметить, что единой цифры по этому поводу нет. Дело в том, что некоторые страны очень сложно отнести к тому или иному типу. Примеры парламентской республики приведены ниже (они распределены по частям света):

  • в Европе - Австрия, Албания, Греция, Болгария, Италия, Эстония, Ирландия, Исландия, Германия, Польша, Португалия, Мальта, Литва, Латвия, Сербия, Чехия, Хорватия, Венгрия, Финляндия, Словения и Словакия;
  • в Азии - Турция, Израиль, Непал, Сингапур, Индия, Бангладеш, Ирак;
  • в Африке - Эфиопия;
  • в Америке - Доминика;
  • в Океании - Вануату.

Как мы видим, парламентские республики, список которых включает в себя свыше 30 стран, преобладают в европейском регионе. Еще одна особенность, которая сразу же бросается в глаза, - большинство перечисленных стран (прежде всего, если говорить о Европе) относится к экономически развитым успешным государствам с высоким уровнем развития демократии.

Если взять во внимание рейтинг стран мира по уровню демократии (организации Economist Intelligence Unit), то можно заметить, что из 25 государств, которым присвоен наивысший статус "полноценная демократия", 21 страна - это парламентские республики и монархии. Также эти страны являются лидерами и в рейтинге МВФ по объемам страны. Таким образом, можно смело утверждать, что самой эффективной и успешной формой правления (на данный момент времени) являются именно парламентские республики.

Список стран, приведенный выше, можно изобразить и в виде следующей карты, на которой парламентские республики отмечены оранжевым цветом:

"Плюсы" и "минусы" этой формы управления государством

К основным достоинствам данной политической системы можно отнести следующие:

  • парламентская система обеспечивает единство законодательной и исполнительной ветви власти;
  • все инициативы правительства, как правило, получают полную поддержку парламента, что обеспечивает стабильную работу всей системы власти;
  • данная система управления в полной мере позволяет соблюдать принцип народного представительства во власти.

Есть, однако, в парламентских республиках и свои недостатки, которые отчасти выходят из достоинств этой политической системы. В первую очередь это неустойчивость коалиционных союзов, которая часто приводит к политическим кризисам (яркие примеры - Украина или Италия). Также очень часто коалиционному правительству приходится отказываться от полезных для страны действий, дабы придерживаться идеологической линии коалиционного соглашения.

Еще один существенный недостаток парламентских республик - это опасность узурпации власти в государстве правительством, когда парламент, по сути, превращается в обычную "штамповочную машинку" для законов.

Федеративная республика Австрия

Австрийский парламент носит название "ландтаг", а депутаты в него избираются на четырехлетний срок. Центральный парламент страны - Федеральные Сборы Австрии - состоит из двух палат: Национальрат (183 депутата) и Бундесрат (62 депутата). Кроме этого, свой ландтаг есть в каждой из девяти федеральных земель Австрии.

В Австрии зарегистрировано всего около 700 партий, однако на данный момент времени в австрийском парламенте представлены только пять из них.

Федеративная Республика Германия

Немецкий парламент также избирается на четыре года. Он состоит из двух палат: Бундестаг, включающий 622 депутата, и Бундесрат (69 депутатов). Депутаты Бундесрата - это представители всех 16 земель страны. Каждая из федеративных земель имеет от 3 до 6 представителей в государственном парламенте (в зависимости от размеров конкретной земли).

Немецкий парламент избирает на должность федерального канцлера, который возглавляет исполнительную власть и, по сути, является главным лицом в государстве. С 2005 года в Германии занимает Ангела Меркель - первая женщина на должности федерального канцлера за всю историю страны.

Республика Польша

Польский парламент носит название Сейм, он также является двухпалатным. состоит из двух частей: это собственно Сейм, который состоит из 460 депутатов, а также Сенат, состоящий из 100 депутатов. Сейм избирается по пропорциональной системе, согласно методу Д"Ондта. При этом получить депутатское место в Сейме могут лишь те кандидаты, которые набрали не меньше 5% голосов в общенациональном голосовании (исключение составляют только представители партий этнических меньшинств).

Республика Индия

Индия также является парламентской республикой, в которой вся полнота власти принадлежит парламенту и правительству, которое им формируется. включает в себя Народную Палату и Совет Штатов - орган, который выражает интересы отдельных штатов.

В Народную Палату (Лок Сабха) депутаты избираются всеобщим народным голосованием. Общее (максимальное по Конституции Индии) количество членов Народной Палаты - 552 человека. Срок работы одного созыва Палаты составляет 5 лет. Однако Лок Сабха может быть распущена президентом страны досрочно, а в отдельных ситуациях законодательство Индии предусматривает и продление срока работы Палаты на один год. Руководит Народной палатой Индии спикер, который после своего избрания на эту должность обязан выйти из своей партии.

Совет Штатов (Раджья Сабха) формируется путем косвенных выборов и включает в себя 245 депутатов. Каждые два года состав Раджья Сабха обновляется на треть.

В заключение...

Теперь у вас есть представление о том, что такое парламентская республика. Примеры стран также приведены нами в этой информационной статье: это Австрия, Германия, Италия, Польша, Индия, Сингапур, Чехия и другие страны (всего - около 30 государств). В заключение можно сказать, что данная политическая система управления государством имеет как свои преимущества, так и свои недостатки. Однако на сегодняшний день парламентская республика - это самая оптимальная и эффективная форма правления в мире.

Понятие, состав и структура Правительства. Виды правительств.

Правительство – это коллегиальный орган общей компетенции, осуществляющий руководство исполнительной и распорядительной деятельностью в стране.

Помимо федерального (общенационального) Правительства существует также Правительство SФ, в политических автономиях иногда существуют местные Правительства.

На практике Правительство может именоваться по-разному: Совет министров (Франция), Федеральное Правительство (Германия), Кабинет (Япония), Правительство (Чехия), Федеральный совет (Швейцария) и т.д.

В англоязычных странах словом government называется вся система исполнительных, законодательных и судебных органов (вся государственная власть).

В президентских республиках, а также некоторых абсолютных и дуалистических монархиях Правительства, как единого органа не существует, считается, что вся ИВ принадлежит ГГ, которому подчиняются отдельные министры, рассматриваемые только как его советники. ГГ может созывать их на различные заседания или совещания, на которых никаких решений не принимается, а только обсуждаются отдельные вопросы, предложенные ГГ.

В состав Правительства входят различные должностные лица, к которым обычно относятся глава Правительства и министры, руководящие определенными министерствами и ведомствами.

На ряду с ними в некоторых странах в состав Правительства также входят: заместители главы Правительства (Португалия); заместители отдельных, наиболее важных министров (GB), министры без портфеля (должностные лица, которые не руководят каким-либо ведомством, а выполняют отдельные поручения главы Правительства или координируют деятельность группы министерств и ведомств, например, в Италии), члены Правительства, обеспечивающие взаимодействие Правительства и министров с Парламентом и его палатами (Австрия, GB – парламентские секретари).

Все эти должностные лица в различных государствах именуются по-разному:

Министры (европейские страны);

Государственные секретари (англоязычные страны);

Младшие министры;

Статс-секретари;

Отдельные должностные лица могут занимать в Правительстве несколько постов (глава Правительства и занимает должность министра).

Помимо членов Правительства, которые обладают решающим голосом, в некоторых государствах на заседаниях Правительства могут участвовать иные лица с правом совещательного голоса, например, во Вьетнаме, на Кубе.

По своей структуре Правительство не является однородным органом. Нередко внутри Правительства создаются органы более узкого состава.

Выделяются 2 типа таких органов:

- внутриправительственный орган общего характера (Италия), в него входят ГГ и наиболее важные министры, данный орган заседание гораздо чаще, чем Правительство в полном составе и он подготавливает заседания Правительства и иногда принимает решения вместо него;

- комитеты Правительства (внутриправительственные органы межведомственного характера, которые занимаются предварительной подготовкой вопросов для заседаний Правительства, а также координации деятельности различных министерств и ведомств, в комитеты Правительства входят министры и другие члены Правительства, действующие в смежных сферах управления, их возглавляет глава Правительства, кто-либо из его заместителей или какой-либо министр).

Комитеты бывают постоянные и временные (создаваемые для решения определенных задач).

С точки зрения политического состава Правительства делятся на (выбор зависит от формы правления):

- однопартийные (формируется при парламентской и смешанной форме правлений, политической партией получившей абсолютное или близкое к нему большинство мандатов в парламенте, формируются в президентских республиках, но ГГ из числа своих сторонников);

- коалиционные (обычно бывает при парламентской и смешанной форме правления, когда ни одной из партий не удалось получить в парламенте такого большинства, которое позволило бы сформировать однопартийное Правительство, в этом случае несколько партий имеющих в совокупности парламентское большинство могут договориться между собой о создании блока и формирования на его основе коалиционного Правительства, в отдельные кризисные моменты, например, в случае войны, может быть образовано коалиционное Правительство особого рода – Правительство национального единства, которое входят представители всех партий, имеющие мандаты в парламенте, оно провозглашает своей целью преодоление кризиса, перед которым все противоречия между партиями отступают на 2ой план);

Обычно однопартийное и коалиционное Правительство при парламентской и смешанной форме правления создаются на основе парламентского большинства, однако может быть создано и Правительство парламентского меньшинства . Такое Правительство формируется партией или блоком партий, имеющим меньшинство в парламенте, когда нет устойчивого большинства, когда все другие партии временно воздерживаются от политического конфликта с Правительством парламентского меньшинства. Этому Правительству трудно принимать радикальные решения и обычно оно ограничивается решением текущих вопросов.

- беспартийные (если при парламентской или формой правления не удается сформировать однопартийное или коалиционное Правительство, а распускать парламент нежелательно или по конституции невозможно, образуется беспартийное Правительство, оно включает специалистов, которые могут принадлежать различным партиям, но их партийная принадлежность в данном случае не имеет значения и не предопределяет принимаемые ими решения, обычно имеет временный характер, создается для преодоления Правительственного кризиса и ведет текущие дела до формирования Правительства на партийной основе, кроме того, такие Правительства существуют в странах, где вообще отсутствуют или запрещены политически партии).

Формирование Правительства.

В зависимости от формы правления и в связи со степенью участия парламента в формировании Правительства различаются 2 способа его формирования:

- парламентский (характерен для парламентских монархий и республик и предусматривает формирование Правительства на основе итогов парламентский выборов);

Формирование Правительства при парламентском способе, как правило, происходит в 2 этапа:

а) назначение или избрание главы Правительства;

б) замещение должностей остальных членов Правительства.

Если же явного большинства в парламенте ни одной из партий нет, то процесс формирования Правительства осложняется. Ему, как правило, предшествует консультации ГГ с лидерами крупнейших партий, председателями палат парламента и т.д. В ряде государств, например, Нидерландах, Бельгии, Дании, Норвегии ГГ обычно назначает специальное лицо – форматора, которому поручается определить круг потенциальных членов Правительства, способных заручиться поддержкой парламентского большинства. Если форматор успешно справляется со своей задачей, то он, как правило, становится главой Правительства. Иногда сменяется несколько форматоров.

При формировании однопартийного Правительства инициатива главы Правительства практически ничем не связана.

Таким партиям выделяются своего рода квоты в составе Правительства пропорционально численности их фракции.

В некоторых государствах (Греции, Италия, Турции) Правительство для окончательного своего сформирования обязано в течение определенного срока заручиться поддержкой парламентского большинства, которое чаще всего выражается в вотуме доверию программе и составу правительства. Такая практика получила название «позитивный парламентаризм». В других государствах получил распространение принцип «негативного парламентаризма», согласно которому Правительство не обязано получать позитивный вотум доверия парламента, оно может действовать до тех пор.

- внепарламентский . Этот способ подразделяется на:

1) реально внепарламентский;

2) формально внепарламентский.

Реально внепарламентский существует в абсолютных и дуалистический монархиях, а также в суперпрезидентских республиках. Здесь ГГ является, как правило, главой Правительства, по своему собственному усмотрению назначает и увольняет членов Правительства. В отдельных Г, например, в США, на Филиппинах, при назначении членов Правительства требуется одобрение верхней палатой Парламента, однако такое одобрение не носит политического характера и не зависит от партийной принадлежности кандидатов. Верхняя палата проверяет их компетентность и их моральный облик.

Формально внепарламентский характерен для полупрезидентских республик, поскольку здесь глава Правительства назначается ГГ с согласия Парламента, то ГГ вынужден учитывать соотношение сил между парламентскими фракциями, все другие члены Правительства назначаются ГГ по преставления главы Правительства. Степень влияния ГГ на персональный состав Правительства при этом способе зависит от соотношения партийных сил в Парламенте. Если ГГ возглавляет партию. имеющую в парламенте большинство мандатов, то в вопросе о назначении членов Правительства он более самостоятелен. Такая же ситуация складывается, когда в парламенте нет устойчивого парламентского большинства. В противном случае, когда большинство в Парламенте имеет оппозиционная ГГ партия, то роль ГГ в формировании Правительства резко падает, а политическая инициатива в этом вопросе переходит к лидеру Парламентского большинства, который становится главой Правительства и опирается на поддержку этого парламентского большинства.

Компетенция и ответственность Правительства.

По вопросу о закреплении компетенции Правительства в К в зарубежных государствах сложилось 2 основных подхода:

В Европейских, американских К и К следующих их образцу, компетенция Правительства очерчена самым общим образом. Как правило, всего лишь указывается, что Правительство руководит внешней и внутренней политикой Г или определяет состав Правительства как высшего исполнительного органа ГВ. Это происходит, поскольку считается, что компетенция Правительства охватывает любые вопросы, постольку, поскольку не отнесены в ведению других государственных органов.

В Советских республиках, а также в некоторых постсоветских республиках К подробно регламентируют компетенцию Правительства. Обычно это происходит в закрепления перечня вопросов, поручаемых ведению Правительства.

В целом, к наиболее типичным полномочиям Правительства относятся:

Назначения и увольнения на должности в подчиненных ему министерствах и ведомствах;

Руководство деятельностью этих министерств и ведомств;

Согласование позиций между ними;

Контроль за ними;

Право законодательной инициативы;

Формирование, вынесение в Парламент и исполнение Гос-го бюджета;

Подписание международных договоров и внесение их на ратификацию в Парламент.

Полномочия Правительства реализуются в принимаемых им правовых актах, которые делятся на:

Акты делегированного законодательства;

Подзаконные акты.

Правительство несет О перед другими органами ГВ. Эта О делится на:

1) политическая (политическая О наступает, за проводимую Правительством политику);

Политическая О в свою очередь делится на:

Коллективную (солидарную – если в отставку уходит все Правительство, даже тогда, когда виновен один из его членов) и индивидуальную (если только по отношению к одному члену);

О перед Парламентом (наступает в формах вотума недоверия или отказа в доверии) и ГГ (в форме принудительной отставки).

2) юридическая (за конкретные, совершенные членами Правительства правонарушения).

ЮО бывает только индивидуальной, в отдельных Г (Франции) для применения мер ЮО в отношении членов Правительства создаются специальные судебные органы и предусматриваются специальные процедуры (например, импичмент).

Конституция и текущее законодательство, как правило, сравнительно детально регулируют порядок формирования, состав и структуру правительства.

Можно выделить две главные наиболее распространенные модели преобладающей процедуры образования правительства.

Одна - формирование правительства на парламентской основе исходя из расстановки сил в парламенте (нижней палате). Такая процедура характерна для парламентских монархий и республик. Другая модель - внепарламентский способ образования высшего органа государственного управления. Он типичен для прези-дентских республик, стран с монократическими режимами и дуа-листических монархий.

Каждая из моделей имеет значительное число разновидностей. В большинстве парламентских монархий и республик премьер-министр формально назначается главой государства. Он формирует состав правительства и представляет его, а равно программу правительственной деятельности, на утверждение парламента. Парламентская инвеститура (утверждение) дается либо нижней палатой (Великобритания), либо обеими палатами (Италия). Только после получения инвеституры производится окончательное назначение правительства актом главы государства, и оно считается приступившим к исполнению своих обязанностей. Решающее значение при применении данной процедуры имеет расстановка политических сил в парламенте. В случае, если какая-либо партия или блок партий располагает абсолютным большинством депутатских мандатов на пост премьер-министра автоматически назначается лидер победившей партии (коалиции). Подобная практика характерна для Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряда других стран.

Сложнее обстоит дело, когда ни одна партия не располагает большинством в парламенте. В этом случае глава государства проводит консультации с лидерами партий, представленных в парламенте (нижней палате), пытаясь выяснить возможности и шансы

того или иного политического деятеля. В некоторых странах (Бельгия, Нидерланды и др.) в этом случае назначается не премьер-министр, а форматор правительства, который проводит закулисные переговоры с руководством партий, представленных в парламенте (нижней палате). В случае неудачи переговоров форматором назначается новое лицо. В результате правительственный кризис нередко затягивается на весьма длительный срок. Известны случаи, когда (например, в Нидерландах) правительственные кризисы длятся месяцами. В случае, если прийти к соглашению не удается, назначаются досрочные парламентские выборы. Однако, поскольку политические партии обычно опасаются слишком частого голосования, на практике путем различного рода сделок до-стигаются компромиссные решения.

В ряде стран (ФРГ, Япония, Швеция и др.) применяется процедура, при которой глава правительства формально избирается парламентом или нижней палатой. В ФРГ кандидат на пост канцлера предлагается президентом и считается избранным, если получил абсолютное большинство голосов.

В Японии в случае разногласий между палатами окончательное решение принадлежит Палате представителей. В Швеции избранным считается кандидат, против которого не проголосовало большинство депутатов Риксдага. (Подобное правило привело к тому, что в октябре 1978 года в стране было сформировано правительство, распола-гавшее поддержкой лишь 10% депутатов.)

Сравнительно редко встречается практика, когда все члены правительства избираются парламентом. Один из немногих примеров такого рода - Швейцария, где Федеральный совет (правительство) в составе семи человек избирается на совместном заседании обеих палат федерального собрания на срок полномочий нижней палаты.

На практике процедурные различия в порядке формирования правительства в парламентарных монархиях и республиках хоть и имеют юридическое значение, не предопределяют ни его состав, ни программу. Решающая роль в формировании правительства и назначении его главы принадлежит руководству политических партий, располагающих парламентским большинством. Это приводит к тому, что вопрос о кандидате на пост главы правительства предрешается заранее, если только одной из партий или ранее образованному блоку партий удастся захватить большинство мест в законодательном органе. Нередко партия, находящаяся в оппозиции, уже заранее создает так называемый "теневой кабинет", который превращается в правительство, если партия добивается успеха на парламентских выборах. Подобная практика с некоторыми нюансами существует в Великобритании, Канаде, Австралии, ФРГ и ряде других стран.

Примерно таким же образом решается проблема формирования правительства победившей партией в тех освободившихся стра-

нах, где восприняты в той или иной мере принципы парламентаризма (Индия, Малайзия, Сингапур).

Определенной спецификой отличается процедура формирования правительства в республиках со смешанной формой правления. Во Франции, согласно Конституции 1 9 5 8 г. , премьер-министр и члены правительства по его представлению назначаются президентом Республики. В условиях совпадения президентского и парламентского большинства вопрос о назначении правительства решается главой государства самостоятельно. Иначе обстоит дело, когда поддержка президента парламентским большинством отсутствует. (Такие ситуации складывались в Пятой республике уже трижды.) В этом случае президент вынужден поручать формирование правительства лидеру победившей партии.

В президентских республиках глава государства сам является носителем правительственной власти. Он подбирает, назначает и увольняет членов кабинета. В США они назначаются президентом формально "по совету и с согласия Сената". Однако на практике случаи негативной реакции Сената чрезвычайно редки. Гораздо больше возникает проблем с отысканием таких кандидатов, которые бы в последующем не были уличены в различного рода махинациях и злоупотреблениях.

Форма правления - это способ организации высшей государственной власти и система ее взаимоотноше­ний с населением . Различают следующие формы правления в современных государствах.

Монархия -формальным источником власти здесь выступа­ет монарх. Власть передается по наследству и не является про­изводной от какого-либо органа или населения. Монархии бы­вают абсолютные и конституционные.

При абсолютной монархии власть полностью сосредоточена в руках монарха. В настоящее время абсолютных монархий среди цивилизованных стран оста­лось немного (Саудовская Аравия и ряд других).

Конституцион­ных монархий , в том числе и на территории Европы, существует немало. Отличительный признак конституционной монархии - весьма ограниченная, а то и просто номинальная власть монарха. Монарх (король, принц) выполняет в основном представительские функции, является символом нации. Консти­туционная монархия сегодня - это не только дань многовеко­вым традициям, но и нередко достаточно эффективный способ сплочения нации.

В зависимости от степени ограничения власти главы государства различают дуалистическую и парламентарную консти­туционные монархии .

В дуалистической монархии полномочия монарха ограничены в сфере законодательства, но широки в сфере исполнительной власти. Кроме того, он сохраняет контроль над представительной вла­стью, поскольку наделяется правом полного вето на решения парла­мента и правом его досрочного роспуска. (Германия по конститу­ции 1871 г., Япония по конституции 1889 г., Россия после 17 октября 1905 г. - «конституционная монархия под самодержавным царем»). Сегодня это Саудовская Аравия и ряд небольших арабских госу­дарств.

Парламентарная монархия существует в Бельгии, Велико­британии, Дании, Испании, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Нор­вегии, Швеции, т.е. в восьми из восемнадцати стран Западной Евро­пы. Власть монарха не распространяется на сферу законодатель­ства и значительно ограничена в управлении. Законы принимаются парламентом, право вето фактически (в ряде стран и формально) монарх не реализует. Правительство формируется на основе парламентского большинства и несет ответственность перед парла­ментом. Фактическое управление страной осуществляет правитель­ство. Любой акт монарха требует утверждения главы правитель­ства или соответствующего министра.

Таким образом, монархия сегодня - слабое политическое учреждение, однако она, по мнению М. Вебера, обеспечивает дополнительную легитимацию власти, так как монарх - носитель традиции, символ единства нации, незыблемости политической системы. Кроме того, конституционная монархия «дает нейтрального руководителя государства и делает ненужным поиск приемлемого для всех кандидата на этот пост» (А. Лейпхарт).



Республика -сегодня более распространенная, чем монар­хия, форма государственного правления. Формальным источни­ком власти является воля народного большинства. Глава госу­дарства сменяем. Его власть производна от населения или от представительного органа власти. В зависимости от того, кто в конечном счете руководит страной - президент (одно лицо, из­бранное на данный пост населением страны) или парламент (коллективный орган, также выбираемый населением), разли­чают республики парламентские и президентские .

Президентская республика характеризуется особой ролью пре­зидента: он одновременно и глава государства, и глава правитель­ства. Пост премьер-министра отсутствует, правительство формиру­ется внепарламентским путем, президент назначает его членов или независимо от парламента, или «с согласия сената» (практика США). Министры обязаны проводить политику, определяемую президен­том, и несут ответственность перед ним.

Парламент не вправе выразить правительству вотум недоверия, а порицание министров парламентом не влечет за собой их автоматической отставки. Глава государства избирается независимо от парламента: либо коллегией выборщиков, избираемых населением (США), либо прямым голосованием граждан. Такой порядок выборов дает возможность президенту и его правительству действовать по своему усмотрению, не­взирая на парламент. Президент, кроме того, наделяется правом отлагательного вето на законы, принимаемые парламентом, и активно им пользуется.

Президентом становится лидер партии, победившей на президентских выборах, парламентское же большинство может принадлежать другой партии (в 1980-е гг. в США президентом являлся республиканец, а большинство в конгрессе было за демократами). Такое несовпадение невозможно в парламентской республике.

Важнейшая отличительная черта президентской республики - жесткое разделение властей . Все ветви власти обладают значительной самостоятельностью по отношению друг к другу. При этом существует развитая система сдержек и противовесов, сохраняющая относительное равновесие властей. Так, парламент не вправе вынести вотум недоверия правительству, но и президент не вправе досрочно распустить парламент. В то же время парламент обладает правом на импичмент, т.е. правом привлечения к ответственно­сти и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц, в том числе и президента. Однако у главы государства есть право отлагательного вето на решения парламента. Независимая судебная власть, формируемая президентом при участии парламента, обладает правом конституционного контроля и правом на толкование «Буквы и Духа Конституции» (право на дискрецию).

С одной стороны, в президентской республике создаются благоприятные предпосылки для концентрации властных полномочий в руках президента, с другой - при соблюдении конституционных норм правительство более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями, чем во многих странах с парламентар­ной системой. Классический пример президентской республики - США, где впервые и была установлена эта форма правления, возро­дившая в свою очередь многие принципы римской смешанной по­литической системы.

Парламентскую республику отличают формирование правитель­ства на парламентской основе и его формальная ответственность перед парламентом. Глава государства занимает в системе власт­ных органов скромное место. Парламент наряду с изданием зако­нов и вотированием бюджета имеет право контроля за деятельно­стью правительства. Назначает правительство глава государства, но не по своему усмотрению, а из числа представителей партии (коалиции партий), располагающих большинством мест в парламенте (его нижней палате). Вотум недоверия правительству со стороны парламента влечет за собой либо отставку правительства, либо рос­пуск парламента и проведение досрочных парламентских выборов, либо то и другое.

Правительство, формируемое из представителей партии (партий) парламентского большинства, получив вотум доверия, при помощи партийной дисциплины направляет деятельность этого большин­ства и тем самым приобретает контроль над парламентом в целом. Таким образом, правительство - главный орган управления стра­ной, а глава правительства является фактически первым лицом в структуре власти, оттесняя главу государства на второй план.

Сте­пень полновластия главы правительства зависит от конкретной расстановки политических сил в стране, сложившихся правил взаи­моотношения между парламентом и правительством и др.

Премьер-министр Великобритании, будучи лидером партии, контролирующей большинство в парламенте, обладает гораздо большей свободой дей­ствий, нежели председатель совета министров Италии, вынужден­ный учитывать точку зрения представителей партий - партнеров по правящей коалиции и фактор «доминирующего парламента».

Президент парламентской республики избирается или парламен­том (Греция), или парламентом при участии представителей адми­нистративно-территориальных (автономных) единиц (Италия), или особой коллегией выборщиков, включающей депутатов парламента и представителей субъектов федерации на паритетной основе (ФРГ), реже - всеобщим голосованием избирателей (Австрия).

Полномочия президента, кроме чисто представительских, осуществляются только с согласия правительства. Акты президента нуж­даются в утверждении со стороны членов правительства, которые и несут за них ответственность. Типичные парламентские республи­ки: Австрия, Греция, Италия, ФРГ.

Среди форм правления есть такие, которые сочетают в себе при­знаки и президентской и парламентской республики. Например, «Пятая Французская Республика», возникшая в результате приня­тия конституции 1958 г. Данная смешанная форма получила на­именование премьер-президентской . Она характеризуется тем, что:

- президент избирается на прямых всеобщих выборах;

- президент наделен широкими властными полномочиями;

- одновременно с президентом существуют и выполняют функ­ции исполнительной власти премьер-министр и кабинет, ответствен­ные перед законодательным собранием.

По мнению М. Дюверже, это система, в которой - в зависимо­сти от того, поддерживает ли парламентское большинство действу­ющего президента или нет, - чередуются президентские и парла­ментские фазы. На президентской фазе президент играет ключе­вую, доминирующую роль в системе высших органов государственной власти. На парламентской - вынужден делить властные полно­мочия с премьер-министром. Помимо Франции подобная форма правления существует в Португалии, Финляндии (до 1991 г.) и Ис­ландии.

Смешанная, президентско-парламентская форма правления, с еще большим доминированием президента, действует в ряде стран Латинской Америки (Перу, Эквадор), она же закреплена конститу­цией 1993 г. в России и новыми конституциями в ряде стран СНГ. Ее наиболее важные особенности:

- наличие, всенародно избранного президента;

- президент назначает и смещает членов правительства;

- члены правительства должны пользоваться доверием парла­мента;

- президент имеет право распустить парламент.

Особая форма правления сложилась в Швейцарии. Здесь функ­ции главы государства и правительства осуществляются «коллек­тивным президентом» - Федеральным советом, который избирается парламентом в составе семи человек на широкой коалиционной ос­нове. Председательствует в Федеральном совете президент, избирае­мый на один год из состава его членов и осуществляющий чисто представительские функции. Принцип парламентской ответственно­сти правительства отсутствует. М. С. Шугарт и Д. М. Кэри предло­жили называть такую систему ассамблейно-независимой . В этом наименовании, по их мнению, указывается как «источник исполни­тельной власти, так и отсутствие необходимости во взаимном доверии законодательной ассамблеи и исполнительной власти».

Правительства формируются двумя основными способами: парламентским и внепарламентским. Эти разновидности определяются формой правления.

Парламентский способ формирования правительства используется в государствах с парламентарной формой правления (парламентарная республика, парламентарная монархия, часто в смешанной республике). Право на формирование правительства в этих странах получает та политическая партия или коалиция партий, которая имеет большинство мест в нижней палате парламента страны.

Так, в Великобритании (парламентарной монархии) премьер-министром назначается (автоматически становится) лидер партии, получившей большинство мест в палате общин парламента. По его рекомендации глава государства (монарх) назначает остальных членов правительства.

Таким образом, формирование правительства на парламентской основе предполагает, что вначале глава государства назначает главу правительства, который затем формирует правительство и предлагает парламенту его персональный состав. В случае если предлагаемый состав правительства или его глава не получает доверия большинства парламента (или его нижней палаты), то возможен роспуск парламента и назначение главой государства служебного правительства на период, пока соберется вновь избранный парламент и сформирует правительство.
Решающее значение при применении парламентской процедуры формирования правительства имеет расстановка политических сил в парламенте, так как правительство образуется по результатам парламентских выборов.

Парламентский способ формирования правительства применяется в таких странах, как Бельгия, Нидерланды, Швеция, Швейцария, Япония, Канада, Австралия, Новая Зеландия, Индия, и других.

Внепарламентский способ формирования правительства используется в президентских республиках, республиках смешанного типа и некоторых формах монархий.

Право на формирование правительства в президентских республиках имеет не парламент, а президент. Правительство формируется по результатам президентских выборов.

В президентских республиках парламент все же принимает участие в формировании центральной исполнительной власти. Президент США возглавляет всю структуру органов исполнительной власти. Должность премьер- министра в США не предусмотрена. Кабинет состоит из глав департаментов, которые назначаются президентом «по совету и с согласия».

В республиках смешанного типа, в которых сочетаются элементы президентской и парламентарной республик, порядок формирования правительства сочетает элементы парламентского и внепарламентского методов. Так, статья 8 Конституции Франции 1958 г. закрепляет нормы о том, что Президент Республики назначает премьер-министра - главу правительства. Это его личное право. По предложению премьер-министра президент назначает других членов правительства и прекращает их полномочия. Однако, согласно ст. 20 Конституции Франции, правительство несет ответственность не только перед президентом, но и перед парламентом на условиях ст. 49 и 50 Конституции. «После обсуждения в Совете министров Премьер-министр ставит в Национальном собрании, вопрос об ответственности Правительства по его программе или, в случае необходимости, по декларации об общей политике.» (ч. 1 ст. 49 Конституции Франции 1958 г.). «Если Национальное собрание примет резолюцию порицания или если оно не одобрит программу или декларацию об общей политике Правительства, то Премьер- министр должен вручить Президенту Республики заявление об отставки Правительства» (ст. 50 Конституции Франции 1958 г.). Для формирования и нормальной работы правительство нуждается в доверии Национального собрания (нижней палаты парламента). Решение премьер-министра об отставке правительства должно быть связано с выражением недоверия Национального собрания правительству.