Практикум по теме межличностные отношения. Урок- практикум конфликты в межличностных отношениях

нЕФПДЙЮЕУЛЙЕ ТБЪТБВПФЛЙ

нптпъпчб емеоб бобфпмшечоб - УФБТЫЙК ЧПУРЙФБФЕМШ зпх ДЕФУЛПЗП УБДБ N 880 З.нПУЛЧЩ (ДЕФУЛЙК УБД ПВЭЕТБЪЧЙЧБАЭЕЗП ЧЙДБ У РТЙПТЙФЕФОЩН ОБРТБЧМЕОЙЕ ИХДПЦЕУФЧЕООП-ЬУФЕФЙЮЕУЛПЗП ТБЪЧЙФЙС ЧПУРЙФБООЙЛПЧ)

пРЩФ ТБВПФЩ ОБ ФЕНХ "рТБЧПЧПЕ ЧПУРЙФБОЙЕ ДПЫЛПМШОЙЛПЧ".

тБВПФБ У ЛБДТБНЙ:

ртблфйлхн "нецмйюопуфоще пфопыеойс ч зтхрре дефулпзп убдб"

рТЕДЧБТЙФЕМШОБС ТБВПФБ

рТЙ РПДЗПФПЧЛЕ Л РТБЛФЙЛХНХ РТПБОБМЙЪЙТХКФЕ НЙЛТПЛМЙНБФ Ч ЗТХРРЕ:

1. пВУФБОПЧЛБ Ч ЗТХРРЕ:

• ЛБЛПЧБ БФНПУЖЕТБ Ч НПЕК ЗТХРРЕ?

• ЮФП С ПГЕОЙЧБА ЛБЛ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ НПНЕОФЩ?

• ЮФП С ПГЕОЙЧБА ЛБЛ ПФТЙГБФЕМШОЩЕ НПНЕОФЩ?

2. чЪБЙНППФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ДЕФШНЙ Й ЧПУРЙФБФЕМЕН:

• У ЛЕН ЙЪ ДЕФЕК Х НЕОС ИПТПЫЙК ЛПОФБЛФ?

• ЮЕН С ЬФП ПВЯСУОСА?

• У ЛЕН ЙЪ ДЕФЕК Х НЕОС ОЕ ПЮЕОШ ИПТПЫЙК ЛПОФБЛФ?

• ЮЕН С ЬФП ПВЯСУОСА?

3. чЪБЙНППФОПЫЕОЙС НЕЦДХ ДЕФШНЙ:

• Х ЛБЛЙИ ДЕФЕК ИПТПЫЙЕ ПФОПЫЕОЙС?

• ЮЕН ЬФП ЧЩЪЧБОП?

• ЛБЛЙЕ ДЕФЙ ЮБУФП УУПТСФУС?

• ЮЕН ЬФП ЧЩЪЧБОП?

• ЛБЛЙИ ДЕФЕК ЮБУФП ПВЙЦБАФ?

• ЛБЛ ЬФП ПВЯСУОЙФШ?

йЪХЮЕОЙЕ ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙК ДЕФЕК Ч УФБТЫЕК, РПДЗПФПЧЙФЕМШОПК ЗТХРРБИ РТПЧПДЙФУС РП ДЙБЗОПУФЙЮЕУЛПК ЛБТФЕ з.б. хТХОФБЕЧПК "рТБЛФЙЛХН РП ДПЫЛПМШОПК РУЙИПМПЗЙЙ": ЛПЬЖЖЙГЙЕОФ ЧЪБЙНОПУФЙ, ХТПЧЕОШ ВМБЗПРПМХЮЙС ПФОПЫЕОЙК, ЙОДЕЛУ ЙЪПМЙТПЧБООПУФЙ, РТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ, РТЙОСФЩЕ, ОЕРТЙОСФЩЕ, ЙЪПМЙТПЧБООЩЕ.

фЕПТЕФЙЮЕУЛБС ЮБУФШ РТБЛФЙЛХНБ

чПРТПУЩ ДМС ЧПУРЙФБФЕМЕК

• юФП ФБЛПЕ НЕЦМЙЮОПУФОЩЕ ПФОПЫЕОЙС?

• юФП ФБЛПЕ ПВЭЕОЙЕ?

чЩУФХРМЕОЙЕ НЕФПДЙУФБ

пФ ФПЗП, ЛБЛ УМПЦБФУС ПФОПЫЕОЙС ТЕВЕОЛБ У РЕТЧПК Ч ЕЗП ЦЙЪОЙ ПВЭЕУФЧЕООПК ЖПТНБГЙЕК - ЗТХРРПК ДЕФУЛПЗП УБДБ - ЧП НОПЗПН ЪБЧЙУЙФ РПУМЕДХАЭЙК РХФШ ЕЗП МЙЮОПУФОПЗП Й УПГЙБМШОПЗП ТБЪЧЙФЙС, ЕЗП ДБМШОЕКЫБС УХДШВБ. еУМЙ ЧУЕ ВМБЗПРПМХЮОП, ТЕВЕОПЛ ФСОЕФУС Л УЧЕТУФОЙЛБН Й ХНЕЕФ ПВЭБФШУС, ОЙЛПЗП ОЕ ПВЙЦБС Й ОЕ ПВЙЦБСУШ, ФП НПЦОП ОБДЕСФШУС, ЮФП Ч ДБМШОЕКЫЕН ПО ВХДЕФ ОПТНБМШОП ЮХЧУФЧПЧБФШ УЕВС УТЕДЙ ПЛТХЦБАЭЙИ МАДЕК.

ч УТЕДОЕК, УФБТЫЕК ЗТХРРЕ ДЕФУЛПЗП УБДБ УХЭЕУФЧХАФ ДПУФБФПЮОП ХУФПКЮЙЧЩЕ ЙЪВЙТБФЕМШОЩЕ ПФОПЫЕОЙС. дЕФЙ ЪБОЙНБАФ ТБЪОПЕ РПМПЦЕОЙЕ УТЕДЙ УЧЕТУФОЙЛПЧ: ПДОЙ УФБОПЧСФУС ВПМЕЕ РТЕДРПЮЙФБЕНЩНЙ, ДТХЗЙЕ - НЕОЕЕ. у ПДОЙНЙ ИПФСФ ЙЗТБФШ, ДТХЗЙИ Ч ЙЗТХ ОЕ РТЙОЙНБАФ. ъДЕУШ ХЦЕ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ УПГЙБМШОЩЕ УФБФХУЩ ДЕФЕК: МЙДЕТЩ, РТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ, РТЕОЕВТЕЗБЕНЩЕ, ПФЧЕТЦЕООЩЕ. рУЙИПМПЗЙ УЮЙФБАФ, ЮФП Ч ДЕФУЛПН УБДХ ОЕ ПЮЕОШ ХНЕУФЕО ФЕТНЙО "МЙДЕТ". рПЬФПНХ НЩ ВХДЕН ЗПЧПТЙФШ П ФБЛЙИ ФЙРБИ: РТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ, РТЙОСФЩЕ, ОЕРТЙОСФЩЕ, ЙЪПМЙТПЧБООЩЕ.

рТЕДРПЮЙФБЕНЩЕ - ЬФЙ ДЕФЙ ОБИПДСФУС Ч ЗТХРРЕ Ч БФНПУЖЕТЕ МАВЧЙ Й РПЛМПОЕОЙС. йИ ГЕОСФ ЪБ ЛТБУПФХ, ПВБСОЙЕ, ВЩУФТПЕ ТЕБЗЙТПЧБОЙЕ Ч ТБЪОЩИ УЙФХБГЙСИ Й МПСМШОПУФШ, ЪБ ХЧЕТЕООПУФШ, УРПУПВОПУФШ ОЕ ЛПМЕВМСУШ ВТБФШ ОБ УЕВС ПФЧЕФУФЧЕООПУФШ, ОЕ ВПСФШУС ТЙУЛБ. пДОБЛП ФБЛЙЕ ДЕФЙ НПЗХФ УФТБДБФШ ЪЧЕЪДОПК ВПМЕЪОША.

рТЙОСФЩЕ - ПОЙ ПУПВЕООП ОЕ ЧЩДЕМСАФУС, Х ОЙИ ДПВТБС ДХЫБ, ЙН ДПЧЕТСАФ, У ОЙНЙ УПЧЕФХАФУС, ИПФСФ ЙЗТБФШ, ИПФС ЧПУРЙФБФЕМШ ЙОПЗДБ ОЕ ЧЙДЙФ Ч ОЙИ ОЙЮЕЗП РТЙНЕЮБФЕМШОПЗП.

рТЕОЕВТЕЗБЕНЩЕ, ОЕРТЙОСФЩЕ - ЮБУФП ЮХЧУФЧХАФ ТБЧОПДХЫЙЕ ЙМЙ ОЕРТЙСЪОШ УЧЕТУФОЙЛПЧ. оЕРТЙОСФЩЕ ДЕФЙ ЮБЭЕ ЧУЕЗП ДТБЮХОЩ, ЪБДЙТЩ, У ОЙНЙ ОЕ ИПФСФ ЙЗТБФШ ЙНЕООП ЙЪ-ЪБ ЬФПЗП.

йЪПМЙТПЧБООЩЕ - ПВЩЮОП ФЙИПОЙ, ЙИ ОЕ ЧЙДОП, ОЕ УМЩЫОП, ПОЙ ОЕ ХЮБУФЧХАФ Ч ПВЭЙИ ДЕМБИ Й ЙЗТБИ, ПФЛБЪЩЧБАФУС ПФ ЧУЕЗП, ЮФП ЙН РТЕДМБЗБАФ, ЕУМЙ ФБЛПК ТЕВЕОПЛ ОЕ РТЙЫЕМ Ч ДЕФУЛЙК УБД, ЕЗП ПФУХФУФЧЙС НПЗХФ ОЕ ЪБНЕФЙФШ.

пФОПЫЕОЙЕ Л ТЕВЕОЛХ Ч ЗТХРРЕ ПВЩЮОП ЧЩСУОСАФУС УПГЙПНЕФТЙЮЕУЛЙНЙ НЕФПДБНЙ, БДБРФЙТПЧБООЩНЙ ДМС ДПЫЛПМШОПЗП ЧПЪТБУФБ. ч ТБЪМЙЮОЩИ ЧППВТБЦБЕНЩИ УЙФХБГЙСИ ДЕФЙ ЧЩВЙТБАФ РТЕДРПЮЙФБЕНЩИ Й ОЕРТЕДРПЮЙФБЕНЩИ ЮМЕОПЧ УЧПЕК ЗТХРРЩ.

оЕУЛПМШЛП РТЙНЕТПЧ ФБЛЙИ НЕФПДЙЛ.

"дЧБ ДПНБ". тЕВЕОЛХ РТЕДМБЗБАФ ТЙУХОЛЙ: ПДЙО ДПНЙЛ ЛТБУЙЧЩК, ВПМШЫПК, УЧЕФМЩК, Б ДТХЗПК - НБМЕОШЛЙК, ЮЕТОЩК Й ОЕЧЪТБЮОЩК. рТПУСФ РТЕДУФБЧЙФШ, ЮФП ЛТБУЙЧЩК ДПН РТЙОБДМЕЦЙФ ЕНХ Й ФХДБ НПЦОП РТЙЗМБЫБФШ ЧУЕИ, ЛПЗП ЪБИПЮЕЫШ. "рПДХНБК, ЛПЗП ЙЪ ТЕВСФ ЗТХРРЩ ФЩ ВЩ РТЙЗМБУЙМ Л УЕВЕ РПЦЙФШ, Б ЛПЗП ВЩ РПУЕМЙМ РПДБМШЫЕ, Ч ЮЕТОЩК ДПН".

"лБРЙФБО ЛПТБВМС". "еУМЙ ФЩ ЛБРЙФБО ЛПТБВМС, ЛПЗП ЙЪ ЗТХРРЩ ЧПЪШНЕЫШ Ч РПНПЭОЙЛЙ, ПФРТБЧМССУШ Ч ДБМШОЕЕ РХФЕЫЕУФЧЙЕ? лПЗП ФЩ ОЕ ЧПЪШНЕЫШ УУПВПК Ч РМБЧБОЙЕ, ПУФБЧЙЫШ ОБ ВЕТЕЗХ?"

"фТЙ ПФЛТЩФЛЙ". "рПДБТЙ ЬФЙ ФТЙ ЛБТФЙОЛЙ ЛПНХ ИПЮЕЫШ. еУМЙ ВЩ Х ФЕВС ВЩМП НОПЗП ЛБТФЙОПЛ, ФЩ ВЩ ТБЪДБМ ЧУЕН ДЕФСН Ч ЗТХРРЕ, ОП ФТПЙН ОЕ ИЧБФЙМП ВЩ. лПНХ ВЩ ФЩ ОЕ ДБМ?"

"чЩВПТ РБТФОЕТПЧ ДМС ПВЭЕОЙС". "у ЛЕН ВЩ ФЩ ИПФЕМ ТЙУПЧБФШ (ЙЗТБФШ, ЮЙФБФШ)?"

дЕФЙ, ЛПФПТЩЕ РПМХЮБАФ ОБЙВПМШЫЕЕ ЮЙУМП ПФТЙГБФЕМШОЩИ ЗПМПУПЧ, ДПМЦОЩ УФБФШ ПВЯЕЛФПН РТЙУФБМШОПЗП ЧОЙНБОЙС Й РТБЛФЙЮЕУЛПК ТБВПФЩ РЕДБЗПЗБ.

пГЕОЛБ ОЕВМБЗПРПМХЮЙС ТЕВЕОЛБ Ч ЗТХРРЕ

жБНЙМЙС, ЙНС ТЕВЕОЛБ ______________________ .

чПЪТБУФ ______ . дБФБ РТПЧЕДЕОЙС ОБВМАДЕОЙС __ .

дЕКУФЧЙС ТЕВЕОЛБ

йЗТБЕФ Ч ПДЙОПЮЕУФЧЕ

уЙДЙФ Ч УФПТПОЕ Й ОБВМАДБЕФ ЪБ ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ

рПРЩФЛЙ ХУФБОПЧЙФШ ЛПОФБЛФ У ДТХЗЙНЙ ДЕФШНЙ ФЕТРСФ ОЕХДБЮХ

йЗТБЕФ У ПДОЙН Й ФЕН ЦЕ ТЕВЕОЛПН

оЕ ПФИПДЙФ ПФ ЧПУРЙФБФЕМС, ЙЪВЕЗБЕФ ДТХЗЙИ ДЕФЕК

чУФХРБЕФ Ч ЛПОЖМЙЛФ У ДЕФШНЙ

уУПТЙФУС, ПВЙЦБЕФ ДЕФЕК

цБМХЕФУС ЧПУРЙФБФЕМА

оБНЕТЕООП НЕЫБЕФ ДЕФСН (МПНБЕФ РПУФТПКЛЙ, РТСЮЕФ ЙМЙ ТБЪВТБУЩЧБЕФ РТЕДНЕФЩ ДМС ЙЗТ)

рТЙНЕЮБОЙЕ: п - ПЮЕОШ ЮБУФП, ю - ЮБУФП, й - ЙОПЗДБ, т - ТЕДЛП, о - ОЙЛПЗДБ.

тБВПФБ ЧПУРЙФБФЕМС УПУФПЙФ Ч ФПН, ЮФПВЩ РПНПЮШ ТЕВЕОЛХ РТЕПДПМЕФШ ПФЮХЦДЕООПЕ ПФОПЫЕОЙЕ Л УЧЕТУФОЙЛБН, ХЧЙДЕФШ Ч ОЙИ ОЕ РТПФЙЧОЙЛПЧ Й ЛПОЛХТЕОФПЧ, Б УЧСЪБООЩИ У ОЙН МАДЕК. фБЛБС ЪБДБЮБ НПЦЕФ ТЕЫБФШУС Ч ТЕБМШОПК РТБЛФЙЛЕ ДЕФУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК Ч ЛПОЛТЕФОПК ЗТХРРЕ ДЕФУЛПЗП УБДБ. дМС ЬФПЗП ЕУФШ УРЕГЙБМШОЩЕ ЛПТТЕЛГЙПООЩЕ ЙЗТЩ Й ЪБОСФЙС.

дМС РТЕПДПМЕОЙС ПФЮХЦДЕООПК РПЪЙГЙЙ Ч ПФОПЫЕОЙЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ РТПЧПДСФУС ЙЗТЩ, Ч ЛПФПТЩИ ДЕФЙ ЗПЧПТСФ МБУЛПЧЩЕ УМПЧБ, ХЮБФУС ЧЙДЕФШ Й РПДЮЕТЛЙЧБФШ ДТХЗ Ч ДТХЗЕ ФПМШЛП ИПТПЫЕЕ, УФБТБАФУС УДЕМБФШ ДТХЗ ДТХЗХ РТЙСФОПЕ. ьФП РПНПЗБЕФ РТПВМЕНОЩН ДЕФСН ПУПЪОБФШ УЧПЕ БЗТЕУУЙЧОПЕ РПЧЕДЕОЙЕ, УОСФШ ОЕЗБФЙЧ Ч ПВЭЕОЙЙ УП УЧЕТУФОЙЛБНЙ.

"дПВТЩЕ ЧПМЫЕВОЙЛЙ". дЕФЙ УБДСФУС Ч ЛТХЗ, ЧПУРЙФБФЕМШ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ УЛБЪЛХ. "ч ПДОПК УФТБОЕ ЦЙМ ЪМПК ЧПМЫЕВОЙЛ-ЗТХВЙСО. пО НПЗ ЪБЛПМДПЧБФШ ТЕВЕОЛБ, ОБЪЧБЧ ЕЗП ОЕИПТПЫЙН УМПЧПН. чУЕ, ЛПЗП ПО ОБЪЩЧБМ ЗТХВЩНЙ УМПЧБНЙ, РЕТЕУФБЧБМЙ УНЕСФШУС Й ОЕ НПЗМЙ ВЩФШ ДПВТЩНЙ. тБУЛПМДПЧБФШ ОЕУЮБУФОПЗП ТЕВЕОЛБ НПЦОП ВЩМП ФПМШЛП ДПВТЩНЙ, МБУЛПЧЩНЙ ЙНЕОБНЙ. еУМЙ Х ОБУ ЕУФШ ФБЛЙЕ ДЕФЙ, ДБЧБКФЕ РПРТПВХЕН ЙИ ТБУЛПМДПЧБФШ". чПУРЙФБФЕМШ РТПУЙФ РПНПЮШ ЕНХ: "лФП УНПЦЕФ УФБФШ ДПВТЩН ЧПМЫЕВОЙЛПН? юФПВЩ ТБУЛПМДПЧБФШ чБУА, ОБДП ОБЪЩЧБФШ ЕЗП МБУЛПЧЩНЙ, ДПВТЩНЙ ЙНЕОБНЙ". пВЩЮОП ДЕФЙ У ХДПЧПМШУФЧЙЕН ЧЩЪЩЧБАФУС ВЩФШ ДПВТЩНЙ ЧПМЫЕВОЙЛБНЙ.

"чПМЫЕВОЩЕ ПЮЛЙ". чПУРЙФБФЕМШ ПВЯСЧМСЕФ: "с ИПЮХ РПЛБЪБФШ ЧБН ЧПМЫЕВОЩЕ ПЮЛЙ. фПФ, ЛФП ЙИ ОБДЕОЕФ, ЧЙДЙФ ФПМШЛП ИПТПЫЕЕ Ч ДТХЗЙИ, ДБЦЕ ФП, ЮФП ЮЕМПЧЕЛ РТСЮЕФ ПФ ЧУЕИ. чПФ УЕКЮБУ С РТЙНЕТА ЬФЙ ПЮЛЙ... пК, ЛБЛЙЕ ЧЩ ЧУЕ ЛТБУЙЧЩЕ, ЧЕУЕМЩЕ, ХНОЩЕ!" рПДИПДС Л ЛБЦДПНХ ТЕВЕОЛХ, ЧЪТПУМЩК ОБЪЩЧБЕФ ЛБЛПЕ-МЙВП ЕЗП ИПТПЫЕЕ ЛБЮЕУФЧП. "б ФЕРЕТШ НОЕ ИПЮЕФУС, ЮФПВЩ ЧЩ РП ПЮЕТЕДЙ РТЙНЕТЙМЙ ЬФЙ ПЮЛЙ Й ИПТПЫЕОШЛП ТБУУНПФТЕМЙ УЧПЕЗП УПУЕДБ. нПЦЕФ ВЩФШ, ЧЩ ЪБНЕФЙФЕ ФП, ЮЕЗП ТБОШЫЕ ОЕ ЪБНЕЮБМЙ".

"лПНРМЙНЕОФЩ". дЕФЙ УФБОПЧСФУС Ч ЛТХЗ. зМСДС Ч ЗМБЪБ УПУЕДХ, ЗПЧПТСФ ОЕУЛПМШЛП УМПЧ, ИЧБМСФ ЪБ ЮФП-ОЙВХДШ, ЦЕМБАФ ЮФП-ОЙВХДШ ИПТПЫЕЕ.

"рПДБТЛЙ". рЕТЕД ЙЗТПК ЧПУРЙФБФЕМШ ЗПФПЧЙФ ТБЪМЙЮОЩЕ РТЙЧМЕЛБФЕМШОЩЕ ДМС ДЕФЕК НЕМПЮЙ: НБМЕОШЛЙЕ ЙЗТХЫЛЙ, МЕОФПЮЛЙ, ЪОБЮЛЙ, ЛПТПВПЮЛЙ, ЛПФПТЩЕ ДЕФСН РТЙСФОП ВЩМП ВЩ РПМХЮЙФШ Ч РПДБТПЛ. ч ЗТХРРЕ ПВЯСЧМСЕФУС РТБЪДОЙЛ. "дБЧБКФЕ УДЕМБЕН ФБЛ: РХУФШ ЛБЦДЩК ЙЪ ЧБУ ЧЩВЕТЕФ ФП, ЮФП ЕНХ РПОТБЧЙФУС, РПМПЦЙФ Ч ЛПТПВЛХ Й РПФПН РПДБТЙФ, ЛПНХ ЪБИПЮЕФ", - РТЕДМБЗБЕФ ЧПУРЙФБФЕМШ. дЕФЙ РПДИПДСФ Л ФЕН, ЛПНХ ИПФСФ УДЕМБФШ РПДБТПЛ. ъЧХЮБФ УМПЧБ ВМБЗПДБТОПУФЙ.

"лПОЛХТУ ИЧБУФХОПЧ". дЕФЙ УБДСФУС Ч ЛТХЗ, ЧПУРЙФБФЕМШ ПВЯСЧМСЕФ: "уЕЗПДОС НЩ У ЧБНЙ РТПЧЕДЕН ЛПОЛХТУ ИЧБУФХОПЧ. чЩЙЗТБЕФ ФПФ, ЛФП МХЮЫЕ РПИЧБУФБЕФУС. оП ИЧБУФБФШУС НЩ ВХДЕН ОЕ УПВПК, Б УЧПЙН УПУЕДПН. чЕДШ ЬФП ФБЛ РТЙСФОП Й ФБЛ РПЮЕФОП - ЙНЕФШ УБНПЗП МХЮЫЕЗП УПУЕДБ. рПУНПФТЙФЕ ЧОЙНБФЕМШОП ОБ ФПЗП, ЛФП УЙДЙФ УРТБЧБ ПФ ЧБУ. рПДХНБКФЕ, ЮФП Ч ОЕН ЕУФШ ИПТПЫЕЗП, ЛБЛЙЕ ДПВТЩЕ РПУФХРЛЙ ПО УПЧЕТЫЙМ, ЮЕН НПЦЕФ РПОТБЧЙФШУС. оЕ ЪБВЩЧБКФЕ, ЮФП ЬФП ЛПОЛХТУ, Й ЧЩЙЗТБЕФ ФПФ, ЛФП ОБКДЕФ Ч УЧПЕН УПУЕДЕ ВПМШЫЕ ДПУФПЙОУФЧ". фБЛБС ПТЗБОЙЪБГЙС ЙЗТЩ ЧЩЪЩЧБЕФ ДБЦЕ Х ЪБНЛОХФПЗП ЙМЙ ЧТБЦДЕВОП ОБУФТПЕООПЗП ТЕВЕОЛБ ЙОФЕТЕУ Л УЧЕТУФОЙЛХ Й ЦЕМБОЙЕ ОБКФЙ Х ОЕЗП ИПТПЫЙЕ ЮЕТФЩ.

Тема: «ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

ОТНОШЕНИЯ».

Цели : выработать стратегию общения, и умение вести себя в обществе.

Количество занятий : 8

Количество участников: 10-12 человек.

Диагностические процедуры: методика Леонгарда, тест Кеттела.

Средство фиксации эффективности занятий: Анкета «Откровенно говоря…».

Занятие 1.

Ведущий: «Мы начнем с того, что каждый по кругу назовет свое имя и скажет несколько слов о себе. Перед этим предлагают каждому из вас взять по табличке и написать на ней свое имя. Не обязательно это будет ваше настоящее имя, вы можете назвать себя по-другому. Если вы решили взять другое имя, то, пред­ставляясь, скажите и настоящее, а потом попытайтесь сказать, почему вы решили его сменить. Через одно-два занятия мы запомним, как зовут друг друга, и сможем обходиться без табличек. Может быть, те имена, которые были взяты на сегодня, потом и не понадобятся, но если нужно, каждый сможет взять свою табличку и, например, что-то рассказать о себе под другим именем. Начинаем».

Учимся расслабляться.

Ведущий рассказывает о том, что в случаях, когда испыты­ваешь напряжение, «зажатость», тревогу, можно помочь себе, расслабляясь с помощью простых приемов, которые помогают не только почувствовать себя комфортнее и спокойнее, но и создать условия для более взвешенного, обдуманного поведения, которое не наносит ущерб интересам другого человека. Затем он прово­дит три упражнения на релаксацию (см. 8).

1) «Сядем поудобнее. Спина расслаблена, опирается на спинку стула, руки спокойно лежат на коленях. Можно закрыть глаза. Сделаем по десять глубоких медленных вдохов и выдохов. Чтобы замедлять их, вдыхая, сосчитаем про себя до семи, а выдыхая - до девяти. Можно и не считать - смотря как легче. Начнем»,

По окончании: «Теперь можно закрыть глаза. Расскажем, что испытали, что почувствовали, выполняя это упражнение. Можно, я начну?» Ведущий в данном случае показывает, как можно говорить о своих чувствах, стараясь описать то, что испытал, поподробнее.

2) «Другой способ расслабиться можно было бы назвать «Волшебное слово». Например, когда мы волнуемся, мы можем произнести про себя это волшебное слово, и почувствуем себя немного увереннее и спокойнее. Это могут быть разные слова: «покой», «тишина», «нежная прохлада», любые другие. Главное, чтобы они помогали вам. Давайте попробуем».

По окончании ведущий спрашивает, какие «волшебные слова» подобрал каждый из участников и что он почувствовал.

3) «Еще один способ успокоиться и расслабиться. Вспомните, вообразите себе ситуацию, которая обычно вызывает у вас волнение, напряжение. Произнесите про себя несколько утвержде­ний о том, что вы чувствуете себя уверенно, спокойно. Но эти утверждения должны быть положительными. Например, не «я не волнуюсь», а «я спокоен» и т.д. Начнем».

По окончанию ведущий спрашивает, кто какие словосочетания использовал, что почувствовал и просит, если не трудно, рассказать о том, какие ситуации вспомнились.

Данное упражнение способствует не только усвоению под­ростками простых навыков саморегуляции и созданию комфорт­ной и доверительной атмосферы в группе, но и тому, что участ­ники группы начинают более открыто и полно выражать свои чувства.

«Глаза в глаза».

Ведущий говорит о том, что в обычной жизни зачастую люди довольствуются поверхностными, неглубокими контактами друг с другом, не пытаясь увидеть, что чувствует, переживает другой, после чего предлагает участникам занятия в течение 3-5 минут смотреть в глаза другим, стараясь установить контакт с каждым членом группы. По окончании ведущий спрашивает о чувствах, испытанных во время упражнения, кому и почему было трудно установить зрительный контакт. Это упражнение помогает установить на этапе знакомства более глубокий и доверительный контакт между участниками группы.

Далее ведущий предлагает правила поведения группы, также они распространяются н на него самого. После прочтения правил ведущий разворачивает плакат с этими правилами, который после этого всегда висит на занятиях. Дается обещание соблюдать правила. Ведущий произносит слово «обещаю», участники группы - тоже.

Занятие 2.

Коллективный счет ( разогревающая психотехника )

Техника на каждый день . Участники стоят в кругу , опустив головы вниз и не глядя друг на друга . Задача группы - называть по порядку числа натурального ряда , стараясь добраться до самого большого , не совершив ошибок . При этом должны выполняться три условия : во - первых , никто не знает , кто начнет счет и кто назовет следующее число (запрещается договариваться друг с другом вербально или невербально ); во - вторых , нельзя одному и тому же участнику называть два числа подряд ; в - третьих , если нужное число будет названо вслух двумя или более игроками , ведущий требует снова начинать с единицы . Общей целью группы становится ежедневное увеличение достигнутого числа при уменьшении количества попыток . Ведущий повторяет участникам , что они должны уметь прислушиваться к себе , ловить настрой других , чтобы понять , нужно ли ему в данный момент промолчать или пришла пора озвучить число . В некоторых группах участники бывают достаточно сообразительны , что не договариваясь начинают последовательно произносить числа натурального ряда по кругу . Обнаружив это , ведущий может похвалить участников за сплоченность и находчивость , но предлагает отказаться от этого приема . Опыт подтверждает , что более сплоченные группы успешнее справляются с этим упражнением .

« Муха в квадрате » ( тренинг личностного роста , групповое взаимодействие )

Мысленно представим поле для крестиков - ноликов , состоящее из девяти квадратов . В центральном квадрате сидит муха . Задача состоит в мысленном перемещении мухи ходами вверх - вниз , вправо - влево . Участники делают последовательно по одному ходу . Запрещено делать челночные ходы (туда - сюда ). Нельзя вылетать за границы поля . Может использоваться и как разогревающая методика . Со временем можно усложнить задачу , модернизировав плоское поле в объемное (куб ).

«Спина к спине».

Ведущий говорит о том, что на группе имеется возможность получить опыт общения, недоступный в. повседневной жизни. Двое участников группы садятся спиной к спине друг к другу и стараются в таком положении в течение 3-5 минут поддер­живать разговор. По окончании они делятся своими ощуще­ниями.

Ведущий может спросить:

- было ли это похоже на знакомые житейские ситуации, напри­мер, телефонный разговор), в чем отличия:

- легко ли было вести разговор;

- какой получается беседа - более откровенной или нет.

Занятие 3

Испорченный телефон ( разогревающая психотехника )

Участники встают в колонну по одному . Ведущий встает в конце колонны . Таким образом все участники повернуты к нему спиной . Хлопком по плечу он предлагает повернуться к нему лицом впереди стоящего участника . Затем он жестами показывает какой - либо предмет (спичечный коробок , пистолет , волейбольный мяч и пр .). Первый участник поворачивается лицом ко второму и также хлопком по плечу просит его повернуться и показывает предмет , второй передает третьему , третий - четвертому и так далее . Последний участник называет предмет . Условия : все делается молча , только жестами , можно только попросить повторить , участники не должны поворачиваться до тех пор , пока предыдущий участник не хлопнет его по плечу .

Печатная машинка ( групповое взаимодействие , тренинг личностного роста ).

Все участники встают в линию или круг . Группе дается задание прочитать четверостишие (предложение , словосочетание и т . д .), например :

У лукоморья дуб зеленый ,

Златая цепь на дубе том

Но не хором , а следующим способом . Участники последовательно произносят по одной букве , пробел - вся группа делает хлопок руками , перевод каретки - топают ногой . Запятые и точки тоже можно как - нибудь обозначить . Ошибившийся выбывает , когда остается три человека вся группа начинает сначала .

Значимые люди.

Материалы: Бумага, наборы цветных карандашей.

Ведущий просит подростков нарисовать трех самых значимых для имя людей. Это могут быть не обязательно те, е кем он постоянно общается в настоящее время, но непременно те, кто значит для него больше, чем все остальные, кого он или она знал(а), кто для него дороже всех. Ведущий также выполняет рисунок.

После того, как рисунки выполнены, ведущие просит участни­ков группы по очереди показывать рисунки, рассказывая при этом об изображенных там людях:

- кто они;

- чем значимы для подростка, чем дороги:

- так же ли близки они ему теперь, если речь идет о прошлом.

-хотели бы они н-ч что-нибудь сказать, будь у них такая возможность, прямо сейчас (например, есть невыраженное чувство благодарности).

Если кому-то из участников группы действительно хотелось бы поговорить с дорогим ему человеком, можно использовать практикуемую в гештальттерапии технику «пустого стула».

Занятие 4.

Для разогрева используем техники: либо нестандартное приветствие, либо испорченный телефон, «Бегущие огни».

Колечко ( тренинг личностного роста , адекватность )

Оборудование : на роль колечка хорошо подходит сердечник от изоленты , для детей можно использовать что - то яркое , например , заколку . Группа выходит из комнаты . Ведущий размещает колечко в комнате так , чтобы оно было в поле зрения участников . Например , повесить на гвоздик , одеть на горлышко бутылки , положить на стол , где и так куча всяких предметов , заколку можно приколоть к занавеске . Группа заходит в комнату и молча ищет колечко . Нашедший молча и никоим образом не показывая виду , что он нашел , садится на свое место . Чем меньше остается ищущих , тем сложнее найти предмет . Последнему приходится совсем тяжело .

Ассоциации.

Водящий (участники группы вызываются на эту роль добро­вольно) выходит, остальные участники группы загадывают кого-то из оставшихся. Водящий по ассоциациям должен отгадать того, кто загадан группой. Перед началом игры ведущий объясняет, что все вопросы водящего должны быть однотипны - на что или на кого похож тот, кого загадали:

    на какое время суток;

    на какое время года;

    на какую погоду;

    на какой день недели:

    на какой цвет радуга и т.д.

Следует особо напомнить, что задание нужно выполнять так, чтобы не задеть самолюбия, не оскорбить того, кто был загадан.

Данное упражнение помогает участникам группы подгото­виться к получению обратной связи, а других упражнениях.

Занятие 5

15 слов ( самоконтроль )

Ведущий предлагает участнику назвать 15 слов , начинающихся на определенную букву , с условием , если пауза между словами составляет более 5 секунд , то участник делает одно приседание . Подразумевается , что участник находится перед своей группой .

Коллективная арифметика ( сотрудничество )

Участвуют 4 человека . Каждый из участников берет карточку с несложным арифметическим действием , например 100*100. Полученные результаты каждой карточки складываются . Называется полученная сумма . Время - 60 секунд . Ведущий может создавать помехи , каждые 15 секунд громким голосом объявляя оставшееся время .

Свое пространство.

Один из участников группы («протагонист») добровольно встает в центр круга. Ведущий предлагает ему представить себя «светилом», на различном расстоянии, от которого находятся остальные участники группы - «планеты». Протагонист, повора­чиваясь лицом к участникам группы, просит встать их на различ­ном расстояния от себя - так, чтобы очередной участник группы отошел от него на расстояние, соответствующее воображаемой дистанции, а межличностных отношениях. После того как расста­новка группы завершена, ведущий спрашивает протагониста, насколько комфортно созданное им пространство и не хотел бы он внести какие-то изменения.

Проводить это упражнение более чем с тремя участниками в качестве «светила» за один раз не рекомендуется. В дискуссии не допускается обсуждение созданной схемы, но можно поделить­ся чувствами в зависимости оттого, на какое расстояние оказался удаленным тот или иной участник, порассуждать, из чего складывается это расстояние, от чего оно зависит, хочется ли его сокра­тить (увеличить). Последнее желательно обсуждать в абстракт­ном плане.

Занятие 6.

Хлопки ( групповое взаимодействие ).

Участники группы встают в линию , колонну , круг . По команде , начиная с первого , каждый участник последовательно делает один хлопок . Хлопки должны идти друг за другом . Один участник делает только один хлопок , ни больше , ни меньше . Оптимальное время выполнения группой из 20 человек составляет 3 секунды .

Игра «Крокодил».

Ведущий говорит о том, что многие люди боятся показаться окружающим смешными, нелепыми, и спрашивает участников, кому знакомо это чувство. Следующая игра предлагается, как средство избавиться от этого опасения. Группа разбивается на две команды. Первая команда загадывает некоторое слово или слово­сочетание (можно - названия предметов, часто встречающихся в обиходе), вторая - делегирует своего участника (лучше, если добровольно), которому сообщается загаданное слово. Послед­ний должен изобразить это слово только с помощью жестов и ми­мики, а его команда попытаться понять, что были загадано.

Команды участников группы загадывают слова по очереди. После того, как в роли изображающего побывало большинство участников, можно обсудить собственные чувства, возникавшие, когда приходилось что-то изображать.

Занятие 7.

Кто тормоз ? ( баланс механизмов возбуждения и торможения )

Маленький предмет лежит на столе посередине . Двое кладут ведущие руки по разные стороны от предмета на одинаковом расстоянии . Ведущий называет различные числа . Когда называется четное число , нужно схватить предмет .

«Горячий стул».

Ведущий предлагает подросткам узнать мнение о них остальных участников группы. Высказываться друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Когда ты дела­ешь или говоришь то-то и то-то, у меня возникают такие-то чувства, и мне кажется, что это могло быть то-то н то-то». Используется только тот опыт, который был получен за время занятий. Следует избегать определений «нравится», «хорошо», «ПЛОХО».

Один из участников по желанию садится в центр круга. После того, как все высказались, подросток коротко рассказывает, что он испытал, когда говорили о нем. Участник высказываются по очереди, но на «горячем стуле» садятся только по желанию.

В обсуждении участники делятся впечатлениями, как измени­лись их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения.

Занятие 8.

Я " реальный идеальный; глазами других.

Материалы: Бумага, цветные карандаши.

Ведущий просит участников группы нарисовать себя таким, как есть, таким, каким хотел бы быть, и таким, каким тебя видят другие люди.

В обсуждении участники пытаются ответить на вопро­сы, чем вызваны расхождения в представлениях о том, каким ты хотел бы быть и каким тебя видят другие, с тем, какой ты есть на самом деле. Были бы эти расхождения сильнее, если провести это задание в начале группы, и почему?

Завершение группы. Заключительное слово ведущего. Раздача «телеграмм».


«Пристань детства»

Исследование межличностных отношений детей

в группах детского сада

(обучающий семинар-практикум)

Подготовила

педагог-психолог

1. Взаимодействие детей дошкольного возраста - главное условие формирования личности, человеческого развития.

2. Особенности общения со сверстниками.

3. Межличностный конфликт как негативная форма отношений взаимодействия между детьми.

4. Результаты социометрических исследований в подготовительных группах детского сада.

Цели семинара-практикума:

· изучение коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста, посещающих детское образовательное учреждение;

· создание и описание педагогических условий, способствующих бесконфликтному, психологически комфортному и содержательному общению детей и взрослых.

На основе изученного материала можно предположить, что бесконфликтное, общение детей дошкольного возраста друг с другом и взрослыми положительно влияет на развитие личности ребенка при условии:

Развития положительных эмоций и чувств, побуждающих детей к коммуникативной деятельности;

Формирования у детей базовых социальных навыков общения.

· изучение теоретического материала по проблеме преодоления межличностных конфликтов, возникающих в результате взаимодействия детей дошкольного возраста с взрослыми и сверстниками посредством общения;

· изучение межличностных конфликтов детей и взрослых в группе детского сада;

· формирование у детей дошкольного возраста умения бесконфликтно общаться со сверстниками и взрослыми.

1. Взаимодействие детей дошкольного возраста - главное условие формирования личности, человеческого развития.

Потребность в общении одна из самых важных человеческих потребностей. Общение - это главное условие и основной способ жизни человека. Только в отношениях с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в окружающем мире. Особенно велика роль общения в детстве. Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Ребенок живет, растет и развивается в переплетении различного рода связей и отношений. Для дошкольника его взаимодействие с другими людьми это не только источник разнообразных переживаний, но и главное условие формирования его личности, его человеческого развития. Ребенок не может стать нормальным человеком, если не овладеет теми способностями, знаниями, умениями, отношениями, которые существуют в обществе людей. Все это он может усвоить только вместе с другими людьми и только через общение с ними. В детских и подростковых группах складываются межличностные отношения, отражающие взаимосвязи участников этих групп в конкретно-исторической ситуации развития общества. Изучение отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками и взрослыми может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. От того, как сложатся отношения ребёнка в первой в его жизни группе сверстников - в группе детского сада - во многом зависит последующий путь его личностного и социального развития , а значит и его дальнейшая судьба.

В последние годы, как свидетельствуют специальные экспериментальные исследования, наиболее распространёнными негативными явлениями у детей дошкольного возраста являются межличностные конфликты (, и другие). Эффективность воспитания в большей степени зависит от умения педагогов и психологов организовывать правильные отношения между детьми в дошкольных образовательных учреждениях. Особую важность эта проблема приобретает в настоящее время, когда коммуникативное и нравственное развитие детей вызывают серьезную тревогу. Множество негативных явлений, наблюдаемых в детской среде (агрессивность , отчужденность, жестокость, враждебность), зарождаются именно в дошкольном возрасте. Если формирование общения складывается благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и взрослым и умеет нормально общаться с ними, никого не обижая и обижаясь на других, можно надеяться, что он в будущем будет нормально чувствовать себя среди людей.

В качестве центральных понятий были задействованы следующие:

общение - это взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного аффективно - оценочного характера, (коллективная игра, совместный труд и т. д.), обеспечивающее планирование, осуществление и контролирование их деятельности, а также удовлетворяющее потребность человека в контакте с другими людьми;

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразие и относительно устойчивая система избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами контактной группы;

Конфликт - это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов своего поведения и деятельности.

2.Особенности общения со сверстниками.

Общение со сверстниками имеет ряд существенных особенностей , качественно отличающих его от общения с взрослым. Первая и наиболее важная черта общения дошкольников состоит в большом разнообразии коммуникативных действий и чрезвычайно широком их диапазоне. В общении со сверстником можно наблюдать множество действий и обращений, которые практически не встречаются в контактах с взрослым. Общаясь со сверстником, ребенок спорит с ним, навязывает свою волю, успокаивает, требует, приказывает, обманывает, жалеет и пр. Именно в общении со сверстником впервые появляются такие сложные формы поведения, как притворство, стремление сделать вид, выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру, кокетство, фантазирование и др. Столь широкий диапазон детских контактов определяется богатым функциональным составом общения сверстников, большим разнообразием коммуникативных задач. Такое разнообразие коммуникативных задач требует освоения широкого спектра коммуникативных действий.

Второе отличие общения сверстников от общения с взрослыми заключается в его чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности. В среднем в общении сверстников (по данным) наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния - от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно большей аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в 9 раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаимодействии с взрослым.

Третья специфическая особенность контактов детей заключается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в общении с взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных форм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники используют самые неожиданные и оригинальные действия и движения. Этим движениям свойственна особая раскованность, ненормированность, незаданность никакими образцами: дети прыгают, принимают причудливые позы, кривляются, передразнивают друг друга, придумывают новые слова и небылицы и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволяют предположить, что общество сверстников помогает ребенку проявить оригинальность и самобытное начало.

На протяжении дошкольного возраста общение детей друг с другом существенно изменяется по всем параметрам: меняются содержание, потребности, мотивы и средства общения. Эти изменения могут протекать плавно, постепенно. Однако в них наблюдаются качественные сдвиги, как бы «переломы». От 2 до 7 лет отмечаются 2 таких перелома: первый происходит приблизительно в 4 года, второй - около 6 лет. Первый перелом внешне проявляется в резком возрастании значимости сверстника в жизни ребенка. Если к моменту своего возникновения и в течение первых 1-2 лет после этого потребность в общении со сверстником занимает достаточно скромное место (ребенку 2-4 лет гораздо важнее общаться со взрослым и играть с игрушками), то у 4-летних детей эта потребность выдвигается на первое место. Теперь уже дети начинают явно предпочитать общество сверстника взрослому или одиночной игре. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится деловое сотрудничество. Сотрудничество следует отличать от соучастия. При эмоционально-практическом общении дети действовали рядом, но не вместе, им важно было внимание и соучастие сверстника.

К старшему дошкольному возрасту происходит явная дифференциация детей по их положению в группе: одни дети становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие не пользуются особой популярностью - либо отвергаются, либо остаются незамеченными. Обычно в детской группе выделяются 2-З ребенка, обладающих наибольшей привлекательностью: с ними многие хотят дружить, сидеть рядом, охотно выполняют их просьбы. Обычно таких детей называют лидерами. Феномен лидерства традиционно связывается с решением какой-то задачи, с организацией какой-либо важной для группы деятельности. Данное понимание достаточно трудно приложить к группе дошкольников, в частности, к группе детского сада. Эта группа не имеет четких целей и задач, у нее нет какой-либо определенной, общей, объединяющей всех членов деятельности, здесь трудно говорить о степени социального влияния. Вместе с тем не вызывает сомнений факт предпочтения определенных детей, их особой притягательности. По-видимому, более правильно для данного возраста говорить не о лидерстве, а о привлекательности или популярности таких детей, которая, в отличие от лидерства, не всегда связана с решением групповой задачи и с руководством какой-либо деятельностью.

Наряду с этим выделяются дети вовсе непопулярные - их не принимают в игры, мало общаются, не хотят уступать им игрушки. Остальная часть детей располагается между этими двумя «полюсами». Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются с помощью социометрических методик, адаптированных для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов группы.

Очевидно, что опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, почему одни дети становятся предпочитаемыми и вызывают симпатии сверстников, а другие - наоборот, имеет исключительное значение. Анализируя качества и способности наиболее популярных детей, можно понять, что привлекает дошкольников друг в друге и что позволяет ребенку завоевать расположение сверстников. Этот прием неоднократно использовался в психологических исследованиях.

3. Межличностный конфликт как негативная форма отношений взаимодействия между детьми.

Межличностный конфликт это негативная форма отношений взаимодействия между субъектами, связанных с их психологическими позициями. Дети приходят в детский сад с неодинаковым эмоциональным мироощущением, неоднородными притязаниями и в то же время с различными умениями и возможностями. В результате каждый по-своему отвечает требованиям воспитателя и сверстников и создает отношение к себе. В свою очередь требования и потребности окружающих находят разный отклик у самого ребенка, среда оказывается разной для детей, а в отдельных случаях - крайне неблагополучной. Неблагополучие ребенка в дошкольной группе может проявляться неоднозначно: как малообщительное или агрессивно-общительное поведение. Но независимо от специфики детское неблагополучие - очень серьезное явление, за ним, как правило, скрывается глубокий конфликт в отношениях со сверстниками, вследствие которого ребенок остается в одиночестве среди детей. Изменения в поведении ребенка – вторичные новообразования, далекие следствия первопричин конфликта. Дело в том, что сам конфликт и возникающие вследствие него негативные черты длительное время скрыты от наблюдений. Именно поэтому источник конфликта, его первопричина, как правило, упускается воспитателем, и педагогическая коррекция оказывается уже неэффективной.

Однако специальные наблюдения показывают, что определенная часть дошкольников (а их не так уж мало) в разной степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью. Это обнаруживается при внимательном изучении системы взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками в быту, партнерской ролевой игре, в ситуациях нерегламентированного общения. Трудности вхождения в детское сообщество, недостаточное умение учитывать в совместной деятельности деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание ролевых игр, межличностных отношений, определяют его невысокий социальный статус в группе сверстников.

Однако, во всех случаях, главная цель заключается в том, чтобы помочь ребёнку преодолеть отчуждённое отношение к сверстникам и взрослым, увидеть в них не противников и конкурентов, не объекты самоутверждения, а близких и связанных с ним людей. Вот почему ранняя диагностика и коррекция симптомов конфликтных отношений, неблагополучия, эмоционального дискомфорта ребенка в детском образовательном учреждении приобретают столь огромное значение. Незнание их делает малоэффективными все попытки изучения и построения полноценных детских отношений, а также препятствует осуществлению индивидуального подхода к формированию личности ребенка.

Литература

1. Панфилова общения.-М.: ТОО «ИнтелТех», 1995.

2. Развитие общения дошкольника со сверстниками / под ред. . М., 1989.

3. Развитие общения у дошкольников / под ред. , -М.,1964.

4. Репина -психологическая характеристика группы детского сада.- М: Педагогика, 1988.

5. Рояк конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка.- М., 1988.

6. Смирнова ребенка.- М Школа-Пресс, 1997.

Ирина Михайлова
Практикум для воспитателей «Исследование межличностных отношений в группе детского сада»

I. Предварительная работа

II. Теоретическая часть. Выступление старшего воспитателя .

III. Практическая часть .

IV. Используемая литература.

V. Раздаточный материал.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

1. Памятки для воспитателей .

При подготовке к практикуму «Исследование межличностных отношений детей » проанализируйте микроклимат в группе по следующим вопросам.

А. Обстановка в группе :

Какова атмосфера в моей группе ;

Какие аспекты в моей группе я оцениваю как положительные;

Какие аспекты атмосферы в моей группе я оцениваю как отрицательные.

Б. Взаимоотношения между детьми :

Между какими детьми существуют хорошие отношения ;

Чем это вызвано;

Какие дети часто ссорятся между собой;

Почему это происходит;

Каких детей часто обижают;

Как это объяснить.

2. Изучение взаимоотношений детей в старшей , подготовительной группах (по диагностической карте Г. А. Урунтаевой «Практикум по дошкольной психологии» ). Коэффициент взаимности, уровень благополучия отношений , индекс изолированности, предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

Ход ПРАКТИКУМА.

II. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Вопросы для воспитателей :

1. Что такое межличностные отношения ?

2. Что такое общение?

Выступление методиста.

Отношения с другими людьми зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в дошкольном возрасте. Первый опыт таких отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. От того, как сложатся отношения ребенка в первой в его жизни общественной формации – в группе детского сада , – во многом зависят последующий путь его личностного и социального развития, его дальнейшая судьба. Если эти отношения складываются благополучно, если ребенок тянется к сверстникам и умеет общаться с ними, никого не обижая и не обижаясь, то можно надеяться, что и в дальнейшем он будет нормально чувствовать себя среди окружающих его людей.

Очень серьезная роль в формировании детских межличностных отношений принадлежит педагогам, работающим в ДОУ.

В средней, старшей группах детского сада существуют достаточно устойчивые избирательные отношения . Если в младшем возрасте это не чувствуется – дети просто выделяют сверстников из всех окружающих людей, – то в старшем и среднем дошкольном возрасте это ощущается. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников : одни становятся более предпочитаемыми, другие – менее. С одними хотят играть большинство, других в игру не принимают. Вот здесь можно выделить социальные статусы детей : лидеры, предпочитаемые, пренебрегаемые, отверженные. Психологи считают, что в детском саду не очень уместен термин «лидер» . Поэтому мы будем говорить о таких типах – предпочитаемые, принятые, не принятые, изолированные.

группе «заразиться» звездной болезнью.

воспитатель

отношению

детский сад .

Как можно выявить социальный статус ребенка, определить, какое место он занимает в группе сверстников ?

Положение ребенка в группе и отношение к нему сверстников обычно выясняются социометрическими методами, адаптированными для дошкольного возраста. В этих методиках в различных воображаемых ситуациях дети осуществляют свой выбор предпочитаемых и не предпочитаемых членов своей группы .

Предлагаем несколько примеров таких методик.

«Два дома» . Ребенку предлагается рисунок двух домиков, один из которых красивый, большой светлый, а другой – маленький, черный и невзрачный. Его просят представить, что красивый дом принадлежит ему и что туда можно приглашать друзей и всех, кого захочешь. «Подумай, кого из ребят твоей группы ты бы пригласил к себе пожить, а кого бы поселил подальше, в черный дом».

«Капитан корабля» . «Если бы ты был капитаном корабля, кого из группы ты бы взял в помощники, когда отправился в дальнее путешествие? Кого бы ты не взял с собой в плаванье, кого бы оставил на берегу?»

«Три открытки» . «Подари эти три картинки тем детям, кому хочешь. Если бы у тебя было много таких картинок, и ты бы раздал всем детям в группе , но кому-то троим, не хватило бы – кому бы ты не дал?»

«Выбор партнеров для общения» . «С кем бы ты хотел рисовать (играть, читать и т. д. ?»

Дети, которые получают наибольшее число отрицательных выборов и которых избегают и отвергают сверстники, должны стать объектом пристального внимания и практической работы педагога .

В этом случае главная работа воспитателя заключается в том , чтобы помочь ребенку преодолеть отчужденное отношение к сверстникам , увидеть в них не противников и конкурентов, а близких и связанных с ним людей. Такая задача может решаться не в лабораторных условиях и не через интерпретацию художественных произведений или проективных ситуаций, а в реальной практике детских отношений в конкретной группе детского сада . Для решения этой задачи служат специальные коррекционные игры и занятия.

Схема группе »

Фамилия, имя ребенка ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

5 Не отходит от воспитателя , избегает других детей в группе

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям

III. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Для того чтобы преодолеть отчужденную позицию в отношениях со сверстниками , разрушить у ребенка страх, что его отвергают, необходимо проводить игры, в которых дети должны говорить ласковые имена, видеть и подчеркивать друг в друге только хорошее, стараться сделать друг для друга приятное. Такое внимание помогает проблемным детям осознать свое агрессивное поведение, снять негатив от общения со сверстниками. Попробуем и мы сегодня в них поиграть, чтобы потом включить их в работу с детьми.

«Добрые волшебники» сказку :

Из желающих детей воспитатель ему :

«Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки» . Взрослый объявляет :

«Комплименты»

«Подарки» . Перед игрой воспитатель мелочи группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки.

«Давайте сделаем так

«Конкурс хвастунов» объявляет :

VI. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Приложение 1.

Социальные статусы детей.

Предпочитаемые – эти дети находятся в группе в атмосфере любви и поклонения. Их ценят за красоту, обаяние, за способность быстро реагировать в разных ситуациях и быть лояльным, за уверенность в себе, за способность, не колеблясь брать на себя ответственность, не боятся риска и пр. Однако дети с особенно высокой популярностью могут «заразиться» звездной болезнью.

Принятые – эти дети особенно не выделяются, не имеют никаких замечаний, это дети с доброй душой, им доверяют, с ними советуются сверстники, с ними хотят играть, хотя воспитатель иногда не видит в них ничего примечательного.

Пренебрегаемые, не принятые – эти дети часто чувствуют по отношению к себе равнодушие сверстников или их неприязнь. Не принятые дети чаще всего драчуны, забияки, с ними не хотят играть именно из-за этого.

Изолированные – это обычно тихони, их не видно, не слышно, они не участвуют в общих делах и играх, отказываются от всего, что им предлагают. Такого ребенка могут даже не заметить, если он не пришел в детский сад .

Приложение 2.

Схема «Оценка неблагополучия ребенка в группе »

Фамилия, имя ребенка ___

Возраст ___ Дата проведения наблюдения ___

№ п/п Показатели О Ч И Р Н

1 Играет в одиночестве

2 Сидит в стороне и наблюдает за другими детьми

3 Его попытки установить контакт с другими детьми терпят неудачу

4 Играет только с одним и тем же партнером

5 Не отходит от воспитателя , избегает других детей в группе

6 Вступает в конфликт с другими детьми

7 Ссорится, обижает других детей

9 Жалуется воспитателю

10 Намеренно мешает детям (ломает постройки, прячет или разбрасывает предметы для игр, пр.)

О – очень часто, Ч – часто, И – иногда, Р – редко, Н – никогда.

Приложение 3.

«Добрые волшебники» . Дети садятся в круг, и взрослый рассказывает им сказку :

«В одной стране жил злой волшебник-грубиян. Он мог заколдовать ребенка, назвав его нехорошим словом. И все, кого он называл грубыми словами, переставали смеяться и не могли быть добрыми. Расколдовать такого несчастного ребенка можно было только добрыми, ласковыми именами. Если у нас есть такие дети, давайте попробуем их расколдовать».

Из желающих детей воспитатель выбирает непопулярных, агрессивных детей и просит других помочь ему : «Кто сможет стать добрым волшебником? Чтобы расколдовать Васю, надо называть его ласковыми, добрыми именами». Обычно дети с удовольствием вызываются быть добрыми волшебниками.

«Волшебные очки» . Взрослый объявляет :

«Я хочу показать вам волшебные очки. Тот, кто их наденет, видит только хорошее в других, даже то, что человек прячет от всех. Вот сейчас я примерю эти очки. … Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!»

Подходя к каждому ребенку, взрослый называет какое-либо его достоинство.

«А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может быть, вы заметите то, что раньше не замечали».

Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей.

«Комплименты» . Дети становятся в круг. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько слов, похвалить за что-то, пожелать что-то хорошее. Упражнение проводится по кругу.

«Подарки» . Перед игрой воспитатель готовит различные привлекательные для детей мелочи : маленькие игрушки, ленточки, значки, коробочки и т. д., которые детям приятно было бы получить в подарок. В группе объявляется праздник, а на праздник всегда дарят подарки. «Давайте сделаем так : пусть каждый из вас выберет то, что ему понравится, положит в коробку и потом подарит, кому захочет», – говорит педагог.

По очереди дети с подарками подходят к тем, кому хотят подарить. Звучат слова благодарности.

«Конкурс хвастунов» . Дети садятся в круг в случайном порядке, а взрослый объявляет :

«Сегодня мы с вами проведем конкурс хвастунов. Выиграет тот, кто лучше похвастается, но хвастаться мы будем не собой, а своим соседом. Ведь это так приятно и так почетно – иметь самого лучшего соседа. Посмотрите внимательно на того, кто сидит справа от вас. Подумайте, что в нем есть хорошего, какие хорошие поступки он совершил, чем он может понравится. Не забывайте, что это конкурс и что выиграет тот, кто найдет в своем соседе больше достоинств».

Такая организация игры вызывает даже у замкнутого или враждебно настроенного ребенка интерес к сверстнику и явное желание найти у него как можно больше достоинств.

V. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Боршевецкая Л. А. Мотивация педагогов : средства, направленные на развитие личности. // Директор школы, № 10, 2005, с. 25 – 30.

2. Васильева А. И., Бахтурина Л. А., Кобитина И. И. Старший воспитатель детского сада . – М.: «Просвещение» , 1990.

3. Волобуева Л. М. Работа старшего воспитателя ДОУ с педагогами . – М.: «Сфера» , 2004.

4. Ильина Т. Н. Активные методы обучения педагогов в ДОУ. //Управление ДОУ, № 1, 2008, с. 75 – 77.

5. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО ПРЕСС , 2008. – 96 с.