Названия литературных премий. Самые престижные литературные премии


Премия Хьюго

Эту премию можно назвать одной из самых демократичных: ее лауреатами становятся по результатам голосования зарегистрированных участников Всемирных конвентов любителей фантастики WorldCon (поэтому премия считается «читательской»).
Премия Хьюго (Hugo Award) - литературная премия в области научной фантастики. Она учреждена в 1953 и носит Хьюго Гернсбека - создателя первых специализированных научно-фантастических журналов. Премия присуждается ежегодно за лучшие произведения в жанре фантастики, опубликованные на английском языке. Победителям вручается статуэтка в виде взлетающей ракеты.

Премия вручается в следующих номинациях:

Лучший роман (Best Novel)
Лучшая повесть (Best Novella)
Лучшая короткая повесть (Best Novellette)
Лучший рассказ (Best Short Story)
Лучшая книга о фантастике (Best Related Book)
Лучшая постановка, крупная форма (Best Dramatic Presentation, Long Form)
Лучшая постановка, малая форма (Best Dramatic Presentation, Short Form)
Лучший профессиональный редактор (Best Professional Editor)
Лучший профессиональный художник (Best Professional Artist)
Лучший полупрофессиональный журнал (Best SemiProzine)
Лучший фэнзин (Best Fanzine) Лучший фэн-писатель (Best Fan Writer)
Лучший фэн-художник (Best Fan Artist)

Отдельно присуждается премия имени Джона Кэмпбелла - «самому многообещаемому молодому автору года» (Most Promising New Author of the Year), которую получает фантаст-дебютант.
Вместе с премией «Хьюго» иногда присуждается премия «Гэндальф» - не за конкретное произведение, а за весомый вклад в развитие жанра фэнтези.

* * *

Премия Ренодо

Носит имя Теофраста Ренодо (1586-1653) - французского королевского врача, историографа, одного из создателей современной журналистики, издателя первой европейской газеты «La Gazette».
Награда учреждена в 1925 году журналистами, томившимися в ожидании результатов заседания гонкуровского жюри. Поэтому премия Ренодо присуждается всегда в тот же день, что и Гонкуровская.
Несмотря на "безденежность", является второй по значимости литературной наградой Франции после Гонкуровской.
Премия состоит в том, что через год после её присуждения в честь лауреата устраивается весёлый обед.
Среди лауреатов разных лет - Марсель Эме, Луи-Фердинан Селин, Луи Арагон, Роже Пейрефит, Сюзанн Пру, Даниэль Пеннак, Фредерик Бегбедер.

* * *

Премия имени Сервантеса

Литературная премия имени Сервантеса, учрежденная министерством культуры Испании в 1975 году, ценится в испаноговорящем мире не меньше Нобелевской. Денежная часть «испанской «Нобелевки» составляет 90 тысяч евро, она ежегодно вручается очередному лауреату королем всея Испании Хуаном Карлосом на родине автора «Дон Кихота» - в городке Алкала-де-Энарес, что в 50 километрах от Мадрида.
Поскольку хороших и разных испаноязычных литераторов много, по неписаной традиции награда достается поочередно представителям то Испании, то стран Латинской Америки. Например, в 2005 году лауреатом стал 72-летний Серхио Питоль - автор многочисленных романов, эссе и стихотворений, переводчик иностранных писателей, в том числе Антона Чехова, в прошлом дипломат. Немалую роль в присуждении премии мексиканцу сыграл тот факт, что в 2004-м ее дали испанцу Рафаэлю Санчесу Ферлосио.

* * *

Премия Джеймса Тейта

Старейшая литературная награда Великобритании – мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка (James Tait Black Memorial Prize), которая присуждается Эдинбургским университетом с 1919 года лучшим романистам и авторам биографических сочинений.
Ее лауреатами в разное время становились Ивлин Во, Айрис Мердок, Грэм Грин, Иэн Макьюэн.
В 2007 году премию получил американский писатель Кормак МакКарти (Cormac McCarthy) за роман «Дорога» (The Road).
В 2008 году премию получили: в номинации «Фантастика» Розалинда Белбен (Rosalind Belben) за роман «Лошади в Египте» (Our Horses in Egypt), в номинации «Биография» - Розмари Хилл (Rosemary Hill) за книгу «Божественный архитектор Пугин и сооружения британского романтизма» (God"s Architect: Pugin and the Building of Romantic Britain»).

* * *

Премия Orange

Представительницам женской прозы в Великобритании – просто раздолье: сугубо для женщин-литераторов, пишущих на английском языке, с 1996 года существует премия Orange Prize. Победительницам вручают бронзовую статуэтку с нежным именем Бесси и чек на приятную сумму - 30 000 фунтов стерлингов.
В 2006 году счастливой обладательницей вышеупомянутого приза стала тридцатилетняя уроженка Лондона Зейди Смит (Zadie Smith) с романом «On Beauty» («О красоте»). В 2005 году он номинировался на Букера, но проиграл «Морю» Джона Бэнвилла. Зейди Смит в Orange Prize не новичок: ее предыдущие романы «White Teeth» («Белые зубы») и «The Autograph Man» («Продавец автографов») уже попадали в «шорт-листы» премии. В 2007 году победительницей стала нигерийка Чимаманда Нгози Адичие - автор романа «Половина желтого солнца». В 2008 году лауреатом названа Роуз Тремэйн (Rose Tremain) за роман «The Road Home» («Дорога домой»). В 2009 году победила американка Мэрилин Робинсон с романом «Жилище» («Home»). В 2010 году за роман «Лакуна» лауреатом стала американская писательница Барбара Кингсолвер, которая уже входила в премиальный шорт-лист в 1999 году с романом «Библия ядовитого леса».
С 2005 года присуждается премия Orange New Writers" Award (призовой фонд - 10 000 фунтов, или 17 500 долларов) за лучший дебют на английском. В 2006 году на нее претендовала наша бывшая соотечественница Ольга Грушина, ныне проживающая в США, с романом «The Dream Life of Sukhanov» («Жизнь Суханова в сновидениях»). Ее конкурентками были китаянка Июнь Ли (Yiyun Li) с книгой «A Thousand Years of Good Prayers» («Тысяча лет добрых пожеланий») и англичанка Наоми Олдерман (Naomi Alderman), автор романа «Disobedience» («Неповиновение»). Олдерман и получила премию, а в 2007-м награда досталась Карен Коннелли за роман «Клетка ящерицы».
Впрочем, у обойденных призами конкурсанток нет оснований сетовать на непонимание их женской прозы: в жюри премии – исключительно женщины.

* * *

Нобелевская премия по литературе

Премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем и промышленником Альфредом Бернхардом Нобелем и названная в его честь Нобелевской, является самой престижной в мире и самой критикуемой. Конечно, во многом это обусловлено размером «Нобелевки»: награда состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и, самое главное, чека на денежную сумму. Размер последней зависит от прибылей Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, составленному 27 ноября 1895 года, его капитал (первоначально свыше 31 млн. шведских крон) был помещен в акции, облигации и займы. Доход от них ежегодно делится на 5 равных частей и становится премиями за самые выдающиеся мировые достижения в физике, химии, физиологии или медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира.
Первые награды были присуждены 10 декабря 1901 и составляли по 150 тыс. шведских крон (6,8 млн. крон в исчислении 2000 года). В прошлом году нобелиантам досталось по 10 миллионов шведских крон, или около 1 миллиона 300 тысяч долларов.
Особые страсти разгораются вокруг Нобелевской премии по литературе. Главные претензии к Шведской академии в Стокгольме (именно она выявляет достойнейших писателей), - и сами решения Нобелевского комитета, и то, что они принимаются в обстановке строгой секретности. Нобелевский комитет оглашает только число претендентов на ту или иную премию, но не называет их имен. Злые языки также утверждают, что премия подчас дается по политическим, а не литературным мотивам. Главный козырь критиков и хулителей - обойденные «Нобелевкой» Лев Толстой, Набоков, Джойс, Борхес…
Тем не менее, список лауреатов Нобелевской премии в области литературы более чем внушителен.
Как видим, наши соотечественники становились обладателями «Нобелевки» 5 раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак (под давлением советских властей отказался от премии), 1965 год – Шолохов, 1970 – Солженицын и 1987 – Бродский.
Премия вручается ежегодно 10 декабря – в годовщину смерти Нобеля. Шведский король традиционно награждает писателей-нобелиантов в Стокгольме. В течение 6 месяцев после получения «Нобелевки» лауреат должен выступить с Нобелевской лекцией по тематике своей работы.

* * *

Международная премия имени Г.-Х. Андерсена

За появление этой премии надо сказать спасибо немецкой писательнице Елле Лепман (1891-1970). И не только за это. Именно госпожа Лепман добилась того, что решением ЮНЕСКО день рождения Г.-Х. Андерсена, 2 апреля, стал Международным днем детской книги. Она же инициировала создание Международного совета по детской и юношеской книге (IBBY) - организации, объединяющая писателей, художников, литературоведов, библиотекарей более чем шестидесяти стран. С 1956 года IBBY присуждает Международную премию имени Г.-Х. Андерсена, которую с легкой руки все той же Еллы Лепман называют «маленькой Нобелевской премией» по детской литературе. С 1966 года эта награда вручается и художникам-иллюстраторам детских книг.
Золотую медаль с профилем великого сказочника лауреаты получают раз в 2 года на очередном конгрессе IBBY. Награда полагается только здравствующим писателям и художникам. Первой обладательницей «детской «Нобелевки» в 1956 году стала английская сказочница Элеанор Фарджон, известная у нас по переводам книг «Хочу Луну», «Седьмая принцесса». В 1958 году премию получила шведская писательница Астрид Линдгрен. Среди других лауреатов тоже немало звезд мировой величины - немецкие писатели Эрих Кестнер и Джеймс Крюс, итальянец Джанни Родари, Богумил Ржига из Чехословакии, австрийская писательница Кристине Нестлингер… Увы, наших соотечественников в списке «андерсеносцев» нет, хотя Совет по детской книге России входит в IBBY с 1968 года. Только художник-иллюстратор Татьяна Алексеевна Маврина (1902-1996) получила медаль Андерсена в 1976 году.
Правда, у Международного совета по детской книге есть еще одна награда - Почетный диплом за отдельные книги для детей, за их иллюстрирование и лучшие переводы на языки мира. И среди дипломантов «наших» немало – писатели Радий Погодин, Юрий Коваль, Валентин Берестов, Агния Барто, Сергей Михалков, художники Лев Токмаков, Борис Диодоров, Виктор Чижиков, Май Митурич, переводчики Яков Аким, Юрий Кушак, Ирина Токмакова и другие.

* * *

Международная литературная премия Астрид Линдгрен

Еще одна награда для детских писателей носит имя «мамы» Карлсона и Калле-сыщика, Пеппи Длинныйчулок и… Впрочем, перечислять героев книг знаменитой шведки Астрид Линдгрен можно долго. Лучшей памятью о писателе являются его книги, но Правительство Швеции сразу после смерти Линдгрен решило учредить и литературную премию имени всемирно известной сказочницы. «Я надеюсь, что Премия будет выполнять двойную роль - служить нам напоминанием об Астрид и деле ее жизни, а также будет способствовать популяризации хорошей детской литературы и содействовать ее развитию», - заявил Премьер-министр Швеции Йоран Перссон.
Ежегодная Международная литературная премия Астрид Линдгрен (The Astrid Lingren Memorial Award) «За произведения для детей и юношества» должна привлекать внимание мировой общественности к литературе для детей и подростков и к правам детей. Поэтому она может присуждаться не только писателю или художнику за исключительный вклад в развитие детской книги, но и за любую деятельность по пропаганде чтения и защите прав ребенка. Привлекает и денежное содержание награды – 500 000 евро. Счастливых обладателей премии определяют 12 почетных граждан страны, члены Государственного культурного совета Швеции. По традиции, имя лауреата этой премии каждый год называется в марте на родине Астрид Линдгрен. Награду лауреату вручают в мае в Стокгольме.
18 марта 2003 г. были объявлены первые победители - австрийская писательница Кристине Нёстлингер и американский художник, создатель оригинальных книжек-картинок Морис Сендак. В 2004 году премию получила бразильская писательница, лауреат Международной литературной премии им. Андерсена Лиджа Божунга, в 2006 году - американка Кэтрин Патерсон.
Лауреатом премии 2007 года стал венесуэльский "Банк Книги" (Banco del Libro) - некоммерческая организация, основанная в 1960 году в столице Венесуэлы Каракасе. Ее целью является популяризация детской литературы, издательская деятельность, расширение сети библиотек и книжных магазинов. Награда присуждена за активность, профессионализм, работу в непосредственном контакте с детьми и отсутствие бюрократизма.
В 2008 году награды удостоилась 40-летняя австралийская писательница Соня Хартнетт - автор десятка с лишним повестей для подростков.
Лауреатом-2009 названа палестинская независимая общественная организация Tamer Institute for Community Education, занимающаяся популяризацией чтения на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа.
В 2010 году премию вручили писательнице и художнику-иллюстратору Китти Кроутер (Бельгия).

* * *

Гринцане Кавур

В 2001 году ЮНЕСКО объявила премию «Гринцане Кавур» «образцовым институтом международной культуры». Несмотря на недолгую историю существования (учреждена в Турине в 1982 году), премия стала одной из самых престижных литературных наград Европы. Свое название она получила по имени туринского замка XIII века: раньше там жил граф Бенсо Кавур - первый премьер-министр объединенной Италии, а сейчас располагается штаб-квартира премии.
Главная цель «Гринцане Кавур» - приобщение молодого поколения к литературе, для чего в состав жюри включают и маститых литературных критиков, и школьников. За книги авторов, номинированных на премию, голосуют около тысячи подростков из Италии, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Чехии, США, Кубы, Японии. Надо признать, литературный вкус у школьников неплохой - среди лауреатов прошедших лет были: Гюнтер Грасс, Чеслав Милош, Карлос Фуэнтес, Богумил Грабал, Кендзабуро Оэ, Ив Бонфуа, Жан Старобинский, Видиадхар Найпол, Дорис Лессинг, Тони Моррисон, Даниэль Пеннак, Джон Максвелл Кутзее, Марио Варгас Льоса, Анита Десаи, Дерек Уолкотт, Амитав Гхош, Дон Делилло.
С 2004 в России переводчикам с итальянского либо авторам произведений, опубликованных в Италии и касающихся итальянской тематики, вручалась премия «Гринцане Кавур Москва» (Grinzane Cavour Moscow). В 2004 ее получили Евгений Рейн, Елена Костюкович и Владислав Отрошенко, в 2005 - Наталия Ставровская и Асар Эппель. В 2007 году лауреатом «Гринцане Кавур Москва» стал писатель Михаил Шишкин, обладатель «Большой книги»-2006 и «Национального бестселлера», и переводчица Елена Дмитриева, автор русских версий «Леопарда» Лампедузы, произведений Леонардо Шаши, Примо Леви и других.
В 2008 году лауреатом премии в номинации "Лучшая проза на иностранном языке" стала Людмила Улицкая за роман "Искренне Ваш, Шурик" (помимо Улицкой победителями в данной номинации стали испанский и немецкий писатели Бернардо Ачага и Инго Шульце).

* * *

Гонкуровская премия

Главная литературная премия Франции - Гонкуровская (Prix Goncourt), учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, не обязательно живущему во Франции. Она носит имя французских классиков братьев Гонкуров (Goncourt) – Эдмона Луи Антуана (1832-1896) и Жюля Альфреда Юо (1830-1869). Младший, Эдмон, завещал свое громадное состояние литературной Академии, которая стала называться Гонкуровской и учредила ежегодную одноименную премию.
В Гонкуровскую академию входят 10 самых известных литераторов Франции, которые работают не корысти ради, а за символическую плату - 60 франков в год. Каждый имеет один голос и может отдать его за одну книгу, только президент имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони-старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон... В 2008 году устав Гонкуровской академии изменился: теперь возраст членов жюри престижной Гонкуровской премии не должен превышать 80 лет.
Денежное содержание награды чисто символическое - сейчас оно составляет 10 евро. Но после присуждения премии продажи книги-победителя резко увеличиваются, принося автору и славу и доходы.
Изначально премия задумывалась как награда молодым писателям за оригинальность таланта, новые и смелые поиски содержания и формы. Однако эти пожелания учредителя Э. Гонкура скоро забылись. До Второй мировой войны (да и после) случаи ее присуждения за действительно выдающиеся произведения можно пересчитать по пальцам - например, Гонкуровская премия досталась антивоенному роману «Огонь» Анри Барбюса. А вот имя первого лауреата Джона-Антуана Hay (1903) давно забыто, его произведения (как и многих других обладателей Гонкуровской премии) никогда не были известны за пределами Франции. Хотя среди «гонкуриатов» встречались и настоящие знаменитости - Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954). Один раз за более чем вековую историю премии лауреатом стал выходец из России Андрей Макин за роман «Французское завещание», переведенный на 30 языков.
Французский писатель А. Стиль как-то заметил, что «Гонкуровская премия имеет тенденцию, с одной стороны, подниматься, а с другой - резко падать». Впрочем, не только она…

Избранные лауреаты:

1916 - Анри Барбюс, «Огонь»
1919 - Марсель Пруст, «Под сенью девушек в цвету»
1933 - Андре Мальро, «Удел человеческий»
1951 - Жюльен Грак, «Побережье Сирта» (от премии отказался)
1954 - Симона де Бовуар, «Мандарины»
1956 - Ромен Гари, «Корни неба»
1970 - Мишель Турнье, «Лесной царь»
1974 - Паскаль Лене, «Кружевница»
1975 - Эмиль Ажар (Ромен Гари), «Вся жизнь впереди»
1978 - Патрик Модиано, «Улица темных лавочек»
1982 - Доминик Фернандес, «На ладони ангела»
1984 - Маргерит Дюрас, «Любовник»
1988 - Эрик Орсенна, «Колониальная выставка»
1993 - Амин Маалуф, «Скала Таниоса»
1994 - Дидье Ван Ковелер, «Путь в один конец»
1995 - Андрей Макин, «Французское завещание»
1997 - Патрик Рамбо, «Битва»
2002 - Паскаль Киньяр, «Блуждающие тени»
2007 - Жиль Лерой, «Песнь Алабамы»
2008 - Атик Рахими, «Синге Сабур. Камень терпения»
2009 - Мари Ндьяй, «Три сильные женщины»
2010 - Лоран Бине, «HHhH»

* * *

Букеровская премия

Получить Букеровскую премию может любой житель стран Содружества наций или Ирландии, чей роман на английском языке сочтут достойным мировой славы и 50 тысяч фунтов стерлингов. Награда вручается с 1969 года, с 2002 года её спонсором является группа компаний Man, и официальное название премии - The Man Booker Prize.
Как определяют победителя? Сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек – известных литературных критиков, писателей, учёных, общественных деятелей. В августе жюри объявляет «лонг-лист» из 20-25 романов, в сентябре - шестерых участников «шорт-листа», а в октябре – самого лауреата.
Четыре раза Букер был «кузницей кадров» для «Нобелевки»: букериаты Уильям Голдинг, Надин Гордимер, В. С. Найпол и Дж. М. Кутзее стали впоследствии лауреатами Нобелевской премии по литературе. Дж. М. Кутзее и Питер Кэри завоевали Букера дважды (в 1983 и 1999 гг.; в 1988 и 2001 гг., соответственно). Никем не превзойдён рекорд Айрис Мёрдок (лауреата Букера в 1978 г.) по числу попаданий в «короткий» список - 6 раз. Последним лауреатом (за 2005 г.) стал ирландец Джон Бэнвилл с романом «Море», обскакавший в премиальном марафоне таких мэтров, как тот же Кутзее, Салман Рушди, Джулиан Барнс, Иэн Макьюен и других.
К 40-летию премии появилась специальная награда «Букер всех времен». Ее лауреатом должен был стать букериат, чье произведение читатели сочли лучшим романом за все годы существования премии. По итогам интернет-голосовании победил британский прозаик и поэт индийского происхождения сэр Салман Рушди с романом «Дети полуночи».
Россияне знакомятся с книгами-«букероносцами» благодаря серии «Премия Букера: Избранное», выпускаемой с 2002 года издательством «РОСМЭН». В неё входят и произведения из «длинного» и «короткого» списков.
Кроме того, существует Международная Букеровская премия, которая вручается раз в два года. Она присуждается писателю, пишущему на английском языке или автору, произведения которого широко переводятся на английский.
В 2009 году в число финалистов «Международного Букера» вошла российская писательница, обладательница «Русского Букера» Людмила Улицкая, а лауреатом премии в мае 2009 года назвали 77-летнюю канадскую писательницу Элис Мунро, известную в основном своими рассказами. Денежное содержание награды - 103 тыс. долларов.

* * *

Самая большая в мире премиальная сумма за отдельное литературное произведение - 100 тысяч евро. Ее получают лауреаты международной премии IMPAC, учрежденной в 1996 году Городским советом Дублина.
В этом городе, воспетом Джойсом, и происходит награждение. Хотя штаб-квартира международной компании IMPAC (Improved Management Productivity and Control), чье имя носит награда, расположена во Флориде и прямого отношения к литературе не имеет. IMPAC - мировой лидер в области повышения производительности труда - работает над проектами для крупнейших корпораций и организаций в 65 странах мира.
Правда, высокая производительность писательского труда (в сочетании с качеством) тоже может принести премиальные плоды. Чтобы участвовать в конкурсе, произведение должно быть написано или переведено на английский язык и выдержать жесткую международную конкуренцию: правом выдвижения соискателей пользуются 185 библиотечных систем в 51 стране.

Подробности 18.04.2017

Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия вручается за лучшее прозаическое произведение большой формы, опубликованное в отчетном году. Это крупнейшая в России и вторая в мире (после Нобелевской) литературная премия, учрежденная в 2005 году. Общий призовой фонд - 6,1 млн рублей, образуется из процентов по вкладам, внесенными крупными российскими бизнесменами и фирмами, создавшими «Центр поддержки отечественной словесности». Ежегодно присуждается три премии.

В 2016 году лауреатом премии стал Леонид Юзефович за роман «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Вторая премия присуждена Евгению Водолазкину за роман «Авиатор»

Евгений Германович Водолазкин – специалист по древнерусской литературе, доктор филологических наук, ученик Д. С. Лихачева, писатель. В России его называют «русским Умберто Эко», в Америке – после выхода «Лавра» на английском – «русским Маркесом». Обладатель премии «Большая книга» и «Ясная Поляна», финалист «Русского Букера».

Очнувшись однажды на больничной койке, герой романа «Авиатор» понимает, что не помнит про себя ничего - ни имени, ни кто он такой, ни где находится. По совету лечащего врача, в надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания. Читателю предоставляется возможность узнать о событиях прошлого из уст очевидца и услышать оценку настоящего из уст стороннего наблюдателя. Книга заняла 3-е место в читательском голосовании.

Третью премию получила Людмила Улицкая за роман «Лестница Якова»

Людмила Улицкая родилась в 1943 году в городе Давлеканово в Башкирии, где ее семья находилась в эвакуации. После войны вернулась в Москву. Окончила биологический факультет МГУ по специальности биолог-генетик. Сегодня Людмила Улицкая – писатель, сценарист и первая женщина, ставшая лауреатом премии «Русский Букер» (в 2001 году). В числе ее литературных достижений множество различных наград и премий: «Большая книга», «Книга года», Премия Симоны де Бовуар (Франция) и др. Ее произведения переведены на 25 языков мира.

Новое произведение Л. Улицкой «Лестница Якова» – это семейная хроника шести поколений семьи Осецких, с множеством героев и филигранно выстроенным сюжетом. Роман основан на документах личного архива - многолетней переписки бабушки и деда, из страхов «молчащего поколения» родителей, кропотливой работы и собственных чувств и переживаний.

В центре романа – параллельные судьбы Якова Осецкого, человека книги и интеллектуала, рожденного в конце XIX века, и его внучки Норы – театрального художника, личности своевольной и деятельной. Их «знакомство» состоялось в начале XXI века, когда Нора прочла переписку Якова и бабушки Марии и получила в архиве КГБ доступ к его личному делу...

«Национальный бестселлер»

«Национальный бестселлер» – одна из трех крупнейших российских литературных премий. Это единственная ежегодная общероссийская литературная премия, которая вручается в Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке в течение календарного года. Девиз премии – «Проснуться знаменитым!». Премия была учреждена в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и издателем Константином Тублиным. Среди прошлых лауреатов «Нацбеста» – Дмитрий Быков, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Александр Проханов и другие.

Победителем 16-го сезона стал Леонид Юзефович с романом «Зимняя дорога»

Леонид Юзефович – писатель, сценарист, историк, кандидат исторических наук. Автор детективных и исторических романов. Лауреат литературных премий: «Национальный бестселлер» (2001, «Князь ветра») и «Большая книга» (2009, «Журавли и карлики»).

Новая книга автора рассказывает о том, как на бескрайних просторах Якутии в самом конце гражданской войны (1922-1923 годах) пересеклись жизненные пути белого генерала, правдоискателя Анатолия Пепеляева и красного командира, анархиста Ивана Строда. Две неординарные исторические фигуры, оба – идеалисты, фанатично следующие своим внутренним убеждениям. В центре книги их трагическое противостояние среди якутских снегов, история их жизни, любви и смерти. Судьбы их сложились по-разному. Пепеляев, после поражения и плена, отсидел 13 лет, Строд был награжден орденом Красного Знамени, окончил Академию имени Фрунзе. Оба при этом закончили жизнь одинаково – во время «большого террора» их обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли. Они были реабилитированы – Строд в 1957-м, а Пепеляев – в 1989-м.

«Зимняя дорога» основана на архивных источниках, которые Леонид Юзефович собирал много лет, но написана в форме документального романа. Автор выступает в первую очередь внимательным и добросовестным историком, он не занимает ничью сторону, а просто и правдиво рассказывает о тех трагических событиях. Спокойный тон повествования, пожалуй, самое радикальное отличие его романа от большинства книг о войне.

Литературная премия «Русский Букер»

«Русский Букер» является первой негосударственной премией в России, учрежденной после 1917 г. Основана премия в 1991 году, первое вручение состоялось в 1992 г. «Русский Букер» ежегодно вручается за лучший роман года на русском языке. Считается одной из самых престижных российских литературных премий. Цель премии - привлечь внимание читающей публики к серьезной прозе, обеспечить коммерческий успех книг, утверждающих традиционную для русской литературы гуманистическую систему ценностей.

В 2016 году премия присуждалась в 25-й раз. Ее лауреатом стал Петр Алешковский за роман «Крепость» .

Петр Маркович Алешковский (1957) – писатель, историк, теле- и радиоведущий, журналист. Окончил исторический факультет Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова (1979, кафедра археологии). Шесть лет участвовал в работах по реставрации памятников Русского Севера: Новгорода, Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Соловецкого монастырей. Ведущий программы «Азбука чтения» на «Радио Культура».

Главный герой романа Петра Алешковского «Крепость» – Иван Мальцов – историк, археолог. Он ведет раскопки в старинном русском городке и параллельно пишет книгу об истории Золотой Орды. Начальство его не ценит, а жена не понимает и не разделяет его взглядов и убеждений. Его крепость – в верности профессии, в честности перед собой и перед людьми. Она прочна, но именно из-за нее герой не способен договориться с обществом, не может приспособиться к сегодняшней действительности, в которой все решают деньги и связи. Такому человеку, как Иван Мальцов, с принципами и чувством собственного достоинства, очень сложно жить, когда вокруг предательство, лесть и деньги, ради которых люди забывают о человечности, о ценностях и своих корнях. Мальцов вступает в неравную и заведомо обреченную борьбу с системой во имя спасения древней Крепости, которой грозит уничтожение.

«Я работал над романом шесть лет. Назвал свою работу так, потому что сейчас самое главное – сохранить внутреннюю крепость, не сдаваться дешевым веяниям, которые на нас обрушиваются – бескультурью, желанию наживы, нежеланию исследовать прошлое, созданию мифов и поддержанию мифотворчества», – сказал Алешковский на праздничной церемонии.

Роман «Крепость» вышел в финал премии «Большая книга».

«Студенческий Букер»

Проект «Студенческий Букер» был создан в 2004 году Центром новейшей русской литературы Института филологии и истории РГГУ как молодежный вариант крупнейшей отечественной литературной премии «Русский Букер». Автор идеи и куратор премии – Дмитрий Петрович Бак. На первом этапе проекта проводится конкурс эссе о романах из лонг-листа премии «Русский Букер – 2016», победители которого составляют жюри премии «Студенческий Букер». На втором этапе - члены жюри определяют лучший отечественный роман 2016 года по версии российских студентов и объявляют лауреата премии «Студенческий Букер» на торжественном обеде в честь вручения премии «Русский Букер».

Лауреатом «Студенческого Букера» в 2016 году стала Ирина Богатырева за роман «Кадын» .

Ирина Богатырева – родилась в 1982 году в Казани, выросла в Ульяновске. Закончила Литературный институт им. Горького. Литературой занимается с раннего детства, художественную прозу начала писать в пятнадцать лет. Публиковалась в журналах «Октябрь», «Новый мир», «Дружба народов», «День и Ночь» и др. Финалист и лауреат многих литературных премий, в том числе “Дебют”, премии Гончарова и С. Михалкова. Член Союза писателей Москвы.

В одном из интервью Ирина Богатырева о книге «Кадын»: «Роман «Кадын» возник из любви к Алтаю, увлечения его культурой, природой, историей. В основе сюжета – легендао сестрах-богатырках, защищающих Алтай. Быт скифов я списывала с археологических материалов пазырыкской культуры (6-4 вв до н.э.), самой знаменитой находкой этого периода является мумия девушки с плато Укок (так называемая принцесса Укока). Но я хотела написать не исторический роман или фэнтэзи на историческую тему, а такой текст, в котором через призму мифического прошлого открывались бы вечные, архетипичные для любой культуры коды, и современный человек мог бы узнать себя».

Литературная премия «Ясная поляна»

«Ясная поляна» – это ежегодная общероссийская литературная премия, учрежденная в 2003 г. Государственным мемориальным и природным заповедником «Музей-усадьба Л. Н. Толстого» и компанией Samsung Electronics. Премия призвана отмечать произведения современных авторов, которые несут в себе идеалы человеколюбия, милосердия и нравственности, отражают гуманистические традиции классической русской литературы и творчества Л. Н. Толстого. Основными требованиями, которые предъявляются к работам номинантов, являются неоспоримые художественные достоинства текста, общечеловеческие моральные ценности, культурная, религиозная и расовая терпимость.

Вручается за лучшее художественное произведение традиционной формы в четырех номинациях:

Современная классика;

Детство. Отрочество. Юность;

Иностранная литература (с 2015 года).

Лауреатом номинации «Современная классика» в 2016 году стал

Владимир Маканин за книгу«Где сходилось небо с холмами».

Владимир Маканин (1937) – российский писатель. Его произведения переведены на многие языки мира, книги издаются во Франции, Германии, Испании, Италии, США и других странах. Он лауреат многих литературных премий: Государственная премия России, «Русский Букер», «Большая книга», Пушкинская премия фонда Тепфера (ФРГ) и другие.

Книга «Где сходилось небо с холмами» содержит три повести, объединенные общей темой – темой воспоминаний о прошлой жизни, когда герои мучительно переживают потерю связи прошлого с настоящим.

Вторая повесть, давшая название книги, рассказывает о талантливом композиторе Башилове, выросшем в маленьком уральском поселке. Размышляя об источнике своего дарования, взрослый мужчина скорбит по миру своего детства, где даже волнистая линия на горизонте, где сходится небо с холмами, рождала в мальчике мелодию. С болью и тоской он замечает, что с ростом его гения, гения композитора, мельчает и выдыхается «душа» поселка. Песни и мелодии, когда-то беспрестанно звучавшие там, теперь остаются только в его творениях. Это приводит Башилова к тяжелому душевному кризису, он винит себя в том, что каким-то непостижимым образом «высосал» из родного поселка не только его песенный потенциал, но и саму жизнь.

В номинации «XXI век» в 2016 году, впервые в истории литературной премии «Ясная Поляна», лауреатами стали сразу два автора: Наринэ Абгарян с повестью "С неба упали три яблока" и

Александр Григоренко с повестью "Потерял слепой дуду" .

Наринэ Абгарян – российская писательница армянского происхождения, член попечительского совета благотворительного фонда «Созидание», неоднократный лауреат различных литературных премий.

«С неба упали три яблока» – очень атмосферная книга, с горным колоритом, наполненная запахами армянской кухни. Это история одной маленькой деревушки, затерянной высоко в горах, и ее немногочисленных жителях, каждый из которых немножко чудак, немножко ворчун и в каждом из которых таятся настоящие сокровища духа. Простым и понятным языком Наринэ Абгарян рассказала о том, что испытывают и чем живут люди в любом месте нашей планеты – о детстве, о родителях и предках, о дружбе и любви, о страхе и боли, о доброте и верности, о чувстве Родины и о гордости за свой народ.

Александр Григоренко – журналист и писатель, автор книг «Мэбэт», «Ильгет». Публикуется с 1989 года. Финалист премий «Большая книга» (2012, 2014), НОС (2014), «Ясная Поляна» (2015). Живет в г. Дивногорске Красноярского края, работает в Восточно-Сибирском филиале «Российской газеты».

«Потерял слепой дуду» - произведение, в центре повествования которого история простой деревенской семьи Шпигулиных, где рождается долгожданный ребенок – Шурка. Не сразу семья понимает, что он родился глухонемым. Родители не смогли справиться с этим, и Шурку воспитывает бабушка, которой помогают многочисленные родственники. Автор с большим мастерством рассказывает историю жизни этого ребенка, его становление, превращение в мужчину. Он полуюродивый, полусвятой человек. Шурку все любят, но вся его жизнь идет к гибели…И, как сказал член жюри, писатель Владислав Отрошенко, "в этом произведении показана структура русского бытия, когда никто ни в чем не виноват, но все гибнет".

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» лауреатом 2016 года стала

Марина Нефедова за книгу «Лесник и его нимфа» .

Марина Евгеньевна Нефедова (1973) – журналист, редактор, писатель. Окончила геологический факультет МГУ, специалист по минералогии. С 2003 года ее статьи выходили в различных СМИ, от «Литературной газеты» и «Русского репортера» до православного интернет-издания «Правмир.ру». В 2005-2013 гг. была корреспондентом, а затем выпускающим редактором журнала о православной жизни «Нескучный сад». Марина Нефедова – редактор издательства «Никея», специализирующегося на христианской литературе. Автор и составитель сборников «Миряне – кто они» и «Душа вашего ребенка. Сорок вопросов родителей о детях». Повесть «Лесник и его нимфа» – дебют автора в художественной прозе.

В номинации «Детство. Отрочество. Юность» отмечают книги, важные для поры взросления и способные заложить понятия справедливости, уважения, любви. Именно так можно охарактеризовать повесть Марины Нефедовой «Лесник и его нимфа». Эта повесть – путешествие в мир московских хиппи восьмидесятых годов прошлого века и в мир юношеского одиночества. Это история выбора между творчеством и любовью, в которой «все становится другим, когда соприкасается со смертью».

Главная героиня – талантливая семнадцатилетняя девушка, «вторая Дженис Джоплин», как о ней говорят. «Плохая девочка», которая, несмотря на бесконечные метания, в критической ситуации оказывается настоящим человеком. Но главное, что делает книгу абсолютно универсальной – тонко и точно переданное ощущение возраста, подростковых метаний и любви.

Победителем номинации «Иностранная литература», призванной выбрать самую значимую зарубежную книгу XXI века и отметить ее перевод на русский язык, в 2016 году стал Орхан Памук за книгу «Мои странные мысли».

Охран Памук (1952) – известный турецкий писатель, обладатель многочисленных национальных и международных премий, в числе которых Нобелевская премия по литературе (2006) за «поиск души своего меланхолического города». Популярен как в Турции, так и за ее пределами, произведения писателя переведены более чем на пятьдесят языков.

«Мои странные мысли» - роман о жизни турецкой деревенской семьи в большом городе. Улочки и кварталы Стамбула Памук показывает глазами Мевлюта, простого уличного торговца, который 40 с лишним лет по утрам разносит прохладный йогурт, а по вечерам – местный слабоалкогольный напиток бузу – и наблюдает за происходящим вокруг.

История органично вплетена в реальные исторические события, происходившие в мире с 1954-го по март 2012 года, - холодную войну, оккупацию Кипра турецкими войсками, развал СССР и многое другое. Времена сменяют друг друга, а Мевлют все бродит по знакомым кварталам, размышляя о мире и своем месте в нем. А вслед за ним по Стамбулу 50-х, 60-х и далее годов идет и читатель, наблюдая, как город теряет привычные старому поколению черты и превращается в современный мегаполис.

Получить более полную информацию о премии, ее лауреатах и их произведениях вы можете на сайте премии: http://www.yppremia.ru/

Конкурс «Книга года» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 1999 году. Основная цель конкурса - поддержка отечественного книгоиздания, поощрение лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганда чтения в России. Вручается в ходе работы «Московской международной книжной ярмарки» в нескольких номинациях, от «Прозы года» до «Электронной книги».

Лауреатами «Книги года» в разное время становились Андрей Вознесенский, Кир Булычев, Василий Аксенов, Белла Ахмадулина, Евгений Евтушенко, Людмила Улицкая, Евгений Гришковец и многие другие известные писатели и поэты.

Лауреатом в номинации «Книга года» стала Ольга Берггольц за книгу «Блокадный дневник: (1941-1945)» .

Берггольц Ольга Федоровна (1910-1975) – поэт, прозаик. Многим она известна как «ленинградская Мадонна». В дни блокады благодаря правдивым, горьким стихам и радиопередачам Ольга стала символом осажденного Ленинграда. Ее называли «голосом Города». Ее стихи и слова, звучавшие из динамиков, помогали людям отыскать в себе последние силы, чтобы выжить, сохранив человеческое достоинство. Самые известные произведения Ольги Бергольц: «Февральский дневник», «Ленинградская поэма», «Говорит Ленинград», поэтические сборники: «Узел», «Верность», «Память».

Для Ольги Берггольц дневниковые записи были ее творческой мастерской. Без них она не могла существовать и вела их постоянно с 1923 по 1971 год. Долгое время они были на закрытом хранении: сначала по распоряжению госорганов, затем по воле наследников. Теперь они открыты.

«Блокадный дневник» открывает публикацию всего корпуса дневников Ольги Бергольц. В нем она предельно откровенна, беспощадна по отношению к самой себе, буквально «препарирует» собственные чувства, поступки, мысли.

Издание содержит комментарии и статьи, написанные историками, сотрудниками архива. Воспроизведены малоизвестные фотографии и документы из личного архива О. Ф. Берггольц (РГАЛИ), а также работы художников блокадного Ленинграда.

Победителем в номинации «Проза» стал Алексей Иванов за роман «Ненастье» .

Алексей Иванов (1969) – искусствовед, сценарист, писатель. Получил известность благодаря романам «Сердце Пармы» и «Географ глобус пропил», по мотивам которого был снят одноименный кинофильм. Неоднократный лауреат различных литературных премий: имени Д. Мамина-Сибиряка (2003), имени П. Бажова (2004), «Книга года» (2004), «Ясная поляна» (2006), «Странник» (2006), «Большая книга» (2006). «Большая книга» (2006). За роман «Ненастье» не только стал лауреатом премии «Книга года», но и получил премию Правительства РФ в области культуры.

Алексей Иванов о романе «Ненастье»: «2008 год. Простой водитель, бывший солдат Афганской войны, в одиночку устраивает дерзкое ограбление спецфургона, который перевозит деньги большого торгового центра. Так в миллионном, но захолустном городе Батуеве завершается долгая история могучего и деятельного союза ветеранов Афганистана – то ли общественной организации, то ли бизнес-альянса, то ли криминальной группировки: в лихие девяностые, когда этот союз образовался и набрал силу, сложно было отличить одно от другого.

Но роман не про деньги и не про криминал, а про ненастье в душе. Про отчаянные поиски причины, по которой человек должен доверять человеку в мире, где торжествуют только хищники, – но без доверия жить невозможно. Роман о том, что величие и отчаянье имеют одни и те же корни. О том, что каждый из нас рискует ненароком попасть в ненастье и уже не вырваться оттуда никогда, потому что ненастье – это убежище и ловушка, спасение и погибель, великое утешение и вечная боль жизни».

Лауреатом 2016 года в номинации «Поэзия» стал Олег Чухонцев за книгу «Выходящее из – уходящее за» .

Чухонцев Олег Григорьевич (1938) – российский поэт, переводчик, автор книг: «Из трех тетрадей», «Слуховое окно», «Ветром и пеплом», «Из сих пределов», «Речь молчания» и др. В разные годы работал в отделах поэзии журналов «Юность» и «Новый мир». Стихи Олега Чухонцева переведены на многие языки мира. Он – лауреат Государственной премии РФ, Пушкинской премии РФ, Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (Германия), поэтической премии «Anthologia», большой премии «Триумф», большой премии им. Бориса Пастернака, Российской национальной премии «Поэт» и множества других.

В аннотации к книге «Выходящее из – уходящее за» скупо сказано: «В новую книгу, состоящую из трех разделов – «Гость нечаемый», «В тени актинидии», «Рукой юродивой», – вошли стихи, появившиеся после книги «Фифиа» (2003)». Автор затрагивает тему старости и ухода, посредством стихов передает свое восприятие мира через призму прожитых лет и жизненного опыта.

В номинации «Вместе с книгой мы растем» лауреатом 2016 года стал

Григорий Кружков за книгу «Чашка по-английски».

Григорий Кружков (1945) – поэт, переводчик, эссеист, исследователь англо-русских литературных связей. Автор семи книг стихов. Лауреат различных литературных премий (Государственной премии Российской Федерации, премии Александра Солженицына и др.).

В предисловии к изданию «Чашка по-английски» автор поясняет, что получившиеся на русском языке тексты трудно назвать переводами, это скорее пересказ английского оригинального текста Спайка Миллигана. Главное, что эти тексты объединяет – игра слов. Григорий Кружков смело экспериментирует со словами, а художник Евгений Антоненков поддерживает игру поэта. В его остроумных и очень емких образах можно увидеть много интересного. Это не игра словами, а жонглирование образами. Подчас необычными и неожиданными.

Победителем 2016 года в номинации «Книга и кино» стал Алексей Баталов за книгу «Сундук артиста» .

Алексей Владимирович Баталов (1928) – актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист, педагог и общественный деятель. Лауреат нескольких Государственных премий в области искусства и кинематографии, обладатель различных общественных наград. Актер является почетным членом Академии в области литературы, искусства и журналистики, участвует во многих кинематографических учреждениях и ежегодно жертвует большую часть гонорара таким организациям, как «Фонд Мира» и Ассоциация «Родина».

«Сундук артиста» – иллюстрированная хроника более чем полувека отечественного кино и отчасти театра. Будучи замечательным рассказчиком, Баталов повествует о выдающихся актерах и режиссерах, поэтах и художниках. Уделено внимание истории многих известных кинокартин, в которых снимался Баталов, смешным, а порой и трагическим эпизодам съемок.

В текст книги включены и его сказки, которые автор характеризует как «не совсем сказки и, наверное, не совсем для детей». А между тем, по ним созданы мультфильмы «Чужая шуба» и «Зайчонок и муха».

Алексей Владимирович предстает перед читателями не только как актер, но и как художник Баталов. В книгу включены его картины и рассказ о том, как он был учеником замечательного, но не угодного тогда властям Фалька.

В книге также собраны никогда не публиковавшиеся ранее фотографии дорогих его сердцу людей, семейных реликвий, долгие годы хранившихся в доме автора.

Все это Алексей Владимирович заботливо сложил в свой «сундук артиста»..

Премия Хьюго
Эту премию можно назвать одной из самых демократичных: ее лауреатами становятся по результатам голосования зарегистрированных участников Всемирных конвентов любителей фантастики WorldCon (поэтому премия считается «читательской»). Премия Хьюго (Hugo Award) — литературная премия в области научной фантастики. Она учреждена в 1953 и носит Хьюго Гернсбека — создателя первых специализированных научно-фантастических журналов. Премия присуждается ежегодно за лучшие произведения в жанре фантастики, опубликованные на английском языке. Победителям вручается статуэтка в виде взлетающей ракеты. Премия вручается в следующих номинациях:
. Лучший роман (Best Novel)
. Лучшая повесть (Best Novella)
. Лучшая короткая повесть (Best Novellette)
. Лучший рассказ (Best Short Story)
. Лучшая книга о фантастике (Best Related Book)
. Лучшаяпостановка, крупнаяформа (Best Dramatic Presentation, Long Form)
. Лучшаяпостановка, малаяформа (Best Dramatic Presentation, Short Form)
. Лучший профессиональный редактор (Best Professional Editor)
. Лучший профессиональный художник (Best Professional Artist)
. Лучший полупрофессиональный журнал (Best SemiProzine)
. Лучший фэнзин (Best Fanzine) . Лучший фэн-писатель (Best Fan Writer)
. Лучший фэн-художник (Best Fan Artist)
Со списком лауреатов этой и другой фантастическиих премий можно ознакомиться на сайте «Русская Фантастика» (www.rusf.ru). Отдельно присуждается премия имени Джона Кэмпбелла — «самому многообещаемому молодому автору года» (Most Promising New Author of the Year), которую получает фантаст-дебютант. Вместе с премией «Хьюго» иногда присуждается премия «Гэндальф» - не за конкретное произведение, а за весомый вклад в развитие жанра фэнтези.

Премия имени Сервантеса
Литературная премия имени Сервантеса, учрежденная министерством культуры Испании в 1975 году, ценится в испаноговорящем мире не меньше Нобелевской. Денежная часть «испанской «Нобелевки» составляет 90 тысяч евро, она ежегодно вручается очередному лауреату королем всея Испании Хуаном Карлосом на родине автора «Дон Кихота» - в городке Алкала-де-Энарес, что в 50 километрах от Мадрида.

Премия Джеймса Тейта
Старейшая литературная награда Великобритании - мемориальная премия Джеймса Тейта Блэка (James Tait Black Memorial Prize), которая присуждается Эдинбургским университетом с 1919 года лучшим романистам и авторам биографических сочинений. Ее лауреатами в разное время становились Ивлин Во, Айрис Мердок, Грэм Грин,Иэн Макьюэн.

Премия Orange
Для женщин-литераторов Великобритании, пишущих на английском языке, существует премия Orange Prize.Победительницам вручают бронзовую статуэтку с нежным именем Бесси и чек на приятную сумму - 30 000 фунтов стерлингов. Жюри премии - исключительно женщины. http://www.orangeprize.co.uk/

Нобелевская премия по литературе
Премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем и промышленником Альфредом Бернхардом Нобелем и названная в его честь Нобелевской, является самой престижной в мире и самой критикуемой. Конечно, во многом это обусловлено размером «Нобелевки»: награда состоит из золотой медали с изображением А. Нобеля и соответствующей надписью, диплома и, самое главное, чека на денежную сумму. Размер последней зависит от прибылей Нобелевского фонда. Согласно завещанию Нобеля, составленному 27 ноября 1895 года, его капитал (первоначально свыше 31 млн. шведских крон) был помещен в акции, облигации и займы. Доход от них ежегодно делится на 5 равных частей и становится премиями за самые выдающиеся мировые достижения в физике, химии, физиологии или медицины, литературы и за деятельность по укреплению мира. Особые страсти разгораются вокруг Нобелевской премии по литературе. Главные претензии к Шведской академии в Стокгольме (именно она выявляет достойнейших писателей), - и сами решения Нобелевского комитета, и то, что они принимаются в обстановке строгой секретности. Нобелевский комитет оглашает только число претендентов на ту или иную премию, но не называет их имен. Злые языки также утверждают, что премия подчас дается по политическим, а не литературным мотивам. Главный козырь критиков и хулителей - обойденные «Нобелевкой» Лев Толстой, Набоков, Джойс, Борхес… Премия вручается ежегодно 10 декабря - в годовщину смерти Нобеля. Шведский король традиционно награждает писателей-нобелиантов в Стокгольме. В течение 6 месяцев после получения «Нобелевки» лауреат должен выступить с Нобелевской лекцией по тематике своей работы.

Международная премия имени Г.-Х. Андерсена
За появление этой премии надо сказать спасибо немецкой писательнице Елле Лепман (1891-1970). И не только за это. Именно госпожа Лепман добилась того, что решением ЮНЕСКО день рождения Г.-Х. Андерсена, 2 апреля, стал Международным днем детской книги. Она же инициировала созданиеМеждународного совета по детской и юношеской книге (IBBY) - организации, объединяющая писателей, художников, литературоведов, библиотекарей более чем шестидесяти стран. С 1956 года IBBY присуждает Международную премию имени Г.-Х. Андерсена, которую с легкой руки все той же Еллы Лепман называют «маленькой Нобелевской премией» по детской литературе. С 1966 года эта награда вручается и художникам-иллюстраторам детских книг. Золотую медаль с профилем великого сказочника лауреаты получают раз в 2 года на очередном конгрессе IBBY. Награда полагается только здравствующим писателям и художникам.

Международная литературная премия Астрид Линдгрен
Правительство Швеции сразу после смерти Линдгрен решило учредить и литературную премию имени всемирно известной сказочницы. «Я надеюсь, что Премия будет выполнять двойную роль - служить нам напоминанием об Астрид и деле ее жизни, а также будет способствовать популяризации хорошей детской литературы и содействовать ее развитию», - заявил Премьер-министр Швеции Йоран Перссон. Ежегодная Международная литературная премия Астрид Линдгрен (The Astrid Lingren Memorial Award)«За произведения для детей и юношества» должна привлекать внимание мировой общественности к литературе для детей и подростков и к правам детей. Поэтому она может присуждаться не только писателю или художнику за исключительный вклад в развитие детской книги, но и за любую деятельность по пропаганде чтения и защите прав ребенка. Привлекает и денежное содержание награды - 500 000 евро. Счастливых обладателей премии определяют 12 почетных граждан страны, члены Государственного культурного совета Швеции. По традиции, имя лауреата этой премии каждый год называется в марте на родине Астрид Линдгрен. Награду лауреату вручают в мае в Стокгольме.

Гринцане Кавур
В2001 году ЮНЕСКО объявила премию «Гринцане Кавур» «образцовым институтом международной культуры». Несмотря на недолгую историю существования (учреждена в Турине в 1982 году), премия является одной из самых престижных литературных наград Европы. Свое название она получила по имени туринского замка XIII века: раньше там жил граф Бенсо Кавур - первый премьер-министр объединенной Италии, а сейчас располагается штаб-квартира премии. Главная цель «Гринцане Кавур» - приобщение молодого поколения к литературе, для чего в состав жюри включают и маститых литературных критиков, и школьников. За книги авторов, номинированных на премию, голосуют около тысячи подростков из Италии, Германии, Франции, Испании, Бельгии, Чехии, США, Кубы, Японии. http://www.grinzane.it/

Гонкуровская премия
Главная литературная премия Франции - Гонкуровская (Prix Goncourt), учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, не обязательно живущему во Франции. Она носит имя французских классиков братьев Гонкуров (Goncourt) - Эдмона Луи Антуана (1832-1896) и Жюля Альфреда Юо (1830-1869). Младший, Эдмон, завещал свое громадное состояние литературной Академии, которая стала называться Гонкуровской и учредила ежегодную одноименную премию. В Гонкуровскую академию входят 10 самых известных литераторов Франции, которые работаютза символическую плату - 60 франков в год. Каждый имеет один голос и может отдать его за одну книгу, только президент имеет два голоса. Членами Гонкуровской академии в разное время были писатели А. Доде, Ж. Ренар, Рони-старший, Ф. Эриа, Э. Базен, Луи Арагон... Сейчас устав Гонкуровской академии изменился: теперь возраст членов жюри престижной Гонкуровской премии не должен превышать 80 лет. Изначально премия задумывалась как награда молодым писателям за оригинальность таланта, новые и смелые поиски содержания и формы.

Букеровская премия
Получить Букеровскую премию может любой житель стран Содружества наций или Ирландии, чей роман на английском языке сочтут достойным мировой славы и 50 тысяч фунтов стерлингов. Награда вручается с 1969 года, с 2002 года её спонсором является группа компаний Man, и официальное название премии — The Man Booker Prize. Сначала ежегодно обновляемый консультативный комитет в составе издателей и представителей писательского мира, литературных агентов, книготорговцев, библиотек и Фонда Букеровской премии формирует список из примерно ста книг. Комитет же утверждает жюри из пяти человек - известных литературных критиков, писателей, учёных, общественных деятелей. В августе жюри объявляет «лонг-лист» из 20-25 романов, в сентябре - шестерых участников «шорт-листа», а в октябре - самого лауреата. К 40-летию премии появилась специальная награда «Букер всех времен». Ее лауреатом должен был стать букериат, чье произведение читатели сочлилучшим романомза все годы существования премии. В 2008 году денежная часть приза составила более ста тысяч американских долларов (50 тысяч фунтов).

Международная Букеровская премия
Эта премия была учреждена в 2005 году и является «родственником» обычного «Букера». Она вручается раз в 2 года автору за художественное произведение, написанное на английском языке либо доступное широкому читателю в переводе на него.

The Carnegie Medal
Слово «медаль» можно встретить в названии многих «детсколитературных» премий. Например, получить The Carnegie Medal почтет за честь абсолютное большинство писателей. Эта очень престижная премия вручается с 1936 года и всегда пользуется вниманием широкой общественности. Жюри состоит из представителей ассоциации библиотекарей. Список лауреатов: http://www.carnegiegreenaway.org.uk/carnegie/list.html

IMPAC
Самая большая в мире премиальная сумма за отдельное литературное произведение - 100 тысяч евро. Ее получают лауреаты международной премии IMPAC, учрежденной в 1996 году Городским советом Дублина. В этом городе, воспетом Джойсом, и происходит награждение. Хотя штаб-квартира международной компании IMPAC (Improved Management Productivity and Control), чье имя носит награда, расположена во Флориде и прямого отношения к литературе не имеет. IMPAC - мировой лидер в области повышения производительности труда - работает над проектами для крупнейших корпораций и организаций в 65 странах мира. Чтобы участвовать в конкурсе, произведение должно быть написано или переведено на английский язык и выдержать жесткую международную конкуренцию: правом выдвижения соискателей пользуются 185 библиотечных систем в 51 стране. Сайт премии

Тысячи литературных премий проводятся ежегодно по всему миру. Для участия в них подаются миллионы заявок. Премии проводятся в национальном и мировом масштабе, в разных категориях: детская литература, поэзия, художественная и публицистическая литература, научная фантастика и фэнтези.


С 1969 по 2001 год данная премия была известна как Букеровская премия (Booker Prize). С 2005 года главным спонсором премии стала компания Man Group, в связи с чем премия была переименована в Man Booker Prize. Вручении награды проводится каждые два года. Изначально Букеровская премия принимала работы только из стран Содружества наций, Зимбабве и Ирландии. Но с 2014 года премия приобрела статус международной, что позволило расширить состав участников - стать номинантом может писатель из любой страны, роман которого написан на английском языке. Лауреатом можно стать только однажды. Денежный приз составляет 60 тысяч фунтов стерлингов. Международная премия имеет отдельную награду за перевод романа. С 2016 года Букеровская премия вручается за перевод художественного романа, при этом победившие автор и переводчик получают 50 тысяч фунтов стерлингов.


Человеком, которому приписывают основание Пулитцеровской премии, был Джозеф Пулитцер – уважаемый журналист, родом из богатой семьи, живший на рубеже 19-20 веков. Премия вручается за работу в области музыки, литературы и журналистики, при этом учитывается в интернет-пространстве и печатных изданиях - газетах и журналах. Пулитцеровская премия находится в ведении Колумбийского университета и вручается в 21 категории. Победителям 20 категорий вручается сертификат и $15 000. Золотая медаль вручается одному победителю отделом государственной службы конкурса журналистики. Пулитцеровская премия за художественную книгу была основана в 1918 году. Первым лауреатом премии стал Эрнест Пул. Он получил награду за роман «Его семья».


Еще одна престижная литературная премия, Нейштадская премия, возникла в США в 1969 году. Свое первоначальное название «Международная премия зарубежной литературы» она получила от своего основателя - редактора зарубежных книг Ивара Иваска. Премия сменила свое название в 1976 году и была названа в честь новых спонсоров – Уолтера и Дорис Нейштадт из города Ардмор в Оклахоме. С этого времени постоянным спонсором премии является университет Оклахомы. Лауреат премии получает сертификат, награду в виде серебряного орлиного пера и $50 000. Премия вручается за выдающуюся работу в области драматургии, поэзии и художественной литературы.


Премия была учреждена в 1971 году под названием Уитбредовская премия. В 2006 году компания Costa Coffee стала официальным спонсором премии, что послужило поводом для ее переименования в премию Коста. Претендентами могут стать авторы из Великобритании и Ирландии, работы которых написаны на английском языке. Премия признает не только блестящие и выдающиеся работы в области литературы, но также и книги, приносящие удовольствие от чтения. Популяризация чтения как приятного времяпрепровождения является одной из главных целей награды. Премия присуждается в следующих категориях: «Биография», «Роман», «Детская литература», «Лучший первый роман» и «Поэзия». Лауреаты получают по 5 тысяч фунтов стерлингов.


Американская премия в области литературы была введена в 1994 году. Она вручается авторам, внесшим вклад в сферу международного письма. Частично, премия была создана в качестве альтернативы знаменитой Нобелевской премии в области литературы. Спонсором премии является образовательный проект современного искусства. Сама премия была основана в память Анны Фарни. Каждый год, от 6 до 8 членов жюри, среди которых известные американские литературные критики, драматурги, поэты и писатели, собираются, чтобы определить победителя. За победу лауреат не получает никакого денежного приза.


Эта премия входит в число самых желанных литературных наград Соединенного Королевства. Первоначальное название - литературная премия «Оранж». Премия ежегодно вручается автору – женщине, независимо от национальности, за выдающийся полноценный роман, опубликованный на территории Великобритании в прошедшем году на английском языке. В 1991 году Букеровская премия положила начало учреждению Женской премии в области художественной литературы, поскольку комитет не включил женщин в свои списки номинантов. После этого группа мужчин и женщин, работавших в литературной индустрии, встретилась и обдумала дальнейшие действия. Победитель премии получает 30 тысяч британских фунтов стерлингов и бронзовую статуэтку.


Премия «Хьюго» названа в честь Хьюго Гернсбека, человека стоявшего за научно-фантастическим журналом «Удивительные истории». Премия присуждается за лучшее произведение, опубликованное в прошедшем году и написанное в жанрах научной фантастики или фэнтези. Премия «Хьюго» спонсируется Всемирным обществом научной фантастики.

Награда вручается на ежегодной Всемирной конвенции научной фантастики с 1953 года в нескольких категориях, среди которых: «Лучшая короткая повесть», «Лучшая графическая история», «Лучший фэнзин», «Лучший профессиональный художник», «Лучший фанкаст», «Лучшая драматическая презентация» и «Лучшая книга о фантастике».


Премия была учреждена в июле 2008 университетом Уорика. Она не имеет аналогов в мире и заключается в междисциплинарном сочинительском соревновании. Выдвинуть работу на номинацию могут студенты, выпускники и сотрудники университета Уорика, а также работники издательской отрасли. Каждый год для премии утверждается новая тема. должна быть написана на английском языке.


Каждый год в городе Струга, в Македонии, проходит международный поэтический фестиваль. Заветную награду фестиваля «Золотой венец» получают самые талантливые международные поэты. Впервые фестиваль был проведен в 1961 году при участии известных македонских поэтов. Через несколько лет, в 1966 году, фестиваль из национального был преобразован в международный. В том же году была учреждена высшая награда премии «Золотой венец», первым лауреатом которой стал Роберт Рождественский. За годы проведения премии ее лауреатами стали такие выдающиеся литературные деятели как Симус Хейни, Иосиф Бродский и Пабло Неруда.


Нобелевская премия названа в честь Альберта Нобеля, человека, который в 1800-х годах внес значительный вклад в области химии, литературы, машиностроения и предпринимательства. Уже в 17 лет он бегло говорил на 5 иностранных языках. В своем завещании Альберт Нобель оговорил условия учреждения премии и выделил на это собственные деньги. Все нобелевские премии находятся под контролем разных учреждений. Нобелевская премия в области литературы находится в ведении Шведской академии. Победитель получает медаль и денежный приз, размер которого меняется год от года. Академия определяет людей и учреждения, которые могут быть номинированы на премию. Выдвигать свою кандидатуру имею право профессора литературы и лингвистики высших учебных заведений, лауреаты Нобелевской литературной премии и члены Шведской академии. Нобелевский комитет по литературе осуществляет проверку кандидатов и передает собранные сведения в Шведскую академию. Премия вручается с 1901 года писателям из разных стран.

Факты о литературных премиях – видео

Короткие факты о самых известных премиях в области литературы:

Нужны ли литературные премии

Председатель правления некоммерческого объединения
Kunst im Dialog e.V. (Германия),
консультант ряда немецких издательств по вопросам
русской литературы и книгоиздательского рынка России,
литературный агент

В мире существует несметное количество литературных премий. Многие из них появились довольно давно. Премии в области литературы — это поощрение авторов, как моральное, так и материальное. Акция эта имеет очень большое значение для развития и дальнейшего творчества как самого автора, получившего премию, так и литературного процесса, который, в свою очередь, влияет на идеологию государства. Если продолжить эту цепочку дальше, мы увидим влияние и на положение нации в мировом сообществе и на само мировое сообщество. Как известно, самая крупная и престижная мировая премия в области литературы — Нобелевская, учрежденная Альфредом Бернхардом Нобелем и вручаемая Шведской Королевской Академией.

В данной публикации речь пойдет о литературных премиях Российской Федерации и их влиянии на литературные и социально-общественные процессы в России и мире.

Институт литературных премий в РФ достаточно развит. Премии за лучшие литературные произведения вручали еще в царской России, в середине XIX века, но они были общими и для писателей, и для ученых. Позже, в конце XIX века, Петербургская Академия наук учредила специальную литературную премию, а уже в СССР перед Великой Отечественной войной была учреждена Сталинская премия по литературе. Если брать общее число литературных премий в России, то их можно насчитать несколько сотен. Многие не только крупные, но и небольшие провинциальные города имеют свои литературные премии, что говорит о высоком уровне их культуры. Цель российских литературных премий — это повышение социальной значимости русской литературы, привлечение к ней внимания. У отдельных премий есть и свои специфические цели. Например, «Ясная поляна» поддерживает авторов — последователей морали и идеалов Льва Толстого, идеалов гуманистической прозы и поэзии, в произведениях которых выражаются многовековые традиции русской культуры.

Судя по размещенному в Интернете списку существующих сегодня премий, их может быть по нескольку десятков в том или ином крупном городе, и названы они, как правило, в честь советских и российских писателей — Анны Ахматовой, Федора Абрамова, Юрия Мамлеева и др. Есть также премии, присуждаемые толстыми журналами, такими как «Знамя», «Новый мир», «Юность» и др.

Главные литературные премии России — это «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер». Есть столь же известные, но помельче, например НОС (Новая словесность), которую учредил фонд Михаила Прохорова. Почти в каждой премии есть несколько номинаций, за счет чего можно отметить и поощрить большее количество авторов. Главное отличие премии НОС от других в том, что работа по оценке и аргументации членов жюри по каждому кандидату на премию проходит публично. Кстати, еще одно отличие от большинства премий — здесь проводится и читательское голосование.

Премия «Русский Букер» — это дочка литературной премии Великобритании «Букер» (Booker Prize). Впервые эта премия была вручена в 1969 году, а «Русский Букер» — в 1992-м.

«Большая книга» имеет невероятно большой экспертный совет — больше ста человек. Очень эффектно происходит выбор главных лауреатов этой премии. Прямо во время торжественного вручения, в другом помещении, собирается уже окончательное маленькое жюри, такая последняя инстанция, которая распределяет три премии, входящие в «Большую книгу».

«Ясная поляна», «Премия Белкина» — это уже менее значительные премии, но они имеют свое место в литературном процессе.

«Русская премия» учреждена для поддержки авторов, пишущих на русском языке, но живущих за границей, а также вручается за лучший перевод произведений русской литературы.

Премия «Дебют» — для лучших молодых авторов. Причем в этой премии много номинаций: проза, поэзия, драматургия, рассказ, критика. Можно назвать еще много разных литературных премий, но целью этой статьи является анализ внутренних процессов в литературе, на которые оказывают влияние такие внешние факторы, как присуждение литературных премий.

Литературные премии — это предприятия, где есть дирекция, бухгалтерия, сотрудники, которые занимаются организацией и проведением процесса приема и рассмотрения произведений, формирования жюри, организацией пиар-кампании и завершающей церемонии вручения премий. Очень важный момент — финансирование. Оно может быть как государственным — например Агентство по печати и массовым коммуникациям поддерживает премию «Большая книга», так и частным — фонд Михаила Прохорова финансирует премию НОС, которой руководит его сестра Ирина Прохорова, фонд «Поколение» — премию «Дебют» и т.д.

Особо следует отметить премию «Просветитель» за лучшие книги в области научно-популярной литературы. Учреждена она в 2008 году основателем фонда «Династия» Дмитрием Зиминым. Цель премии — популяризация науки и расширение рынка научно-популярной литературы. В этой премии две номинации — естественные науки и гуманитарные науки. Кроме того, премия имеет и денежный эквивалент.

Существуют литературные премии, которые присуждаются издательствами. Естественно, вручение такой премии автору того самого издательства абсолютно бессмысленно. Кроме того, это не совсем понятно. Ведь цель премии — отметить произведение, которое стало событием литературного процесса. А выбрав произведение именно этого автора для публикации в своем журнале, издательство уже выделило его из общего ряда. Тем не менее при оценке оснований для получения премии в этом случае предпочтения все-таки отдаются авторам этого издательства, а новые, возможно более талантливые, проходят мимо. Здесь вред наносится как автору, которого не отметили, так и литературе в целом.

Часто выбор жюри основан не на действительной уникальности текста, а на предпочтениях членов жюри, состав которого не всегда постоянен. Например, в жюри премии «Русский Букер» его члены и председатель меняются каждый год. Это не способствует объективной оценке произведений, представленных на соискание премии. В результате, победителей определяет жюри, состоящее из случайных людей, имеющих разные вкусовые предпочтения. Не обходится и без чисто человеческих симпатий и антипатий членов жюри к авторам, участвующим в конкурсе. Это не всегда способствует стимулированию литературного процесса, да и с точки зрения морали тоже не совсем корректно. Некоторые специалисты предлагают реформировать или переориентировать цели и задачи литературных премий и, в связи с этим, сущность таких премий. В первую очередь это относится к литературным направлениям. Сейчас в основном побеждают произведения не традиционных направлений, таких как реализм или его разновидности, допускающие некоторую девиацию, а произведения, которые считаются инновационными, то есть нереалистичными. Термин «постмодернизм» является пропуском в сообщество членов шорт-листов и обладателей премий. Предлагаются принципы специализации различных премий по жанру и форме. Раздаются призывы к жюри рассматривать произведения, номинированные на премии, не как развлекательное чтение, а как объект изучения. Специализация литературных премий, по мнению специалистов, усилила бы их способность ориентировать читателя, который будет проинформирован о сути произведения, получившего премию, присужденную за выполнение конкретных задач в литературе.

Валерий Печейкин (фотограф — Ира Полярная)

Как любое дело, некоторые премии умирают, если ими занимаются непрофессионалы или в случае прекращения финансирования, особенно во время экономического кризиса.

Литературные премии интегрированы в книгоиздательскую индустрию. Премии в области литературы — это инструмент продвижения русской литературы к читателю не только российскому, но и зарубежному. Литературные агенты знают, что сразу после объявления шорт-листов, а особенно после присуждения автору премии, на него выходят зарубежные издатели, потому что премия является для издателя навигатором в поиске авторов, которые, в случае издания их книг, могут принести прибыль. Присуждение премии делает имена новых авторов известными, но даже это не гарантирует, что произведения, получившие премию, будут напечатаны. Заинтересованный издатель, если он не видит перспективы продажи книги, например по причине не очень высокого качества текста или даже вследствие политической ориентации не только конкретного текста, но и самого автора, вряд ли примет ее в печать. Премии, конечно, оживляют культурную жизнь, люди обсуждают, спорят, высказывают свое мнение. Можно сказать, что литературные премии — это социокультурный феномен, который привлекает к современной литературе внимание не только специалистов, но и читающего сообщества в целом и отдельного читателя. При этом формируется репутация того или иного литератора. И не обязательно положительная. У автора, удостоенного престижной премии, сразу повышается статус — он становится лауреатом. Но в дальнейшем, если он не получает других премий или его книги не издаются за границей, — его рейтинг может постепенно упасть. И наоборот, талантливый автор, не отмеченный премией, тоже приобретает особый статус — он становится героем, которого незаслуженно, по каким-то, возможно, тайным причинам зажимают литературные эксперты. Но его известность не приносит ему больших тиражей книг и премий. Это такое своеобразное диссидентство. Надо сказать, что путь к премии и даже к длинному, а тем более к короткому списку очень непрост. Попадание в короткий список литературной премии — это уже прямой путь к премии.

Авторы, удостоенные литературной премии, вызывают интерес не только читателей и издателей. Премии делят авторов на группы: первая — те, кто удостоен премии; вторая — те, кто попал в шорт-листы; третьи — все остальные, хотя в этой группе часто находятся более талантливые писатели, чем в первых двух. К таким авторам можно отнести, например, Юрия Нечипоренко и Даниэля Орлова, удостоенных нескольких незначительных литературных премий, в том числе сетевых, но не получивших пока значимой премии в области литературы.

Авторы могут оказаться не в первых рядах по разным нелитературным причинам. Часто — из-за политической позиции автора или самого текста. Эта причина является и помехой для издания произведения автора за границей, где существует жесткая привязка авторов к идеологии, которая отвечает декларируемым «западным ценностям».

Литературные премии, несомненно, полезны, но одновременно и вредны. Можно сказать, что премии — убийцы литературы. Происходит вытеснение критерия художественности. Некоторые авторы пишут под премию, например под «Большую книгу». Уже известные авторы, отмеченные литературными премиями, позволяют себе элементарно «разгонять текст» до формата толстой книги. Хотя бывали случаи присуждения премии «Большая книга» произведению обычного формата. Как уже было сказано, судьба книги и автора зависит от вкусов членов жюри и других субъективных причин.

Отдельно можно отметить положительную роль премии «Дебют», которая дала зеленый свет многим молодым авторам, ставшим уже известными. Это, например, Валерий Печейкин — драматург, успешно сотрудничающий с Гоголь-центром, где ставят его пьесы, которые можно назвать в хорошем смысле инновационными.

Если подводить черту под всем написанным, можно сказать, что несмотря на все их недостатки, премии нужны. Без них уже трудно представить литературный процесс и читательское сообщество, а также книгоиздание и распространение книг.