Процедура определения ТИМа (социотипа). Что такое в соционике социотип (ТИМ, психотип, соционический тип)? Зависят ли найденные параметры от стиля написания, употребленной лексики

Это наука, которая досконально изучает структуру мышления каждого индивидуума. С помощью этой науки можно определить, какой у человека тип личности . Это не просто развлечение. Узнав себя, можно определиться со своим будущим, найти подходящих друзей и вторую половинку. Всего соционический тип насчитывает 16 характеров. У каждого из них есть свои сильные и слабые стороны. Каждый из них по-своему смотрит на окружающий мир. Из одних получаются прекрасные политики, а другие станут великолепными врачами.

Соционика гласит, что психотип человека никогда не меняется, однако не стоит забывать, что по мере взросления некоторые функции могут измениться.

Нельзя точно сказать, какой тип личности раздражает больше всего. У каждого из них разный характер, да и взаимоотношения между ними тоже разные. В любом случае, определив свой соционический тип, можно понять, какие ТИМы будут больше всего вас раздражать.

Как видите, соционика предлагает 16 социотипов. Какой из них раздражает больше других - очень трудно понять. Зато можно определиться, кто раздражает конкретно вас. Для этого нужно определить тип личности ваш, людей, которые вас окружают, сравнить все полученные социотипы.

Возможно, проводя анализ, вы сможете найти новых друзей или понять, что некоторые люди вам вовсе не друзья.


№10: Всем людям, не зависимо от ТИМа, одинаково легко изучить и понять соционику
№ 11: ТИМ можно определить по «внутреннему самоощущению»
№ 12: «Методики у меня никакой нет и теорией соционической я не увлекаюсь, а просто вижу типы, как Ванга»
№ 13: «Я не логик потому, что не умею логически мыслить»
№ 14: «Раз мне не подходит описание данного типа, значит вы мне неправильно его определили»
№ 16: «Я этик потому, что меня интересуют люди и для меня важны отношения между людьми»
№ 15: «Я этик потому, что для меня важно моё настроение и настроение других людей»
№ 17: «Я амбиверт»
№ 18: «Знакомые соционики и мои друзья меня чаще типируют в …»
№ 19: ТИМы наследуются от родителей к детям
№ 20: ТИМы связаны с активностью полушарий головного мозга
№ 21: Типировщик может правильно определять только те функции, которые сильны у него самого
№ 22: «Постоянно ссорюсь с одним человеком, видимо у нас плохие интертипные отношения»

Типирование по соционике - довольно неспростой процесс, который требует тщательного подхода и перепроверки, поэтому всем типировщикам стоит ознакомиться с принципами, на которых должно базироваться соционическое типирование. В связи с этим привожу фрагмент из книги Эглит И. М. "Определение соционического типа", которая детально описывает процедуру соционического типирования по модели А.

Что представляет из себя процесс определения ТИМа (социотипа)?

Распространенным подходом является «узнавание» ТИМа на основе того образа, который складывается у человека в процессе знакомства с соционикой. Такие образы часто содержатся в так называемых «описаниях типов». Кроме того, в процессе знакомства с соционикой вы встречаетесь с людьми, которые называют свой ТИМ, и вы их тоже «складывае­те» в копилку вашего «образа ТИМа».

Вы читаете, что такие-то известные люди - представители такого-то ТИМа. И эта информация туда же - в «закрома Родины». Так постепенно у вас складывается некий обобщенный образ каждого ТИМа.

Встречаясь с каким-либо чело­веком, вы начинаете сравнивать его с вашей «коллекцией». Если он похож на какой-либо образ, то вы делаете для себя пометку: «О, вот он тоже такого ТИМа», и, что интересно, этот человек с этого момента тоже находится в вашей «копилке». Замечаете, как растет ваша коллекция? А замечаете ли, как ваши образы становятся все более неточными, ошибочными? Как? Да очень просто. Вы же не проверяете по модели информационный метаболизм этого человека, то есть фактически вы игнорируете самое главное - предмет изучения соционики - способ обработки информации. Не отдавая себе в этом отчет, вы наполняете вашу «коллекцию» непроверенными «образчиками». Каждый следующий неправильно определенный человек делает общий образ ТИМа все более ошибочным.

Процесс накопления «образцов» естественен для нашей психики. Так мы учимся обобщать и узнавать в новом нечто, свойственное общему. Но в таком процессе очень важно не заполнять свою коллекцию неверифицированными образцами

Возникает вопрос: а как подтвердить соответствие образца эталону (модели того или иного ТИМа)? Для такого подтверждения нужно хорошо знать эталон, в случае соционики - модели всех 16 ТИМов; сам эталон должен иметь отличительные признаки и свойства, описанные с достаточной точностью; для проверки необходимо сравнить информационный метаболизм типируемого с моделируемым результатом (с моделью) гипотетического ТИМа. Например, мы наблюдаем обработку информации по БЭ не выше норма­тивной, а по предполагаемой модели ТИМа ЭИИ обработка информации по БЭ должна быть четырехмерная. Мы переходим к верификации новой гипотезы ТИМа - с двумерной БЭ.

Итак, при определении ТИМа психики «образ ТИМа» может быть использован только для выдвижения гипотезы. Далее следует проверка по модели. Все, что на­писано в предыдущих главах - это подробное изложение тех отличительных при­знаков, которые позволят вам сравнивать образцы мышления человека с моделями ТИМов. Если вы не убедились в том, что информация обрабатывается человеком в соответствии с одной из 16 моделей ТИМа, т.е. не проверили размерность, знаки, витальность/ментальность функций, значит, вы не определили ТИМ человека, а только выдвинули гипотезу ТИМа. Такой подход должен стать правилом культуры определения ТИМа. В таком случае вы всегда будете оставаться в рамках модельного подхода в соционике.

Определение собственного ТИМа

Если вы собираетесь определить свой ТИМ психики, вам нужно собрать на себя досье. Для этого пригодятся ваши дневники, письма, статьи, стихи, рассказы. Также не­обходимо будет заняться самонаблюдением, фиксированием своих реакций и мыслей в раз­ных ситуациях. Понаблюдайте за ситуациями, которые вызывают внутреннее напряжение, страхи, стремление избегать информации, раздражение и т.д. Выполните упражнение по записи своих мыслей. Соберите мнение других людей о себе. Весь собранный матери­ал проанализируйте с точки зрения размер­ностей, знаков, ментальности/витальности. Сформируйте гипотезу ТИМа, а далее следите за собой уже с точки зрения предполагаемого ТИМа. Анализируйте, насколько соответству­ют модели ваши реакции.

При этом помните, что часто мы хотим выдать желаемое за действительное, поэто­му «отсекаем» часть информации, которая не согласуется с нашим мнением о себе. Если вы подозреваете, что можете заниматься самообманом, и даже если не подозреваете об этом, постарайтесь согласовать ваше видение с видением других людей. Если есть воз­можность, пройдите процедуру идентификации ТИМа у экспертов-социоников.

Определение ТИМа другого человека

Если вы определяете ТИМ другого человека, то вам необходимо собрать досье на этого человека. Для определения ТИМа качественной считается информация, полученная непосредственно от типируемого. Постарайтесь не использовать газет­ные интервью, репортажи, пересказы и мнения других людей. Они всегда вносят искажение.

Если вы определяете ТИМ методом соционического интервью, то есть вы задаете вопросы типируемому и анализируете его ответы с точки зрения модели, то вам по­могут некоторые рекомендации.

Какие вопросы мы задаем

По.тому, какие вопросы во время типирования задает типировщик, можно опреде­лить, насколько он компетентен в этой дисциплине.

Конечно, направленность вопросов (их цель) зависит от того, каким эталоном сравнения пользуется типировщик, то есть что именно он хочет выяснить своими вопросами. Ведь ожидаемый ответ типируемого должен указать типировщику на какую-то особенность обработки информации, значимую для определения ТИМа.

Поэтому, если типировщик типирует по Признакам Рейнина, то он ищет в ответах проявления этих признаков, если по дихотомиям, то ищет признаки превалирования одного из полюсов дихотомии, если по характерным типологическим чертам, то ищет эти черты, если по модели А, то ищет признаки функций модели А: размерности, знаки и тальность (витал/ментал).

Я буду говорить об определении ТИМа по модели А, которая является краеу­гольным камнем соционики. Без модели А нет соционики; без модельного подхода существует типоведение, но не соционика, о чем пишет В.Д. Ермак.

Итак, какие вопросы рекомендуется задавать при определении ТИМа психики по модели А? Каждый вопрос необходимо ставить так, чтобы предполагаемый ответ на этот вопрос был информативным с точки зрения индикаторов функций: размерностей, знаков, тальности. Задавая вопрос, типировщик фактически должен смоделировать ответ от разных функций. Модель ответа - это не конкретный ответ с реальным жизненным наполнением, а тоже схема. И в этой схеме есть обязательные «узлы» (ин­дикаторы), которые и станут показателями места функции в модели.

Разберем на примере.

Рассмотрим вопрос по ЧЭ:

Что такое настроение, каким оно должно быть, от чего оно зависит и как его можно изменить?

Первым предложением «что такое настроение?» задается тема «настроение», таким образом, мы вводим типируемого в область аспекта этики эмоций. Вопрос задан так, что ответить на него можно свободно: можно логически сформулировать определение понятия, можно описать свое представление того, что такое эмоции. Во­прос достаточно обширен, и лексика ответа может вывести на представление о том, кто перед нами: этик или логик. Но ставка в вопросе сделана не на первую часть, а на вторую: «каким оно должно быть?». Такой формулировкой мы вводим человека в область норм, долженствования, заодно появляется возможность «услышать» знак функции. Обычные реакции нормативных функций на подобный вопрос вполне предсказуемые. Нормативные функции просто «отчитываются» о том, «как должно быть». Например, ответ:

«Эмоции должны быть спокойными, уравновешенными, не выходить за рамки приличий», - ясно показывает, что человек имеет представление о нормах, о том, как «долж­но быть», а уж «рамки приличий» совершенно точно указывают на нормативные ограничения и негибкость функции. И, кроме того, можно сделать себе пометку, что человек, похоже, стремится быть в некой зоне позитива, что может указывать на «плюс» ЧЭ.

Вы можете сказать, что и трехмерная функция тоже владеет нормами, потому от нее тоже можно услышать подобный ответ. Можно. Но чаще бывает другая реакция. Многомерные функции не принимают ограничений норм. Человеку в них тесно. Фраза «эмоции должны быть» режет ухо многомерному этику. Обычная реакция многомерной функции - не согласиться с такой постановкой вопроса:

«Я бы не сказал, что они какими-то ДОЛЖНЫ быть...»

Происходит несогласие с нормативным ограничением. Возможно, человек назовет нормы, но не сможет удержаться и оговорится, что все необходимо рассматривать в конкретной ситуации. В одной ситуации лучше такие эмоции, в другой ситуации - иные. И не просто констатирует таким образом ситуативность этики, но и покажет на реальных примерах ситуативное мышление.

Какой должна быть реакция одномерной функции? Оказывается, похожей на реакцию многомерной - в том плане, что одномерная тоже не может согласиться, что «кто-то кому-то что-то должен»; для одномерной функции не бывает «правильного», «нужного». Но, в отличие от многомерной функции, одномерная растеряется в поис­ке долженствования либо переведет управление на другую, «более мерную» функцию (например, соседнюю функцию в блоке или на блок Эго), которая знает нормы и под­менит ими отсутствующие нормы одномерной функции.

Также возможным ответом от одномерной функции может быть называние этих норм, но звучат они как-то заученно. Если дотошный типировщик попросит привести пример из жизни, то в ответ он получит заминку: «не могу вспомнить», «не приходит на ум» и т.п. Или же типируемый, вспоминая примеры, сам осознает, что этого «дол­женствования» он, оказывается, и не придерживается. Да, для многих типируемых происходят открытия во время типирования.

Следующая часть вопроса «от чего оно (настроение) зависит и как его можно изменить» подталкивает типируемого порассуждать на тему эмоций. Из ответа мы можем выявить ментальность/витальность функции: изменить настроение можно сознательно (ментально), можно манипулировать настроением (Ментал), или оно меняется само собой (Витал), человек не отслеживает процесс изменений (Витал), не влияет сознательно (Витал), или не знает приемов изменения настроения (маломерность и Витал). Ответ на вопрос о зависимости настроения от каких-либо причин может показать аспект, находящийся в блоке с ЧЭ: эмоции зависят от сенсорики (комфорта, одежды, вкусной еды и т.д.) или от происходящих событий (БИ). Возможно, эмоцио­нальное состояние самоценно, и другие функции используются в качестве инструмента его проявления (ЧЭ - исходная функция), или наоборот, эмоции выступают в качестве инструмента манипулирования или создания нужных условий для проявления других функций (ЧЭ - результирующая).

Как видно из примера, правильно поставленный вопрос может выявить такое количество информации, которого достаточно, чтобы определить место функции в модели. В данном вопросе нет ничего лишнего, каждое слово продумано и точно «бьет в цель». Типировщиками, составившими данный вопрос, прогнозируются возможные варианты схем ответов от разных функций. Соответствие ответа одной из схем приведет к достаточно определенным выводам о том, как обрабатывается информация по аспекту ЧЭ. Тут нет заготовленных вариантов ответов, «характерных для определенного ТИМа», что часто наблюдается во время типирования. Напри­мер, на вопросы о еде от габенов ожидаются ответы о том, что они любят поесть. О чем это говорит? О том, что типирование проходит не по модели, а по приписанным каждому ТИМу характерным способам реагировать (признаковый подход). Отсюда разрастаются соционические мифы о каждом ТИМе, в которых каждому ТИМу при­писывается некое количество ТИМных проявлений (способов поведения и реакций). Но наполнение функций у людей разное, и совершенно ясно, что разные люди не могут реагировать одинаково, даже если они имеют тождественные ТИМы психики. Не могут все штирлицы «любить праздничные застолья», тем более что в ситуацию застолья включен не только аспект БС, но и БЭ, а перегруз по одномерной функции всегда напрягает. Не могут все/большинство достоевских «не прощать измен и пре­дательств», тем более что многомерный ментальный блок плюсовой БЭ и минусовой ЧИ (признания негативной сути человека и позитивное к нему отношение) позволяет им оправдывать людей в таких ситуациях, в каких другие от них давно отвернулись. Никаким образом в модели не отражены такие проявления, как: любит/не любит мыть посуду, может/не может находиться в закрытом помещении, дома часто/редко делает уборку, швыряет вещи, одевает/не одевает сразу обновку и подобные, которыми переполнены описания типов.

А что же они могут, эти штирлицы и достоевские? Что в ТИМе однозначно и не зависит от наполнения? Однозначно то, что штирлиц обрабатывает информацию по БЭ одномерно, то есть у него индивидуальные представления о том, как нужно про­являть отношения; однозначно то, что достоевский не компетентен в зоне минуса по БЭ, потому область негативных отношений для него так болезненна, он в них теряется, не умеет их проявлять адекватно ситуации. Вот такие проявления вытекают из модели, а уж как они будут выражаться... по-разному. То есть по модели предска­зываются не реакции конкретных людей в конкретной ситуации (что в принципе невозможно), а способ обработки информации с учетом свойств функции модели ТИМа. Следовательно, при определении ТИМа по модели А вопросы, задаваемые человеку, должны быть направлены не на выяснение его типичных реакций, а на выяснение способа обработки информации. Вопрос должен быть четко нацелен на определенный аспект информации, на определенный признак функции (размер­ность, знак, тальность).

Конечно, в процессе типирования возможны и вопросы на «свободный полет мысли», настолько общие, чтобы типируемый не был ограничен никакими рамками. Иногда такие вопросы бывают полезны, чтобы увидеть информационный метаболизм типируемого «издали», как бы охватывая весь образ мышления целиком. Тогда мы улавливаем такую информацию, которая не передается отдельными индикаторами, например, мы можем услышать «ценности квадр», или «мышление логика», увидеть рациональную последовательность изложения, зафиксировать связь функций в блоке. Но даже такие вопросы даются не просто так, лишь бы типируемый что-то говорил. Вам все равно нужно будет «разложить» ответ по аспектам, выявить индикаторы и сделать выводы. И чем более «пустой» с точки зрения индикаторов будет текст, тем больше «пустой» работы будет у вас.

Как задавать вопросы для выяснения знака функции?

Первое, что нужно помнить - области компетенции функций со знаками «минус» и «плюс». Минусовая функция включает область плюса, а плюсовая функция не вклю­чает область минуса. Таким образом, разница находится в зоне минуса - этой зоны нет у плюсовой функции. Поэтому вопросы, заданные «на минус», могут выявить в проверяемой функции наличие этого знака.

Какие вопросы задаются «на минус»? Поскольку качества «минуса» - глобаль­ность, негатив, направленность вовне, то их и нужно выявлять. Примеры вопросов на «минус»:

Какие есть стратегии нападения? Можете ли Вы их применить? Когда нападение оправдано? (ЧС, направленность вовне)

Что такое иерархия систем? Приведите пример иерархии систем (БЛ, глобальность)

Вспомните такие негативные состояния, как печаль, уныние, тоска. Можете ли вы сами по собственной воле войти в это состояние; если нет, то как в него попадаете? Как долго можете находиться в таком состоянии? Как из него выходите? Может ли оно быть приятным, об­легчающим? Каково ваше самочувствие после этого состояния? (ЧЭ, негативная область)

Как Вы понимаете, что у человека дурной вкус? (БС, негативная область) Что можно считать хамством? Как Ваше понимание хамства согласу­ется/отличается с общепринятым? (БЭ, негативная область)

В чем смысл абсурда? (ЧИ, глобальность, негативная область)

Как Вы думаете, есть ли смысл жизни и в чем он? (ЧИ, глобальность)

Для сравнения - примеры вопросов, охватывающих только позитивную область компетенции функции:

Как принято защищать себя и свои интересы? (ЧС, направленность во­внутрь)

Какими инструментами Вы пользуетесь в своей повседневной жизни? Что такое удобный инструмент? Как Вы подбираете инструмент для какой-либо работы? Приведите примеры. Как Вы оцениваете свое умение подбирать нужный инструмент? Как другие оценивают Ваши способности в этом? (ЧЯ, детализация, конкретика)

Что такое логично? Ваше понимание. Согласуется ли Ваше понимание логич­ного с общепринятым? Легко ли быть логичным? (БЛ, позитивная область) Что такое сочувствие? Когда его надо проявлять, когда не надо, когда Вы его проявляете? (БЭ, позитивная область)

Реакция плюсовой функции на негативную область - непонимание, стремление избежать, не попадать в зону «минуса», растерянность, неадекватность.

Реакция минусовой функции на минусовую область: понимание, использование, «хочу - попадаю / не хочу - не попадаю в зону минуса», адекватность, уверенное владение (с учетом размерности функции).

Специальные вопросы для выяснения ментальности/витальности функции трудно сформулировать. Фактически мы должны выяснить у человека, по каким аспектам информации он реагирует автоматически. Но автоматизм на то и автоматизм, что происходит незаметно для человека. Не многие люди достаточно внимательно себя изучают, чтобы отследить собственный автоматизм. Часто только после знакомства с соционикой люди начинают замечать витальные реакции. Кроме того, нельзя сказать, что ментальные функции не обладают автоматизмом.

Дело в том, что человек думает сознательно только при решении новых задач. Все новые задачи передаются на обработку в ментальный суперблок. Задача могла прийти на аспект функции Суперида, а приняла решение логика, которая находится в Эго. Все эти тонкости не может улавливать человек, не изучивший глубоко собственный про­цесс обработки информации. Поэтому ментальность/витальность лучше отслеживать по индикаторам. Люди автоматически употребляют фразы, которые указывают на их индивидуальное (витальное) мышление (см. Список индикаторов).

Если же вы видите, что типируемый достаточно наблюдательная личность, то можно для уточнения спросить о том, насколько сознательно он реагирует (говорит, делает и т.д.)

Очень характерный признак Витала: человек не может думать по его аспектам. Такое впечатление, что человек берет информацию, как из кладовки: там «лежит» индивидуальный опыт, индивидуальные нормы, какие-то готовые приемы ситуа­тивного «быстрого реагирования»... Все это там хранится и не требует обдумывания, потому как само собой «реагируется», поэтому мы и не очень хорошо осознаем, что же у нас там, в этой кладовке. А когда задаешь вопрос, который «попадает» на функцию Витала, то человеку приходится вспоминать, как же он действует в подобных ситуациях, как это у него получается, поэтому ответы от Витала всегда похожи на набор отрывочных воспоминаний. Нет размышлений, раздумий. Есть только то, что он смог «вытащить» из глубин своей «кладовой». Особенно это ха­рактерно для Ида.

Особый «привкус» ответов от Суперида: тут вы разговариваете с ребенком, хваст­ливым, старающимся показать, какой он хороший, иногда растерянным и несчастным. Соответствующие индикаторы функций этого блока: желательность, стремление по­лучить оценку, «хочу».

В целом желательно придерживаться следующих требований к вопросам.

Требования к вопросам

Вопросы должны быть нацелены на определенный аспект информации.

Вопросы формулируются на языке, понятном типируемому (без специальных терминов, жаргона и т.д.)

Задавая вопрос, типировщик должен четко представлять цель данного вопроса и формулировать вопрос так, чтобы достичь этой цели.

Вопросы должны охватывать как локальную, так и глобальную области компетен­ции функции.

Количество вопросов на один аспект информации должно быть достаточным, по­скольку не все вопросы могут попасть в имеющийся опыт типируемого; некоторые вопросы могут быть поняты по другому аспекту информации.

Вопросы не должны содержать фраз: «можете ли Вы», т.к. такой вопрос задается узко на блок Ид.

Вопросы не должны содержать явных подсказок и навязывать какое-либо мне­ние.

Вопросы не должны быть двусмысленными; желательно, чтобы вопрос восприни­мался только по одному аспекту.

Следует избегать вопросов, типичные ответы на которые являются «общим местом» и не несут информации о данном человеке.

Использование самооценки типируемых

Существует мнение о том, что полагаться на самооценку типируемых нельзя, так как типируемый часто выдает желаемое за действительное, либо не в состоянии во­обще дать адекватную оценку своим способностям. Этот момент очень важен, так как напрямую связан с вопросом о субъективности восприятия действительности (как типируемым, так и типировщиком). Чьей субъективности больше верить? С точки зрения системного подхода, познать систему можно только выйдя за рамки системы (в надсистему). Таким образом, человек не может познать свою психику изнутри полно­стью, и его оценка себя всегда ограничена.

Типировщик находится вне психики типируемого и может увидеть ее работу «со стороны». Но типировщик не имеет доступа к самому процессу обработки информации, который происходит в психике типируемого. Типировщик может либо наблюдать за результатом мыслительной деятельности типируемого - за действиями, либо смоде­лировать мышление типируемого по его речи. Типировщик может выяснить у типи­руемого, как он мыслил и чем руководствовался при выдаче наблюдаемого результата. Типируемый не знает, на что именно в своем мышлении он должен обращать внима­ние, чтобы определить способ обработки информации, но это знает типировщик. На выяснение того, что происходит в его психике, того, как человек думает, и нацелены вопросы типировщиков.

При изучении самооценки типируемого следует учитывать несколько факторов:

общую готовность человека быть честным перед собой,

особенность самооценки одномерных функций,

особенность самооценки одномерной ЧИ.

Типировщик должен отдавать себе отчет о том, насколько данный типируемый в целом «обманываться рад». Некоторые люди вообще не готовы к честной самооценке и приходят типироваться только для подтверждения собственных иллюзий; по каким-то причинам они не принимают себя такими, каковы они есть. Это не зависит от модели ТИМа, это проблемы общего плана, связанные с развитием нашего «Я», пониманием себя и выделением себя из окружающего мира.

Но есть и другие типируемые, которые готовы разобрать себя «по косточкам»: им важно познание себя, а не иллюзорная самооценка. Понятно, что с последними работать гораздо легче и приятнее.

На уровне модели ТИМа наиболее проблемными в смысле адекватности оцен­ки (как себя, так и других по данному аспекту информации) являются одномерные функции. Само «устройство» данных функций - отсутствие норм, то есть точки от­счета - «подвешивает» данные функции при необходимости дать оценку, т.к. любая оценка - это сравнение с чем-то, что незыблемо и общепринято. Хорошо или плохо, правильно или неправильно - всегда по отношению к чему-то, что считается хорошим или плохим, правильным или неправильным. Одномерные же функции ориентируют­ся в своей оценке только на индивидуальное самоощущение: хорошо или плохо мне. Отсюда возникает такой уровень субъективности, который невозможно соотнести с внешней нормой.

Типировщики должны учитывать эту особенность одномерных функций. Наши наблюдения показывают, что типируемые оценивают результат работы одномерной функции настолько неадекватно, что могут, к примеру, счесть ее базовой функцией (при самотипировании). Такую неадекватность оценки может зафиксировать типировщик, у которого размерность функции, обрабатывающей этот же аспект информации, больше, чем один.

Необходимо особо оговорить ситуацию с одномерной функцией, обрабатывающей аспект ЧИ (▲, интуиция возможностей), так как именно данная функция «отвечает» за понимание человеком своей сути (как и сути других людей). Одномерность интуиции возможностей проявляется в неуверенной самооценке («Что я из себя представляю?», «Какой (ая) я?») и в недоверии оценкам со стороны, либо, наоборот, в полном (безогляд­ном) доверии сторонним оценкам. В общем, тут уже вопрос веры, а не критического восприятия. (Впрочем, информация по ЧИ может быть «проверена» с помощью другой, более «мерной» функции, например, логики).

Многомерные же функции в состоянии достаточно объективно оценить свою работу (при условии, что человек желает этого). Более того, типируемый находится ближе всех к собственному мышлению, и только он знает мотивы своих решений и поступков и то, о чем он думал в тот или иной момент. Наблюдательные соционики неоднократно отмечали, что представители разных ТИМов могут внешне продемон­стрировать одинаковое поведение (оценку, выбор) в одной и той же (подобной) ситуа­ции, однако если спросить, почему они так поступили, то окажется, что мыслили они совершенно по-разному.

Поэтому я считаю, что типировщик в первую очередь должен изучать и оценивать мышление типируемого. Типировщик может полагаться на мысли типируемого о себе с учетом описанных выше особенностей самооценки.

Реакция человека на оценку себя со стороны других людей зависит от многих факторов. Обычно отмечается важность следующих:

позитивный или негативный характер оценки,

от кого исходит оценка,

может ли человек соотнести данную оценку с собственной точкой зре­ния.

Обычная реакция на позитивную оценку, независимо от ТИМа и функции, которой она «досталась» - удовольствие. Иногда человек может быть настолько подозрителен по одномерной функции, что не доверяет позитивным оценкам: «А вдруг за этим что-то стоит?».

Критика и негативные оценки, попадающие на многомерные функции, в норме не вызывают болезненных реакций. Они могут вызывать досаду, раздражение тем, что критикующий не понимает вашей позиции, вашего мнения, вашего выбора, могут игнорироваться, могут быть встречены пояснением позиции. Человек в состоянии оценить справедливость/несправедливость такой критики. Некоторые люди привет­ствуют критику как способ получить дополнительную информацию, чтобы улучшить результат. С позиции многомерной функции человек оценивает критику ситуативно, учитывая много параметров, он соотносит ее уместность (или соответствие данному моменту), компетентность критикующего, свое собственное мнение, полезность или бесполезность критики, цель критики и т.д. Конечно, обычная реакция нашего «Я» - возмутиться против любого посягания на нашу значимость, но в целом многомерные функции позволяют человеку быть достаточно объективным в оценке критики.

Согласно соционической модели, одномерные функции не в состоянии адекват­но соотнести чужую оценку с собственным ощущением понимания правильности, поэтому негативные оценки от других людей чаще воспринимаются болезненно. Этот факт используется как один из индикаторов для выявления одномерных функций.

Нормативные функции в состоянии соотнести оценку других людей с позицией «правильно/неправильно», но при этом понимание собственного «непопадания» в норму или неумения быть более гибким и проявлять творчество (что может стать пред­метом критики) вызывает неприятные эмоции. По маломерным функциям человек может довериться более близким и авторитетным людям и принять от них негативную оценку. Но нередки скатывания в самобичевание или в защиту: «все равно я прав» или «сам дурак».

Использование примеров в качестве пояснения ответа

Типировщикам следует обратить особое внимание на примеры, которые приводят типируемые. Часто примеры могут быть более информативны, чем ответы «по суще­ству». Если типируемый отвечает на вопросы, но не иллюстрирует ответы примерами из своей жизни, попросите его это сделать.

Одна и та же фраза может быть понята совершенно по-разному - из-за разного способа обработки информации разными ТИМами. Вполне возможно, что типируемый подразумевает одно, а типировщик понимает иное, поэтому мы рекомендуем уточнять те места, которые могут быть по-разному истолкованы. В правилах типирования есть пункт: «Не додумывайте за типируемого». Необходимо постоянно согласовывать по­нимание типируемого и типировщика:

Правильно ли я понимаю...

Что Вы имеете в виду...

Уточните, пожалуйста...

Объясните Вашу мысль...

Приведите пример... и т.д.

Приводимые примеры из жизни типируемого или разъяснение хода мысли помогут типировщику убедиться в том, что он не домысливает за типируемого.

Приведение примеров служит еще одной важной для типирования цели: выясне­ния ментальности функции. Наблюдения показывают, что примеры чаще всего приво­дятся от функций блока Эго. Почему это происходит? В случае, если вопрос пришелся на аспект витальной функции, а по Виталу «не думается», человек чаще выдает некие общие места, то есть то, что «обычно происходит». Но если все-таки подтолкнуть чело­века к «думанию», то происходит так называемый «перевод» из витальных функций в Ментал. Человек задумался, включился Ментал, теперь уже ответ исходит от функций Ментала. Таким «подталкиванием к думанию» становится просьба: «Приведите при­мер». Также «перевод» в Эго может происходить из маломерных функций Суперэго, если по ним трудно ответить на заданный вопрос.

Влияние ТИМа типировщика на результаты типирования

Процесс определения ТИМа происходит как взаимодействие и взаимовлияние двух элементов системы типировщик-типируемый. В этом взаимодействии типировщик должен охарактеризовать информационный метаболизм типируемого. При этом он сам является носителем определенного ТИМа, который неизбежно влияет на вос­приятие и оценку поступающей информации.

В этом ключе нас интересует процесс обмена информацией между ТИМами - участниками с точки зрения взаимодействия их моделей. Каким образом способ обработки информации (ТИМ) типировщика отражается на его выводах о способе обработки информации типируемого?

Влияние знаков функций

Как было описано выше, область компетенции минусовой функции шире области компетенции плюсовой функции. Плюсовая функция некомпетентна в зоне «минуса».

Было замечено, что типировщики, обрабатывая информацию по своей плю­совой функции, первоначально очень плохо понимают информацию по этому же аспекту от минусовой функции. Так, плюсовым «белым этикам» ЭИИ информация от многомерных минусовых этиков ЭИЭ, ИЭИ, СЭЭ, ЭСИ сначала может показаться маломерной. Рассуждения примерно такие: «Какая же это многомерная этика, если он не умеет хорошие отношения поддерживать, может нахамить, нагрубить, да это же вообще отсутствие этики!»

Плюсовые многомерные «черные логики» с трудом понимают «минус» в ЧЛ у ИЛИ, ЛИЭ. «Как это можно некачественно делать? Что значит временное качество? Качество оно и есть качество - всегда».

Работа минусовой функции БЛ воспринимается плюсовой функцией как по­верхностная: «По верхам прокатился, нет детальной проработки».

По минусовой функции плюсовая обработка в этом же аспекте информации может восприниматься как слишком детальная, примитивная, узкая.

Минусовой БС информация, поступающая от плюсовой БС типируемого, пред­ставляется излишне перегруженной деталями, конкретной, что может восприниматься как безвкусица.

«Минусовикам» плюсовая информация по ЧИ кажется какой-то узкой, одно­бокой.

Подобные несовпадения в обработке информации функциями с разными зна­ками могут ошибочно привести к тому, что соответствующие функции типируемого расцениваются как маломерные. Эти ошибки встречаются до тех пор, пока не набран опыт узнавания индикаторов.

Влияние разных блоков

На выводы типировщика накладывает опечаток также несовпадение в блоках функций типировщика и типируемого.

Как известно, блок имеет характерную «окраску», «звучание», которое опреде­ляется связью аспектов, по которым обрабатывается информация в блоке (см. главу «Блоки и кольца»).

Типировщику более понятны «родные» блоки, т.е. такие же, как у него самого. В начале обучения соционике мышление по «неродному» блоку представляется каким- то непонятным, «не таким». Проблемы с разными знаками и разными блоками решаются в процессе нако­пления опыта типирования. Приходят «узнавание» другого знака и другого блока и умение отличать размерности от несовпадений в знаках и блоках.

Влияние размерности функции

Как мы уже говорили, типировщик тоже человек и имеет свой ТИМ. В модели ТИМа типировщика тоже есть маломерные функции. Теперь представим, что типи­ровщик вынужден оценивать информацию, которая приходится на его одномерную функцию.

Теоретически оценка и самооценка по одномерной функции происходит только на основе собственного опыта, индивидуальна по своей природе, часто неадекватна, своеобразна. Одномерная функция типировщика может накапливать опыт «узнава­ния» проявлений этой функции, которые для себя отмечает как нормативные или многомерные. При этом она все равно часто становится в тупик; неуверенность оценки наблюдается даже у социоников с большим стажем типирования. Наиболее опти­мальный путь для одномерных функций - искать индикаторы и опираться на них. Но ирония состоит в том, что одномерная функция даже в индикаторах сомневается, не уверена.

Нормативная функция типировщика хорошо «узнает» нормативность по этому аспекту информации, а ситуативность определяет скорее логически - выявляются индикаторы ситуативности, но внутреннего понимания этой ситуативности все равно нет. Она узнается как бы косвенно: есть чувство, что «это круто». При этом типиров­щику всегда нужно помнить, что «примеривание» к себе - методологическая ошибка, так как наполнение функций может быть очень разное, и признак «круче, чем у меня» может подвести.

Многомерные функции типировщика не испытывают таких затруднений. Они легко анализируют информацию по своим аспектам, учитывая нормы и ситуацию, поэтому могут адекватно оценить размерность соответствующих функций типи­руемого.

Учитывая сказанное, настоятельно рекомендую типировщику всегда отдавать себе отчет в том, какой аспект он анализирует, и весьма критически относиться к своей способ­ности давать точные оценки по своим одномерным функциям. Рекомендация для решения этой проблемы: никогда не типируйте в одиночку. Рекомендуется типировать хотя бы вдвоем. При этом второй типировщик должен дополнять первого по размерностям.

Влияние витальности функции

Существует проблема оценки от витальных функций типировщика. Поскольку Витал - блок индивидуальной жизнедеятельности, то поступающая информация по этому блоку автоматически сравнивается с имеющейся, с индивидуальным опытом, нормами, программами. Кроме того, трудно мыслить по Виталу. Невольно управление переводится в ментальный суперблок, но в нем обрабатываются другие аспекты ин­формации. Замечено, что типировщикам энергозатратно анализировать информацию, которая им попадает на Витал. Они быстрее устают. Однако оценка от многомерных витальных функций все равно достаточно адекватная - при условии накопления не­которого опыта типирования.

У каждого из нас есть свои слабости. Нам в силу разных обстоятельств может нравиться или не нравиться типируемый. Например, мы окончили один и тот же вуз или разделяем одно и то же хобби, или имеем разные политические убеждения, и т.п. Такие симпатии/антипатии обычно относятся к различиям в наполнениях моделей участников типирования и неинформативны для определения ТИМа. Отказ от вы­раженной субъективной оценки, умение быть беспристрастным - это обязательное условие профессионального типирования.

В ходе типирования на нас так или иначе оказывают влияние интертипные отно­шения, складывающиеся между нами и типируемым. Не надо думать, что межтимные отношения - это что-то, что требует длительного времени для проявления. Иногда мы ощущаем комфорт или дискомфорт, вызванный типологическими чертами типируемого, уже в первые минуты общения. Умение заметить и правильно оценить качество интертипных отношений может сослужить хорошую службу при выдвижений гипотезы ТИМа, поэтому типировщику рекомендуется нарабатывать такой навык.

Отдельное внимание следует уделить явлению соционического шовинизма. В силу привычки оперировать черно-белым мышлением, а также потому, что некото­рые ТИМы нам более приятны, чем другие (по причине объективного интертипного взаимодействия), мы бываем склонны делить ТИМы на «более хорошие» и «менее хорошие». С точки зрения соционической этики подход может быть только один: все ТИМы равны. Нет хороших и плохих ТИМов. У каждого ТИМа своя задача в соционе. И каждый из них одинаково важен для социона как системы в целом.

Иногда все же бывают случаи, когда не удается избавиться от чувства личного неприятия типируемого. В таких случаях рекомендуется вообще отказаться от типи­рования.

Об ошибках типировщиков

Ошибки - это отдельная важная тема в соционической практике. Хотя народ­ная мудрость утверждает, что на ошибках учатся, иногда очень трудно заставить себя не огорчаться при очередном «проколе» и конструктивно извлекать пользу из полученных уроков. Правильное отношение к ошибкам - признак зрелого типировщика.

Приведем наиболее часто встречающиеся ошибки типировщиков.

Ошибка «сравнение с описанием типа», или использование в качестве эталона описание типа (в том числе физиогномические описания), - пожалуй, наиболее распространенная среди начинающих типировщиков. Больше всего данный подход получил распространение на соционических форумах и на так называемых «соционических тусовках» - встречах людей, увлеченных соционикой.

Этот «упрощенный вариант соционики» родом из типоведения. Отмечу только, что описания типа «грешат» тем, что включают в себя индивидуальное наполнение функций тех конкретных представителей ТИМа, «с кого» было сделано описание. Те же соционики, которые пользуются описаниями, не могут четко различить, что в них исходит от модели ТИМа, а что - индивиду­альное наполнение. Описания почти всегда расплывчаты, неоднозначны, допускают индивидуальное прочтение и трактовку, т.е. фактор субъективности очень велик. И главное, подобные описания содержат набор неких характерных для типа поведен­ческих реакций: что любят или не любят представители такого-то типа, чего они никогда не скажут, не сделают, или наоборот, как они должны поступить в такой-то ситуации и т.д., - который отражает не способ обработки информации, а предпо­ложения о типичном поведении.

«Примеривание к себе» встречается практически у всех, кто начинает заниматься соционикой. Звучит такое примеривание приблизительно так: «А я тоже так реагирую», «А у меня то же самое», «Я тоже не люблю...» и т.д. Такое примеривание говорит о том, что человек пока не оперирует моделью, не может абстрагироваться от конкретных проявлений и увидеть тимные. Бытует упрощенное понимание: представители одного ТИМа якобы должны иметь похожие привычки, одинаково поступать, принимать одинаковые решения, то есть акцент делается не на модели мышления, а на реальных проявлениях людей. Ошибка «примеривания к себе» - это «скатывание» в сравнение наполнений (жизненного опыта).

Однако является допустимым (и в любом случае это естественно происходит) примеривание к своей модели ТИМа. Каждый типировщик знает свой ТИМ. Знает размерности функций, знаки. И в процессе изучения работы собственной модели типировщик обязательно сравнивает работу своей модели с тем, как работает модель ТИМа у других.

Соблюдение дистанции в типировании важно как при очном, так и при удаленном типировании. В данном случае я имею в виду не психологическую дистанцию, хотя и она должна выдерживаться в общении с типируемым, а дистанцию в анализе индикаторов. Это означает, что не следует углубляться в «дебри» дословного разбора текста. Важно видеть цельные смысловые «куски», которые несут соционическую информацию. Чаще всего неправильно выбранная дистанция мешает точно выделить аспект информации: аспекты «вычисляют» буквально дословно, отсутствует целостность картинки. Умение держать правильную дистанцию приходит с опытом типирования.

С точки зрения теории распознавания у человека образуется внутренний образ познаваемого объекта. Можно назвать этот образ индивидуальной моделью, т.к. образ объединяет (или выделяет) определенную группу объектов по некоторому признаку. Каждый типировщик имеет свой внутренний образ каждого ТИМа, который сложился в результате опыта общения с людьми, чей ТИМ уже известен. Образы одного ТИМа у разных типировщиков не могут совпадать - в силу их индивидуальности. Образ ТИМа используется типировщиками при постановке первоначальной гипотезы ТИМа, однако использование этого образа в качестве обоснования результата типирования является ошибкой.

Опыт типирований показывает, что типировщики (даже опытные) склонны попа­дать в зависимость от собственной гипотезы ТИМа. Типировщик невольно фильтрует поступающую информацию таким образом, что вся информация, которая не согласу­ется с выдвинутой версией, не замечается, отсеивается как незначимая, либо трактовка подгоняется под нужную гипотезу. «Дело заключается в том, что человеческий разум всегда видит лишь те результаты, которые хочет и, вследствие этого, запрограммирован увидеть» . Это проблема психологического характера (часто неосознаваемая), и она может быть связана с нежеланием признавать собственные ошибки. Обнаружение ошибочности первоначальной версии расценивается как собственная некомпетент­ность. Также может иметь место нежелание проделывать кропотливую работу по перепроверке версии, или подпадание под авторитет более опытного типировщика. Целенаправленная работа, направленная на противодействие данной тенденции, яв­ляется обязательным условием профессионального роста типировщика.

Рекомендуется параллельно «держать в уме» как минимум две гипотезы ТИМа, что заставляет более объективно анализировать поступающую информацию. Кроме того, такой подход минимизирует влияние ожидания типировщиком «нужного» результата . Работа, направленная на гибкость мышления - это внимательное, осознанное отслеживание любых попыток «подгонки» под версию. Рекомендую типировщикам работать над своей осознанностью (путем медитаций), что позволяет контролировать свой ум и отслеживать стремление уйти в созданную иллюзию. О. Карпенко называет подобную работу над собой «выслеживанием себя» .

Начинающие типировщики часто не ориентируются в том, как прицельнее задать вопрос и много вопросов задают «вхолостую». Но это не должно расстраивать учеников; умение быть точным в формулировке во­просов приходит с опытом типирования.

Наличие «масок», или коммуникативных моделей, осложняет любое типирование, как очное, так и удаленное. Нужно помнить, что любой человек в начале общения невольно стремится показать свои лучшие (с его точки зрения) стороны, то, какой он «правильный», т.е. свое Суперэго. Психология человека такова, что он часто не уделяет особого внимания своим сильным сторонам (или работе многомерных функций) по­тому, что эти аспекты не доставляют хлопот. Напротив, ценится и подчеркивается то, к чему прикладываются усилия, поэтому человеку кажется, что именно это, доставшееся упорным трудом, и стоит продемонстрировать другим: «Я молодец, я справился». Часто эта «маска» остается на человеке до конца типирования.

Открытие размерностей функций сделало возможным распознавание «маски». Однако нужно всегда помнить о том, что инструмент оценки - психика эксперта - субъективен по своей природе, и эксперт может попасть под влияние группы или под самовнушение, то есть всегда нужно допускать возможность ошибки. Поэтому после окончания типирования рекомендуем, по возможности, наблюдение за протипированным, например, в обычном общении на форуме. Неофициальная атмосфера расслабляет человека, он становится более естественным, снимает «маску». Если об­наруживается ошибка типирования, то желательно (если есть согласие типируемого и возможность) провести повторное типирование с учетом новой информации. Не нужно бояться признавать ошибки типирования. Метод экспертной оценки не может дать стопроцентной точности по причине субъективности инструмента определения - психики типировщика. Метод удаленного типирования усложняется отсутствием визуальной информа­ции. Это делает его менее надежным и более сложным по сравнению с очным типированием. Перепроверка результатов типирования - это путь к снижению ошибок.

Верификация - подтверждение соответствия истине.

Идентификация ТИМа - то же самое, что определение ТИМа (типирование).

«Вся наша жизнь театр и немного маскарад.»

Тип информационного метаболизма у каждого человека один, и в течение жизни он не меняется, от него зависит очень многое в нас, в том числе и в нашем поведении. Однако, даже если отвлечься от стереотипных представлений, мы часто ведём себя так, как теоретически «должны» вести себя представители других ТИМов. Происходит это по ряду объективных и не очень причин.

1. Отыгрыш.
Отыгрыш – это не когда человек играет другой ТИМ специально, нет. Это когда человек протипирован или протипировался сам неверно, то есть человек верит (или хочет верить) в то, что принадлежит к ТИМу, маску которого надевает. В этом случае искренность, честность, с которой человек доказывает и показывает, что он именно такого типа, а не другого, может смутить даже опытных типировщиков, не говоря уже о просто увлекающихся. Стоит помнить, что человек изображает другой ТИМ… в соответствии со своим ТИМом, на чём его и можно «словить». Например, среди Гамлетов есть тенденция типировать себя в Бальзаков, при этом, если сказать такому Гамлету, что он не Баль, то его возмущение будет истинно Гамовским 🙂 Ещё влияет и разница между реальностью и стереотипными представлениями, отыгрыш это изображение не ТИМа, а того, как человек его себе представляет, а потому отыгрыш часто выделяется стереотипностью и очевидностью.

2. Соционическая акцентуация.
В соционике под «акцентуацией» понимается своеобразный налёт другого ТИМа, появившийся в результате общения с его, другого ТИМа, представителями. При этом на то, у кого черты ТИМа перенимать, влияет воспитание. Люди воспитанные по принципу «надо — не надо» перенимают черты тех, кто их воспитывал, воспитанные по принципу «хочу — не хочу» перенимают черты ТИМов тех, кого любят, а воспитанные по принципу «хорошо-плохо» считаются маловосприимчивыми к акцентуациям и фактически накладывают поверх свой же тип. Соционическая акцентуация неглубока, не затрагивает сами функции, ценности, интертипные отношения. Но при этом людей, у которых таких акцентуаций нет, практически не бывает.

3. Ролевая функция.
Третья функция в ТИМе, ролевая, во многом изображает то, чего нет, фактически она сама по себе – маска. Часто самого человека вводит в заблуждение его собственная ролевая и он начинает верить в её силу. Из-за этого люди часто типируют себя в деловиков или супер-эго, и искренне веря, ведут себя соответствующе. Однако такие маски редко держаться долго, просто потому что столкновение с суровой реальностью обычно быстро даёт понять, где сила, а где слабость, иногда с тяжёлыми последствиями для самого носителя этой маски. Больше всего эта проблема актуальна для незрелых личностей, которые зависят от мнения общества и в принципе много врут.

4. Желание понравиться.
Бывает так, что человек привлекает наше внимание, нам хочется ему понравиться, и мы стараемся вести себя так, как этому человеку бы от нас хотелось. К соционике это имеет опосредованное отношение, но ведь у человека, которому хочется понравиться, тоже есть ТИМ, и он влияет на вкусы и предпочтения. Поэтому попытка понравиться кому-то часто превращается в маску дуала или активатора этого человека.

5. Сознательная игра.
Бывает намного реже, чем кажется и не поддаётся однозначному описанию: люди могут изображать свой ТИМ ради эксперимента, чтобы не приставали дуалы (да-да, бывает…), чтобы проверить что-то в себе и других и т.д. Сознательная игра бывает очень талантливой, но играть не веря невозможно долго. А потому сознательную маску с человека обычно снимает обыкновенная усталость.

В конце хочу подчеркнуть, что в принципе некорректно говорить о соответствии поведения какому-либо ТИМу, такого соответствия нет. Ведь соционика изучает не поведение, а сам процесс обмена информации, механизм её переработки в человеке. Поведение от этого механизма зависит не всегда и не напрямую.

> Теория соционики > Что такое в соционике социотип (ТИМ, психотип, соционический тип)?

Что такое в соционике социотип (ТИМ, психотип, соционический тип)?

ОТВЕТ: Термин "социотип", "психотип" в соционике может употребляться в разных контекстах, но все-таки чаще всего под этим подразумевается тип информационного метаболизма (ТИМ). В нашей работе мы не делаем различий между понятиями социотип, психотип и ТИМ. Нужно, однако, иметь в виду, что некоторые соционики понимают социотип, как некую социальную маску, которую личность предъявляет социуму. В этом смысле понятие "социотип" ближе к социологии, чем, собственно, к соционике. Однако на момент написания этой статьи в социологии термина "социотип" нет.

Термин "психотип" кроме соционики используется в психологии и под ним понимается врожденный набор черт, который задает что-то вроде шаблона для течения душевных процессов. Понятие психотипа помогает делить людей на группы. По одной из классификаций, введенной еще Гиппократом существует четыре психотипа (по типам темперамента): флегматики, холерики, сангвиники, меланхолики. По другой психологической классификации люди делятся на следующие психотипы: истероид, шизоид, эпилептоид, астеник, гипертим и пр.

Как мы уже упоминали, работая в поле соционики, мы говорим об одной сущности, употребляя термины социотип, психотип и ТИМ.

ТИМ (социотип, психотип) - это тип информационного метаболизма, который определяется функционированием психических функций человека, обрабатывающих информацию. ТИМ определяет способы получения и обработки информации, особенности взаимодействия человека с окружающей действительностью и, в частности, в отношениях с людьми, определяет сильные и слабые стороны человека. Теория соционики утверждает, что всего существует 16 различных ТИМ.

У представителей каждого ТИМ есть свои сильные и слабые стороны, особенностями поведения, способы мышления и принятия решений, свои взгляды на жизнь и собственные ценности. Естественно, характер человека зависит и от воспитания, окружения, образования, и многих других факторов. Одинаковые психотипы могут иметь люди из совершенно различных слоев населения: политик, ученый, беспризорник, да много кто еще. Но их объединяют схожие реакции на аналогичные жизненные ситуации, близкие взгляды на жизнь.

Согласно соционике ТИМ (социотип, психотип) человека неизменен в течение всей жизни, хотя информационное наполнение различных психических функций(накопленный опыт восприятия и выдачи информации функцией) с жизнью меняется.