Возрастная структура населения. Социализация личности

Понятием гендер современная социальная наука обозначает совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. Не биологический пол, а социокультурные нормы определяют, в конечном счете, психологические качества, модели поведения, виды деятельности, профессии женщин и мужчин. Быть в обществе мужчиной или женщиной означает не просто обладать теми или иными анатомическими особенностями - это означает выполнять те или иные предписанные нам гендерные роли.В странах, где развито документарное подтверждение личности, социальный пол обычно совпадает с закреплённым в документах полом, то есть с паспортным полом, исключая случаи трансгендерности.Гендер (социальный пол) в широком понимании не обязательно совпадает с биологическим полом индивида, с его или её полом воспитания или с его/её паспортным полом.Обычно в обществе можно различить два гендера - мужской и женский, однако набор гендеров бывает гораздо шире, в частности, в Таиланде распознаётся пять гендеров, включая катой и два гендера лесбиянок, отличающихся маскулинностью и феминностью. У чукчей до конца XX века различались мужчины-гетеросексуалы, мужчины-гетеросексуалы, носившие женскую одежду, мужчины-гомосексуалы, носившие женскую одежду, женщины-гетеросексуалки и женщины, носившие мужскую одежду. При этом ношение одежды могло означать и выполнение соответствующих социальных функций.Возрастная группа - совокупность людей одинакового возраста. Это основной элемент возрастной структуры населения. В зависимости от целей исследования различают возрастные группы однолетние и укрупненные: 5 - летние и 10-летние.В зависимости от репродуктивной способности людей выделяют поколение детей - до 15 лет, поколение родителей - 16-49 лет, поколение прародителей - 50 лет и старше. Чаще используется классификация по способности населения к труду. По ней выделяются группы населения младше трудоспособного (дорабочего) возраста - 0-14 лет, трудоспособного (рабочего) - 15-59 лет (в некоторых странах 15-64-65 лет) и старше трудоспособного (послерабочего) возраста - 60 или 65 лет и старше. Социальная структура общества - более или менее устойчивые набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющих специфические интересы и мотивацию экономического и социального поведения.Условно их можно объединить в несколько социальных слоев (в зависимости от их имущественного положения, участия в управлении имуществом и во властных структурах различного уровня) - верхний, включающий в себя политические и экономические элиты; верхний средний - собственники и менеджеры крупных предприятий; средний - мелкие предприниматели, менеджеры, администраторы социальной сферы, среднее звено аппарата управления, работники силовых ведомств и частных предприятий; базовый - массовая интеллигенция, работники массовых профессий в сфере экономики; низший - неквалифицированные работники государственных предприятий, пенсионеры; социальное дно

25. Социальная мобильность: определение и виды.

Социальная мобильность - это изменение индивидом или группой своей социальной позиции в социальном пространстве. В научный оборот понятие было введено П. Сорокиным в 1927 г. Он выделил два основных типа мобильности: горизонтальную и вертикальную.

Вертикальная мобильность предполагает совокупность социальных перемещений, которая сопровождается повышением или понижением социального статуса индивида. В зависимости от направления перемещения различают восходящую вертикальную мобильность (социальный подъем) инисходящую мобильность (социальное падение).

Горизонтальная мобильность - это переход индивида от одной социальной позиции к другой, находящейся на одном и том же уровне. Примером может служить перемещение из одного гражданства в другое, из одной профессии в другую, имеющую в обществе сходный статус. К разновидностям горизонтальной мобильности часто относят мобильность географическую, которая подразумевает перемещение из одного места в другое при сохранении имеющегося статуса (переезд на другое место жительства, туризм и т.п.). Если при переезде меняется социальный статус, то географическая мобильность превращается вмиграцию.

Повидам мобильности социологи выделяют межпоколенную и внутрипоколенную.Межпоколенная мобильность предполагает характер изменений социального статуса между поколениями и позволяет определить, насколько дети поднимаются или, наоборот, опускаются по социальной лестнице по сравнению со своими родителями. Внутрипоколенная мобильность связана ссоциальной карьерой, означающей изменение статуса в рамках одного поколения.

В соответствии с изменением индивидом своей социальной позиции в обществе выделяютдве формы мобильности: групповую и индивидуальную.Групповая мобильность имеет место в случае, когда перемещения совершаются коллективно, и целые классы, социальные слои изменяют свой статус. Чаще всего это случается в периоды кардинальных изменений в обществе, например социальных революций, гражданских или межгосударственных войн, военных переворотов, смены политических режимов и т.п.Индивидуальная мобильность означает социальное перемещение конкретного человека и связана прежде всего с достигаемыми статусами, в то время как групповая - с предписанными, аскриптивными.

Каналами социальной мобильности могут выступать:школа, образование в целом, семья, профессиональные организации, армия, политические партии и организации, церковь.

В целом социальная мобильность является важным инструментом анализа динамики общества, изменения его социальных параметров.

26. Стиль жизни, как фактор социализации .

Общество – понятие в основном политико-социологическое. Оно характеризует совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которых составляют семья, сословия, профессиональные, возрастные и иные номинальные и реальные группы, а также государство. Общество представляет собой целостный организм со своей экономической и социальной структурами, идеологией и культурой, который обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей.

В каждом обществе объективно складываются специфические условия для социализации человека на каждом возрастном этапе. Эти условия определяются уровнем экономического, социально-политического и культурного развития общества. Уровень экономического развития общества определяет, с одной стороны, уровень жизни, образ жизни и качество жизни его членов, а с другой – возможности каждого реализовать определенный стиль жизни. Чем более экономически развито общество, тем больше эти возможности, а следовательно, тем более благоприятны возможности для развития человека в процессе социализации.

Особый интерес представляют социально-политические процессы, происходящие в современном российском обществе, где в последние годы стремительно происходит социальная и имущественная дифференциации, в результате которых можно условно выделить целый ряд социальных слоев, имеющих довольно существенные различия как по положению, так и по интересам. Это «старая» и «новая» номенклатура и их «обслуга»; «старые» и «новые» русские и связанные с ними криминальные элементы различного рода; инженерно-технические работники и квалифицированные рабочие государственных предприятий, их коллеги из частного сектора и фермеры; средние и мелкие чиновники сферы управления; «массовые» группы интеллигенции – врачи, учителя, работники культуры, научные сотрудники; неквалифицированные рабочие в государственном секторе; военнослужащие и работники правоохранительных органов; студенты; пенсионеры и инвалиды; маргиналы; организованная преступность; работники торговли и др. Все названные страты также не являются однородными, т. к. в них входят люди разного социального происхождения, образовательного уровня, с различным уровнем дохода, условия проживания которых тоже различны в зависимости от региона, типа поселения, района города и т. д.

Стиль жизни – это очень широкое понятие, которое включает в себя субъективный и объективный факторы. Первый означает субъективные потребности человека, второй – специфику труда, быта и досуга. Стиль жизни состоит из нескольких составляющих – это и способ производства материальных благ, и среда обитания, политическая система общества, быт, традиции, привычки.

Социальная структура - анатомический скелет общества. Под структурой в науке принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта. Разновидностью социальной структуры общества выступает возрастная структура населения.

Показателями возрастной структуры населения служат доли населения отдельных возрастов или возрастных групп. Как правило, они рассчитыва­ются в процентах. Если знаменателем при расчете таких показателей явля­ется общая численность населения, то можно говорить о показателях поло-

возрастной структуры населения, а если расчет делается по отношению к численности населения каждого отдельного пола, то это будет возрастная структура отдельно женщин и мужчин.

Графическое изображение распределений возрастов и полов даст пира­миду, а табличное, где показаны как относительные, так и абсолютные ве­личины, - структуру населения.

Обычно распределение население по полу и возрасту бывает в однолет­ней (для каждого отдельного года возраста) и пятилетней возрастных груп­пировках. Последняя дается в стандартной группировке: 0-4 года, 5-9 лет, 10-14, 15-19 и т.д. В каждом случае подразумевается полное число испол­нившихся лет, т.е. группа 0-4 года - это значит до 5 лет, 5-9 - до 10, 10- 14 - до 15 и т.д. (табл. 2).

Таблица 2 Население России по возрасту и полу по данным переписи населения 2002 г.

Тыс.человек Доля (%) в общей численности населения соответствующего пола
Мужчины и Женщины Мужчины Женщины Мужчины и Женщины Мужчины Женщины
Все население 67 604 77 560
в том числе в возрасте, лет:
0-4 4,4 4,8 4,0
5-9 4,8 5,2 4,4
10-14 7,2 7,9 6,6
15-19 8,8 9,6 8,1
20-24 7,9 8,6 7,3
25-29 7,3 7,9 6,8
30-34 6,8 7,3 6,4
35-39 7,0 7,4 6,7
40-44 8,6 9,0 8,3
45-49 8,0 8,1 7,9
50-54 6,9 6,9 7,0
55-59 3,7 3,5 3,8
60-64 5,5 4,8 6,1
65-69 4,4 3,6 5,0
70-74 4,1 3,0 5,0
75-79 2,7 1,5 3,7
80-84 1,1 0,5 1,6
85 и более 0,7 0,3 1,2
Возраст не указан 0,1 0,1 0,1

Источник: Официальный сайт «Всероссийская перепись населения 2002 г.» (http://www.perepis2002.ru ).



При анализе формирования половозрастного состава населения учиты­вают три составляющих: рождаемость, смертность и миграцию. Рождение относительно большего или меньшего числа детей в отдельные годы, най-

дет свое отражение в повышенной или, наоборот, уменьшенной численно­сти населения в соответствующих возрастах. Наиболее яркими примерами последнего являются люди, родившиеся в годы войны, и дети, появившие­ся на свет в последние годы.

Смертность постоянно, как бы, «обрезает» численность населения. Она сначала снижается, достигает минимума в возрастной группе 10-14 лет, а затем неумолимо «ползет вверх». Смертность влияет и на соотношение по­лов. Мальчиков рождается больше, чем девочек. Их соотношение равняет­ся 104-106 мальчиков на 100 девочек и при этом оно весьма устойчиво и

проявляется практически на всех дос­таточно больших совокупностях ро­дившихся (т.е. там, где действует закон больших чисел). Однако во всех без исключения возрастах смертность мужского населения выше, чем жен­ского. Это приводит к тому, что чис­ленности мужчин и женщин при про­движении к более старшим возрастам постепенно подравниваются и дости­гают равновесия примерно в 25-34 года. После этого неуклонно нарастает перевес численности женского населения 1 .

Показатели соотношения численности мужчин и женщин могут выгля­деть как число мужчин на 1000 женщин или, наоборот, как число женщин на 1000 мужчин (как правило, используется первый из этих двух показате­лей). Первый показатель рассчитывается путем деления численности муж­чин на численность женщин и умножения полученного результата на 1000, второй - наоборот, путем деления численности женщин на численность мужчин. Такого рода показатели могут рассчитываться как для всего насе­ления в целом, так и для отдельных возрастов.

Возрастная структура и уровни рождаемости определяют скорость роста населения. Половозрастная структура зависит от уровней рождаемости и смертности, продолжительности жизни людей. Каждой эпохе соответству­ет своя возрастная структура, ее перестройка меняет весь облик общества, все его социальные институты, в том числе и семью.

Миграция наиболее активна (по крайней мере, так было до недавнего времени) в средних возрастах. Следовательно, на половозрастной пирами­де населения, для которого характерен миграционный отток, в средних воз­растах могут образоваться «провалы», а при миграционном притоке - на­оборот, «выпуклости». Раньше это хорошо было видно при сравнении пи­рамид для городского и сельского населения.

Возрастная структура населения складывается под воздействием процес­сов рождаемости и смертности, происходивших в прошлом. Заметное влия­ние на возрастную структуру оказывает и миграция. Повсюду в Европе резко меняется возрастная структура населения. Например, в Германии доля лиц старше 60 лет на 100 человек трудоспособного населения (в возрасте от 20 до 60 лет), составлявшая в 1990 г. 35%, к 2030 г. возрастет до 73%. По самым оптимистическим прогнозам доля расходов на эти цели увеличится до 25%.

" Возрастная структура населения (www.fw.ru ).

Важным показателем, характеризующим возрастной состав населения, является медианный возраст. Медиана делит по возрасту все население на две части: одна - старше этого возрастного уровня, другая - младше. Возраст­ная структура населения во многом определяет его производительную часть - трудовые ресурсы. Важно также учитывать и соотношение между трудоспособной и нетрудоспособной (дети и старики) частью населения. Этот показатель называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсио­неров. В развивающихся странах этот показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии 100 на 41. В России, Беларуси, на Украине, в стра­нах Прибалтики демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

Рождаемость, смертность, миграция формируют половозрастной состав населения

Выделяется и другая категория - люди, реально участвующие в материаль­ном производстве или непроизводственной сфере, - экономически активное население. Его доля варьируется по странам мира. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10% трудовых ре­сурсов и более. Еще меньше доля экономически активного населения в разви­вающихся странах - 45-55%. Структура занятости развитых и развивающих­ся стран сильно отличается. Для развивающихся стран характерна высокая доля занятых в аграрном секторе экономики. На втором месте находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место), что в значительной мере связано с распространением мелкой торговли. Промышленность (причем, в основном, добывающие отрасли) и строительство по доле рабочей силы сто­ят в развивающихся странах лишь на третьем месте. В развитых странах доля сельскохозяйственного населения несоизмеримо меньше, а доля населения, занятого в сфере услуг и в промышленном производстве, больше. В Велико­британии, ФРГ, Бельгии, Франции, Швеции в сфере услуг работает около 40% экономически активного населения, а в США - более 50%. В развитых стра­нах в производство вовлечена большая доля трудовых ресурсов, чем в развива­ющихся, за счет большей занятости женщин.

Признано, что возрастная структура влияет на социально-экономичес­кую систему общества. Странам с молодым населением (высокий процент

тех, кому менее 15 лет) приходится инвестировать огромные деньги в стро­ительство школ, а странам с пожилым населением - в медицину и здраво­охранение. Возрастная структура может кроме того использоваться в поли­тических прогнозах. К примеру, увеличение молодежной безработицы мо­жет привести к отставке правительства.

К 2016 г. население России сократится более чем на 11 млн человек, при этом произойдут существенные изменения в возрастной структуре населе­ния, считают специалисты. Удельный вес молодого поколения во всем на­селении России за последние 10 лет сократился с 24,1% до 18,6%. К 2016 г. численность молодежи в трудоспособном возрасте уменьшится еще почти в 2 раза при возрастании количества лиц, выбывающих из трудоспособного возраста. Уже в 2004 г. возрастная структура населения России находилась в стадии демографической старости, доля детей и подростков незначительно превышала долю лиц старше 65 лет, а в 2016 г. каждый четвертый будет в пенсионном возрасте и может возникнуть дефицит трудовых ресурсов.

Эта близкая к кризисной ситуация вызвала необходимость принятия срочных мер, направленных на формирование государственной стратегии демографической политики в России. Разработаны принципы государствен­ной политики в области народонаселения, приняты документы, определя­ющие приоритеты демографической политики РФ. Целью политики явля­ется создание условий для сохранения демографического потенциала, обес­печения россиянам долгой, здоровой жизни. Главными приоритетами являются улучшение состояния здоровья, увеличение продолжительности жизни, снижение преждевременной смертности населения, стабилизация рождаемости и укрепление семьи.

ВОЗРАСТНАЯ ПИРАМИДА

В демографии количественный и качественный состав населения приня­то изображать в виде пирамиды, основание которой составляют новорож­денные, дети; затем происходит постепенное сужение пирамиды с учетом смертности в каждом возрастном периоде; ее вершину составляют лица в возрасте от 90 лет и старше.

Два понятия - возрастная структура и возрастная пирамида - по сути дела отражают две стороны одного явления, а именно распределения населения данной страны по возрастам. Разница между ними заключается в том, что возрастная пирамида представляется в графическом виде и снабжается сло­весными комментариями, а возрастная структура подается в табличной фор­ме и сопровождается более развернутыми аналитическими комментариями.

Пирамида возрастов (другие наименовании: возрастно-половая пирами­да, половозрастная пирамида) дает наглядное графическое изображение распределения людей по возрасту и полу.

Половозрастная пирамида - графическое изображение (гистограмма) данных о половозрастном составе населения (рис. 4). Она представляет со­бой двустороннюю направленную диаграмму, на которой число людей каж­дого возраста и пола или доля их в населении изображено горизонтальной полосой определенного масштаба. Полосы располагаются одна над другой в порядке увеличения значений возраста, обычно от 0 до 100 лет, слева - для

мужчин, справа - для женщин 2 . Поскольку вследствие смертности в стар­ших возрастах число людей, как правило, меньше, изображение для полно­го набора возрастов имеет форму пирамиды.

Рис. 4. Возрастно-половой состав населения Российской Федерации, 1989 г.

Для построения половозрастной пирамиды населения по центру проводите вертикальная ось (ось ординат), по которой откладываются градации возраста От основания оси вправо и влево проводятся горизонтальные оси (оси абсцисс) по которым откладываются градации численности населения, соответственно слева мужчин и справа женщин. Численность населения каждой половозраст­ной группы на пирамиде изображается в виде прямоугольника, площадь кото­рого соответствует численности населения. Его нижняя и верхняя горизонталь­ные линии проводятся на уровне, соответственно, начала данного возрастногс интервала и начала следующего возрастного интервала. Правая вертикал ьна? линия у мужчин и левая у женщин совпадают с вертикальной осью на отрезке данного возрастного интервала. Левая вертикальная линия у мужчин и права? у женщин проводятся на уровне численности соответственно мужчин и жен­щин данной возрастной группы. На половозрастной пирамиде откладываютс? численности только для тех возрастных групп, для которых определены верх-Официальный сайт Госкомстата: www.gks.ru .

няя и нижняя границы возрастного интервала и не откладываются для, так на­зываемых, открытых возрастных интервалов (например, «80 лет и старше»).

На возрастной пирамиде можно проводить самые разные манипуляции, к примеру, возрастные группы менять на возрастные категории населения, допустим группу 0-6 лет заменить на категорию дошкольников. Получив­шийся график очень полезен в прикладных исследованиях (рис. 5) 3 .

Рис. 5. Измененная возрастная структура населения

Помимо того возрастную структуру, исправленную по категориям насе­ления, можно, опять же в практических целях, объединить с социальной структурой населения и получить еще более наглядный график структуры данного общества (рис. б) 4 .

Рис. 6. Социальная и возрастная структура населения

3 Источник: Народонаселение (www.ccas.ru ).

Половозрастная пирамида строится обычно по данным переписей или обследований населения по годичным или пятилетним возрастным группам так, чтобы площадь ступеней пирамиды соответствовала числу людей (тыс.) каждого возраста и пола или при сравнениях - доле их в населении (%). Длина ступени при этом соответствует плотности данной возрастной группы, т.е. числу людей, приходящихся на единицу возраста (рис. 7). В международ­ной статистике при построении возрастной структуры принято учитывать све­дения о распределении по полу и возрасту (0-14 лет, 15-64, старше 65).

Рис. 7 Половозрастная пирамида населения СССР по данным переписей 1926 и 1970 г.

В начале 1930-х гг. было введено понятие трех типов возрастной струк­туры населения, которым соответствуют формы возрастной пирамиды: в мо­лодом населении она имеет форму правильной пирамиды, в постаревшем населении - форму колокола, в очень старом - форму урны (рис. 8), и оп­ределяет при прочих равных условиях быстрый рост, медленный рост или убыль населения.

На большинстве диаграмм, отражающих возрастную структуру различ­ных стран мира, можно наблюдать две асимметрии - по возрасту и полу. Поскольку в структуре населения большинства стран мира стариков мень­ше, чем детей, то диаграмма приобретает вид пирамиды, т.е. она несиммет­рична относительно горизонтальной оси, проведенной вдоль средней про­должительности жизни населения данной страны. В то же время числен­ность мужчин и женщин в разных возрастных группах неодинаковая, поэтому диаграмма не может быть симметричной относительно вертикаль­ной оси. Диспропорция полов до сих пор не изучена до конца.

Нетрудно также заметить, что в детских возрастах, как и в мире в целом, так и в отдельных регионах преобладают мужчины. Это объясняется тем, что

мальчиков во всем мире рождается в среднем за год на 4 млн больше чем девочек. В трудоспособных возрастах подобное преобладание для всего мира сохраняется, но в половине регионов оно сменяется перевесом женщин. Что же касается пожилых возрастов, то в этой группе перевес женщин повсеме­стен. Резкое, примерно на 16,5 млн, преобладание женщин в СНГ объясня­ется, прежде всего, воздействием Первой мировой, Гражданской и в боль­шей степени Второй мировой войны, но также и очень большой продолжи­тельностью жизни у женщин стран СНГ.

Рис. 8. Типы возрастных структур (по Ф. Бургдёрферу):

А - молодое (растущие) население; Б - постаревшее (стационарное) население;

В - очень старое (убывающие) население

Примерно те же причины повлияли на половой состав населения зару­бежной Европы, где за исключением Ирландии и Исландии, во всех стра­нах преобладают женщины. Особенно велик их перевес в Австрии и ФРГ. В зарубежной Азии, напротив, почти повсеместно преобладают мужчины. Исключением являются лишь Япония, Индонезия, Мьянма, Йемен, Изра­иль и Кипр.

Половозрастная пирамида показывает будущее развития конкретных регионов мира или отдельной страны. Новорожденные дети сначала дости­гают детсадовского возраста и уже можно почти точно сказать, сколько их будет. Потом школьный возраст (сколько нужно будет школ, классов, учи­телей; можно ли будет и примерно насколько сократить число детей в клас­се, лучше поступать именно так, а не закрывать школы и увольнять учите­лей из-за уменьшающегося количества детей школьного возраста, которое нас ожидает в ближайшие годы) и т. д. Рассматривая возрастную пирамиду, специалист в состоянии определить, например, когда в данной местности ожидается наибольший конкурс в высшие учебные заведения, или как бу­дет меняться численность и состав трудовых ресурсов: в какие годы какие контингенты населения будут входить в их число, а какие наоборот выхо­дить. Анализ возрастной динамики может показать текущее и ожидаемое соотношение трудоспособных или брачных возрастов, разница в возрасте женихов и невест: женихи в среднем на два года старше. Если следовать нынешним демографическим пропорциям, то в будущем можно ожидать для юношей 1990-х гг. рождения нехватку невест подходящего возраста, хотя в

целом количество женщин будет превышать численность мужчин. По дан­ным переписи населения 2002 г. (рис. 9) 5 , сохранилось характерное для рос­сиян значительное превышение численности женщин над численностью мужчин, которое составило 10 млн человек против 9,6 млн в 1989 г. Ухуд­шение соотношения полов произошло из-за высокой преждевременной сверхсмертности мужчин. Так, на тысячу мужчин в 2002 г. приходилось 1147 женщин, а в 1989 г. - 1140 женщин.

Рис. 9. Возрастно-половой состав населения Российской Федерации, 2002 г.

Количественно наиболее высок перевес мужчин в Южной и Восточной Азии (в Индии на 24 млн, в Пакистане на 4,5 млн, в Китае на 31 млн). Пере­вес мужчин также характерен и для арабо-мусульманских стран Юго-Запад­ной Азии. Это результат многовекового приниженного положения женщин в семьях и обществе. Большая восприимчивость к болезням и более высо­кая смертность женщин была обусловлена ранними браками, частыми ро­дами, недостаточным питанием, постоянным тяжелым трудом на работе и дома. Для стран Африки резкие колебания полового состава не характерны, и в подавляющем большинстве из них численность мужчин и женщин при­мерно равна. Все же в северной, арабо-мусульманской, части материка на-

Официальный сайт Госкомстата: www.gks.ru .

блюдается некоторое преобладание мужчин, тогда как, в Восточной Афри­ке, например, преобладание женщин.

В Северной Америке, как в регионе относительно новой колонизации и массового притока иммигрантов - преимущественно мужчин - в течение длительного времени мужское население преобладало. Но постепенно сначала в США, а в 1970-х гг. и в Канаде наметился перевес женщин. Особенно это относится к старшим возрастам. В Латинской Америке, как и в Африке, чис­ленность мужчин и женщин примерно равна. В Австралии, как в стране про­должающегося массового притока иммигрантов, мужчины, как и в Канаде, преобладали до начала 1970-х гг. Затем наметился небольшой перевес женщин. В развитых странах в сельской местности преобладает мужское население, в городах - женское, а в развивающихся странах наоборот - женское населе­ние преобладает в сельской местности, а мужское - в городах.

В конце XX в. возрастная структура населения большинства стран мира, в том числе и России (рис. 10), напоминала не столько пирамиду, сколько колонну, характеризующуюся относительно малой численностью детей, лиц молодого и зрелого возраста и относительно высокой численностью лиц старших возрастных групп. Впервые во многих странах сложилась ситуация, при которой численность всех возрастных групп, включая самый преклон­ный возраст, приблизительно одинакова.

Рис. 10. Половозрастная пирамида населения России в 2000 г.

Возрастная структура населения России характеризуется продолжаю­щимся увеличением численности трудоспособного населения. Численность населения в трудоспособном возрасте (мужчины 16-59 лет, женщины 16- 54 лет), составила 89 млн человек (или 61%), моложе трудоспособного воз­раста - 26,3 млн человек (или 18%) и старше трудоспособного возраста -

29,8 млн человек (или 21%). Среднегодовая численность населения в трудо­способном возрасте возросла с 2002 г. к 2004 г. на 1,4 млн. Прогнозируемые темпы экономического роста в 2002-2004 гг. не привели к адекватному уве­личению численности занятых в экономике. Тем самым в этот период со­хранилось превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

Как и для большинства европейских стран для России характерно старе­ние населения. По сравнению с переписью 1989 г. средний возраст жителей страны увеличился на три года и составил 37,7 лет, мужчин - 35,2 лет, жен­щин - 40,0 лет (по данным переписи населения 1989 г. средний возраст населения составлял - 34,7 лет, мужчин - 31,9 лет, женщин - 37,2 лет). В то же самое время численность детей и подростков за межпереписной пе­риод сократилась на 9,7 млн человек.

Поскольку на ближайшую перспективу - до 2050 г. - показатели половоз­растной структуры населения будут меняться не в лучшую для нас сторону (общее сокращение численности населения, его постарение), то возрастная пирамида примет, по сравнению с 2000 г., совершенно иной вид (рис. 11).

Рис. 11. Изменение половозрастной пирамиды населения России на предстоящие 50 лет

ВОЗРАСТНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ

В предыдущих томах «Фундаментальной социологии» читатель познакомил­ся с главными элементами социальной структуры общества и социальной стра­тификацией. Напомним лишь о том, что базовыми элементами социальной структуры выступают социальные статусы и роли. Соотношение исходных по­нятий, как и договорились, будем изображать графически (рис. 12).

На графике, изображающем двухмерную плоскость, видно, что соци­альная структура общества охватывает две оси - ОУи ОХ социального пространства.

Рис. 12. Трехмерная система отображения социальной структуры общества

Социальная структура - совокупность статусов и ролей, функциональ­но связанных между собой. Статус - социальное положение индивида в обществе. Роль - модель поведения, соответствующая данному статусу, динамическая характеристика статуса. Содержание статуса раскрывается через совокупность прав и обязанностей. Социальный состав населения (ОХ) - это совокупность больших социальных групп (их иногда называют статистическими или социальными) по возрасту, полу, профессии, религии и др. Дети, молодежь, взрослые и старики располагаются здесь наряду с православными, католиками, милиционерами, шахтерами, мужчинами и женщинами.

Две оси социального пространства, вертикальная и горизонтальная, име­ют совершенно разную природу. Социальная стратификация - это иерар­хически организованное, ранжированное, следовательно, строго упорядо­ченное множество людей, разделенных на три разных класса: высший, сред­ний и низший. Напротив, горизонтальная ось, изображающая социальный состав населения, представляет то же самое население, разделенное на по­ловозрастные, профессиональные, религиозные, экономические, полити­ческие и другие группы, которые никак не упорядочены и не ранжированы. Их нельзя упорядочить на шкале по какому-то одному критерию. С класса­ми так поступить можно.

Если большие социальные группы расположить по вертикали и выстро­ить их по степени неравенства неодинакового дохода, власти, образования и престижа, то получится еще одно понятие, а именно социальная страти­фикация. Таким образом, стратификация состоит из тех же статусов, но сгруппированных по иным критериям и расположенных по «полочкам» (стратам) сверху вниз. Примером стратификации служит классовое рассло­ение общества. Но точно так же образцом социальной стратификации мо­жет выступать возрастное расслоение, если к разным возрастным группам

в обществе относятся неодинаково, кого-то уважают больше, кому-то пре­доставляют больше прав и привилегий, чем другим, у кого-то больше влас­ти, и соответственно доходов.

Раньше мы говорили о том, что на горизонтальной оси ОХ, которую об­разно можно назвать «осью социального равенства», все группы находятся в одинаковом положении, никто не может располагаться выше другой, в чем-либо превосходить и т.п. Такая оговорка нужна была для того, чтобы более выпукло и ярко оттенить различие двух осей - горизонтальной и вер­тикальной. Наглядным и понятным всем примером вертикальной оси, т.е.

стратификационного неравенства, вы­ступают социальные классы: высший, средний и низший. О детях, взрослых и стариках, равно как о мужчинах и женщинах, тогда говорилось как о группах равенства. Но сегодня мы дол­жны внести коррективы в сказанное ранее. На самом деле существуют такие явления, как возрастное и тендерное неравенства, которые позволяют нам заключить, что на их базе возникают два вида стратификации - возрастная и тендерная. Иногда оба названия объединяют и пишут о половозрастной стратификации. Она представляет собой проекцию половозрастной структуры населения на ось OY. Действи­тельно, когда шла речь о половозрастной структуре в двух предыдущих па­раграфах, то неявно подразумевалось, что она лишь упорядочивает те груп­пы, которые размещены на оси ОХ, где элементы социального состава на­селения (большие социальные группы) размещены в случайном порядке. Сравнение возрастных групп проводилось по количественному параметру - кого больше, а кого меньше по численности и как численность каждой груп­пы может в дальнейшем отразиться на обществе (яркий пример - постаре­ние населения). Но о неравенстве возрастных групп речь не шла.

Если детей, подростков, молодежь, взрослых и стариков можно располо­жить на шкале социального неравенства по указанным признакам, то мы имеем право заявить, что имеем дело с возрастной стратификацией. При этом ее необязательно представлять по образу и подобию классовой стра­тификации, где низший, средний и высший классы расположены строго по ранжиру. Часто бывает, что старики превосходят, скажем, подростков и де­тей в одном отношении - объеме власти и доходах, но уступают в других показателях, например, уважении со стороны большинства населения или объеме привилегий.

Таким образом, возрастную стратификацию нельзя мыслить как одноли­нейный порядок, некую шкалу или вертикальную линию. Ее вообще труд­но представлять графически. Тем не менее она существует и ощущается нами в повседневной жизни. Общее соотношение двух понятий - возрастная стратификация и возрастная структура (в смысле возрастного состава насе­лений) - можно отобразить на графике следующим образом (рис. 13).

Как только возрастные группы мы спроектировали на вертикальную ось OY, они моментально меняют свое название и превращаются в возрастные

страты. Так происходит со всеми социальными группами, если они подчи­няются закону социального неравенства.

Рис. 13. Возрастная структура и возрастная стратификация

Возрастную стратификацию создают пять факторов - возрастное разде­ление труда, возрастные страты, возрастные статусы, возрастные роли и возрастное неравенство (его крайняя форма - возрастная дискриминация и эйджизм). Главный элемент здесь - возрастная страта. Она представля­ет совокупность всех представителей одной возрастной категории населе­ния - дети, подростки, молодежь, зрелые и пожилые люди (возможна и более дробная спецификация страт), различающихся объемом предписан­ных прав, обязанностей, привилегий и рангом на шкале общественного ува­жения.

В ролевую структуру входит количество ролей, которые доступны и мо­гут заполняться в каждом возрасте, а основу статусной структуры, как среза возрастной стратификации, составляет количество статусов в обществе, которые явно или скрыто отведены под возрасты, могут заниматься исклю­чительно или преимущественно с достижением установленного возраста. К примеру, пост президента страны индивид не может занять ранее 35 лет. Возрастные ограничения для посетителей некоторых клубов и дискотек Гер­мании - 18 лет. Масса возрастных ограничений существует при употребле­нии медицинских препаратов.

В каждой профессии свои критерии возрастных границ. Считается, что добиться успеха в бизнесе можно только в том случае, если вы пришли туда до 35 лет. Несмотря на статьи Конституции РФ, ТК РФ, запрещающие ущем­ление прав граждан, большинство объявлений о трудоустройстве содержат возрастные ограничения. И это в какой-то мере оправданно с позиций биз­неса, но не этики и морали. Хотя и здесь верхняя планка уже поднялась до 40-45 лет, а по некоторым должностным позициям и до 50 лет. Все меньше объявлений с требованиями типа: «до 25-27 лет, с опытом работы от 3-

5 лет». Видимо, первоначально произошла переоценка молодости и опыт взял свое. Сотрудники милиции и других силовых ведомств, имеющие спе­циальные звания младшего и среднего начальствующего состава, могут со­стоять на службе до достижения ими 45-летнего возраста, а генерал-майо­ры и генерал-лейтенанты - 55 лет. Согласно п. 3 ст. 20 Федерального зако­на РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», должности ректоров, проректоров, деканов факультетов, заведующих кафед­рами, руководителей филиалов и институтов в государственных и муници­пальных вузах могут замещать лица не старше 65 лет. Закон требует, чтобы всех, кто занимал эти должности, по достижении 65 лет переводили на иные должности, соответствующие их квалификации.

И таких статусов, имеющих возрастные параметры, в обществе достаточ­но много, как много и таких статусов, на которые не накладывается ника­ких возрастных ограничений, например статус верующего, который инди­вид может занимать с момента крещения, или национальный статус, при­обретаемый с рождением. Та половина или меньшая часть статусов, которые в данном обществе и в данное время несут на себе след возрастной специ­фикации, мы вправе относить к статусной возрастной структуре.

Для XX в. характерны колоссальные демографические изме­нения: в начале столетия в мире проживал 1 млрд 630 млн чело­век, а к концу его эта цифра вырастет в 3,7 раза, то есть будет более 6 млрд. За три предшествующих века (1600-1900 гг.) чис­ленность населения увеличилась лишь в три раза, а за один ны­нешний - почти в 4 раза. Значит, увеличиваются темпы роста населения.

Еще стремительней демографические процессы начали раз­виваться во второй половине нашего века. По прогнозу извест­ного американского социолога Нейла Смелзера, высказанному в его книге «Социология», к 2000 г. численность людей старше 65 лет вырастет во всем мире, во всех его частях, в развитых и в развивающихся странах, их доля составит 6,3%. Но если в Аф­рике прирост за сорок лет (с I960 г.) составит лишь 0,3%, то Европе, как и в развитых странах, прирост приблизится к 5,0%. В XXI в. эта тенденция будет нарастать за счет понижения дет­ской смертности, и, следовательно, увеличится вероятность для большего числа людей дожить до старости. Необходимо отме­тить, что одновременно в развитых странах наблюдается сниже­ние рождаемости и уменьшение числа молодых людей в демогра­фической структуре этих стран.

По данным ООН, в 1950 г. в мире было 214 млн людей стар­ше 60 лет, к 2000 г. прогнозы обещают 590 млн, а в 2025 г. - 1100 млн. Численность пожилых людей за это время возрастет в 5 раз, тогда как население планеты увеличится лишь в 3 раза. В связи с этим стали говорить о «старении» общества. В нашей стране, по тем же прогнозам, к 2000 г. 25% населения будет старше 50 лет, значит, в следующем десятилетии относительная численность пожилых людей еще больше вырастет.

Таким образом, более всех других параметров в послевоенное время изменилась возрастная структура населения, которая оп­ределяется уровнями рождаемости и смертности. Возрастная структура демонстрирует темпы воспроизводства населения, удельный вес каждой возрастной группы, указывает долю эко­номически активного населения (следовательно, и степень обес­печенности страны трудовыми ресурсами). Отсюда же можно получить исходные данные для расчета соотношения численнос­ти детей и старшего поколения. Анализируя эти цифры, мы на­глядно убеждаемся, что в последние десятилетия быстрее других растет группа пожилых и старых людей.

Каждой эпохе соответствует своя возрастная структура, ее перестройка меняет весь облик общества, все его социальные институты, в том числе и семью. Во времена Евгения Онегина типичной семьей были «Скотинины, чета седая, с детьми всех

возрастов, считая от тридцати до двух годов». Ячейкой нынеш­ней возрастной структуры является малодетная семья. Точно и образно отметил польский демограф Э. Россет: «Мир, в кото­ром живем мы, очень мало похож на тот, в котором суждено было жить нашим отцам. Иным будет и мир наших детей и вну­ков. Он будет иным не только вследствие технических и экономи­ческих преобразований; он будет иным и в результате демографи­ческих изменений. Процесс старения населения ведет к радикально­му изменению облика общества и действующих в нем правовых, моральных и, пожалуй, всех прочих норм».

В итоге можно констатировать: время бежит со скоростью спринтера, но со старческой одышкой. Различают три основных типа возрастной структуры. Пер­вый (к нему принадлежит большинство развивающихся стран с высоким уровнем рождаемости и смертности и сравнительно низкой средней продолжительностью жизни) отличается очень высокой долей детей (до 15 лет) в общей численности населения и небольшим процентом людей пожилого возраста (60 лет и стар­ше). Второй тип характеризуется почти равными долями млад­шей и старшей возрастной группы, небольшим приростом насе­ления. К этому типу принадлежат в основном страны Восточ­ной Европы. К третьему типу относятся страны Западной Евро­пы, Северной Америки, Япония, Австралия. Характерные осо­бенности последнего типа; невысокая рождаемость, сравнитель­но низкая общая смертность и относительно большая продолжи­тельность жизни.

Демографы называют первый тип «прогрессивным», так как

ему соответствует высокий показатель естественного прироста на­селения, второй - «стационарным», здесь естественный прирост находится на неизменном уровне, третий - «регрессивным», он отличается большой долей пожилых людей и суженным или убы­вающим ростом населения.

Самым ярким примером возрастной пирамиды типа В может служить возрастная структура Италии, поставившей мировой рекорд по числу пожилых людей: в этой стране 65-летних больше (16%), чем 15-летних (15%). А вот возрастная структура населе­ния Ливии иллюстрирует тип А: здесь старшая группа составляет лишь 3%, тогда как 15-летние - 48%.

Социальная структура это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также социальных институтов и отношений между ними.

Основными элементами социальной структуры выступают социальные группы и социальные институты.

Основой формирования и воспроизводства социальных групп (общностей) является общественное разделение труда.

Другой ключевой элемент социальной структуры – социальный институт. В социологии понятие «институт» (от лат. Institutum –установление, устройство) –обозначает совокупность норм и учреждений, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности.

Первокирпичиками социальной структуры служат статусы и роли. Социальные статусы и роли связываются между собой функциональными отношениями благодаря общественному разделению труда. Такое разделение возникает, когда разные функции закрепляются за разными группами специально подготовленных людей. Это называется специализацией. Специалистам приходится как-то между собой кооперироваться , они не могут обойтись друг без друга: врачу нужны сапоги, хлеб, дом и обучение детей, поэтому он обменивает продукты своего труда на товары и услуги сапожника, пекаря, строителя и учителя. А те, в свою очередь, поступают точно так же. Так и складывается функциональная связь статусов и ролей на основе специализации и кооперации труда. А специализация и кооперация труда составляют суть общественного разделения труда.

Слово «статус» - в переводе с латинского означает правовое положение, состояние. В социологии под статусом понимается социальное положение человека в обществе. Социальное положение – это обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические признаки человека. Например, «инженер» - профессия; «работник наемного труда, получающий средний по размерам доход» - экономические черты; член партии «Единая Россия» - политическая характеристика; «мужчина в возрасте 35 лет, татарин» - демографические свойства. Все эти характеристики описывают социальное положение одного и того же человека, но с разных сторон. Для каждого человека характерен определенный набор статусов. Наиболее характерный статус человека, по которому его выделяют окружающие, является главным. Статус человека, в котором он рожден, называют приписываемым статусом, а биологически унаследованный статус - прирожденным. Люди с близким социальным положением принадлежат к одним и тем же социальным группам.

Совокупность больших социальных групп (заполненных статусов) образует социальный состав населения. Это обобщающее понятие отражает горизонтальную дифференциацию населения по полу, возрасту, расе, вероисповеданию, национальности, месту жительства и т.п., т.е. описывает все то, что относится к приписываемому (унаследованному) статусу. Горизонтальная дифференциация , (или гетерогенность, в переводе с греческого – heteros – разнородность, неоднородность) подчеркивает пестроту общества, любые социальные различия, в том числе и не связанные с неравенством . В современных цивилизованных обществах эти параметры носят номинальный (условный) характер, и они не сравниваются по принципу «выше-ниже».

Социальная структура – это совокупность всех статусов, существующих в данный исторический момент в данном обществе .

Для каждого статуса характерны определенные социальные роли.

Социальная роль это модель поведения, ориентированная на данный статус; иначе говоря, - это модель поведения, направленная на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. К примеру, о т преподавателя окружающие ожидают один вид поведения, а от бомжа – совсем другой. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено – ожидания людей. Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности, которые могут носить формальный (нормативно установленный) или неформальный характер.

Права и обязанности – элементы общественного разделения труда.

Существуют следующие виды общественного разделения труда: половозрастное, профессиональное, политическое и экономическое.

Соответственно видам общественного разделения труда образуются виды социальной структуры: половая, возрастная, социально-трудовая, территориально-расселенческая, этническая и другие структуры.

Половая структура общества – это распределение населения по группам по признаку пола и складывающаяся система взаимоотношений между ними.

Возрастная структура общества - это распределение населения по возрастным группам и складывающаяся система взаимоотношений между ними. На возрастное распределение решающую роль оказывают показатели рождаемости и смертности населения, а в некоторых случаях – иммиграции.

Трудовозрастная структура общества представляет собой распределение населения в зависимости от его способности к труду. Выделяют три возрастные группы: население трудоспособного возраста и население моложе и старше трудоспособного возраста.

Территориально-расселенческая структура общества это социально-пространственная организация общества, расселение населения по определенной территории.

Территориально-расселенческая структура представлена, с одной стороны, территориальными общностями (территориально ограниченными совокупностями людей), а с другой стороны, взаимоотношениями между этими общностями.

Социально-трудовая структура охватывает население трудоспособного возраста и включает следующие общности: социально-трудовые группы, социально-профессиональные группы и профессии.

Этническая структура общества – это распределение населения по группам по признаку принадлежности к определенной этнической общности.

Таким образом, социальная структура создается общественным разделением труда и отражает горизонтальную дифференциацию общества, т.е. дифференциацию, вытекающую из природных различий людей. Но природные различия людей – это лишь естественный фон их общественной жизни, который исключает иерархический подход.

Иерархическую структуру общества описывает вертикальная дифференциация , или социальное расслоение. Если большие социальные группы мы расположим по вертикали и выстроим их по степени различия дохода, власти, образования и престижа, то получим понятие социальная стратификация. Следует особо отметить, что социальное расслоение, или социальная стратификация, отражает не просто различное положение людей, групп, слоев в обществе, а именно неравное их положение. Неравенство – это тот критерий, при помощи которого мы можем расположить одни группы выше или ниже других.

Первым необходимым элементом социальной деятельности являются живые человеческие индивиды - субъекты деятельности, с которыми связаны её пусковые и регуляторные механизмы. Несмотря на то, что человек представляет целый и целостный «микрокосмос», он является элементом деятельности, т.е. её простейшим, далее неделимым образованием.

Вторым элементом является объект социальной деятельности. Объекты социальной деятельности можно разделить на два класса:

Вещи, «орудия» с помощью которых люди оказывают воздействие на окружающий их реальный мир. С помощью этих вещей люди осуществляют адаптивную деятельность, приспосабливаясь к среде путем её вещественно-энергетической переделки, целенаправленного преобразования. Символы, знаки (книги, картины, иконы, и др.). Эти предметы служат не непосредственному изменению реальности, а изменению наших представлений о мире. Они воздействуют на наше сознание, стремления, цели, и через них, опосредованно, воздействуют на отличную от сознания реальность. Функция символов-воплощать в себе особым образом закодированную информацию, служить средством её хранения, накопления, передачи, позволяющей людям согласовывать цели своей коллективной деятельности. Необходимость символов связана с тем, что любые идеи, образы, чувства, призванные повлиять на поведение людей, могут сделать это, и лишь в том случае обретут некоторую «телесную оболочку» становясь материальными проводниками, «перевозчиками смысла».

Общество - 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании - исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). 4) объединение людей, в результате которого, т.к. это единение, всё всестороннее возможное пространство общества становится общественной, т.е. общей для этих людей и их потомков, собственностью, всё остальные формы считаются не завершившими объединение, т.е. не сформировавшими до конца общество. Человеческое сообщество называется социумом. Характеризуется тем, что члены сообщества занимают определённую территорию, ведут совместную коллективную производительную деятельность. В сообществе имеет место распределение совместно произведённого продукта.

Любой акт совместной деятельности возможен при наличии взаимосвязанных людей, вещей, символов.

Для жизни людей, которым присуще активное приспособление к среде, необходимы соответствующие вещи, созданием которых занимается материальное производство. Материальное производство создает средства деятельности, которые используются во всех её видах, позволяя людям физически изменять природную и социальную реальность.

Производя необходимые вещи, люди создают определенную систему общественных отношений. (Использование новой производительной техники в Европе нового времени привело к зарождению и утверждению капиталистических отношений, которые создали не политики, а работники материального производства).

В процессе материального производства люди создают и закрепляют определенный тип ментальности, способ мышления и чувствования.

Социальная жизнь - это социальное взаимодействие человека и общества. В многообразии целей, интересов, устремлений, воль индивидуальные взаимодействия аккумулируются в массовые, т.е. происходит «сведение» индивидуального к социальному, формируется социальная структура общества.

Примитивные формы производства и организации труда - это формы кровнородственной связи и типы семьи, простейшие социальные отношения. Социально единое общество постепенно перерастало в социально дифференцированное. Это происходило на основе разделения функций при общественном разделении труда. В социально дифференцированное общество входят:

1) народности, нации;

2) классы;

3) социальные группы - городское, сельское население и люди преимущественно умственного и физического труда;

4) первичные коллективы людей (например, трудовые);

6) индивиды.

Продуктом духовной деятельности (наука, культура, искусство) людей является информация, адресованная человеческому сознанию-идеи, образы, чувства. Так, к созданию (в широком его понимании, охватывающем всю область человеческой деятельности) относятся отличные от рефлексов идеальные побуждения, которые относятся к сфере неосознанного. Зигмунд Фрейд показал, какую огромную роль играют в человеческом поведении мутные желания и неосознанные влечения.

Формируются и другие социальные образования: неформальные группы, диффузные, элитные.

Центральное место в социально дифференцированном обществе занимают классы. Обобщенным признаком классов является их историческое место в определенной системе производства. Классы - это такие группы людей, одна из которых может присваивать труд другой благодаря различию определенного места в укладе общественного хозяйства.

Наряду с теорией классов существует теория стратификации. В ней деление общества на страты (слои) производится не только по структуре экономического базиса, но и по иным критериям: профессии, доходу, образованию и др.

Общественное разделение труда обусловливает также разделение интересов представителей города и деревни, умственного и физического труда, производителей и потребителей, управляющих и управляемых, общенародных, коллективно-групповых и индивидуальных, общегосударственных и местных, национальных, работающих и безработных и т.д.

Сторонники плюралистического направления убеждены в том, что части любой общественной единицы, находятся между собой в координационной зависимости: взаимно влияя друг на друга, они не разделяются на определяющие и определяемые.

Также различные точки зрения на эту проблему у материалистов (К. Маркс) и идеалистов (П. Сорокин). «Интегральная концепция» П. Сорокина исходит из идеи безусловного сознания в общественной жизни людей, характер социальных предметов и процессов определяется идеями, целями, а не вещественно-энергетическими средствами, используемыми для их Воплощения. Духовное всецело определяет материальное в жизни общества.

Рассуждая о строении общества, Сорокин выдвигает два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно социальных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Причем второй уровень всецело подчиняется первому. Сорокин различает отношения субординации между культурным и материальным уровнями и отношения координации (взаимовлияния) между важнейшими составляющими Культуры.

В истории существуют попеременно сменяя два основных вида мировоззрения - «духовный» и «чувственный», каждому из которых соответствует свой тип общественного устройства («социокультурная суперсистема»).

Люди, которые живут в обществах первого типа, исходят из убеждения в том, что окружающая их реальность имеет духовное, божественное происхождение. Соответственно смысл своего существования они видят в подчинении божественному абсолюту, с презрением или снисхождением относясь ко всему мирскому, переходящему. Поэтому материальное производство в таких обществах имеет по существу поддерживающий характер. Основным объектом воздействия считается не природа, а человеческая душа, которая должна стремиться к слиянию с Богом. Прямо противоположные характеристики свойственны обществам второго типа, основанным на материалистическом восприятии мира, акцентирующие чувственные стороны человеческого бытия. Важной составной частью социальной политики является нахождение разумного соотношения общечеловеческого и национально-государственного интересов. Что касается нации, то ее, по всей вероятности, следует рассматривать как единство этнического, социально-экономического и культурно-исторического компонентов, из которых преобладающий определяется конкретными условиями жизни данной нации.

Для современного общества характерно переплетение процессов социальной интеграции (цельность) и социальной дифференциации (различие). Происходят расширение хозяйственно-экономических связей, политических и культурных контактов, интернационализация общественной жизни в целом, координируются усилия по борьбе с угрозой войн, экологическим кризисом, болезнями, международной преступностью.

К. Маркс, в свою очередь, вполне признаёт тот факт, что отличие истории от природных процессов связано именно с наличием сознания, способностью человека «строить в голове» то, что потом будет построено в реальности. К. Маркс утверждает, что первопричиной любых человеческих действий является объективные т.е. не зависящие от желаний людей потребности, указывающие на то, что необходимо людям для существования и развития. В теории Маркса потребности понимаются как свойство человеческой природы, отношение человека к необходимым условиям существования, которое отлично от сознания и предшествует ему: «Сознание никогда не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием, а бытие людей есть реальный процесс их жизни».

Рассматривая сознание как реальную причину социальных изменений, Маркс категорически отказывается признать их первопричиной, как это делали и делают философы-идеалисты (например, П. Сорокин).

Однако сознание оказывается способным влиять не только на функционирование, но и на становление экономических реалий, как это происходит в современной истории (Вполне сознательной реформацией экономических основ общества является «Новый курс» президента Ф. Рузвельта в США).

По мере развития общих черт жизни одновременно усиливаются различия - профессиональные, культурно-бытовые, возрастные, национально-языковые.

В целом классовая структура размывается, а внутриклассовая и неклассовая социальная дифференциация усиливается. Предположительно, что полное упразднение социальных групп невозможно. В дальнейшем социальный организм будет усложняться, а не превращаться в нечто однородное. Любое общество всегда имеет социальную структуру, под которой понимается вся совокупность классов, слоёв, общественных групп и т.д. Социальная структура общества всегда обусловлена способом производства и соответственно изменяется по мере изменения социальных отношений. Социальные общности - относительно устойчивые совокупности людей, отличающиеся более-менее сходными условиями и образом жизни, более-менее сходными интересами. Общества различных типов - формы совместной жизнедеятельности.

Закон определяющей роли материального производства имеет различные проявления. Прежде всего, он связан с особой значимостью продуктов такого производства. Прежде чем быть способным заниматься политикой, наукой или искусствам, люди должны есть, пить, одеваться, потребляя то, что создаёт материальное производство. В результате все виды деятельности, а не только духовная вынуждены подстраиваться под требования материального производства, служить средством его оптимизации, постоянного развития и совершенствования.

Так приоритетной целью и внутренней и внешней политики любого дальновидного правительства является создание и поддержание необходимых условий для нормальной работы материального производства. Очевидно, что ни один политик не в состоянии контролировать ситуацию в обществе, в котором нарушена такая нормальная работа, являющаяся важнейшим гарантом политической стабильности. Всё дело в том, что помимо технического обеспечения всех видов человеческой деятельности, именно материальное производство создаёт жизнеобеспечивающие продукты, от которых зависит не только «благополучие общества», а физическое выживание каждого конкретного человека в самой ближайшей временной перспективе. Такие продукты являются предметом не просто потребности, а такой потребности, которая должна быть удовлетворена в первую очередь, любыми средствами и любой ценой, с «мобилизацией» всех сил, способных помочь в решении этой задачи: от политиков до ученых.

Подобная ситуация характеризует как древние, так и современные общества-даже радикальная научно-техническая революция не в состоянии опровергнуть определяющей роли материального производства.

Однако не только с важностью продуктов связывает Маркс определяющую роль материального производства. Эта роль проявляется и в том, что в процессе создания вещей люди вступают в особые производственные отношения, которые определяют весь образ их жизни, формируют их в качестве социальных существ. Имеются в виду производственно-экономические отношения собственности. Характер собственности не случаен, и зависит от уровня развития производительных сил (средств производства, соединенных с рабочей силой) и профессионального разделения труда.

Общности бывают:

статические (номинальные категории) - например, по прописке;

реальные - те же горожане, в реальной обстановке;

массовые (агрегаты) - совокупности людей, выделяемые на основе поведенческих различий, которые ситуационны и не фиксированы;

групповые - малые и большие социальные группы.

Однако мы видим, что современная история, нарушив однозначную связь между собственностью на средства производства и благосостоянием людей, их имущественным статусом, существенно корректирует тем самым идею Маркса о зависимости между «базисом» общества и социальным укладом общественной жизни. Мы не можем более напрямую выводить образ жизни людей, способ их само воспроизводства из положения в системе производственно-экономических отношений.